Меню
Бесплатно
Главная  /  Животные  /  Закон единства и взаимодействия противоположностей. Универсальный закон единства и взаимодействия противоположностей Двойственная природа нэпа

Закон единства и взаимодействия противоположностей. Универсальный закон единства и взаимодействия противоположностей Двойственная природа нэпа

Преподаватели всегда проверяют уникальность сдаваемых работ. Вы можете использовать эту работу для подготовки своего проекта или закажите уникальную .

Доработать

Введение

  1. Понятие противоположностей и противоречия. Диалектическое противоречие как естественный источник самодвижения и саморазвития материи.
  2. Относительность единства и абсолютность борьбы между диалектическими противоположностями. Материальный объект как материальный процесс.
  3. Виды противоречий и их разрешение.
  4. Диалектическое противоречие как закон познания.

Заключение
Список используемой литературы

Введение

Характер всеобщих, устойчивых и необходимых связей между явлениями, сторонами, свойствами окружающей действительности в процессе ее развития раскрывается прежде всего в трех основных законах диалектики.

Законы диалектики являются законами и бытия, и познания. Иными словами, действию этих законов "подчиняются" не только явления материального мира, но и сфера познания. Более того, в качестве законов познания они являются логическим и методологическим инструментом освоения еще не познанных явлений после того, как объективные законы познаны, они превращаются в сознательно используемые принципы и приемы теоретического мышления, выступают уже и как законы познания, которые не исчерпываются, конечно, законами диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей играет особую роль в структуре диалектики, так как раскрывает источник развития и движения.

Анализ данного вопроса, является одним из основных в системе курса философии. Подобный анализ потребовал всестороннего исследования совокупности факторов по проблематике данного вопроса.

1. Понятие противоположностей и противоречия. Диалектическое противоречие как естественный источник самодвижения и саморазвития материи.

Главный из основных законов диалектики является закон единства и взаимодействия противоположностей , который логически следует из принципа универсальной взаимосвязи. Он объясняет источник и движущие силы развития. Для более подробного рассмотрения его сути необходимо охарактеризовать категории, связи между которыми и составляют его главное содержание.

Вопрос о противоречиях - центральный в диалектике. Учение о единстве противоположностей составляет ее "ядро", "суть". Особая значимость проблемы противоречия определяется тем, что все происходящее в мире содержит в себе противоположность. Известен, например, в Древнем Египте миф о борьбе Осириса и его сына Гора, олицетворявших добрые начала (свет), со злым богом Сетом -носителем зла и тьмы. В Древней Индии в ведийском пантеоне богов главный Индра - бог молнии, грома и разрушительных стихий. Его основные функции - борьба с демонами, символизирующими темные силы и хаос. В мифологии Китая утверждалось, что мир и все в нем существующее - результат действия и столкновения противоположных сил Инь и Ян. Инь и Ян - противоположности добра и зла, красоты и безобразия, правды и лжи, мужчины и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслаждения и страдания, четного и нечетного, левого и правого, холода и тепла и т.д.

Сформировавшаяся еще в рамках мифологического мировоззрения идея неразрывной связи противоположностей была принята многими древними философами. В дальнейшем признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших оснований, разделяющих диалектику и метафизику. Уже греческий мыслитель Гераклит истолковывал противоречия как движущий принцип возникновения и гибели в природе: враждующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу.

Много веков спустя идеалист-диалектик Гегель воспроизвел ту же мысль в иных словах: "Противоречие же есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно", "нечто жизненно, только если оно содержит в себе противоречие". Впрочем, сформулированное Гегелем положение касается у него прежде всего саморазвития понятий. Творящим же природу фактором в философии Гегеля выступает внешняя для материи сила - абсолютный дух.

В данной связи следует обратить внимание на то, что многие философы-метафизики стремятся вообще "изъять" противоречия из бытия. Они допускают их лишь в качестве феномена мышления, возникающего из-за нарушений требований формальной логики.

Между тем противоречие - не только признак смутной мысли, а прежде всего определяющий элемент объективной диалектики природы и общества. Уже сама материя противоречива: она бесконечно многообразна в своих проявлениях и в то же время едина как объективная реальность, как субстанция. Движение - тоже есть единство противоположностей: изменения и покоя, непрерывного и прерывного. Даже простое механическое перемещение может осуществляться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно - в другом; что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем. Движение и есть постоянное возникновение и одновременное разрешение этого противоречия. Игнорирование объективной противоречивости движения может вести к отрицанию самого движения, о чем и свидетельствуют известные апории древнегреческого философа Зенона. Зенон в рассуждении "Ахиллес и черепаха" обосновывает невозможность будто бы теоретического объяснения (а тем самым и факта) движения следующим образом. Представьте: быстроногий Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит разделяющее их расстояние, черепаха продвинется несколько вперед. Как только Ахиллес пробежит новое расстояние, черепаха опять-таки немного переместится вперед, и так до бесконечности. Получается, что Ахиллес никогда не догонит черепаху. В чем здесь ошибка? Все в том же - в игнорировании объективного единства прерывности и непрерывности.

Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставляет ему бесконечную непрерывность времени. Он акцентирует лишь прерывность пространственного перемещения. Без внимания остается момент непрерывности процесса. Но движение суть противоречие, единство названных противоположностей. Пространство также и непрерывно (протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою очередь, есть единство непрерывности (течения) и прерывности (длительности).

Всеобщий и объективный характер противоречий можно проиллюстрировать и более конкретно. В неорганической природе противоречия существуют в форме отношений частиц и античастиц, вещества и поля, притяжения и отталкивания, действия и противодействия, положительного и отрицательного электрических зарядов, волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов, окислительных и восстановительных процессов, адсорбции, десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, жизни и смерти, организма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межвидовыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в отношениях между производительными силами и производственными отношениями, государством и обществом, частными и групповыми интересами, целеполаганием и стихийностью и т.д. У человека как личности существуют противоречия между разумом и чувствами; между общественным опытом, усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями и намерениями человека и условиями их реализации; между индивидуальным и общественным сознанием; между знанием и мнением и пр.

В творческой работе инженера противоречия обнаруживаются между различными требованиями, предъявляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам техники на каждом уровне их развития.

Какой же смысл вкладывается в выражение "противоречие"?

Диалектическое противоречие - это наличие в объекте альтернативных сторон, свойств, моментов, тенденций, которые в то же время предполагают друг друга и в составе данного объекта существуют лишь во взаимной связи, в единстве. Диалектическая противоположность - это сторона противоречия. Диалектическое противоречие отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их «борьбу». Предельным случаем противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти альтернативных свойств, моментов, тенденций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т.д.

Противоположности могут приходить в столкновение лишь постольку, поскольку они находятся в связи, образуя Целое, в котором один момент так же необходим, как и другой. Эта необходимость противоположных моментов и составляет жизнь целого. Таким образом, развитие предметов есть раздвоение противоречивого единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий. При этом единство противоположностей, выражая устойчивость объекта, оказывается относительным, преходящим. Всякое развитие есть возникновение альтернатив, противоречий, различий, противоположностей, их разрешение и в то же время возникновение новых противоречий и противоположностей.

Обычно противоречие соотносят с тождеством, рассматривая их нередко как несовместимые категории. Философы-метафизики не видят связи между ними, полагая, что вещи сами по себе суть тождество, т е нечто единое, сохраняющееся и непротиворечивое. Разумеется, если рассматривать предмет изолированно, вне связи с другими объектами, противоречие в явной форме может не обнаружиться. Ведь понятие противоречия касается в первую очередь характеристики отношений и лишь через них - вещей и их свойств. "Противоречие - писал Гегель, - выступает только там, где есть отношение". Это может быть отношением вещи к самой себе, составляющих ее элементов друг к другу, каждого из них к целостной структуре, данной системы к иным объектам.

Возьмем, например, такое природное явление, как свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой воспринимаемый глазом человека поток электромагнитного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму (другими словами, рассматривать в конкретном объективном отношении), то он разлагается в спектр различных цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются различия, определяемые разной длиной составляющих видимый свет электромагнитных волн.

Как не может быть абсолютно неизменных обособленных и бесструктурных материальных образований, так нет и абстрактного тождества, исключающего различия, а тем самым и противоречия. Различие - это отношение несовпадения, неоднородности, изменчивости элементов самой вещи, а также свойств данной вещи и других объектов. Диалектически понимаемое тождество всегда содержит в себе различия. Различия в вещах и между ними могут быть несущественными (по степени и интенсивности проявления каких-либо общих свойств) и существенными (по разнопорядковости свойств и разнонаправленности тенденций изменения).

Существенные различия принимают форму противоположностей, когда имеет место отношение несовместимости, взаимоисключения некоторых свойств внутри вещи или между разными объектами. Грань между различиями и противоположностями подвижна, они могут переходить друг в друга. В одних взаимосвязях данный предмет находится в отношении различия, в других - в отношении противоположности. Вода и бензин различны как жидкости и противоположны по свойствам в отношении к огню.

Отношение противоположности элементов, объектов реальности, их сторон и свойств выражает присущую всем явлениям действительности противоречивость. Противоречие - самая глубокая по содержанию и важнейшая категория материалистической диалектики, ее определяющего закона. Понятием противоречия фиксируются не просто существующие объективно отношения различия и взаимоисключения противоположностей, но и момент необходимой взаимообусловленности отрицающих друг друга сторон. Противоречие - это единство взаимоисключающих друг друга противоположностей. Здесь уместно напомнить отмеченное ранее разделение отношений на три вида: относительной изолированности, постоянной взаимозависимости, дискретного действия. При изолированности (относительной обособленности) предмета он рассматривается как себе тождественный объект, как отношение абстрактной противоположности другим предметам. Натрий и хлор - противоположные по химическим свойствам элементы. Они и в природе существуют раздельно, входя в состав различных соединений. Лишь в хлориде натрия (поваренной соли) эти химические противоположности образуют единство, вступая в отношение противоречия.

