Меню
Бесплатно
Главная  /  Пчёлы  /  Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно. Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF Устранение нарушений по охране труда

Охрана труда: за что инспекция оштрафует обязательно. Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF Устранение нарушений по охране труда

Приветствую, друзья! В продолжение заметки о типовых нарушениях в области промышленной безопасности предлагаю всем заинтересованным ознакомиться с перечнем типовых нарушений охраны труда и трудового законодательства с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений.

Нарушения охраны труда и трудового законодательства OFF

Перечень составлен в формате таблицы и включает в себя наименование нарушения охраны труда и трудового законодательства — всего 76 позиций, статью Трудового кодекса РФ, содержащую требование, а также категорию нарушения в зависимости от негативных последствий для работника, в баллах от 1 до 10, при этом высокий риск оценивается от 7 до 10 баллов, средний — от 4 до 6 и низкий — от 1 до 3 баллов.

Например, к высокому риску причинения вреда работнику, оцениваемому в 10 баллов, отнесено в числе прочего:

  • уклонение от оформления трудового договора;
  • нарушение процедуры привлечения к работе в выходные дни, в нерабочие праздничные дни, к сверхурочной работе, к работе в ночное время, допущенное в отношение водителей автомобиля, членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ;
  • невыплата работодателем работнику установленной трудовым договором заработной платы;
  • выплата заработной платы ниже минимального размера оплаты труда;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний.

Напоминаем, что административная ответственность за нарушение охраны труда предусмотрена статьёй 5.27.1. КоАП РФ, трудового законодательства 5.27. КоАП РФ.

Перечень типовых нарушений охраны труда и трудового законодательства имеет следующие разделы:

  1. ПРИЁМ НА РАБОТУ (ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА);
  2. ИЗМЕНЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА (УВОЛЬНЕНИЕ);
  3. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ;
  4. ВРЕМЯ ОТДЫХА;
  5. ОПЛАТА ТРУДА;
  6. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ;
  7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ТРУДОВОГО ДОГОВОРА;
  8. ОХРАНА ТРУДА;
  9. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ;
  10. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ.

СКАЧАТЬ ПЕРЕЧЕНЬ

Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений

На этом всё. Если материал пригодился, то ставим рейтинговые звёздочки и оставляем комментарии 😉 Спасибо за участие!

Продолжение следует...

Бизнес-консультанта по управлению персоналом и трудовому праву

По статистике Роструда, 48% штрафов при проверках - это именно штрафы за нарушения в сфере охраны труда. Конечно, некоторые положения и нормы ТК РФ могут и не распространяться на конкретную компанию. Например, не все работники подлежат медосмотрам, не всем работникам нужна спецодежда, не всем выплачивается компенсации за работы во вредных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников.

Рассмотрим, за какие нарушения инспекция, скорее всего, оштрафует компанию.

Если в компании никто не отвечает за охрану труда

Согласно ст. 217 ТК РФ, если численность компании превышает 50 человек, то вводится должность специалиста по охране труда, если менее 50 человек - руководитель может заниматься охраной труда самостоятельно либо привлечь специалиста или организацию по гражданско-правовому договору. Поэтому, если у вас в компании больше 50 человек, а специалиста по охране труда (хотя бы совместителя на 0,25 ставки) нет, то штраф от 50 до 80 тыс. рублей по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ неизбежен. В случае если в компании менее 50 человек, необходимо приказом назначить ответственного по охране труда.

Инструктажи по охране труда обязательны для всех

Вводный инструктаж по охране труда обязателен абсолютно для всех работников (ст.212 ТК РФ, Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный Постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29). Кроме того, в отдельных случаях может понадобиться первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, целевой, внеплановый инструктажи. Отсутствие в компании документов, подтверждающих проведение инструктажей работников по охране труда (журналы регистрации инструктажей) может повлечь привлечение к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ в размере от 110 до 130 тыс. рублей.

Всех ли надо обучать по охране труда

Проведением вводного инструктажа обучение по охране труда не оканчивается. Согласно п. 2.3.1 Порядка обучения по охране труда, работники должны пройти специальное обучение по охране труда при поступлении на работу в течение первого месяца. При этом директор и начальники отделов проходят обучение и проверку знаний по охране труда в учебном центре, а рядовые работники - внутри компании. Для этого необходимо создать комиссию из тех сотрудников, которые прошли обучение в учебном центре. Чем подтвердить инспектору труда, что работники прошли обучение? Протоколами и удостоверениями проверки знаний требований охраны труда. Если таких документов к проверке не окажется, то, скорее всего, компанию накажут штрафом в размере до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Без инструкций по охране труда не обойтись

Согласно ст.212 ТК РФ работодатель должен разрабатывать и утверждать правила и инструкции по охране труда для работников. Таким образом, разработка инструкций по охране труда является для работодателей обязательной. При разработке инструкций по охране труда следует пользоваться следующими документами: Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные Минтрудом РФ 13.05.2004 г., Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда России от 17.12.2002 г. № 80, межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда. С инструкциями работники знакомятся до заключения трудового договора при приеме на работу (ст.68 ТК РФ). Если у компании не будет листов ознакомления с росписями работников (или журналов ознакомления, или росписей на инструкциях), то компанию могут наказать штрафом по ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ до 80 тыс. рублей.

Спецоценка: затраты меньше, чем штраф

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» устанавливает обязанность проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, кроме дистанционных работников и надомников.

