Меню
Бесплатно
Главная  /  Ягоды  /  "богатырь". Крейсера I ранга типа «Богатырь» (ФАН) Обработанный напильником «Богатырь» v2.0

"богатырь". Крейсера I ранга типа «Богатырь» (ФАН) Обработанный напильником «Богатырь» v2.0

Крейсеры типа «Богатырь» считаются одними из самых удачных бронепалубных крейсеров начала ХХ века. Изначально они строились для проведения рейдерских операций на удаленных коммуникациях Британской империи (в союзе с германскими военно-морскими силами), но, по иронии судьбы, были вынуждены воевать на замкнутых пространствах Балтики и Чёрного моря против германского и турецкого флотов

К концу XIX века ведущие военно-морские державы пришли к выводу о необходимости наличия в составе флота крейсеров – кораблей, способных уничтожать вражеские транспортные суда, а также нести эскадренную службу. По мнению морских теоретиков, флот нуждался в крейсерах трёх типов:

  • больших крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «тяжёлые» или «броненосные»), предназначенных для действий на океанских коммуникациях;
  • средних крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «лёгкие» или «бронепалубные»), действующих недалеко от собственных военно-морских баз;
  • малых крейсерах (в более поздних источниках фигурируют как «вспомогательные» или «авизо») – быстроходных кораблях, предназначенных для разведки при эскадрах линейных сил.

Военно-морская доктрина Российской империи в целом соответствовала мировым тенденциям. Так, введённая в 1892 году классификация предусматривала наличие в составе флота крейсеров 1-го (разделялись на броненосные и бронепалубные крейсеры) и 2-го рангов. Кораблестроительные программы, принятые в России в 1896 и 1898–1904 годах, предусматривали строительство двадцати крейсеров всех типов для Балтийского флота и двух крейсеров для Черноморского флота. Основная часть крейсеров Балтийского флота предназначалась для создаваемой в его составе эскадры Тихого океана (c 12 мая 1904 года – 1-я эскадра флота Тихого океана). Морское министерство получило необходимые средства, но израсходовало их довольно нерационально, построив в итоге всего восемнадцать крейсеров. Срыву программы в немалой степени способствовал Морской технический комитет (МТК). В результате постоянного изменения его требований к тактико-техническим характеристикам новых кораблей флот в итоге получил шесть броненосных крейсеров полным водоизмещением 11 000–15 000 тонн четырёх различных типов, девять бронепалубных крейсеров полным водоизмещением 7000–8000 тонн четырёх различных типов и четыре бронепалубных крейсера полным водоизмещением 3000 тонн трёх различных типов.

Увеличение количества строившихся бронепалубных крейсеров за счёт уменьшения количества броненосных принято связывать с курсом Морского министерства на отказ от планировавшейся ранее крейсерской войны против Британской империи в пользу плана создания броненосной эскадры, которая превосходила бы по силам японский флот. Появление бронепалубных крейсеров водоизмещением 3000 тонн, оптимально приспособленных для действий на японских торговых путях, приближенных к российским военно-морским базам, вполне соответствует этому предположению. А вот появление более крупных (так называемых «7000-тонных») крейсеров в антияпонскую доктрину не вписывается – корабли, вооружённые 152-мм орудиями, были слишком мощными для борьбы с японскими крейсерами 2-го ранга и слишком слабыми для борьбы с башенными броненосными крейсерами, вооружёнными 203-мм орудиями. Появление 7000-тонных бронепалубных крейсеров явилось скорее следствием многочисленных компромиссов, направленных на создание универсального крейсера для борьбы с любым потенциальным противником, чем до конца осмысленным и просчитанным решением. Подобные попытки создать «идеальное оружие», как правило, завершаются напрасной тратой времени и ресурсов, но, к счастью, наибольшей серией среди 7000-тонных крейсеров были построены определённо самые совершенные крейсеры типа «Богатырь», в известной мере опередившие своё время и предвосхитившие появление в 30-х годах башенных крейсеров так называемого «вашингтонского» типа.

Тактико-технические характеристики

Подготовленная к 13 апреля 1898 года окончательная редакция «Программы для крейсера в 6000 тонн водоизмещения» сформулировала основные требования к кораблю:

  • водоизмещение – 6000 тонн;
  • дальность плавания – порядка 4000 миль при скорости в 10 узлов;
  • скорость хода – не менее 23 узлов;
  • использование в качестве основного артиллерийского вооружения 152-мм пушек Канэ с длиной ствола в 45 калибров (способ размещения орудий не регламентировался);
  • бронирование палубы и боевой рубки.