Противоречие, значит, существует лишь как отношение взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимопроникновения противоположностей. Таковы, например, отношения противоположностей в микромире: сочетание в единстве взаимоисключающих свойств элементарного и сложного, действительного и виртуального (возможного), положительного и отрицательного, корпускулярного и волнового и др. Отношение противоположностей приобретает новое качество в случае их непосредственного действия друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, напряженность, "борьба" противоположностей. Примеры такого рода противоречий: взаимодействие электронов и нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в химических реакциях, взаимоотношение хищников и жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататорском обществе и т.п. Именно во взаимодействии противоположностей таится движущая сила противоречий.

В противоречиях - импульс самоизменения, источник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное. Если бы вещи представляли собой постоянное тождество самим себе, без различий и противоположностей, они были бы абсолютно неизменными. Как способ существования материи движение есть функционирующее противоречие. Оно выступает как развертывающееся взаимодействие исключающих друг друга противоположностей. В динамическом взаимодействии противоположностей они объективно играют разную роль: одна из них выполняет положительную функцию сохранения существующего противоречия, другая - отрицательную, поскольку от нее исходит направленное на упразднение данного противоречия действие. Сохранение специфики вещи обусловливается конкретным единством противоположностей. Борьба же противоположностей и их взаимоотрицание - побуждающий к качественным изменениям фактор. В борьбе противоположностей происходит их взаимодействие, т.е. осуществляется перенос между ними вещества, энергии и информации. В силу борьбы противоположностей имеет место изменение отношений между ними, а тем самым -поэтапное развертывание и углубление противоречий. В конечном счете взаимодействие противоположностей приводит к разрешению противоречия. Оно может осуществляться в различных формах: переходом противоположностей друг в друга, соответственно в более высокие формы; победой одной противоположности над другой; упразднением (исчезновением) обеих противоположностей при коренном преобразовании предмета. В движении противоречий, таким образом, заключается коренная причина качественных изменений явлений действительности, отрицания старого и возникновения нового. Тем самым противоречие выполняет в развитии функцию источника и движущей силы.

2. Относительность единства и абсолютность борьбы между диалектическими противоположностями. Материальный объект как материальный процесс.

Всем предметам и явлениям окружающего мира свойственна относительная устойчивость, определенность, иначе они просто не существовали бы. Этот момент постоянства, устойчивости, единства, многообразия и непрерывности отражается в категории тождество.

Вместе с тем каждый предмет, явление находятся в постоянном движении, изменении. В одну и ту же реку нельзя войти дважды. Гераклит выразил в этой формуле текучесть, подвижность, изменчивость, неповторимость предметов или их различие.

С точки зрения диалектики в реальной жизни нет абсолютного различия, как нет и абсолютной текучести. Эти понятия существуют только в мышлении, как, например, понятие абсолютно черного тела. В действительности тождество и различие взаимосвязаны и переплетаются, поэтому в реальности каждая вещь не только равна, т. е. тождественна самой себе, но и различна одновременно. Например, любой растительный или животный организм каждое мгновение меняется, во-первых, потому, что он непрерывно усваивает одни и выделяет другие вещества, во-вторых, из-за того, что происходящие в нем физиологические процессы существенно изменяют внутренние характеристики самого организма. В неорганической природе все также пребывает в состоянии непрестанных механических, электрических, химических изменений, начиная от минералов, кончая всей Землей. Таким образом, любой объект, сохраняя до поры до времени ряд своих характеристик (в этом отношении он тождествен с самим собой), в то же время утрачивает ряд других характеристик и приобретает новые (в этом проявляется его отличие от самого себя).

Рассматривая единство противоположностей , следует отметить, что оно условно, относительно в смысле их равновесия, равнодействия. Равнодействие противоположностей временно, имеет место лишь в определенные периоды существования явления, в моменты его относительного покоя, устойчивости в процессе развития, то есть только тогда, когда происходят лишь количественные изменения этого явления и оно сохраняет свою качественную определенность. Это равнодействие нарушается, как только явление начинает претерпевать качественные изменения, когда период относительного покоя кончается и данное явление начинает превращаться в другое. Единство же противоположностей в смысле их сосуществования в одном явлении и наличия взаимосвязи между ним и имеет место всегда, когда есть борьба противоположностей, ибо без этого борьба противоположностей невозможна.