Почему работодатели не проводят спецоценку? Понятно: это дополнительные затраты. Но сравним эти затраты со штрафами. Если стоимость спецоценки составляет несколько тысяч рублей, то штраф - несколько десятков тысяч, а точнее 80 тыс. рублей, согласно ч.2 ст.5.27 КоАП РФ. По итогам спецоценки оценивающая компания составит для организации отчет, который необходимо будет показать инспектору. Если у компании ранее не было «вредников», то спецоценку можно проводить до 2018 года, это подтвердил Верховный суд РФ, но в этом случае компании придется доказать в суде, что она проводит спецоценку поэтапно, согласно плану, и уже приступила к реализации плана (например, заключила договор с оценивающей организацией).

А что с медосмотрами?

Проверьте еще раз, действительно ли вашим работникам не надо проходить медосмотр.

Для этого обратитесь прежде всего к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 № 302н, а если у вас только офисные работники, еще и к СанПиНу 2.2.2/2.4.1340-03. Ведь согласно этому документу медосмотры должны проходить работники, которые работают за компьютером более 50% рабочего времени. Если окажется, что медосмотры все-таки полагаются, то следует заключить договор с медицинским учреждением, выдавать работникам направления, получать медицинские заключения и акты и предъявлять их инспектору при проверке. Иначе - штраф до 130 тыс. рублей по ч.3 ст.5.27 КоАП РФ.

Проверьте, нужна ли спецодежда

Также компании необходимо проверить, нет ли в штате компании работников, которым необходимо предоставлять спецодежду, например, уборщиц, водителей. Для этого необходимо изучить в правовых системах Типовые нормы для конкретных профессий (должностей), например, Приказ Минтруда России от 09.12.2014 № 997н.

В случае если должности, указанные в типовых нормах, имеются в штатном расписании компании, то таким работникам компания должна за свой счет предоставлять спецодежду, согласно Межотраслевым правилам обеспечения работников специальной одеждой, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Если спецодежда обязательна, а ее нет, штраф по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ составляет от 130 до 150 тыс. рублей.

Если руководитель не соглашается выделить средства на мероприятия по охране труда, покажите ему эту таблицу с ответственностью за нарушения требований охраны труда, обратите его внимание на то, что наказывают не только компанию, но и самого руководителя. Стоит также иметь в виду, что, как показывает судебная практика, инспектора вправе не только складывать штрафы за различные нарушения, но и перемножать их на количество проверенных работников.

Таблица. Ответственность за нарушения требований охраны труда

Нарушение

Штраф на руководителя

Штраф на компанию

Статья

Нарушение требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 - 4 ст. 5.27.1

Штраф в размере от 2 до 5 тыс. рублей

Штраф в размере от 50 до 80 тыс. рублей

Ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ

Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки или ее непроведение

Штраф в размере от 5 до 10 тыс. рублей

Штраф в размере от 60 до 80 тыс. рублей

Ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ

Допуск работника к работе без прохождения обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медосмотров, или при наличии медицинских противопоказаний

Штраф в размере от 15 до 25 тыс. рублей

Штраф в размере от 110 до 130 тыс. рублей

Ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ

Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Штраф в размере от 20 до 30 тыс. рублей

Штраф в размере от 130 до 150 тыс. рублей

Ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ

Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 ст. 5.27.1, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение

Штраф в размере от 30 до 40 тыс. рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет

Штраф в размере от 100 до 200 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Ч.5 ст.5.27.1 КоАП РФ