Интересно, что первые корабли нового типа были заложены ещё в мае 1897 года – почти за год до принятия окончательной редакции «Программы». По причине управленческой неразберихи (русские адмиралы так и не смогли окончательно согласовать требования к новому типу крейсеров) и сжатых сроков строительства, вынудивших обращаться к различным судостроительным компаниям, императорский флот, как упоминалось ранее, получил девять бронепалубных крейсеров четырёх различных типов.

Бронепалубные крейсеры, построенные по «Программе для крейсера в 6000 тонн водоизмещения»

Тип крейсера

«Паллада»

«Варяг»

«Аскольд»

«Богатырь»

Разработчик проекта

Балтийский завод (Россия)

William Cramp and Sons (Филадельфия, США)

Germaniawerft (Киль, Германия)

Vulcan A.G. (Штеттин, Германия)

Дата закладки головного корабля

Количество построенных кораблей

Полное водоизмещение, тонн

Скорость хода, узлов

Дальность плавания

3700 миль при скорости 10 узлов

4280 миль при скорости 10 узлов

4100 миль при скорости 10 узлов

4900 миль при скорости 10 узлов

Размещение орудий главного калибра

Открытые палубные установки

Открытые палубные установки

Щитовые палубные установки

Башенные, казематные и щитовые палубные установки

Схема крейсера «Память Меркурия» по состоянию на 1907 год

Строительство крейсеров типа «Богатырь» осуществлялось четырьмя различными верфями (одной германской и тремя российскими).

Корпус крейсера «Витязь», заложенного в 1900 году (дата торжественной закладки – 4 июня 1901 года) на верфи «Галерный остров» в Санкт-Петербурге, был уничтожен мощным пожаром 13 июня 1901 года, что привело к необходимости закладки вместо него крейсера «Олег». Крейсеры «Богатырь» и «Олег» строились для Балтийского флота, а «Кагул» и «Очаков» – для Черноморского флота.

Конструкция

Крейсеры типа «Богатырь» имели трёхтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом. Конструктивно корабли российской постройки несколько отличались от головного крейсера, что было вызвано причинами как объективного (в процессе строительства была изменена номенклатура вооружений), так и субъективного характера (как ни странно это звучит с точки зрения современных реалий, но в начале ХХ века отсутствовало такое понятие как внутренняя спецификация проекта, и детали, произведённые различными подрядчиками, существенно отличались друг от друга). Видимым отличием «черноморских» крейсеров от «балтийских» являлась плавная линия форштевня без утолщения в его средней части.


Крейсер «Память Меркурия» (до 25.03.1907 – «Кагул»), 1917 год
Источник: ru.wikipedia.org


Крейсер «Очаков» у достроечной стенки. Севастополь, 1905 год
Источник: ru.wikipedia.org

Вооружение

Первоначально при строительстве бронепалубных крейсеров МТК предполагал установку:

  • артиллерии основного калибра (носового и кормового 203-мм и бортовых 152-мм орудий);
  • 47- и 75-мм «противоминных» орудий;
  • 37- и 47-мм шлюпочных орудий Гочкиса;
  • двух надводных (курсового и кормового) и двух подводных 381-мм торпедных аппаратов.

Однако генерал-адмирал Российского флота Великий князь Алексей Александрович приказал унифицировать орудия главного калибра, заменив 203-мм пушки на 152-мм. Идеологом этого решения являлся авторитетный флотский артиллерист Н. В. Пестич, полагавший, что «град снарядов из 152-мм пушек нанесёт врагу больший урон, чем меньшее число попаданий из 203-мм и других более крупных пушек» . В итоге крейсеры типа «Богатырь» получили по двенадцать 152-мм пушек Канэ с длиной ствола в 45 калибров (четыре – в двухорудийных носовой и кормовой башнях, четыре – в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт) и четыре – в спонсонах в центральной части корабля) с общим боекомплектом в «2160 раздельных патронов» .