Что же касается борьбы противоположностей, то она абсолютна потому, что имеет место во все периоды существования явления и в период перехода его в другое явление. Борьба противоположностей, которая происходит и во время относительного покоя, в момент перехода явления в другое качественное состояние обостряется до предела. Переход от одного явления к другому как раз потому и происходит, что одна из противоположностей получает решающий перевес над другой, "побеждает " ее и тем самым обусловливает разрешение противоречий. Борьба противоположностей является активным, движущим фактором; она выражает абсолютный характер движения и всегда имеется на лицо в процессе развития.

Абсолютность борьбы противоположностей состоит в том, что в их взаимодействии создается в объекте внутреннее "напряжение", возникает импульс к изменению и формируются тенденции его развития. Единство же противоположностей относительно в том смысле, что с развертыванием и разрешением противоречия меняются конкретные формы их борьбы, но сама она остается непреходящей. В единстве противоположностей - основа устойчивости системы, в их борьбе - стимул ее изменения.

Иного взгляда придерживаются приверженцы выдвинутой в XIX в. философами-позитивистами так называемой теории равновесия. С их точки зрения, в функционировании объекта равновесное состояние сменяется неравновесным, а затем на смену ему снова устанавливается равновесие. Равновесное состояние системы позитивисты считали "нормальным", а противоречия в ней - чем-то случайным и несущественным.

Таким образом, внутренние противоположности находятся и в единстве, и в противоречиях, в борьбе. При этом их единство, равноденствие относительно, а борьба абсолютна.

Противоречия не являются вечными и не разрешимым и, так как они не мертвы, не статичны, а находятся в движении и развитии: зарождаются, созревают и разрешаются. При этом противоречия не могут быть разрешены путем примирения противоположностей. По мере их развития противоположности все более поляризуются, противоречия между ним и усиливаются, достигая в конце концов такой степени обострения, при которой их разрешение становится не обходимым условием дальнейшего развития явления, перехода его в новый этап или в другое, новое явление. В этом случае примирение противоположностей, если бы оно было возможно, означало бы не разрешение противоречия, а его с охранение. Поэтому действительное разрешение противоречия возможно лишь путем его преодоления. Преодолено же оно может быть только в борьбе противоположностей, путем победы одной из них и поражения другой, победы нового над старым. Противоположности данного процесса занимают не равнозначное положение в нем.

Одна из них прогрессивная, другая - регрессивная. В связи с тем, что противоречия развиваются, они могут быть разрешены не в любой момент, а лишь тогда, когда достаточно созреют для этого. Вместе с созреванием противоречий складываются условия и силы для их разрешения.

Единство и борьба противоположностей представляют собой условие развития явлений. Без единства противоположностей между ним и не может быть противоречий и борьбы. Между разобщенными и независимыми явлениями не бывает никаких противоречий. Для возникновения противоречий необходима определенная связь между явлениями. Возникнув, противоречия, борьба противоположностей, становятся активным, движущим началом. Развитие всех явлений происходит через возникновение и разрешение противоречий, которые стимулируют поступательное, прогрессивное движение от низшего к высшему.

Борьба противоположностей как источник всякого развития всегда выступает в конкретных формах. При этом действие закона единства и борьбы противоположностей связано с особыми законами различных форм движения материи, выражающими специфические источники и стимулы каждого данного движения. Дело в том, что эти особые законы осуществляются через борьбу противоположных сил и тенденций, в которой и находит свое конкретное выражение рассматриваемый закон диалектики.

Например, основным законом развития живой природы является противоречивое взаимодействие таких противоположностей, как организм и среда. С этим противоречием тесно связаны и все другие противоречия жизни.

Так, с противоречием между организмом и средой связан противоречивый процесс обмена веществ, происходящий во взаимодействии ассимиляции и диссимиляции, ибо обмен веществ в конечном счете совершается между организмом и средой. Организм связан со средой как относительно самостоятельная, устойчивая система обмена веществ, предъявляющая определенные требования к условиям среды. Вследствие того, что эти условия непрерывно изменяются, постоянно возникают противоречия между организмом и средой, разрешение которых приводит к совершенствованию организма, к его приспособлению к усложняющимся условиям существования.

Постоянное возникновение и разрешение этих противоречий поэтому и является источником развития организмов.

Борьба противоположностей происходит и в общественной жизни, представляя здесь внутренний источник развития. Так, взаимодействие противоположных сторон производства - производительных сил и производственных отношений, является главным внутренним источником развития производства.

Основная закономерность и движущая сила развития человеческого познания заключается во взаимодействии теории и практики, которое также является единством и борьбой противоположностей. Между теорией и практикой постоянно возникают и разрешаются противоречия. Новые факты и требования практики вступают в противоречия со старыми, не соответствующими этим фактам и требованиям, теоретическими обобщениями и выводами. Разрешение этих противоречий, создание новых теорий, соответствующих новым данным и требованиям практики, каждый раз поднимает науку на новую ступень. Внутри самого процесса познания противоречия между теорией и практикой преломляются в противоречиях рационального и чувственного моментов познания, абстрактного и конкретного, а также в противоречии между безграничным и возможностями познания и ограниченным практическим осуществлением этих возможностей, относительностью знаний на, каждом данном этапе развития общества. Последнее противоречие является важным рычагом всего умственного прогресса.

