Меню
Бесплатно
Главная  /  Пчеловодство  /  Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации. Общие сведения о мобилизации и мобилизационной Перечень мероприятий плана по мобилизационной подготовке

Основные понятия мобилизационной подготовки и мобилизации. Общие сведения о мобилизации и мобилизационной Перечень мероприятий плана по мобилизационной подготовке

Подготовке

Вопросы мобилизации и мобилизационной подготовки в РФ регламентированы Федеральным законом «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» N 31-ФЗ от 26 февраля 1997 года.

Под мобилизационной подготовкой в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики Российской Федера­ции, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовке органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления и организаций, подготовке Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на воен­ное время в соответствии с Федеральным законом «Об обороне» специальных формирований (далее специальные формирования) к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время.

Под мобилизацией в Российской Федерации понимается комплекс мероприятий по переводу экономики Российской Фе­дерации, экономики субъектов Российской Федерации и эконо­мики муниципальных образований, переводу органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени, переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова­ний, органов и специальных формирований на организацию и со­став военного времени. Мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Основными принципами мо­билизационной подготовки и мобилизации являются: централи­зованное руководство; заблаговременность; плановость и кон­троль; комплексность и взаимосогласованность.

2) научное и методическое обеспечение мобилизационной подго­товки и мобилизации;

3) определение условий работы и подготовка органов государст­венной власти, органов местного самоуправления и организаций к работе в период мобилизации и в военное время;



4) проведение мероприятий по переводу органов государствен­ной власти, органов местного самоуправления и организаций на работу в условиях военного времени;

5) подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных форми­рований к мобилизации;

6) проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск, воинских формирований, органов и специ­альных формирований;

7) разработка мобилизационных планов экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и эко­номики муниципальных образований, мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воин­ских формирований, органов и специальных формирований (да­лее - мобилизационные планы);

8) подготовка экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и экономики муниципальных образований, подготовка организаций к работе в период мобили­зации и в военное время;

9) проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, экономики субъектов Российской Федерации и эко­номики муниципальных образований, переводу организаций на работу в условиях военного времени;

10) оценка состояния мобилизационной готовности Российской Федерации;
11) создание, развитие и сохранение мобилизационных мощно­стей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований и нужд населения в воен­ное время;

12) создание и подготовка специальных формирований, предна­значенных при объявлении мобилизации для передачи в Воору­женные Силы Российской Федерации или использования в их ин­тересах, а также в интересах экономики Российской Федерации;

13) подготовка техники, предназначенной при объявлении моби­лизации для поставки в Вооруженные Силы Российской Федера­ции, другие войска, воинские формирования, органы и специаль­ные формирования или использования в их интересах;

14) создание, накопление, сохранение и обновление запасов ма­териальных ценностей мобилизационного и государственного ре­зервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров и неф­тепродуктов;
15) создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую про­дукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспече­ния населения и объекты, являющиеся национальным достоя­нием;
16) подготовка и организация нормированного снабжения насе­ления продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания и обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время;
17) создание в установленном порядке запасных пунктов управ­ления органов государственной власти, органов местного само­управления и организаций и подготовка указанных пунктов управления к работе в условиях военного времени;

18) подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время;

19) организация воинского учета в органах государственной вла­сти, органах местного самоуправления и организациях;

20) подготовка граждан по военно-учетным специальностям для комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, дру­гих войск, воинских формирований, органов и специальных фор­мирований в период мобилизации и в военное время;

21) бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях;

22) проведение учений и тренировок по мобилизационному раз­вертыванию и выполнению мобилизационных планов;

23) повышение квалификации работников мобилизационных ор­ганов;
24) международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Мобилизационный план является совокупностью докумен­тов, отражающих все основные мероприятия, обеспечивающие планомерное и своевременное выполнение мобилизационных заданий.

Он разрабатывается в мирное время с учетом конкретных осо­бенностей местных условий, а также возможной обстановки мобилизационного периода и должен отвечать следующим тре­бованиям:

Отражать содержание, объем и порядок выполняемых работ, обеспечивать организованность и своевременность их проведе­ния;

Иметь четкую согласованность и увязку мероприятий по вре­мени и месту их проведения;

Определять потребность в силах и средствах, необходимых для
выполнения каждого мероприятия;

Определять задачи начальников и исполнителей мобилизацион­ных органов на все периоды подготовки и мобилизационного развертывания;

Обеспечить руководителей органов здравоохранения данными,
необходимыми для осуществления четкого и непрерывного управления перевода на работу в условиях военного времени, от­мобилизованием спецформирований, (формирований) и подго­товкой их к работе.

Мобилизационные задания (заказы) - задания по постав­кам продукции (работ, услуг) в расчетном году для государствен­ных нужд в составе мобилизационного плана экономики Россий­ской Федерации, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции и размещаемые в виде заказов на договорной (контрактной) основе за счет бюджетных источников финансирования в органи­зациях (на предприятиях) - поставщиках, включая организации (предприятия), привлекаемые к выполнению этих заказов по коо­перации. Условно взятый год, состояние экономики которого, морально-политическая, психологическая и военная подготовка населения страны на данный период времени взяты за отправные показатели для разработки мобилизационного задания, считается расчетным годом на период времени до введения следующего расчетного года. Новый расчетный год вводится при изменении производственных мощностей, мобилизационных мощностей транспорта, связи, здравоохранения, сельского хозяйства и дру­гих отраслей экономики страны. Мобилизационные задания рас­четного года вводятся постановлением Правительства Россий­ской Федерации.

Задания (заказы) по мероприятиям мобилизационной подго­товки экономики - задания, выполняемые в мирное время в целях подготовки организаций (предприятий) - поставщиков к мобили­зационному развертыванию и выполнению установленных им мобилизационных заданий (заказов) и размещаемые в этих орга­низациях (на предприятиях) в виде заказов на договорной (кон­трактной) основе за счет бюджетных источников финансирова­ния.

Мобилизационные мощности (объекты) - мощности (объ­екты), максимальное (дополнительное) использование которых после завершения периода мобилизационного развертывания и перехода экономики на режим работы в условиях военного вре­мени обеспечивает выполнения мобилизационных заданий

Государственные заказчики по поставкам продукции (ра­бот, услуг) для Федеральных государственных нужд по данным расчетного года - федеральные органы исполнительной власти, определенные постановлением Правительства Российской Феде­рации. Государственные заказчики по мероприятиям мобилиза­ционной подготовки экономики - федеральные органы исполни­тельной власти и организации, определенные постановлением Правительства Российской Федерации. Организации - головные исполнители - организации, определенные постановлением Пра­вительства Российской Федерации как головные исполнители по мероприятиям мобилизационной подготовки экономики, обеспе­чивающие выполнение мобилизационных заданий (заказов) для государственных нужд, являющиеся объединениями предпри­ятий, имеющих мобилизационные задания (заказы), или выпол­няющие координирующие функции между федеральными орга­нами исполнительной власти и предприятиями, имеющими мо­билизационные задания (заказы). Организации (предприятия) - поставщики (потребители) - организации (предприятия), имею­щие мобилизационные задания (заказы). поставляющие (потреб­ляющие по кооперации) продукцию (работы, услуги) в расчетном году.