Кормовая 152-мм башня крейсера «Очаков»
Источник: nashflot.ru

Отказ от 203-мм орудий часто критикуется специалистами, ссылающимися на мнение командира крейсера «Кагул» капитана 1-го ранга С. С. Погуляева, который во время Первой мировой войны настаивал на замене двухорудийных 152-мм башен на одноорудийные 203-мм. По мнению Погуляева, после таких изменений « встреча крейсера даже с «Гебеном» (имеется в виду германский линейный крейсер Geben – прим. автора.) не будет иметь того обидного, тяжёлого характера полной беззащитности, на какую обречён корабль, вооружённый только шестидюймовыми орудиями» . В известной степени можно согласиться с обеими точками зрения. С одной стороны, Пестич был прав, поскольку опыт русско-японской войны показал, что корректировку огня можно вести только при залпе не менее чем из четырёх орудий, что делало два 203-мм орудия «Богатыря» пригодными для стрельбы лишь при преследовании или отрыве от противника и исключало их использование при бортовом залпе. С другой стороны, прав Погуляев, так как уже в ходе Первой мировой войны выяснилось, что вести залповую стрельбу совместно (централизованно) башенными и палубными орудиями невозможно по следующим причинам:

  • разная скорострельность башенных и казематных орудий вследствие различия способов их наводки;
  • более сложная корректировка стрельбы башен из-за вызванного их проворачиванием рассеивания снарядов;
  • различие поправок при управлении стрельбой из-за использования прицелов разных типов;
  • разная дальность стрельбы при огне на поражение из-за неприспособленности башенных элеваторов к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.

Практически неосуществимым оказалось и чередование прицельных залпов башенных орудий с залпами палубных орудий – башни требовали проверочных залпов, и для них был необходим специальный управляющий стрельбой. В итоге носовая и кормовая башни использовались только при преследовании или отрыве от противника (в таких случаях предпочтительным было бы наличие более мощных 203-мм орудий). Таким образом, можно сказать, что теоретически верная идея Пестича была неверно реализована на практике. Не меньше нареканий вызвала и противоминная артиллерия, состоявшая из двенадцати 75-мм орудий Канэ с длиной ствола в 50 калибров (восемь – на уровне верхней палубы, четыре – над казематами) с общим боекомплектом в «3600 унитарных патронов» и шести 47-мм орудий Гочкиса. Ярким примером низкой эффективности 75-мм орудий является попытка расстрела русскими крейсерами турецких лайб у порта Ризэ во время Первой мировой войны. После двадцати восьми безрезультатных выстрелов (согласно отчёту, 75-мм снаряды, попадавшие в воду у ватерлинии, не разрывались, а рикошетировали и разрывались на берегу) лайбы были уничтожены из 152-мм орудий. Кроме вышеупомянутых орудий, крейсеры получили по два 37- и 47-мм шлюпочных орудия Гочкиса.

Попытки изменить артиллерийское вооружение новых крейсеров начались буквально сразу после утверждения проекта. Из множества предложенных проектов следует выделить несколько наиболее примечательных. Так, уже 20 сентября 1899 года Балтийский завод представил проект, предусматривавший башенное размещение всех двенадцати 152-мм орудий. Такое решение позволяло существенно увеличить эффективность артиллерии главного калибра за счёт использования центральной наводки. Однако этот, безусловно, прогрессивный проект был отвергнут из-за невозможности своевременного изготовления необходимого количества башен. После русско-японской войны командир крейсера «Олег» капитан 1-го ранга Л. Ф. Добротворский предложил демонтировать четыре бортовых 152-мм и все 75-мм орудия, заменив казематные 152-мм орудия на американские 178-мм. Проект Добротворского также предусматривал бронирование казематов и установку 89-мм броневого пояса, что, по сути, превращало корабль из бронепалубного крейсера в броненосный. Морское министерство признало этот проект слишком радикальным, ограничившись более консервативными изменениями. На определенном этапе в качестве основного рассматривался проект А. А. Баженова о замене восьми 75-мм орудий на шесть 120-мм, что должно было увеличить огневую мощь корабля на 15%, но и эта идея не была реализована. В соответствии с записью в журнале МТК по артиллерии №13 от 21 сентября 1907 года, было признано, что «установка 120-мм пушек, действительно, могла бы усилить огонь крейсеров, но к несчастью, в запасе сейчас нет ни станков, ни орудий этого калибра, а изготовление их займёт значительное время. Поэтому правильнее будет вопрос о перевооружении этих крейсеров отложить на будущее, приурочив ко времени их капитального ремонта» . В итоге зимой 1913–14 годов на крейсере «Память Меркурия» (до 25.03.1907 – «Кагул») были демонтированы десять (по другим данным – восемь) 75-мм орудий, а количество 152-мм орудий увеличено до шестнадцати. В марте-апреле 1915 года подобную модернизацию прошёл и крейсер «Кагул» (до 25.03.1907 – «Очаков). В 1916 году было принято решение о замене всех 152-мм орудий на 130-мм с длиной ствола в 55 калибров. Фактически же до начала революции замену орудий успели произвести на всех крейсерах кроме «Памяти Меркурия». Помимо этого, в последние годы существования Российской империи развитие авиации породило вопрос о необходимости вооружения крейсеров зенитными орудиями, и в 1916 году «черноморские» крейсеры получили по два, а «балтийские» – по четыре 75-мм зенитных орудия Лендера.