Этот закон занимает особое место в составе материалистической диалектики. Не случайно его часто называют ядром диалектики. Это объясняется тем, что раскрыть сущность общих связей и развития невозможно в без выявления источника движения, развития. Причем речь идет не только об отдельных явлениях, процессах, но и мир вообще. Люди, осваивая окружающий мир, множество раз задавались вопросом о том, где следует искать причины, источник изменений, движения, развития. Религия решает эти вопросы, исходя из признания акта божественного сотворения мира и объяснение всего происходящего в мире, волей. Бога. Идеализм (и объективно и и субъективный) ищут ответы на эти вопросы в идеальном, духовном начале всего сущегосущого.

Материалистическая диалектика решает проблему общей структуры мира, общих связей и развития, исходя из признания материального единства мира. Если мир, как говорил. Гераклит, не создан никем из богов и никем из людей, то и источник движения, развития должно находиться в нем самом, как источник самодвижения, саморазвития. Ответ на этот вопрос и дает прежде закон единства и взаимодействия противоположных остеей.

Суть этого закона заключается в том, что вечная изменение, движение, развитие представляют собой процесс взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон, тенденций, взаимодействие которых, с одной стороны, характеризует ту или др.. Нину систему как таковую, с ее качественной определенностью, а с другой - приводит к изменению, развитие, переход в иное состояние, в другую с новыми качественными характеристикам.

В процессе познавательной и практической деятельности человек осознал, что во всех явлениях, процессах, системах имеют место противоположные, взаимоисключающие свойства, стороны, тенденции, в то же время взаемообу умовлюють друг друга и только вместе характеризуют ту или иную систему как целостность, то есть они находятся в единстве. Да, жизнь организма составляет, с одной стороны, рождение, развитие новых клеток, а с другой - отмирание старых. Только взаимодействие этих взаимоисключающих тенденций - рождения и умирания - обеспечивает существование организма как целостности. В круглой капельке воли на промасленной бумаге взаимодействуют силы притяжения и отталкивания, что и предопределяет ее шарообразную форму. В результате взаимодействия этих же сил - притяжения и отталкивания - облако плывет над землей на определенной высотсоті.

Таким образом, противоположности - это наличие в предметах, явлениях, процессах взаимоисключающих и взаемообумовлюючои друг друга свойств, сторон, тенденций, взаимодействие которых характеризует их с точки зрения их хньои качественной определенности, целостности. Противоположности имеют место во всех сферах действительности, в отношениях, в предметах, явлениях. Это мы наблюдаем даже в таких отношениях, как плюс-минус, большое - я ле, тяжелое-легкое, длинное - короткое, прямое - кривое, начало - конец т.д.. Значительно более сложные противоположности характеризуют системы как тенденции их развития: дифференциация и интеграция , создание и руйнув. Ання тощощо.

Противоречие - это взаимодействие противоположностей, что обусловливает существование, функционирование явлений, процессов (единство), а также их изменение, движение, развитие (противодействие,"борьба"). Противоречие выступает как внутренний и импульс, побудитель изменений, движения, развитияу.

Например, внутренним импульсом любой жизнедеятельности является потребность. Как отмечалось ранее, она выступает прежде всего как противоречие между необходимостью существования, функционирования организма и ограниченностью или и отсутствием внутренних средств, возможностей обеспечения этой необходимости. Живой организм - сложная энергетическая система, все время нуждается в пополнении запаса энергии. Это достигается путем об мину веществ с условиями существования. Обострение этих противоречий заставляет организм вступать в определенные связи и отношения с окружающим миром в поисках необходимых средств для обеспечения своего существования. Итак, жизнь - это непрерывный процесс разрешения и воспроизведения этих противоречий, удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей. Если потребности организма не удовлетворяются, он гинн гине.