Копирование и любая переработка материалов с сайта сайт запрещены


1. ОТСУТСТВИЕ ОБУЧЕНИЯ, ИНСТРУКТИРОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА
1) Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, в то время как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.
Из практики проверок
ГИТ провела плановую проверку в ОАО «С…» (рыбопромысловое предприятие) и обнаружила многочисленные нарушения законодательства об охране труда. Например, работодатель допускал к исполнению трудовых обязанностей на борту судна без проведения вводного инструктажа матросов, механиков, старших мастеров добычи и даже старшего помощника капитана (нарушение требований ч. второй ст. 212 ТК РФ). Специалистов, обслуживающих судовые механизмы и оборудование (лебедчиков, сигнальщиков), не обучали правилам охраны труда и не проверяли их знания.
По итогам проверки работодателю выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений трудового законодательства. Общество оштрафовали по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях.
2) Отсутствует Журнал регистрации вводного инструктажа.
3) Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.
Из практики проверок
ГИТ проверила общество с ограниченной ответственностью «А…» на предмет соблюдения требований законодательства об охране труда. Нарушений оказалось много. В частности, в организации отсутствовали такие обязательные документы, как:
журнал вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.5 ГОСТ 12.0.004-90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда»);
программа проведения вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.4 ГОСТ 12.0.004-90);
приказ (распоряжение) о назначении ответственного за проведение вводного инструктажа (нарушение п. 7.1.2 ГОСТ 12.0.004-90).
По результатам проверки инспекторы выдали работодателю предписание устранить выявленные нарушения, а директора общества оштрафовали.
4) Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Из практики проверок
В ходе проверки ООО «А…» выяснилось, что в организации не ведется журнал инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.9 ГОСТ 12.0.004-90), отсутствует программа проведения инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.2 ГОСТ 12.0.004-90), а также перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90).
Совет
Проконтролируйте, чтобы все сотрудники, прошедшие инструктаж, поставили свои подписи в соответствующем журнале, иначе у вас не будет возможности доказать, что проинструктированный сотрудник нарушил правила, осознавая последствия.
5) Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.
Из практики проверок
ГИТ проверила ООО «З…» и выявила, что работодатель не обучал сотрудников безопасным методам и приемам выполнения работ, оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, не проводил инструктажи по охране труда, стажировки и проверки теоретических знаний и практических навыков (нарушение требований ч. второй ст. 212 и ст. 225 ТК РФ).
6) Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте
Из практики проверок
Инспекторы ГИТ обнаружили нарушения законодательства по охране труда при проверке Муниципального учреждения здравоохранения (больница). В частности, в организации отсутствовал перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте (нарушение п. 7.2.1 ГОСТ 12.0.004-90). Имеющийся журнал учета и регистрации несчастных случаев не соответствовал форме, установленной приложением № 1 к Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве
7) Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.
Из практики проверок
В начале августа 2010 года в ООО «М…» поступил на работу новый плотник, а через две недели ему поручили разовую работу – погрузку на автомашину плит весом более тонны. Обучение по охране труда при погрузочных работах работодатель ограничил целевым инструктажем. Однако Межотраслевые правила по охране труда в таких случаях требуют допускать к погрузочным работам обученных работников, имеющих соответствующее удостоверение. В месте осуществления таких работ должен присутствовать старший сотрудник, назначенный приказом работодателя. Общество нарушило требования складирования стройматериалов, что не обеспечило их устойчивость при хранении. В результате одна из плит, стоявшая на ребре, при попытке плотника отогнуть металлическую петлю потеряла устойчивость и упала на работника.
Несчастный случай расследовала областная комиссия, которая установила, что причиной травмы стало небрежное отношение руководства общества к требованиям охраны труда со стороны. Работодатель не установил способы погрузки и перемещения груза, не определил меры страховки и защитные ограждения на границах опасных зон, не осуществлял контроль за охраной труда при погрузке. Материалы расследования несчастного случая на производстве комиссия направила в прокуратуру для возбуждения уголовного дела в отношении руководителя ООО «М…» (по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда»).
8) Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.
Из практики проверок
ГИТ проверила индивидуального предпринимателя «Т…» и выявила, что он не проводил с водителями повторный инструктаж, не включал в рабочее время водителей время проведения медицинского осмотра перед выездом в рейс и не организовал аттестацию рабочих мест по условиям труда. Предпринимателю выдали предписание устранить нарушения.
9) Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.
10) Нет инструкций по охране труда.
Из практики проверок
Проверка ГИТ в ООО «А…» показала, что работодатель не издал приказ (распоряжение) о возложении функций специалиста по охране труда в организации (нарушение ст. 217 ТК РФ), а также не разработал и не утвердил инструкции по охране труда для работников.
11) Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.
Из практики проверок
В ООО «А…» при проверке выяснилось, что руководитель и специалисты общества не прошли обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ).
12) Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.
Из практики проверок
Проверка МУП (больница), в частности, показала, что руководитель предприятия не прошел обучение по охране труда и проверку знаний в части требований охраны труда (нарушение ст. 225 ТК РФ). Руководитель также не обеспечил работникам стажировку на рабочем месте, не проверял, знают ли они требования охраны труда, а также безопасные методы и приемы выполнения работ (нарушение требований ст. 225, ч. второй ст. 212 ТК РФ). Выяснилось, что в больнице отсутствует и перечень работ и профессий, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда (нарушение п. 4.2 ГОСТ 12.0.004-90).
Согласно ст. 225 и 76 ТК РФ:
Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение и проверку знания требований охраны труда.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
Если в ходе проверки выясняется, что работник не прошел обучение и проверку в области охраны труда, и был допущен работодателем к исполнению своих должностных обязанностей, тогда:
 Работник отстраняется от работы уже по требованию (предписанию) государственного инспектора труда;
 Решается вопрос о привлечении работодателя к административной ответственности;
 Если работник был допущен к работе с ведома работодателя на него накладывается штраф за административное правонарушение по ст. 5.27 “Нарушение законодательства о труде и охране труда” Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
 Дисквалификации работодателя случае повторного нарушения.
Если в результате проверки инспектор указал в предписании, что работник не прошел обучение в области охраны труда, то:
1. Указанные в нем руководители и специалисты должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда
2. Отчитаться государственному инспектору труда, проводившему проверку, о выполнении предписания, то есть отправить в ГИТ заверенные копии соответствующих удостоверений
Тогда такое предписание будет считаться исполненным.
2. ОТСУТСТВИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ)
Работодатель обязан не просто выдать СИЗ, но и научить их применять, а так же контролировать, чтобы:
Приобретаемые СИЗ имели сертификаты соответствия требованиям охраны труда;
Был организован надлежащий учет и контроль выдачи работникам СИЗ;
Соблюдался установленный порядок их хранения;
Проводился инструктаж работников по правилам пользования и простейшим способам проверки исправности СИЗ;
Производилась своевременная замена СИЗ в случаях их порчи до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника, их стирка, чистка и ремонт.
Пример
В летний период работница ООО “Тополь” решила сама произвести стирку своей спецодежды, а в это время поработать у станка в своей блузке. В результате руку работницы затянуло в станок, женщина получила разорванную рану подмышечной области. В данном случае работница самовольно приняла решение произвести стирку спецодежды, несмотря на закрепленную ст. 221 ТК РФ обязанность работодателя за счет своих средств обеспечивать хранение, стирку, сушку, ремонт и замену спецодежды.
В свою очередь, работодатель не проконтролировал применение спецодежды работником. Нарушения требований охраны труда с обеих сторон привели к тяжелым последствиям.
3. ОТСУТСТВИЕ АТТЕСТАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ ИЛИ НАРУШЕНИЕ ПОРЯДКА ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ
Чаще всего работодатели игнорируют требования по проведению аттестации рабочих мест, установленные ст. 209–212 ТК РФ. Нарушения, касающиеся вопроса аттестации рабочих мест, в общем можно разделить на две группы.
1. АРМ не была проведена. Как следствие, не выявлены, например, имеющие место вредные факторы
2. АРМ была проведена, но ее результаты не доводились до сведения работников и не учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда.
Пример
По результатам проведенной 21.11.2011 проверки в ООО «Мост» ГИТ установила, что в компании не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда; оформление журнала регистрации вводного инструктажа не соответствовало требованиям ГОСТа 12.0.004-90; в контингент лиц, подлежащих обязательным предварительным и периодическим медицинским осмотрам, не включены сотрудники офиса, работающие с ПЭВМ. Выдано предписание об устранении допущенных нарушений трудового законодательства; виновное должностное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в виде штраф.
4. НАРУШЕНИЕ В ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
К таким нарушениям относятся:
Неизвещение или не своевременное информирование о происшедшем несчастном случае государственных органов (может быть рассмотрено как сокрытие работодателем страхового случая, что, в свою очередь, является составом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.34 КоАП РФ);
Несоблюдение работодателями установленных сроков расследования несчастных случаев на производстве (ст. 229.1 ТК РФ).
Несоздание комиссий по расследованию обстоятельств и причин несчастного случая на производстве с легким исходом;
Несоблюдение установленного порядка направления извещений о происшедших групповых несчастных случаях, тяжелых несчастных случаях, несчастных случаях со смертельным исходом в органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ.
Неполнота оформления установленных форм по проведению расследований несчастных случаев на производстве с легким исходом (протоколы опроса пострадавшего, должностных лиц; протоколы осмотра мест несчастных случаев; документы, подтверждающие обучение и инструктирование работников по охране труда и безопасным методам выполнения работ по профессии или виду работ; документы, подтверждающие выдачу работнику СИЗ);
Отсутствие в актах по форме Н-1 записи об ознакомлении с ними работников и вручении копий на руки.
Нередко подобные нарушения выявляются, только когда речь заходит о возбуждении уголовного дела по случаю смерти работника. Отличается и сумма штрафа от обычно применяемой по ст. 5.27 КоАП РФ.
Пример
Проверкой в ООО «РСУ Приморского района» был установлен факт несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего в феврале 2011 г. с гражданином Республики Украина. Несчастный случай не был расследован работодателем. По итогам проверки помощником прокуратуры направлены материалы в Приморский районный суд о приостановлении деятельности Общества. ГИТ выдала работодателю предписание, обязывающее его провести расследование в установленном порядке. ОАО «РСУ Приморского района» было признано виновным в совершении административного правонарушения и оштрафовано на 50 000 руб. Кроме того, было установлено наличие трудовых отношений с иностранным работником, у которого не было должным образом оформлено разрешение на работу. Материалы направлены в УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения работодателя к административной ответственности еще и за это нарушение.
Каким образом ГИТ может выявить сокрытые работодателями несчастные случаи на производстве? Для этого должностными лицами государственных инспекций труда используются разные методы и формы работы:
Проведение тематических проверок организаций по вопросам соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
Проведение целевых проверок по обращениям граждан, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, и (или) родственников погибших;
Сверка учетных данных медицинских организаций (в том числе в органах судебно-медицинской экспертизы) с целью выявления информации о травмированных (погибших) работниках;
Сверка оперативных данных о пострадавших от несчастных случаев на производстве с региональными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации;
Сверка данных о несчастных случаях на производстве с правоохранительными органами, включая органы прокуратуры;
Мониторинг средств массовой информации.