Государственный резерв является особым федеральным (об­щероссийским) запасом материальных ценностей, предназна­ченным для использования в целях и порядке, предусмотренных федеральным законом «О государственном материальном ре­зерве». В состав государственного резерва входят запасы матери­альных ценностей для мобилизационных нужд Российской Феде­рации, для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций. Структура системы госу­дарственного резерва, порядок управления государственным ре­зервом, номенклатура материальных ценностей в государствен­ном резерве и нормы их накопления, порядок разработки этих номенклатуры и норм устанавливаются и определяются Прави­тельством Российской Федерации.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом ма­териальных ценностей, находящимся в исключительном веде­нии Правительства Российской Федерации, не подлежит прива­тизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не может использоваться в качестве залога и используется в слу­чаях, предусмотренных Федеральным законом «О государствен­ном материальном резерве». Запасы мобилизационного резерва независимо от места их размещения являются федеральной соб­ственностью и создаются для мобилизационных нужд Россий­ской Федерации, они входят в состав государственного резерва.

Мобилизационный резерв накапливается в мирное время пред­приятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности - исполни­телями мобилизационного плана экономики Российской Федера­ции в соответствии с установленными им мобилизационными за­даниями.

Неснижаемый запас государственного резерва. В составе го­сударственного резерва формируется неснижаемый запас мате­риальных ценностей (постоянно поддерживаемый объем хране­ния). Номенклатура и объем материальных ценностей, подлежа­щих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, а также порядок использования неснижаемого запаса устанавли­ваются Правительством Российской Федерации.

Правовыми основами мобилизационной подготовки и моби­лизации являются Конституция Российской Федерации, между­народные договоры Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об обороне», Феде­ральный закон «О воинской обязанности и военной службе», Фе­деральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилиза­ции в Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.

Постоянно меняющаяся и все более опасная политическая атмосфера Европы 1930-х годов, так же, как и постоянное появление новых технологий, неизбежно влияли на советские стратегические концепции, каждый раз делая существующую систему сосредоточения сил не отвечающей потенциальным будущим угрозам. Постулат Свечина, что Советскому Союзу следует добиться "перманентной мобилизации" созданием такого народного хозяйства, которое будет максимально поддерживать военную экономику, основанную на единстве фронта и "государственного тыла", не был реализован. И никакой советский мобилизационный план не мог совладать, изменить или преодолеть этой голой реальности.

Территориально-кадровые войска, которые подразумевали подготовку местных резервистов в приложение к кадровой армии мирного времени, хорошо послужили Советам в 1920-е годы. Однако после 1935 года стало очевидным, что растущая угроза требовала создания армии военного времени, которая была более многочисленной и технически более компетентной, нежели та, какую могла обеспечить территориальная система. Армия мирного времени попросту не могла быть достаточно увеличена, чтобы отвечать требованиям будущей войны:

"Важно отметить, что к середине 1930-х годов смешанная территориально-кадровая система комплектования и организации вооруженных сил уже исчерпала себя и стала тормозом на пути их боевого роста. Назрела реальная необходимость перехода на общий кадровый принцип формирования. Одна из главных причин состояла в том, что временный личный состав территориальных частей и соединений был уже не в состоянии овладеть на недолгих сборах новой сложной техникой и научиться применять ее в постоянно меняющихся условиях... Переход по большей части к кадровой системе был продиктован растущими требованиями к повышенной боевой и мобилизационной готовности, поскольку опасность войны с фашистской Германией все нарастала". "

Переход этот начался в 1937 году, его предполагалось завершить к январю 1939 года, хотя преобразование некоторых соединений затянулось до последних месяцев того же года. Официально за период с 1 января 1937 года по 1 января 1939 года общее число советских стрелковых дивизий возросло с 97 до 98, при этом число кадровых дивизий увеличилось с 49 до 84, а 35 территориальных дивизий исчезли из структуры вооруженных сил Красной Армии. * Вдобавок в течении 1938 года Народный комиссариат обороны также упразднил несколько республиканских соединений и военных училищ. Для обеспечения новых дивизий запасным личным составом и в порядке подготовки к будущей всеобщей мобилизации Верховный Совет СССР издал 1 сентября 1939 года новый закон о всеобщей воинской обязанности. Этот закон увеличил срок военной службы для рядового и старшинско-сержантского состава до трех лет и предусматривал более тщательную военную подготовку.

Одновременно НКО провел реформу системы военных округов для улучшения ее эффективности в подготовке личного состава, увеличив количество округов до 1 б. Новая система комплектования войск и реорганизованная административная структура дала возможность увеличить Красную Армию, когда та "сползала к войне" между 1939 и июнем 1941 года. Общая численность Красной Армии возросла с 1,5 миллиона человек на 1 июня 1938 г до чуть более 5 миллионов человек в июне 1941 года. Структура вооруженных сил Красной Армии увеличилась с 27 до 62 стрелковых корпусов и со 106 смешанных кадровых и регулярных стрелковых дивизий до 196 регулярных стрелковых дивизий. Вдобавок Советы создали 31 моторизованную (мотострелковую) дивизию и 61 танковую дивизию, 16 воздушно-десантных бригад и свыше 100 новых укрепрайонов (см. таблицу 4.2).

К июню 1941 года штатный численный состав стрелковых дивизий военного времени был установлен в 14 483 человека, а дивизии мирного времени предполагалось держать на нескольких уровнях штатной численности. В начале 1939 года самые многочисленные дивизии (первой линии), развернутые в приграничных военных округах, насчитывали по 6959 бойцов, а расположенные во внутренних районах страны (дивизии второй линии) на бумаге имели численность в 5220 бойцов. Резервные дивизии третьей линии, имевшие в мирное время незначительное число кадровых военнослужащих, должны были формироваться в ходе мобилизации и в военное время из существующих дивизий. После 1939 года НКО увеличил численность этих дивизий на мирное время, и к июню 1941 года большинство дивизий в пограничных военных округах имели от 60 до 85 процентов своей новой штатной численности (от 8500 до 12 000 бойцов*). Однако дивизии во внутренних областях страны по численности оставались ближе к требованиям 1939 года.

Ухудшающееся политическое положение в Европе и последующие кризисы, которые привели к массовому увеличению численности активных вооруженных сил и намечаемой мобилизации военного времени, подвергли советскую мобилизационную систему огромному напряжению. Беспрестанный пересмотр военных планов и планов стратегического развертывания войск резко и часто поднимал проектируемую численность советских вооруженных сил военного времени при всяком случае, когда кризис или военный опыт подчеркивали слабости и несоответствия требованиям текущих систем мобилизации.

Вполне понятно, что эти факторы вынуждали Генштаб постоянно пересматривать мобилизационные наставления и планы - которые, как он надеялся, будут удовлетворять требованиям новых планов стратегического развертывания войск. Эти новые наставления, сработанные по образцу действовавших в 1930-е годы, стремились улучшить мобилизационную систему. Мобилизационное наставление 1940 года, в отличие от наставления 1930 года, начинались с поразительного предупреждения: "Война против СССР, находящегося в капиталистическом окружении, может начаться внезапно. Современные войны не объявляют. Их просто начинают"? Это наставление 1940 года и его эквивалент 1941 года отдают возросшим чувством настоятельности и озабоченности частностями мобилизации.