В любой жизнедеятельности проявляются две противоположные тенденции, которые, однако, взаимообуславливают друг друга: изменчивость и наследственность. Изменчивость выражает необходимость приспосабливаться к условиям, постой йно меняются. В этом процессе приспособления возникает система условных рефлексов, позволяющих организму ориентироваться в этой сложной меняющейся ситуации. В то же время в процессе жизнедеятельности возникают устойчивые особенности, которые сохраняют взаимосвязь между различными ступенями становления и функционирования организма. Они фиксируются в системе безусловных рефлексов, инстинктов. Только взаимодействие изменчивости и наследственности обеспечивает поступательное развитие, сохранение жизни. Вопрос о единстве и взаимодействии противоположностей следует рассматривать в связи с конкретной действительностью, потому что всегда идет о противоречиях в реальных явлениях, процессах, системастемах

Противоречия бывают самые разные: внутренние и внешние, существенные и несущественные, основные и неосновные. Деление на внутренние и внешние противоречия не следует абсолютизировать. Они меняются местами зале ежно от того, в какой системе связей проявляются. Например, внутренние противоречия развития какого-либо государства являются внешними по отношению семейных, межличностных противоречий. Семейные противоречия могут висту пати как внешние по отношению внутренних противоречий духовной жизни человека. В то же время внутренние и внешние противоречия взаимодействуют и влияют друг на друга, на их протекания, обострения, способы водоворот ишеннрішення.

Можно еще сказать, что внешние противоречия - это противоречия между различными системами, которые, однако, входят в более общую систему. Человек и природа, имея свои внутренние противоречия, составляют две стороны и общей экологической системы и их внешние противоречия выступают в то время как внутренние противоречия этой всеобьеднуючои системми.

Выделяют также антагонистические и неантагонистические противоречия неантагонистический следует считать такие противоречия, решение которых не приводит к разрушению их основания и ликвидации противоположностей (м изменчивость и наследственность, условные и безусловные рефлексы и др.). Решение и воспроизведения этих противоречий обеспечивает поступательность развития при сохранении его основови.

Антагонистические противоречия - это противоречия, решение которых приводит к разрушению их единства и и основы этого единства, к конфликту, к уничтожению одной из противоположностей или обоих. Эти противоречия в особенно наглядно проявляются в общественной жизни в форме революций, войн, восстаний. Они могут проявляться в рамках семьи"ї.

Когда совместная жизнь становится невозможным и семья распадается, либо решаются эти противоречия-трагически, смертью одной или обеих сторон. Это же иногда наблюдается в межличностных отношениях, когда противоречия и обостряясь до предела, приводят к взаимной ненависти, к разрыву отношений или к трагическому конфликту.

В становлении и развитии противоречий можно заметить определенную последовательность. Сначала возникает различие, которая затем перерастает в несоответствии, а затем - в противостояние и несовместимость. На уровне отличным ности и несоответствия разрешения противоречий происходит при сохранении противоположностей, их взаимодействие осуществляется на одной и той же основе. На уровне противостояния, несовместимости, решения супер чности приводит к переходу к новой единства противоположностей, их взаимодействия на новой основе. Так, разрешения противоречий в рамках рабовладельческого общества привело к уходу с исторической арены основных социальных сил этого общества - рабов и рабовладельцев - с их интересами и взаимными отношениями. Разрешение противоречий этого общественного строя обусловило переход к феодализму с его новым и социальными субъектами - крепостными и феодаламалами.

В процессе развития неантагонистические противоречия могут превращаться в антагонистические и наоборот. Антагонистические и неантагонистические могут быть как внутренними, так и внешними. Антагонизм - это не са ами противоречия, а одна из форм, способов проявления суперечностеей.

Процесс развития - это процесс взаимосвязи многих противоречий. Поэтому его можно представить как линейное развитие. Взаимосвязь многих противоречий обусловливает возможности альтернативных направлений ро озвитку. Какой из них станет реальным, зависит от множества внутренних и внешних связей и отношений, от множества обстоятельств. Однако анализ множества противоречий, особенностей их развития и решения дает предвидеть основную направленность этого процессцесу.

Жизнь общества составляет сложный, противоречивый процесс, в котором взаимодействуют несколько линий развития. Как отмечалось, исходным импульсом жизнедеятельности является потребность. Животный способ жизнедеятельности - зад доволення потребностей в непосредственном взаимодействии с природой путем приспособления и уборки, осуществляется на основе системы условных и безусловных рефлексов, инстинктов - на каком-то этапе развития предка л. Иудины перестал соответствовать возможностям обеспечения его существования. Необходимость удовлетворения потребностей наткнулась на невозможности ее осуществления старым способом. Возникла несоответствие между потребностями и возм ивостямы их удовлетворения. Решение этого противоречия стало возможным путем опосредования потребностям процессом производства, в котором производство орудий труда и извлечения при их помощи средств к жизни стало особой потребностью. Удовлетворенная потребность всегда уступает место новой потребности, а новая потребность требует совершенствования орудий труда, стимулирует развитие самого человека и так без концаз кінця.

Однако переход к опосредования удовлетворения жизненных потребностей процессом производства оказался несоответствующим стадных отношений. Обострение этого противоречия, что привело к несовместимости, обусловило возникнет ния системы общественных отношений (экономических, брачно-семейных и др.), которые, возникнув как результат становления процесса производства, превратились в социальные формы, в которых и с помощью которых обеспе печуеться осуществления производства и жизнедеятельности вообщелі.