С 1997 года мы помогаем нашим клиентам в сфере охраны труда и кадрового делопроизводства. Оказываем услуги по всей России. Удаленно, в короткие сроки, наши специалисты помогут решить любой вопрос.

Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. И работодатель должен выстроить эту систему, обеспечить ее работу путем издания локальных нормативных актов, приказов и назначения ответственных за ту или иную обязанность в этой сфере. Обязанности работодателя в сфере труда достаточно подробно регламентированы разд. X "Охрана труда" ТК РФ. Однако довольно часто работодатели игнорируют требования трудового законодательства. Результат - привлечение к административной ответственности. Сегодня расскажем о наиболее распространенных нарушениях законодательства в области охраны труда.

Нормативная база

Согласно ст. 211 ТК РФ государство путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов субъектов РФ устанавливает правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Такие государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

Конечно же, основным нормативным актом является Трудовой кодекс. Помимо него, работодателю стоит получше изучить:

Постановление Минтруда и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (далее - Постановление N 1/29);

ГОСТ 12.0.004-90 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения" (далее - ГОСТ 12.0.004-90);

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкции по ее заполнению" (далее - Приказ N 33);

Постановление Минтруда России от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях";

Приказы Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и Стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами", от 01.10.2008 N 541н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", от 16.02.2009 N 45н "Об утверждении Норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов", от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков" и пр.

Конечно, это далеко не все нормативные акты, затрагивающие тему охраны труда, но работодателю, изучив их и применив в своей организации, удастся избежать довольно много проблем с контролирующими органами. Итак, перейдем к распространенным ошибкам.

Нарушения работодателей

Все нарушения в области охраны труда выявляются инспекторами государственной инспекции труда (иными органами, например прокуратурой) в ходе контрольно-надзорных мероприятий или в результате несчастного случая в организации. Причем крайне редко работодатели не соблюдают одну или две нормы, в основном встречается комплекс нарушений.

Отметим, что с 01.01.2015 вступила в силу новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ. Например, за нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение работодателю грозит предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5000 до 80 000 руб. (в зависимости от того, кто виновен в нарушении - должностное лицо или юридическое). А если выяснится, что работодатель допустил работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных медицинских осмотров или при наличии медицинских противопоказаний, сумма штрафа уже посущественнее: он может достичь 130 000 руб. Более подробно о нарушениях и ответственности поговорим дальше.