В рамках параметров, изложенных этим наставлением, Главный военный совет РККА издал 16 августа 1940 года приказ о подготовке нового Мобилизационного Плана 1941 года (МП-41). Новая команда планировщиков в Генштабе во главе с Василевским представила этот план, и НКО одобрил его в феврале 1941 года. Однако, подобно планам стратегического развертывания войск, он вскоре опять потребовал изменений. Вследствие этого Генштаб в марте 1941 года решил пересмотреть план и приказал военным округам представить новые планы - так, чтобы новый МП-41 мог быть подготовлен к 1 мая. Согласно одному анализу, "этот срок был явно недостаточен, и в результате военные округа и войска не смогли тщательно разработать весь комплекс мер, соответствующих новой схеме развертывания мобилизации. Потому многие [стратегические] направления продлили разработку мобилизационного плана до 20 июня 1940 года".

Центральный Комитет Коммунистической партии также внес свою лепту в рекомендации военным округам. В порядке сопровождения инструкций Генштаба округам он призвал: "От всего нашего народа требуется поддерживать состояние мобилизационной готовности перед лицом опасности военного нападения".

Мобилизация вооруженных сил была самым важным элементом мобилизационного плана. Согласно МП-41, он представлял собой "плановый и скоординированный переход каждой отдельной воинской части, штаба, управления, организации и всей Красной Армии в целом от штатной организации мирного времени к штатной организации военного времени в сроки, предписанные планом развертывания мобилизации". Планы развертывания войск приграничных военных округов предполагали различные состояния готовности, в том числе части мирного времени, укомплектованные до штатов военного времени, вспомогательные части, укомплектованные кадровыми военнослужащими, выделенными из частей мирного времени, вспомогательные части, лишенные в мирное время кадровых военнослужащих, а также части, которые сохранялись по штатам мирного времени. Мобилизация должна была быть объявлена указом Президиума Верховного Совета СССР, а набор по мобилизации и последующий призыв - происходить на основании указов Совета Народных Комиссаров и сопутствующих приказов НКО. Этот процесс охватывал все части военных округов включенных в мобилизационный план округа согласно строгому расписанию.

К июню 1941 года новый план был еще не завершен и "не был хорошо продуман". Вдобавок планы военных округов были лишь частичными и не включали всех воинских соединений. Мобилизационный план не содержал механизма одновременного приведения всех войск в состояние полной боевой готовности. Все войска на театре военных действий могли быть либо приведены в состояние полной боевой готовности, либо оставлены в более низком состоянии "постоянной готовности". Сроки мобилизации тоже колебались в зависимости от важности и местонахождения войск. Соединения первого эшелона армий прикрытия должны были быть мобилизованы за 2-3 дня, а остальные соединения, части служб тыла и другие организации предполагалось мобилизовать за 4-7 дней. Полная мобилизация и развертывание вооруженных сил на театре военных действий должны были потребовать 15-30 дней от начала мобилизации. Все это соответствовало предположениям Генштаба относительно того, как начнется война.

Согласно МП-41 мобилизация могла быть либо скрытой, либо открытой. Первая предусматривала использование для прикрытия мобилизации крупномасштабных маневров и применялась в первую очередь к частичной мобилизации. При скрытой мобилизации полагалось применять для приведения частей в состояние боевой готовности так называемую схему мобилизационных телеграмм. Шифрованные телеграммы направлялись командирам частей, у которых имелись специальные запечатанные пакеты, помеченные грифами "совершенно секретно" и "вскрыть только по получении телеграммы о мобилизации". По уставу эти пакеты хранились в сейфах начальников штабов частей.

Приводящее в боевую готовность уведомление об открытой мобилизации должно было проходить по обычным каналам связи и не требовало раскрытия причин мобилизации. Эта мобилизация была названа "большими учебными сборами" (или БУС) и была двух типов, обозначаемых литерами "А" или "Б". Во время мобилизации литеры "А" части и соединения доводились до штатной численности. Военные округа, которые располагали централизованными методами выдачи освобождений от мобилизации и которые должны были проводить БУС, обеспечивали части и соединения начсоставом, солдатами, транспортом и лошадьми. Во время мобилизации литеры "Б" войска должны были доводиться до штатной численности за счет мобилизационных ресурсов, полученных с окружающей территории военного округа, а материальное обеспечение основывалось на нормах мирного времени за счет обычного снабжения и резервных складов.

Несмотря на явные недостатки МП-41 и в особенности на неблагоприятные условия мобилизации и сжатые сроки ее проведения, механизм процесса позволил провести мобилизацию уже в июне 1941 года. Согласно мобилизационному плану, количество стрелковых корпусов и дивизий должно было остаться неизменным (62 и 198 соответственно), число фронтов и армий возрастало с 1 и 16 до 8 и 29. Более того, предполагалось крупное увеличение артиллерии РГК (резерва Главного командования), а также авиаполков и авиадивизий. Полный масштаб предусмотренной мобилизации по МП-41 см. в таблице 4.3

Полное осуществление МП-41 означало призыв почти 5 миллионов резервистов, в том числе 600 ООО офицеров и 885 ООО старшин и сержантов, а также перевод из народного хозяйства 248 ООО машин, 36 ООО тракторов и 730 ООО лошадей. Общее число мобилизованных и развернутых соединений было бы эквивалентно 344 дивизиям - на 25 дивизий больше, чем предусматривалось январским мобилизационным планом. Поскольку многие из этих соединений были не в полной боевой численности, то план предусматривал их пополнение во время первоначальных стадий военных действий.

Хотя мобилизационный план отводил западным военным округам 6,5 миллионов призывников из общей численности войск по мобилизации в 7,85 миллионов бойцов, к 22 июня численность войск в западных военных округах достигла лишь 2 901 ООО бойцов.

Несмотря на требуемое этим планом крупномасштабное организационное увеличение, советская материальная база и производственный потенциал были недостаточны для поддержания такой крупномасштабной мобилизации. В начале 1941 года кадровые соединения и части имели в своем составе 76 процентов своей штатной артиллерии, 31 процент тяжелых, 74 процентов средних и 100 процентов легких танков, а авиапарк Красной Армии имел очень мало современных самолетов. Машин и тракторов не хватало, а гражданские мобилизационные ресурсы покрывали 81,5 процента необходимых машин и 70 процентов требуемых тракторов*. Однако многое из этого снаряжения было изношенным и вдобавок поступило бы в армию лишь спустя некоторое время после объявления мобилизации. Наконец, всю эту технику, которая должна была обеспечить Красной Армии должную мобильность, требовалось еще перевезти на изрядные расстояния, прежде чем она попала бы в свои части. Тыловое обеспечение также было очень слабым - по оценке Генштаба существующих запасов могло хватить лишь на два-три месяца операций военного времени.

Хотя на бумаге мобилизационный план обеспечивал армию необходимыми силами и снаряжением для создания требуемых военными планами оперативно-стратегических группировок, сопутствующие ему планы материально-технического снабжения были прискорбно неадекватными. У Красной Армии отсутствовали пригодные для мобилизации чрезвычайные стратегические резервы, необходимые для замены первоначальных потерь военного времени, пока советская промышленность не станет выпускать их в нужном количестве.

"Существенный рост потребностей в оружии и военном оснащении по новому мобилизационному плану, особенно в танках, самолетах и зенитных системах, вызвал, учитывая существующие ресурсы, рост нехватки вооружений. Поэтому, например, механизированные корпуса, формируемые в Западном и Одесском военных округах, были обеспечены танками лишь на 35-40 процентов и укомплектованы главным образом четырьмя-пятъю марками легких машин. Авиация, ПВО и другие рода войск находились примерно в том же положении".

По заключению современных советских критиков, в период реформ Тимошенко и при разработке развития планов стратегического развертывания войск и мобилизации Народный Комиссариат Обороны и Генеральный штаб:

"... нарушили важное требование координации развертывания вооруженных сил с экономическим потенциалом страны, особенно в производстве средств вооруженной борьбы.