Но опосредования удовлетворения жизненных потребностей процессом производства и системой общественных отношений оказалось несоответствующим животного способа ориентации - системы условных и безусловных рефлексов, и инстинктов. Разрешение этого противоречия нашло свое выражение в возникновении нового типа ориентации в условиях опосредования удовлетворения жизненных потребностей - общественного сознания, концентрированным выражением которой стало производство, реализация и воспроизводство целей. Жизнь человека в ее становлении, стало процессом сознательного, целенаправленного воздействия на природу. Этот процесс оказался несовместимым с простым приспособлением и сбором. Познание свойств, связей, законов природы обусловили переход к сознательному, основанного на свободе способа преобразования мира и самого человека. Сознание и свобода, возникнув как результа т несоответствия жизнедеятельности человека животному образа жизни, превратились в предпосылки поступательного становления и развития обществьства.

Таким образом, жизнь человека составляет сложный процесс взаимосвязи множества противоречий, каждая из которых, взаимодействуя с другими противоречиями, обусловливает переход от низших к высшим формам общественной жизни

Не случайно закон единства и взаимодействия противоположностей рассматривается как важнейший закон диалектики. Более того, сама диалектика в своей сути рассматривается как учение о единстве противоположностей, о их взаимодействие, как учение о противоречиях. Именно противоречия является источником движения, развитияку.

Раз уж мы начали говорить о двух составляющих одного процесса, рассмотрели их гармоничные величины, то пришло время озвучивать следующий универсальный закон.

Универсальный Закон Единства и ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ противоположностей.

Вот такая форма взаимодействия давно стала нормой в нашем обществе

Я специально выделил слово «взаимодействие», наверняка, каждый из вас слышал эту фразу, но несколько в иной интерпретации. Слово «взаимодействие» заменили на слово «борьба» . Произошло это в начале прошлого, двадцатого века, и было сделано это сознательно, для того, чтобы масса действующих людей переключило свое мышление с нормального построения отношений на борьбу и разрушение.

Что мы и получили на целое столетие.

Я не хочу останавливаться на том, кто это сделал, зачем и так далее, это вы сможете найти в других источниках, я их укажу, там всё разложено по полочкам, подробно и аргументировано. Я остановлюсь лишь на значении слова «борьба» , к чему оно ведёт, и как надо действовать правильно.

В принципе, слово «борьба» ничего плохого в себе не несёт. Это возможность помериться силами с противником. Определить, кто сильнее в том или ином вопросе. Другое дело, как его применять. Если посостязались, посоревновались, и расстались друзьями, это одно дело. Но, если идёт разговор про обязательное уничтожение противника, тут всё значительно хуже, запускаются совершенно другие механизмы.

Мало кому удаётся удержать в себе состояние «борьбы» на уровне «состязания» . Это надо внутри иметь хороший фундамент для правильных реакций. Как правило, борьба с этого уровня начинает развиваться и, сначала возникает неприязнь к противнику, затем желание ему навредить по максимуму, а затем, просто избавиться, чтобы голова не болела. Нет человека, нет проблемы. Знакомое выражение.

Тут запускается очень простой, но всегда работающий механизм.

ЕСЛИ ТЫ КОГО- ТО ПОБЕДИЛ, ТО ЖДИ, ЧТО ЧЕРЕЗ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ВРЕМЯ ТЫ БУДЕШЬ ПОБЕЖДЁННЫМ.

Человек сам себе роет яму и включает механизм собственного уничтожения , собственной неудачи. И на кой это надо? Да потому что заменили всего одно слово в Универсальном Законе и получили массовый процесс взаимного уничтожения.

Ну скажите, зачем мужчине бороться с женщиной? Для того, чтобы показать свою силу? Так наступит время и женщина отплатит тем же, и кто выиграет?

Надо строить «взаимодействие» , надо искать способы взаимовыгодного сотрудничества, чтобы всем было хорошо, и мужчине, и женщине, и детям, и родственникам. Тогда семья получится. Где можно нормальное потомство растить и традиции закладывать.

А что мы сегодня имеем? Дети не уважают родителей. А почему? Да всё просто, родители всегда с кем-то боролись . Между собой, на работе, с капиталистами, с инакомыслящими, вот и заложили традиции борьбы в собственном доме, и, получают вполне закономерный результат.

А когда молодая мамаша орёт на своего ребёнка, что получается, у неё много шансов на то, что этот ребёнок будет её уважать? Минимум, скорее всего, так же будет на неё наезжать при первом же удобном случае. А уж в старости, сами понимаете, на аркане не затащишь к такому родителю.

Оглянитесь вокруг себя, в природе никто ни с кем не борется . Все противоположности между собой гармонично взаимодействуют. Этот закон и говорит о том, что все противоположности это часть единого целого, и для гармонии, для нормального течения процесса они должны правильно взаимодействовать между собой.