Отсутствие службы охраны труда или штатного специалиста

На основании ст. 217 ТК РФ в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Если численность работников не превышает 50 человек, работодатель вправе не создавать службу и не вводить должность специалиста по охране труда. При принятии такого решения необходимо учитывать специфику своей деятельности. В случае отсутствия службы или штатного специалиста их функции осуществляют:

Работодатель - индивидуальный предприниматель (лично);

Руководитель организации;

Другой уполномоченный работодателем работник;

Аккредитованные организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Обратите внимание! Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом Рекомендаций, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14.

Многие работодатели неверно толкуют ст. 217 ТК РФ и считают, что если они ничего не производят (ведь в статье сказано про работодателей, осуществляющих производственную деятельность), а, например, торгуют или оказывают консультационные услуги, то и исполнять норму не нужно. Однако это не так.

Согласно ст. 209 ТК РФ под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. То есть служба охраны труда или специалист по охране труда обязательны не только в цехах и производствах, но и при оказании услуг - туристических, юридических и пр.

Конечно, на это обращают внимание ГИТ при проверке. Так, постановлением ООО "Санто-холдинг" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде штрафа - за то, что в нарушение требований ч. 2 ст. 217 ТК РФ работодатель на момент проверки не принял решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда. Решением судьи Хамовнического районного суда г. г. Москвы и Московского городского суда от 22.12.2014 по делу N 7-9921 указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

Не проводятся обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда и проверка знаний требований охраны труда

Все работники, в том числе руководители организаций, работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в Порядке, утвержденном Постановлением N 1/29.

На основании ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц, а также для переводимых на другую работу работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим. Виды инструктажа представим в виде таблицы.

Вид инструктажа

Кто проводит и с кем

Проводит специалист по охране труда со всеми принимаемыми на работу лицами, с командированными в организацию и студентами, проходящими в организации производственную практику

Первичный на рабочем месте

Проводит непосредственный руководитель (производитель) работ (мастер, прораб, преподаватель и т.д.), прошедший обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. До начала самостоятельной работы инструктируемым. Работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте. Перечень профессий и должностей работников, освобожденных от такого инструктажа, утверждается работодателем

Повторный

Проходят все работники не реже одного раза в шесть месяцев

Внеплановый

Проводят при введении инструкций по охране труда, изменении технологических процессов, инструмента и других факторов, влияющих на безопасность труда, при перерывах в работе (для работ с вредными и (или) опасными условиями - более 30 календарных дней, а для остальных работ - более двух месяцев)

Проводится при выполнении разовых работ, при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и работ, на которые оформляются наряд-допуск, разрешение или другие специальные документы, а также при проведении в организации массовых мероприятий

Все инструктажи проводятся по специальным программам, разработанным и утвержденным работодателем.

После любого инструктажа лицо, проводившее инструктаж, должно проверять приобретенные знания и навыки безопасных приемов работы и фиксировать в соответствующих журналах. Их формы установлены ГОСТ 12.0.004-90. Журналы должны быть прошиты и пронумерованы.

Кроме этого, в силу п. 2.2.1 Порядка обучения по охране труда, утвержденного Постановлением N 1/29, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать в течение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемам выполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых на другую работу. При этом порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем.

Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Наиболее частыми нарушениями при обучении работников в области охраны труда считаются:

Отсутствие журналов проведения инструктажей;

Отсутствие разработанных и утвержденных программ инструктажей;

Несоздание комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

Непроведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим.

Инспекторы ГИТ довольно часто штрафуют работодателей за необучение сотрудников охране труда (Решения Московского городского суда от 16.02.2015 по делу N 7-1248/15, от 28.10.2014 по делу N 7-4430/2014, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 26.11.2014 N 33-3725 и пр.).

Отсутствие инструкций по охране труда

Повторим, что для создания системы охраны труда в организации работодателю придется разработать и ввести в действие не один и даже не два документа, а целый пакет из локальных нормативных актов, приказов, инструкций и пр.

К наиболее важным документам относится инструкция по охране труда. Требования о разработке данного документа содержатся в ст. 212 ТК РФ.

К сведению. Инструкция разрабатывается и утверждается с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Минтруд в 2004 г. утвердил несколько Методических рекомендаций по разработке инструкций по охране труда для работников. Основные утверждены 13.05.2004, для работников, занятых бытовым обслуживанием населения, - 18.05.2004, мебельного производства - 11.05.2004.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из его должности, профессии или вида выполняемой работы. Работодатель обязан следить за ее актуальностью и пересматривать инструкции не реже раза в пять лет. Причем если в течение срока действия такой инструкции условия труда работника не изменились, то ее действие может быть продлено на следующий срок.

Действующие инструкции по охране труда для работников структурного подразделения организации, перечень этих инструкций хранятся у руководителя подразделения.

Примечание. Необходимо завести журналы учета инструкций по охране труда и учета выдачи инструкций.

Инструкции по охране труда для работников могут быть выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже или вывешены на рабочих местах или участках. Или же они хранятся в ином месте, доступном для работников.

Непроведение специальной оценки условий труда

На основании Закона N 426-ФЗ специальной оценкой условий труда является единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3). Итоги спецоценки применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом.

Примечание. Обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Спецоценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, кто трудится у физических лиц, не являющихся предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).

Коротко опишем порядок осуществления спецоценки. Она проводится совместно работодателем и организацией, соответствующей требованиям, установленным ст. 19 Закона N 426-ФЗ, не реже чем один раз в пять лет (ст. 8 Закона N 426-ФЗ). Для организации и проведения такой оценки работодатель образует комиссию по ее проведению (число членов комиссии должно быть нечетным), а также утверждает график ее проведения. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом.