Для снабжения Красной Армии оружием и военным снаряжением, требуемым новым мобилизационным планом, понадобилось бы около пяти лет. Мобилизация в СССР проходила крайне медленно. В итоге война застала войска приграничных военных округов не полностью мобилизованными и, вследствие этого, не в полной боевой готовности"*.

Между апрелем и 22 июня, в промежутке, названном "особо угрожаемым периодом", советское правительство и НКО ускорили "сползание к войне", проводя скрытое стратегическое развертывание войск. Это было, в сущности, первой стадией растянутого процесса мобилизации и развертывания, который продолжится и после начала войны - в конечном итоге вплоть до второй половины 1942 года. С 26 апреля военные советы Забайкальского военного округа и Дальневосточного фронта отправили по распоряжению Генштаба на запад один механизированный корпус, два стрелковых корпуса и две воздушно-десантные бригады.10 мая Уральский военный округ получил приказ направить две стрелковые дивизии в Прибалтийский особый военный округ, а через пять дней Сибирский военный округ получил схожий приказ отправить по дивизии в Западный и Киевский особые военные округа.

13 мая 1941 года Народный Комиссариат Обороны и начальник Генерального штаба Жуков предписали военным округам переместить из внутренних округов в приграничные 28 дивизий, 9 штаб-квартир корпусов и штаб-квартиры 4 армий (16-й, 19-й, 21-й и 22-й). Эти войска должны были собраться на позициях вдоль Западной Двины и Днепра: 16-я и 19-я армии в качестве подкреплений Киевского особого военного округа, а 21-я и 22-я - Западного особого военного округа. Перемещение этих армий началось в мае с приказом соблюдать строгий режим маскировки и развертываться осторожно и постепенно, не создавая явно ненормально усиленного движения по железным дорогам. Эти армии должны были завершить свое сосредоточение в отведенных им районах сбора между 1 и 10 июня 1941 года и составить второй стратегический эшелон.

Директива от 13 мая также приказывала передислоцировать соединения из Московского, Волжского, Сибирского, Архангельского, Орловского и Дальневосточного военных округов для формирования трех дополнительных армий (20-й, 24-й и 28-й). Хотя основная масса 20-й армии, в первую очередь из Орловского военного округа, начала собираться к западу от Москвы, остальные армии к 22 июня, когда началась война, еще не начинали трогаться с места. Первоначально все эти армии предназначались для использования в качестве стратегического резерва - но с началом военных действий они стали ядром Резервного фронта под командованием маршала С.М. Буденного. Таким образом, мобилизация затронула всего семь армий и один механизированный корпус. (Пункты отправления и назначения каждой из мобилизованных частей см. в таблице 4.4).

Большинство соединений в этих резервных армиях были неполной численности. До 80 процентов дивизий имели сокращенный штат мирного времени (ближе к 6000, чем к 14 800), и только когда действительно началась война, они стали получать резервистов и дополнительное вооружение, снаряжение и транспорт отовсюду, где только могли их обрести. В конечном итоге большинство дивизий было доведено до 60 процентов штатной численности, но в них по-прежнему не хватало многих видов оружия и особенно автомашин, необходимых для перевозки войск и припасов. Эта невозможность довести дивизии до штатов военного времени была вызвана нехваткой снаряжения в военных округах и неверной оценкой Генштабом и округами возможностей железнодорожного транспорта.

Наиболее серьезной из проблем была именно недооценка пропускной способности железных дорог. Согласно плану, общий объем железнодорожного транспорта, необходимый для перевозки указанных сил, составлял 939 эшелонов, в том числе 759 эшелонов для стрелковых частей, 105 - для танков, 50 - для авиачастей и 25 - для артиллерии.

На 22 июня из запланированных 939 эшелонов было погружено 538,455 из них еще в пути, а 83 уже разгружены в пунктах прибытия. Погрузка оставшихся эшелонов продолжалась вплоть до 2 июля, а разгрузка была полностью завершена лишь к 14 июля. К началу войны в отведенных им районах были сосредоточены только 9 дивизий второго стратегического эшелона (19-я армия) и 19 дивизий находились в пути (16-я, 21-я и 22-я армии).

В дополнение к этим скрытым переброскам войск НКО и Генштаб призвали под видом "больших учебных сборов" (БУС) 793 ООО призывников. Это количество фактически было равнозначно проведению частичной скрытой мобилизации. Оно позволило в значительной мере обеспечить личным составом примерно половину существующих стрелковых дивизий, а также укрепрайонов, артиллерийских полков РГК, ВВС, инженерные войска, войска связи, ПВО и служб тыла. Поскольку приоритет отдавался стрелковым дивизиям, самая значительная нехватка личного состава должна была ощущаться во вспомогательных войсках. Хотя отданные приказы обеспечили войска значительным количеством живой силы, полная их боеготовность сильно зависела от вооружения и боевого снаряжения, которых остро не хватало.

Грандиозные неудачи на фронте были отчасти вызваны внезапным нападением немцев, но в значительной мере стали следствием провалов в планировании и неэффективностью системы снабжения, оказавшейся не в состоянии обеспечить боевые войска требуемым вооружением и другим важным снаряжением. Особенно катастрофическим был провал системы мобилизации транспорта. Реквизиция для военных нужд гражданских грузовиков и тракторов просто не осуществлялась. Вследствие всего этого поднятые по тревоге части вынуждены были передвигаться в районы сбора с помощью тех средств, какими могли воспользоваться - обычно по железной дороге или пешком. Они не могли взять с собой тяжелое вооружение, артиллерию, горючее, боеприпасы и даже необходимый объем продовольствия. Особенно тяжело это ударило по дивизиям, выдвигаемым на фронт из внутренних военных округов. Большинству пришлось оставить на месте снаряжение и запасы, которые к ним позднее так и не прибыли. Практически все дивизии шли в бой без необходимого снаряжения и припасов.

В то время как войска внутренних военных округов осуществляли мобилизацию, создавали и развертывали новые части, западные военные округа в конце мая наконец-то начали ограниченную перегруппировку войск - в пределах навязанных Сталиным жестких рамок. Однако эта перегруппировка была ограничена лишь войсками в глубине округов, чтобы немцы не восприняли эти перемещения как провокации. Например,19 июня командующий Ленинградским военным округом перевел 1-ю танковую дивизию из Псковской области в Кандалакшу в центральной Карелии. В тот же день Ленинградский военный округ перевел в стоящую у границы 8-ю армию Прибалтийского особого военного округа 1-ю стрелковую дивизию.

15 июня военные округа получили от НКО и Генштаба разрешение в соответствии с существующими оборонительными планами передислоцировать войска из глубины округов на более передовые позиции. Некоторые соединения перебрасывались железнодорожными эшелонами, но большинство в целях соблюдения секретности перемещалось пешим порядком и по ночам. Во время этого перемещения НКО категорически запретил командующим военных округов передислоцировать войска первого эшелона или укреплять их передовые позиции.

Как минимум один храбрый командующий военным округом нарушил эти предписания.15 июня генерал Ф.И. Кузнецов, командующий Прибалтийского особого военного округа, встревоженный разведывательными донесениями, описывающими угрожающее наращивание вдоль границ вражеских войск, издал подробный приказ о повышении боеготовности на границе. Не упоминая конкретно немецкой подготовки к нападению, Кузнецов критиковал определенных командиров дивизий за расхлябанность и небрежность в соблюдении боевой готовности: "Сегодня, как никогда, мы должны быть в полной боевой готовности. Этого многие командиры не понимают. Но это надо всем твердо и ясно понять, ибо в любую минуту мы должны быть готовы к выполнению любой боевой задачи". Затем Кузнецов приказал командирам привести в исполнение предписанные пассивные меры повышения боеготовности и обороноспособности.