Мудрый человек не тот, кто всех победил, мудрый человек тот, кто построил процесс так, чтобы все составляющие между собой правильно взаимодействовали, правильно сочетались, оказывали друг на друга взаимовыгодное влияние.

И, как всегда, пример из бизнеса. Возьмём предприятие, где руководитель платит минимум своим работникам, лишь бы с голоду не померли, и на другое место не убежали, а при любом удобном случае и этого минимума лишает. Что этот бизнесмен делает? Он запускает механизм, в котором точно также будут использовать его. Но только более сильные структуры. Сами знаете какие. И это сработает обязательно. Это закон. И ровно настолько, насколько он будет манипулировать своими сотрудниками, ровно настолько будут манипулировать им. А ещё удивляется, откуда всякие напасти на его голову валятся. Да сам и запустил, винить некого.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский ме­тод.

Развитие - общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, ре­зультатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью, универсаль­ностью, поскольку они:

Охватывают все сферы окружающей действительности;

Раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи ста­рого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

Единства и борьбы противоположностей;

Переход количества в качество;

Отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключает­ся в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своем природе, находятся в борьбе и противо­речат друг другу (пример:; день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу противоположностей имел Гегель, считаю­щийся основоположником диалектики. По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами - тождественнос­тью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (яв­ление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть имен­но этот данный предмет.. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизмене­нию) предмета - движению. Например, существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению каче­ства общества, его обновлению.

Каждое явление внутренне раздвоенно, содержит взаимоисклю­чающие, противоположные тенденции: например, положительно за­ряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ас­симиляция и диссимиляция в организме, реакции соединения и раз­ложения в химии, интересы борющихся классов в обществе и т. д. Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимо-предполагать, взаимодополнять друг друга.

Закон единства и взаимодействия противоположностей являет­ся законом не только бытия, но и законом познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Методологическая роль закона единства и взаимодействия про­тивоположностей состоит в том, что он нацеливает на поиск, выде­ление и фиксацию этих противоположностей, нахождение формы их взаимопроникновения. Можно также выделить различные виды борьбы противополож­ностей внутри цельного явления:

■ борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, по­стоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» дру­гую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

■ борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителем» для побеждающей, благодаря чему по­беждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

■ антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет уничтожения другой.

Помимо борьбы, возможны иные виды взаимодействия:

■ содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

■ солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

■ нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

■ мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений

Закон перехода количественных изменений в качествен­ные изменения раскрывает общий механизм развития. Сущ­ность этого закона состоит в том, что изменение качества (специ­фики, природы) данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изме­нений достигает определенной границы.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера - единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количе­ственных изменений в качественные.

При определенных количественных изменениях обязательно ме­няется качество. При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происхо­дило изменение качества под влиянием количественных измене­ний) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие мо­менты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок». Категория «скачок» отра­жает сложный процесс перехода от старого качества к новому, ког­да количественные изменения выходят за границы меры. Скачки разнообразны по форме и по характеру протекания, по скорости и масштабу качественных изменений.

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цель­сию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нару­шения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в не­сколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 гра­дусов произойдет коренное изменение качества воды - она перей­дет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» про­цесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) - скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при тем­пературе ноль градусов по Цельсию в лед.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пере­ход количества в принципиально новое качество может произойти:

Резко, одномоментно;

Незаметно, эволюционно.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. Согласно этому закону, развитие есть процесс, складываю­щийся из определенных циклов.

Категория «отрицание» отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным об­разом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является со­держательным процессом и означает не просто уничтожение старо­го явления, но возникновение нового, находящегося в определен­ной связи с отрицаемым. Включение в состав новой вещи некото­рых «положительных» элементов отрицаемого качества в перера­ботанном виде называется «снятием». Для снятия характерны три взаимосвязанных аспекта: преодоление, сохранение и подъем на новую, более высокую ступень.

Отрицание старых форм новыми - причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности раз­вития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие ос­новные точки зрения:

Развитие - только поступательный процесс, переход от низ­ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

Развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

Развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близ­кой к истинной является вторая: развитие может быть как восходя­щим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

■ организм человека развивается, крепнет (восходящее разви­тие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нис­ходящее развитие);

■ исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сме­нился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

В диалектике под двойным отрицанием понимают такое, которое завершает определенный цикл развития (типичный пример: зерно-стебель- зерна колоса). Таким образом, двойной переход противо­положностей не будет буквальным возвратом в прежнее состояние, т.е. возврат якобы к старому сопровождается обогащением, прира­щением развития, когда развитие идет не по замкнутому кругу, а по спирали, имеет место поступательность в развитии. Иногда возврат осуществляется путем большого количества скачков, ряда отрица­ний. Количество отрицаний и способ отрицания зависит от конкрет­ной специфики того или иного явления.