По результатам спецоценки организация, ее проводящая, составляет отчет, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем. Форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по ее заполнению утверждены Приказом N 33н.

Примечание. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Методикой, утвержденной Приказом N 33н.

Отметим, что работодатель обязан ознакомить сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета.

Вопрос: В какие сроки необходимо провести спецоценку, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г.?

Согласно ст. 27 Закона N 426-ФЗ, если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ:

Ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

Получения работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями требований Закона N 426-ФЗ;

Изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

Изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

Произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;

Наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Таким образом, если работодатель провел аттестацию рабочих мест по условиям труда в сентябре 2012 г. и с 01.01.2014 у него не возникло обстоятельств, названных выше, специальную оценку он может провести через пять лет после окончания аттестации, то есть в октябре 2017 г.

Можно ли воспользоваться пятилетней отсрочкой работодателям, которые не проводили аттестацию рабочих мест? Нет, такие работодатели обязаны провести специальную оценку как можно скорее.

Действительно, некоторые работодатели, прочитав ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, сделали вывод, что если в их организации нет рабочих мест, названных в ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ (рабочих мест, на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочих мест лиц, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и пр.), то специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.

Однако такой вывод противоречит Закону N 426-ФЗ. Если аттестация рабочих мест проведена не была, то пятилетний срок, на который может быть отложена спецоценка, а также срок, предусмотренный ч. 6 ст. 27 Закона N 426-ФЗ, применению не подлежат. Такое мнение поддерживают и суды (Апелляционные определения Московского городского суда от 26.02.2015 по делу N 33-5865/15, Челябинского областного суда от 26.02.2015 по делу N 11-2249/2015 и пр.).

Необеспечение средствами защиты

Статья 221 ТК РФ обязывает работодателя за счет своих средств обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Правила выдачи средств индивидуальной защиты и пользования ими, а также ответственность и организация контроля за обеспечением работников средствами индивидуальной защиты установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

К сведению. Предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и на основании результатов спецоценки условий труда.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ. Для этого заводится личная карточка учета выдачи СИЗ (форма приведена в Приказе Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н).

Кроме личных карточек, подтверждением выполнения обязанности по обеспечению работников СИЗ будут договоры на покупку последних, ремонт, стирку, сушку и сертификаты соответствия на СИЗ.

Непроведение медицинских осмотров

Лица, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе подземных), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих сотрудников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таково требование ст. 213 ТК РФ. Причем осмотры осуществляются за счет работодателя. Однако не все организации готовы оплачивать медосмотры, что чревато мерами административной ответственности.

Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения таких осмотров (обследований) утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

К сведению. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к ней) сотрудника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 76 ТК РФ).

Также работодатель обязан организовать для работников, осуществляющих отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), для работающих в условиях повышенной опасности обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695. В связи с наличием такой обязанности рекомендуем работодателю вести журнал учета прохождения работниками медосмотров. Конечно, требования об этом журнале в законодательстве нет, но исходя из смысла ст. ст. 69, 213 ТК РФ его нужно вести для отслеживания и учета прохождения работниками медицинских осмотров - как при приеме на работу, так и периодических. В этом журнале фиксируются основание для направления работника на медицинский осмотр, фамилия, имя, отчество работника, структурное подразделение, в котором он работает, должность, а также дата прохождения осмотра.

(Окончание следует)

В.П.Кузнецова

"Отдел кадров коммерческой организации", 2015, N 6

К ак правило, чем крупнее предприятие, тем реже можно встретить нарушения трудового законодательства. Однако независимо от количества работников область охраны труда «хромает» практически везде. Несмотря на четкие требования ТК РФ, многочисленные разъяснения теоретиков и практиков, работодатели то и дело совершают ошибки в области охраны труда. Причем, как показывает практика, некоторые ошибки важно не совершать вовсе, так как последствия могут быть крайне негативными как для работников, так и для работодателей. Рассмотрим типичные ошибки, которые из раза в раз допускают организации.

Законодатель закрепил право работника на безопасные условия труда, а на работодателя возложил обязанность соблюдения требований охраны труда, установленных гл. 34 ТК РФ и иными нормативными правовыми актами. Однако человеческий фактор присутствует везде, и в большинстве случаев именно он становится причиной ошибочных действий работодателя в области организации охраны труда.

Ошибки в области организации охраны труда на предприятии - серьезная тема для разговора. Определим топ-7 ошибок и с помощью примеров из судебной практики установим:

  • чем могут грозить те или иные нарушения в области охраны труда;
  • как человеческий фактор и ошибочные действия отдельных работников могут привести к крайне негативным последствиям;
  • какие меры к нарушителям охраны труда вправе применить работодатель, чтобы суд в случае спора счел их правомерными;
  • как суд оценивает случаи применения крайней меры воздействия на нарушителей - увольнение по подп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ и пр.

1. Непроведение инструктажа по технике безопасности

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Пример 1

Свернуть Показать

Самолет, проводивший авиахимическую обработку полей сельскохозяйственного производственного кооператива, потерпел крушение, пилот погиб. Это вызвало проведение проверки, в ходе которой государственные инспекторы труда установили, что работодатель не проводил инструктажи по охране труда на рабочих местах, аттестацию рабочих мест по условиям труда, не обеспечивал работников спецодеждой и средствами индивидуальной защиты. В связи с тем что указанные нарушения трудового законодательства представляли реальную угрозу жизни и здоровью работников, инспекция труда приняла решение о временном запрете деятельности технической базы авиакомпании. Материалы об административном правонарушении были переданы в судебные органы. В целях предупреждения случаев производственного травматизма инспекцией труда было также запрещено использование 62 комплектов средств индивидуальной защиты, не имевших сертификатов соответствия. Пять сотрудников организации, с которыми не провели инструктаж, были отстранены от выполнения работ .