Позже в тот же день Военный Совет округа повторил меры приведения войск в боевую готовность в директиве, начинавшейся со слов: "На случай нарушения противником границы, внезапного нападения крупных его сил или перелета границы авиационным соединением устанавливаю следующий порядок оповещения..." Наконец, 18 июня, по получении 17 июня пространной, подробной и излучающей угрозу разведывательной сводки, Кузнецов приказал привести свои войска в полную боевую готовность. Приказ, начинающийся со слов "С целью быстрейшего приведения в боевую готовность театра военных действий округа ПРИКАЗЫВАЮ..." - где конкретно требовал полной боеготовности от окружных ПВО, войск связи и наземных транспортных систем, инструктировал командующих 8-й и 1-й армий подготовить сооружение мостов и закладку мин, и отдавал распоряжения всем другим командирам частей провести надлежащие приготовления к обороне. Однако, несмотря на эти смелые действия со стороны Кузнецова, нет никаких свидетельств того, что стимулированные им дополнительные приготовления сделали боеспособность округа выше к тому моменту, когда началась война.

В целом описанные меры укрепления обороноспособности приграничных военных округов потерпели неудачу. Хотя за период, непосредственно предшествовавший немецкому нападению, 33 дивизии начали двигаться из внутренних военных округов в приграничные округа, добраться до своих новых районов сосредоточения сумели только 4-5 дивизий. Это, в сочетании с распылением войск округов на глубину до 400 километров, обрекло войска на последовательный разгром по частям. В то же время в стратегических глубинах страны советское командование не сумело своевременно разместить бое готовые войска подготовленными резервами. Запланированное формирование и развертывание стратегического резерва из семи армий с 67 дивизиями тоже было хаотичным и запоздалым. Это, в сочетании с неверным анализом Генштабом того, где именно немцы нанесут главный удар, обрекло как передовые войска, так и стратегические резервы на последующий стремительный разгром.

Мобилизация также охватила огромную массу тылов, необходимых для снабжения сражающихся войск и подготовки театра военных действий, особенно в инженерном отношении. Накануне войны на фронтах и в армиях было мало или вообще не имелось никаких тыловых служб, а те службы, что находились в подчинении у полевых частей или военных округов, содержались на сокращенных штатах мирного времени. Поэтому МП-41 наметил параметры мобилизации тыловых структур, требуя сформировать органы служб тыла армий через 7 дней, органы фронтов - через 15 дней, а органы ВВС - через 5 дней. Это требовало формирования при каждом фронте 400-500 частей и организаций тыловых служб, в том числе более 100 - при каждой армии.

Мобилизационный план требовал, чтобы "устойчивые и постоянные" органы фронтов содержали крупные запасы - от 9 до 10 боекомплектов боеприпасов, до 10 заправок горючего и 3 0-дневный запас продовольствия в дополнение к трех-шестидневному запасу в войсках. Хотя общий план мобилизации содержал в себе отдельный "План развертывания тылов", действенность этого плана сильно снизила путаница сответственностью за планирование и руководство службами тыла (об этом см. главу 6). В итоге возникла нехватка ключевых материалов, в особенности транспорта, а вдобавок обнаружилось неверное развертывание резервных запасов. По существу, план мобилизации тыловых служб и то, как он приводился в исполнение, не отвечал требованиям мобилизации войск и планам стратегического развертывания. В результате службы тылового обеспечения стали с началом войны ахиллесовой пятой Советов.

Подготовка к боям театра военных действий в инженерном отношении тоже оказалась недостаточной - частично из-за изъянов в планировании и частично из-за смещения советской границы в 1939 и 1940 годах на запад. План строительства укрепрайонов и оборонительных сооружений вдоль границы к 1941 году выполнить было невозможно, а спешная подготовка пограничной обороны привела в расстройство другие аспекты общих оборонительных планов. Особые планы восстановления сети железных дорог и распространения ее до новых западных границ тоже не были выполнены к лету 1941 года, поскольку советская промышленность не произвела потребного количества рельсопроката. То же относилось к планам производства колючей проволоки и средств радиосвязи - к июню 1941 года они были выполнены только на 75 процентов.

"Таким образом, к началу войны театр военных действий не был хорошо подготовлен; это существенно затормозило стратегическое развертывание войск и приведение в состояние боевой готовности войск в приграничных военных округах и отрицательно сказалось на ходе оборонительных боев в начальный период войны".

Хотя планы мобилизации и развертывания войск страдали сильными изъянами, что обусловило последующую серию военных катастроф в начальный период военных действий, к 1941 году советская система подготовки личного состава сумела сформировать общий резерв живой силы в 14 миллионов бойцов. Мобилизационная система Генштаба, при всех ее изъянах, позволила Красной Армии создать в начальный период войны потрясающее число новых армий, дивизий и других соединений. В конечном счете именно эта система и войска, произведенные ею в 1941 и позже, в 1942 годах, дали возможность Красной Армии и советскому государству пережить тот первоначальный период войны и оказаться победителями в 1945 году.

Статистические данные

Таблица 1. Кадровые и территориальные части Красной Армии

Стрелковые корпуса

Стрелковые дивизии

(регулярные)

Стрелковые дивизии

(кадровые)

Моторизованные стрел-

ковые и мехаиизизиро-

ванные дивизии

Кавалерийские корпуса

Кавалерийские дивизии

Стрелковые бригады

Танковые дивизии

Танковые корпуса

Укрепрайоны

Воздушно-десантные

Воздушно-десантные

Численный состав РККА

Мобилизация, требуемая по МП-41

В мирное время

Согласно МП-41

Штабы фронтов

Штабы армий

Штабы стрелковых корпусов

Стрелковые дивизии

Отдельные стрелковые

Механизированные корпуса

Танковые дивизии

Моторизованные дивизии

Кавалерийские корпуса

Отдельные воздушно-десант-

ные бригады

Корпусные артиллерийские

Артиллерийские полки РГК

Отдельные противотанковые

артиллерийские бригады

Авиоцианные корпуса

Авиационные дивизии

Авиационные полки

Запланированная мобилизация стратегических резерва", май-июнь 1941 года

Место формирования

Место прибытия

16-я армия

Забайкальский военный округ

19-я армия

Северо-Кавказский

военный округ

Черкассы, Белая Церковь

25-й механизирован-

Орловский военный

Мироновка

ный корпус (19-я армия)

20-я армия

Орловский военный

20-й СК - Крнчев к 22 нюня;

(Московский военный округ

7-й механизированный

Орловский военный

Орша (Московский военный

21 - я армия

Приволжский военный

22-я армия

Уральский военный

24-я армия (52-й

Сибирский военный

Нелидово, Белый

(Московский военный округ

28-я армия (30-й

Архангельский

Дорогобуж, Ельня, Жуковка

военный округ

(Московский военный округ

Мобилизационный план

государственные документы, определяющие содержание, объём, порядок и сроки проведения мероприятий по переводу экономики страны, органов государственной власти, местного самоуправления и организаций на режим деятельности в условиях военного времени, а также переводу ВС и др. войск на организацию и состав военного времени. В РФ разрабатываются согласно законодательству об обороне М.п. экономики, ВС, др. войск, воинских формирований, органов и спец. формирований.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Мобилизационный план" в других словарях:

    Мобилизационный план - совокупность взаимоувязанных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки проведения мероприятий по мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил и других войск, воинских формирований и органов, а также создаваемых на военное… … Пограничный словарь

    Мобилизационный план (план на расчетный год) экономики - совокупность мобилизационных документов, определяющих содержание, объем, порядок и сроки осуществления мероприятий в отраслях и сферах экономики при введении военного положения, а также перевод экономики и органов государственной и исполнительной … Официальная терминология

    МОБИЛИЗАЦИОННЫЙ, мобилизационная, мобилизационное. прил. к мобилизация. Мобилизационный план. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    мобилизационный - ая, ое. mobilisation f. Отн. к мобилизации. Мобилизационный план. БАС 1. Нас распределили по госпиталям, по лазаретам, по полкам, руководить мобилизационными списками. Вересаев На япон. войне. На фоне этих удач капитализма реальный социализм со… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    план - Замысел, проект осуществления чего либо; задание. О широте, размахе, значении плана; об его оценке. Блестящий, важный, великий, великолепный, величественный, всенародный, всеобъемлющий, всеохватывающий, гармоничный, генеральный, грандиозный,… … Словарь эпитетов

    План мобилизационный - ПЛАНЪ МОБИЛИЗАЦІОННЫЙ. См. Мобилизація … Военная энциклопедия

    Запрос «ВС России» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Вооружённые Силы Российской Федерации ВС России … Википедия

Как сказано выше, исходным пунктом мобилизационного планирования в промышленности являлась проработка мобилизационной заявки НКО , в процессе которой изучались реальные возможности ее удовлетворения, выявлялась возможная техническая база военного производства, оценивались состояние и размещение энергетических и сырьевых ресурсов, условия транспортирования грузов с началом войны, анализировались условия отмобилизования промышленности в требуемых видах, размерах и сроках. В итоге проработки мобзаявки вырабатывалось решение на размещение ее в промышленности, которое затем оформлялось в виде мобилизационных заданий .

Мобзадания накладывали на промышленность обязательства подготовить еще в мирное время такие производственные мощности, которые обеспечивали бы выполнение производственной программы военного времени. Иначе говоря, в них содержалась установка на развитие промышленности в соответствии с потребностями будущей войны.

Следующим этапом работы являлась организация материально-технического обеспечения мобзаданий, включавшая:
- распределение материальных фондов и денежных ассигнований;
- планирование капитального строительства;
- разработку мероприятий по подготовке промышленных кадров, снабжению предприятий дополнительным оборудованием, сырьем, инструментом и т.п.

Мобилизационное планирование в промышленности базировалось на принципах децентрализации мобилизационной работы по отраслям и территориям на возможно большем отчуждении ресурсов гражданской промышленности на нужды военной и на широком кооперировании производства военной продукции.

Необходимость децентрализации мобработы обусловливалась большой территориальной разбросанностью многочисленных предприятий. Принцип децентрализации означал, что мобработа должна пронизывать все звенья промышленности сверху донизу как по отраслевой линии - наркомат, главк, трест, предприятие, так и территориально - по линии республиканских, областных, районных моборганов с предоставлением достаточной самостоятельности в действиях отдельным предприятиям и моборганам. Большая часть предприятий была выделена в ведение областных и районных органов государственной власти с оставлением в непосредственном подчинении центральных органов только небольшой группы заводов, имевших особо важное оборонное значение. Координация рассредоточенных усилий, объединение их и направление к общей цели осуществлялось одним центральным органом общего руководства.

Широкое привлечение гражданской промышленности к производству военной продукции вытекало из предпосылки, что только отмобилизованная гражданская промышленность способна придать военному производству массовый характер. Другими словами, промышленность нужно готовить к войне так же, как и армию, т.е. необходимо иметь кадровые войска (военную промышленность) и хорошо подготовленное массовое пополнение (гражданская промышленность).

Основу мобилизационного планирования составляла разработка мобилизационных планов (далее МП) во всех звеньях промышленности. МП предприятия составлялся на основе полученного мобзадания и плана оборонного строительства. Он должен был обеспечивать быстрый переход предприятия на работу по графику военного времени. МП являлся оперативным планом действий на период мобразвертывания и на первый год войны. Разработка его включала выполнение расчетов потребного оборудования, площадей, рабочей силы, сырья и инструмента, составление вспомогательных планов перестановки оборудования, его ремонта, новой расстановки кадров, а также определение возможных сроков отмобилизования предприятия.

В прямой зависимости от сроков отмобилизования находились МЗ промышленности. На большие сроки отмобилизования нужны были и большие МЗ, что являлось невыгодным и обременительным для государства.

МЗ промышленности (запасы сырья, полуфабрикатов, оборудования, инструмента, приспособления и т.п.) предназначались для обеспечения быстрого и планомерного перехода предприятий к работе по программе военного времени и как гарантия бесперебойной работы на период транспортных затруднений. Размеры их имели экономические пределы. При плановом снабжении они должны были соответствовать потребностями производства с момента объявления мобилизации и до начала плановых поставок исходных материалов.

МЗ особо дефицитных материалов (цветных металлов, ферросплавов, предметов импорта) накапливались, как правило, на первый год войны, а по отдельным видам материалов и на больший срок. На военных заводах, имевших задачу начать массовое изготовление продукции по мобплану сразу же после объявления мобилизации, МЗ полуфабрикатов (деталей, узлов, агрегатов) создавались на период полного отмобилизования заводов-поставщиков плюс время на доставку от них грузов. Следовательно, МЗ военных заводов были значительно большими, чем на гражданских предприятиях. Если на последних неснижаемые запасы исходных материалов полагалось держать на уровне трехмесячной потребности производства, то на военных заводах МЗ создавались в пределах шестимесячной потребности.

Размеры МЗ, которые реально содержались на предприятиях в мирное время, ограничивались материальными фондами и денежными лимитами, выделявшимися для их задела. Поскольку это было связано с большими непроизводительными затратами денежных и материальных средств, острый недостаток в которых ощущался в течение всего довоенного периода, то лимиты на МЗ обычно урезывались, были намного ниже потребности, поэтому запасы накапливались чрезвычайно медленно и не достигали установленных норм.

В типичном варианте важнейшими составными частями мобилизационного плана предприятия являлись:
- производственная программа на первый год войны по всем номенклатурам мобзадания, а также по полуфабрикатам и деталям, заданным в порядке кооперирования;
- разработанный технологический процесс и технические условия на все изделия мобзадания;
- план организации и развертывания производства по графику военного времени (мобзадания цехам, перепланировка оборудования, перераспределение рабочей силы, организация контроля за качеством продукции и др.);
- обеспечение мобзадания рабочей силой, ИТР, предметами материального снабжения (МЗ и переходящие запасы исходных материалов, инструмента, полуфабрикатов, собственные ресурсы предприятия);
- обеспечение мобзадания внутризаводским транспортом и складскими помещениями, электроэнергией, паром и водой;
- предварительные заказы заводам-поставщикам;
- возможные сроки мобилизационного развертывания и организация ПВО предприятия.

В МП головных заводов дополнительно включались вопросы, вытекавшие из их обязанностей по отношению к заводам-поставщикам.