Пример 2

Свернуть Показать

На работе у индивидуального предпринимателя погиб девятиклассник, принятый на должность экспедитора. Расследование показало, что школьник при разгрузке товара потерял равновесие и упал с кузова автомобиля «ЗИЛ», получив травму головы, не совместимую с жизнью. По сведениям следствия, работодатель не проводил вводные инструктажи по охране труда и не заполнял специальные журналы их регистрации. Несовершеннолетнего приняли на работу без прохождения предварительного медицинского осмотра, работодатель не обеспечил его спецодеждой и обувью. Прокурор возбудил в отношении предпринимателя дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда .

Пример 3

Свернуть Показать

Медицинская сестра поликлиники, осуществлявшая посещение больного на дому, была сбита автомашиной при переходе дороги в неустановленном месте и скончалась в больнице. Указанный случай был признан несчастным случаем, связанным с производством. Одной из причин несчастного случая явилось непроведение инструктажа по охране труда и технике безопасности .

2. Нарушение режима труда и отдыха работников

Напомним, работодатель обязан обеспечить режим труда и отдыха в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 212 ТК РФ).

Нарушение грозит:

  • несчастным случаем на производстве из-за наступления физической усталости сотрудника, притупления внимания;
  • административной ответственностью для работодателя за нарушение законодательства о труде;
  • судебными спорами с пострадавшими от несчастного случая на производстве.

Чаще всего подобные нарушения допускают транспортные компании, а также любые организации в отношении водителей, управляющих автомобилями.

Судебная практика

Свернуть Показать

Мать погибшего сына, работавшего водителем в ОАО, обратилась к бывшему работодателю сына с иском о взыскании компенсации морального вреда. Согласно медицинскому заключению причиной смерти сына явилась острая коронарная недостаточность, которая, по мнению истицы, была следствием несоблюдения работодателем требований законодательства об охране труда и о времени отдыха. Направляя водителя в командировку с целью доставки детей в оздоровительный лагерь, работодатель нарушил режим труда и отдыха водителя транспортного средства. Перед командировкой сын более суток находился на рабочем месте, был направлен в рейс по перевозке детей в ночное время без сменного водителя и сопровождения ГИБДД.

Суд рассмотрел обстоятельства гибели работника и пришел к выводу об отсутствии связи между нарушением работодателем режима труда и отдыха погибшего и причиной его смерти. Судебное дело закончилось принятием решения в пользу работодателя (решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 17.10.2012, апелляционное определение Ростовского областного суда от 31.01.2013 по делу № 33-1155/2013).

Обратите внимание: в рассмотренном деле суд поддержал работодателя, однако заседания могло бы и не быть, если бы не постоянные нарушения требований охраны труда со стороны работодателя.

Пример 4

Свернуть Показать

В одном из учреждений здравоохранения г. Дзержинска ГИТ при проверке выявила факт несоблюдения режима труда и отдыха у водителей транспортных средств. Суммированный учет недельного рабочего времени превышал 40 часов, данные из табеля учета рабочего времени не соответствовали фактическому времени работы. На работодателя наложен штраф .

Пример 5

Свернуть Показать

В ходе рейда правоохранителей по Томской области составлены четыре протокола в отношении водителей пассажирских автобусов, нарушавших режим труда и отдыха. Работники могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 3000 рублей .

Судебная практика

Свернуть Показать

Индивидуальный предприниматель в сфере транспортных перевозок не организовал контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, не разработал графики их работы. Тем самым были нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15. Управлением государственного автодорожного надзора в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд, рассматривая дело и представленные доказательства, пришел к выводу о совершении ИП административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Так, из п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей. Поскольку ИП все эти требования не соблюдал, суд постановил привлечь его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3000 рублей (решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2013 по делу № А19-3382/2013).

3. Необеспечение работников спецодеждой и средствами защиты

Выполнение многих трудовых функций требует использования специальной одежды, которая призвана предотвращать воздействие на работника вредных факторов. Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами. Данное требование определено в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 212 и 221 ТК РФ).

Подобное нарушение грозит:

  • травмами работников (несчастным случаем на производстве);
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде;
  • судебными спорами с работниками.

Такие происшествия чаще всего имеют место на промышленных предприятиях, при работе в котельных, производственных цехах организаций и на открытом воздухе.

Пример 6

Свернуть Показать

ГИТ при проверке учреждений здравоохранения установила, что в поликлинике, онкологическом диспансере, роддоме и других учреждениях здравоохранения отсутствовал должный учет выдачи спецодежды и средств индивидуальной защиты. Это представляло реальную угрозу жизни и здоровью работников. Так, электрик одного из учреждений при демонтаже электрического устройства не воспользовался средствами индивидуальной защиты и был смертельно поражен электрическим током. Несчастный случай признан связанным с производством .

Очевидно, работник в указанном примере не воспользовался средствами индивидуальной защиты ввиду их отсутствия.

Пример 7

Свернуть Показать

За допущенные нарушения трудового законодательства в виде необеспечения работников спецодеждой, смывающими и обезвреживающими средствами руководитель предприятия был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей .

4. Допуск сотрудников к работе без обязательного медосмотра

Обязанность работодателя не допускать работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний зафиксирована, как и предыдущие требования, в ТК РФ (ст. 212 и 213).

Нарушения в подобных ситуациях грозят:

  • травмами работников или даже смертью (несчастным случаем на производстве), наступившими в результате внезапного ухудшения состояния здоровья работника во время исполнения трудовых обязанностей;
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде.

Выделить наиболее злостных нарушителей здесь не получится, поскольку работодатели, независимо от сфер деятельности, часто забывают о подобном требовании закона.

Пример 8

Свернуть Показать

В гибели водителя комиссия областной инспекции труда обвинила работодателя, который допустил его до работы без прохождения обязательного медосмотра. Несмотря на то что в заключении о смерти сотрудника указано, что смерть наступила вследствие общего заболевания, комиссия посчитала это несчастным случаем на производстве. Работодатель был привлечен к административной ответственности .

5. Непроведение аттестации рабочих мест

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушения работодателей грозят:

  • предписанием контролирующего органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
  • иском в суд по инициативе контролирующего органа.

Пример 9

Свернуть Показать

Прокуратура проверяет не только промышленные производства, но и, например, морские суда. Так, Магаданским транспортным прокурором проведена проверка соблюдения законодательства РФ об охране труда на предприятии морского транспорта. В ходе проверки было установлено, что работодатель не провел аттестацию рабочих мест на рыболовном судне. В целях устранения нарушений прав работников прокуратура предъявила в суд иск с требованием обязать работодателя провести аттестацию рабочих мест на судне. Требования прокурора предприятием были удовлетворены в добровольном порядке .

К сведению

Свернуть Показать

Как сообщает пресс-служба Федеральной службы по труду и занятости, 01.09.2013 завершился первый пятилетний этап аттестации рабочих мест по условиям труда. Основная часть компаний ее не прошла. Так, за 3,5 года (с сентября 2008 г. по январь 2012 г.) аттестовались всего 0,7% организаций.

Итоги проведенной на предприятиях аттестации показали, что качество рабочих мест очень низкое: 61,1% рабочих мест можно квалифицировать как вредные или опасные. А в некоторых регионах показатели значительно хуже среднероссийских. Например, в Республике Марий Эл к этой категории относятся 79,3% аттестованных рабочих мест, в Ивановской области - 80%, в Ульяновской - 83,9% .

6. Невыполнение требований по расследованию несчастных случаев

В большинстве случаев данное нарушение работодатель совершает по причине банального незнания порядка действий, которые он должен предпринять при наступлении несчастного случая на производстве. Довольно часто ошибка кроется в нарушении сроков оповещения о факте несчастного случая органов, указанных в ст. 228.1 ТК РФ (государственной инспекции труда, прокуратуры и пр.). Срок составляет всего сутки с момента наступления несчастного случая.

Нередко ошибкой является оповещение не всех органов, которых работодатель обязан оповестить, или же невключение в состав комиссии по расследованию несчастных случаев представителя одного или нескольких органов, перечисленных в ст. 229 ТК РФ. Между тем государственная инспекция труда может расценить такое нарушение требования по оповещению о несчастном случае и его расследованию как сокрытие несчастного случая работодателем.

Напомним, что соответствующие положения установлены ст. 212, 228-229 ТК РФ. Нарушение этих требований грозит административной ответственностью работодателя и уголовной ответственностью непосредственных нарушителей.

Пример 10

Свернуть Показать

В ходе проведенной государственной инспекцией труда проверки установлено, что 07.06.2013 в ООО произошел групповой несчастный случай на производстве со слесарями-ремонтниками. В нарушение ст. 228, 228.1 ТК РФ, п. 5 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73, юридическое лицо не проинформировало трудовую инспекцию о групповом несчастном случае на производстве в течение суток. Руководство предприятия не сохранило до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была в момент происшествия, не зафиксировало сложившуюся обстановку, не были составлены схемы, не проведены фотографирование или видеосъемка. Кроме того, в нарушение ст. 229 ТК РФ для расследования несчастного случая работодатель не издал приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая. Работодатель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, штраф составил 40 000 рублей .

7. Отсутствие службы охраны труда, нормативной базы и обучения охране труда

Обязанность по созданию службы охраны труда или введению должности специалиста возложена только на работодателя, численность работников которого превышает 50 человек. Все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение охране труда и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212, 217, 225 ТК РФ).

Подобные нарушения грозят работодателю административной ответственностью. Нарушителями чаще всего здесь выступают небольшие предприятия.

Пример 11

Свернуть Показать

Рядом проверок ГИТ муниципальных учреждений здравоохранения выявлено, что большинство главных врачей и руководителей основных подразделений не проходят обучение охране труда. В нарушение требований ст. 212 ТК РФ у работодателей сферы Минздрава отсутствовали инструкции по охране труда для сотрудников. В нарушение ст. 217 ТК РФ в специализированном доме ребенка не имелось специалиста по охране труда. В период проверок привлечены к административной ответственности руководители всех 16 проверенных учреждений здравоохранения, на которых наложены штрафы на общую сумму 38 000 рублей .

Подводя итог, заметим, что ошибки в области организации охраны труда многочисленны и многообразны, а санкции за нарушение требований ТК РФ в области охраны труда достаточно суровы.

Нарушения требований охраны труда выявляются контролирующими органами как при внеплановых проверках (когда такая проверка становится для работодателя неожиданностью), так и при плановых (когда работодатель имеет возможность «подготовиться»).

Нарушения требований охраны труда влекут не только административную ответственность работодателя и особое внимание контролирующего органа, но и, самое главное, - риск травматизма и даже гибели работников. Доля несчастных случаев на производстве при нарушениях в сфере охраны труда составляет большую часть в общем количестве таких случаев.

Как показывает практика проверок, случаи единичных нарушений в области охраны труда среди работодателей редки. Как правило, контролирующий орган при проверке выявляет целый «букет» таких нарушений.

Пример 12

Свернуть Показать

Плановой проверкой прокуратуры администрации г. Махачкалы выявлен целый ряд нарушений законодательства о труде и об охране труда.