К элементам МП предприятия относились также мобрасписание и мобзаявка, в которых регламентировалось - кому, когда и что нужно делать после объявления мобилизации, а также разного рода заявки на материальное обеспечение. Заявки и планы поставок продукции по номенклатурам моботделы (мобсектора) предприятий представляли в свои главки и в районные моборганы, где они суммировались и передавались по инстанции в наркоматы, в областные и республиканские моборганы. На основе материалов наркоматов центральный моборган при ВСНХ составлял сводный МП промышленности .

Сводный МП промышленности представлял собой ведомость помесячных поставок военной продукции (по номенклатурам, предприятиям и их группам) в первый военный год. В качестве приложения к нему разрабатывался общий план мероприятий по материально-техническому обеспечению сводного МП (обеспечение отечественным и импортным сырьем, оборудованием, инструментом, рабочей силой, энергией, перевозками, суррогатирование и замена импортных материалов отечественными, организация системы снабжения, прикрепление предприятий к районам сырья и к территориальным снабженческим организациям и др.).

Сводный МП промышленности отражал только учтенные возможности по освоению мобзаявки НКО, которые, однако, могли существенно отличаться от реальных возможностей. Все зависело от того, насколько квалифицированно и полно они были выявлены и учтены, для чего, кстати, требовались серьезные технические знания и большой производственный опыт.

Разработанный промышленностью сводный МП представлялся в НКО для согласования сроков и объема промышленных поставок, оборонного строительства и его дислокации, размеров ассигнований на оборонное строительство, на импорт и финансирование мобплана в целом.

Возникавшие при этом взаимные претензии разрешало правительство при утверждении плана.

Утвержденный правительством МП промышленности служил основой для разработки плана снабжения Вооруженных Сил на первый год войны, которым и завершался цикл мобилизационного планирования. В его истоках находились оперативный план ведения будущей войны и план ее материального обеспечения (оперативно-материальный план войны), на основе которых разрабатывались мобзаявки НКО и МП промышленности. Последний, в свою очередь, давал необходимые отправные данные для составления плана снабжения Вооруженных Сил, являвшегося составной частью оперативно-материального плана. Так обнаруживается тесная связь и взаимозависимость МП промышленности и оперативно-материального плана будущей войны.

Контроль мобилизационной готовности предприятий осуществлялся по линии их прямого подчинения (высшими отраслевыми и территориальными моборганами), а также центральными управлениями НКО, в составе которых были специальные промышленные инспекции. Кроме того, для контроля привлекались военпреды предприятий, имевшие допуск к мобработе. Основными методами контроля являлись периодическое инспектирование и частичные пробные мобилизации промышленности.

Источник информации:
"Артиллерийское снабжение в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.", Москва-Тула, издательство ГАУ, 1977 г.

Мобилизационная подготовка и мобилизация страны представляет собой сложный и объемный комплекс мероприятий, составляющих содержание мобилизационной подготовки и мобилизации. В Федеральном законе «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в статье 2, пункт 3 изложены мероприятия, составляющие содержание мобилизационной подготовки и мобилизации, всего их – 24.

Для удобства рассмотрения данных мероприятий, они объединены в комплексы мероприятий относящихся к мобилизационной подготовке и мобилизации экономики, органов власти и Вооруженных Сил (других войск):

А) Комплекс мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации экономики.

7. Разработка мобилизационных планов экономики и мобилизационных планов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.

Мобилизационный план экономики – это система взаимоувязанных прогнозов, расчетов и заданий (заказов) по обеспечению важнейших нужд государства в военное время. Система планирования мобилизационной подготовки и мобилизации экономики состоит из двух блоков:

· планы на военное время (условно именуемые планами на расчетный год), разрабатываемые, как правило, один раз в пять лет;

· планы мобилизационной подготовки экономики, разрабатываемые ежегодно в составе Государственного оборонного заказа и реализуемые в мирное время.

Методическое руководство и контроль за разработкой мобилизационных планов экономики осуществляет Министерство экономического развития и торговли, мобилизационных планов развертывания Вооруженных Сил – Министерство Обороны Российской Федерации, планы перевода органов государственной власти - Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации.

8. Подготовку экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время.

Подготовка экономики Российской Федерации и организаций к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется на основании планов мобилизационной подготовки составляемых на календарный год и перспективных на 5 лет. Планами предусматривается выполнение всего комплекса мероприятий мобилизационной подготовки и мобилизации в мирное время.

9. Проведение мероприятий по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени.

Мероприятия по переводу экономики Российской Федерации и организаций на работу в условиях военного времени выполняются в соответствии с планами перевода и планами на расчетный год, в которых отражаются все мероприятия перевода, строго по времени и в полном объеме, с указанием ответственных должностных лиц за их выполнение.

11. Создание, развитие и сохранение мобилизационных мощностей и объектов для производства продукции, необходимой для удовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов, специальных формирований и нужд населения в военное время.

В сегодняшних условиях более актуальной будет проблема сохранения тех производственных мощностей, которые будут задействованы для выпуска военной продукции по плану на расчетный год. Создание мобилизационных мощностей осуществляется путем строительства новых, реконструкции существующих предприятий для производства военной и важнейшей гражданской продукции и путем ассимиляции (приспособления) предприятий под выпуск военной продукции.

14. Создание, накопление, сохранение и обновление запасов материальных ценностей в мобилизационном и государственном резервах, неснижаемых запасов продовольственных товаров и нефтепродуктов.

Мобилизационный резерв материальных ценностей создается предприятиями и организациями в мирное время для обеспечения развертывания производства военной продукции, развертывания специальных формирований, переоборудования средств транспорта, для обеспечения массовых воинских и эвакуационных перевозок и обеспечения бесперебойной работы предприятий.

Накоплению в мобрезерве подлежат основное сырье и материалы, специальная технологическая оснастка, наплавные мосты, полетные строения, электростанции, медицинские препараты, средства индивидуальной защиты. К сожалению, в последние годы значительная часть мобилизационных запасов была реализована, другая часть требует освежения или списания. Недостаток финансовых средств существенно сдерживает работы в этом направлении.

16. Подготовка и организация нормированного снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами, его медицинского обслуживания, обеспечения средствами связи и транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Основными принципами нормированного снабжения населения товарами являются введение нормированного снабжения товарами всего населения страны (для этого вводится девять категорий населения), введение норм и ассортимента товаров, обеспечение горячим питанием в введение центрального распределения товарных ресурсов для нормированного снабжения в регионах и в целом по стране, с сохранением коммерческой торговли.

21. Бронирование на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе. Бронирование военнообязанных осуществляется на основании следующих принципов:

· учета потребности для обеспечения на период мобилизации и военное время трудовыми ресурсами из числа военнообязанных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, а также потребности для комплектования личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации;

· приоритетного бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, имеющих мобзадание;

· установление ограничений в представлении отсрочки от призыва военнообязанным, предназначенным для доукомплектования частей постоянной готовности.

Б) Комплекс мероприятий по переводу органов власти на военное положение.

3. Определение условий работы и подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления к работе в период мобилизации и в военное время.

Определение условий работы органов власти планируются на основе оценки возможной военной обстановки в период мобилизации и в военное время. Подготовка органов власти к работе в период мобилизации и в военное время осуществляется в мирное время, во время плановых занятий по мобилизационной подготовке, а также в ходе тренировок, деловых игр и учений.

4. Перевод органов государственной власти и органов местного самоуправления на работу по условиям военного времени.

Перевод органов управления на работу по условиям военного времени осуществляется на основании планов перевода органов государственной власти и органов местного самоуправления, с получением сигнала о переводе при введении в действие степени боевой готовности «Полная».

10. Оценку состояния мобилизационной готовности Российской Федерации, осуществляется по средствам контроля.

Основной целью контроля мобилизационной готовности Российской Федерации является оценка готовности экономики, органов власти различных уровней и Вооруженных Сил, других войск к мобилизационному развертыванию в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий и способности выполнить поставленные задачи (задания) в военное время.

17. Создание и подготовку в установленном порядке запасных пунктов управления органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций к работе в условиях военного времени.

Запасные пункты управления создаются в мирное время в соответствии с планом развертывания системы государственного управления. Они могут быть загородными и защищенными. ЗПУ оснащаются средствами управления, документацией, системой жизнеобеспечения, продовольствием и медикаментами по установленным нормам.

В) Комплекс мероприятий по подготовке и переводу Вооруженных Сил, других войск на военное положение.

5. Подготовка Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований к мобилизации, осуществляется Министерством обороны и другими силовыми ведомствами в соответствии с планами боевой подготовки.

6. Проведение мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, войсковых формирований, органов и специальных формирований, осуществляется в соответствии с мобилизационными планами Министерства обороны и других силовых министерств в установленные сроки с выполнением всего комплекса мобилизационных мероприятий.

12. Создание и подготовку специальных формирований, предназначенных при объявлении мобилизации к передаче в Вооруженные Силы Российской Федерации или использованию в их интересах, а также в интересах экономики Российской Федерации.

Военизированные и невоенизированные специальные формирования создаются на базе действующих предприятий, организаций и учреждений. Ответственность за создание и поддержание их в готовности к применению возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, отраслевые объединения, а также на руководителей объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности, на базе которых они создаются.

Автомобильные колонны войскового типа формируются за счет автомобильной техники, подлежащей передаче в Вооруженные Силы, другие войска в соответствии с установленными нормами и лимитами изъятия.

13. Подготовку техники, предназначенной при объявлении мобилизации к поставке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и специальные формирования или использованию в их интересах.

Поставляется, как правило, автомобильная, дорожно-строительная и погрузочно-разгрузочная техника и часть специальной техники. Вся поставляемая в Вооруженные Силы техника должна иметь определенный запас хода до капитального ремонта (10 тыс. км.), должна быть укомплектована запасными частями и инструментом и иметь запас топлива в размере одной заправки. Техника поставляется с водителем (военнообязанным).

19. Организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и в организациях.

Воинский учет организуется для обеспечения использования гражданами Российской Федерации военной обязанности. Он осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету. Основными требованиями, предъявляемыми к воинскому учету, являются полнота и достоверность данных, характеризующих количественное и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет осуществляется военными комиссариатами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 1541.

20. Подготовку граждан по военно-учетным специальностям для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в период мобилизации и в военное время.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям проводится на военных сборах граждан, пребывающих в запасе, которые проводятся в воинских соединениях и частях в течение 30 дней с периодичностью в 5 лет.

Г) Комплекс мероприятий обеспечения мобилизационной подготовки и мобилизации.

1. Нормативно-правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Нормативно-правовые акты по мобилизационной подготовке должны быть структурированы по уровням: Федеральные законы Российской Федерации, межотраслевые (отраслевые) нормативные акты, законодательные акты субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления и нормативные акты предприятий. Они должны быть взаимоувязаны по задачам, исполнителям, ресурсам и срокам. Нормативно-правовыми актами должны быть охвачены все области подготовки к функционированию экономики в военное время. Нормативными актами должны быть определены статус, роль и задачи органов управления, права, обязанности и ответственность должностных лиц за проведение мероприятий по подготовке экономики к функционированию в военное время. С 1992 года в Российской Федерации принято более 150 нормативных актов, касающихся вопросов мобилизационной подготовки. В настоящее время начался новый этап разработки нормативных правовых документов в связи с разработкой нового мобилизационного плана экономики на 2000 расчетный год.

2. Научное и методическое обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации.

Проведение научно-исследовательских работ по мобилизационной подготовке должно обеспечить наиболее эффективное и рациональное планирование и выполнение задач мобилизационной подготовки. Научное обеспечение должно охватывать весь спектр вопросов мобилизационной подготовки, начиная от вопросов системы мобилизационной подготовки в целом до мобилизационной подготовки предприятия. К сожалению, переход на рыночную экономику привел к недостаточному финансированию и как следствие к оттоку наиболее квалифицированных кадров и закрытию ряда НИР по вопросам обороноспособности государства.

15. Создание и сохранение страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, на объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населен6ия и объекты, являющиеся национальным достоянием.

Страховой фонд документации начал создаваться в конце 50-х годов. Львиная доля его сосредоточена в Миноборонпроме (90%). На долю министерства промышленности приходится около 8%. Подавляющее большинство документов страхового фонда храниться на рулонных пленках и микрофильмах, обладающих высокой достоверностью и надежностью. Кроме этого информация может храниться на магнитных носителях и оптических дисках. На них строится, в основном, страховой фонд документации в системе МЧС.

18. Подготовка средств массовой информации к работе в период мобилизации и в военное время.

На средства массовой информации в период мобилизации и в военное время возлагаются функции оповещения и предупреждения, вводится цензура и ограничения на выпускаемую информацию. Это регламентируются законом «О военном положении» и другими нормативными правовыми актами.

22. Проведение учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных планов.

В ходе учений, деловых игр и тренировок могут решаться следующие задачи:

· проверка полноты и реальности мобилизационных планов;

· выявление недостатков, «узких мест», диспропорций в отраслях, на предприятиях, в организациях и учреждениях, влияющих на выполнение мобилизационных заданий;

· совершенствование навыков руководящего состава отраслевых и территориальных звеньев экономики и проведение мероприятий по мобилизационному развертыванию экономики и обеспечению ее функционирования в условиях военного времени, в проведении восстановительных работ;

· совершенствование взаимодействия органов управления различных уровней, должностных лиц по мобилизационному развертыванию экономики и работе ее в условиях военного времени и т. д.

При необходимости могут решаться и другие задачи, вплоть до выпуска опытных образцов вооружения и военной техники, другой продукции военного и гражданского назначения (выпуск установленных партий).

23. Повышение квалификации работников мобилизационных органов.

Начиная с 1995 года, ведется активная подготовка кадров в области мобилизационной работы. Работают курсы повышения квалификации при отраслевых академиях и институтах. На базе Академии Гражданской защиты проводит переподготовку и повышение квалификации специалистов факультет специальной подготовки, на территории которого вы сейчас находитесь. Становится практикой ежегодных сборов с руководителями мобилизационных органов субъектов Российской Федерации с участием специалистов Министерства экономического развития и торговли, Правительства Российской Федерации и ГУСПа.

24. Международное сотрудничество в области мобилизационной подготовки и мобилизации.

Основными направлениями сотрудничества Российской Федерации с государствами-участниками СНГ в области мобилизационной подготовки являются:

· создание системы межгосударственного сотрудничества и заключение договоров с государствами-участниками СНГ в военной области, в области мобилизационной подготовки экономики, а также сотрудничества и взаимодействия органов государственной власти;

· согласование мобилизационных планов экономики в части определения объемов взаимных поставок вооружения, военной техники и других материальных средств;

· повышение квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки;

· проведение на двусторонней и многосторонней основе заседаний, совещаний, консультаций и встреч.