Крейсер «Память Меркурия». Судя по наличию зенитного орудия, фото сделано не ранее 1916 года
Источник: forum.worldofwarships.ru

Первоначальный проект предполагал вооружение каждого крейсера двумя надводными и двумя подводными 381-мм торпедными аппаратами, однако в ноябре 1901 года Великий князь Алексей Александрович принял решение об отказе от установки на корабли водоизмещением до 10 000 тонн надводных торпедных аппаратов по соображениям безопасности. В результате этого на крейсерах «Олег», «Очаков» и «Кагул» были установлены лишь по два подводных торпедных аппарата калибра 381 мм.

Бронирование

В отличие от многих своих «современников», бронепалубные крейсеры типа «Богатырь» получили весьма серьёзное бронирование (по проекту масса брони составляла 765 тонн или около 11% от водоизмещения корабля). Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах, а над машинным и котельным отделениями она была усилена до 70 мм. В ряде источников утверждается, что толщина скосов на «черноморских» крейсерах достигала 95 мм, но, вероятнее всего, речь идёт о броне в области машинного и котельного отделений. Над машинами располагался броневой купол толщиной 32–83 мм. Башни главного калибра имели толщину стенок 89–127 мм и крыши – 25 мм. Бронирование казематов составляло 20–80 мм, подачи – 63–76 мм, барбетов – 75 мм, орудийных щитов – 25 мм. Боевая рубка, связанная с подпалубными помещениями шахтой с 37-мм броней, имела 140-мм стены и 25-мм крышу. Вдоль ватерлинии были оборудованы коффердамы, заполненные целлюлозой, быстро разбухающей при проникновении воды. По замыслу инженеров, водонепроницаемые переборки и горизонтальные платформы должны были обеспечить кораблю плавучесть и остойчивость.


Крейсер «Кагул» (до 25.03.1907 – «Очаков»)
Источник: tsushima.su

Показательными в плане оценки броневой защиты корабля и его живучести являются результаты обстрела крейсера «Очаков» 15 ноября 1905 года корабельной и береговой артиллерией во время подавления восстания, вспыхнувшего на его борту. Всего в корабле отмечено 63 пробоины, особенно много повреждений появилось на уровне средней и батарейной палуб – здесь разрывами снарядов крепостной артиллерии, бившей по ватерлинии, разворотило правый борт в четырнадцати местах. Во многих местах была сорвана промежуточная палуба, разбиты бортовые коффердамы, пробиты шахты подачи снарядов и трубы для погрузки угля, разрушено множество помещений. Так, 280-мм снаряд, взорвавшийся в запасной угольной яме на скосе броневой палубы, сорвал с заклёпок и разворотил находившуюся над ней промежуточную палубу на протяжении десяти шпаций. Однако значительная часть снарядов так и не пробила палубу, а в машинном отделении отмечено всего два повреждения:

  • 254-мм снаряд с броненосца «Ростислав» попал в левый борт между броневой и промежуточной палубами, пробив наружную обшивку, коффердам, наклонную броню и сам броневой настил палубы толщиной 70 мм;
  • 152-мм снаряд пробил наружную обшивку между броневой и промежуточной палубами и прошёл через бортовой коффердам и гласис машинного люка толщиной 85 мм.

Расстрел «Очакова» доказал высокую устойчивость крейсеров типа «Богатырь» к артиллерийскому огню. «Очаков», перенёсший взрывы 152-мм снарядов в кормовом артиллерийском погребе и выгоревший практически дотла, сохранил остойчивость и плавучесть. Менее надёжной оказалась подводная защита крейсеров: 17 июня 1919 года крейсер «Олег», обстреливавший восставшие форты «Красная Горка» и «Серая лошадь», затонул в течение двенадцати (по другим данным – пяти) минут после попадания единственной торпеды, выпущенной с английского торпедного катера СМВ-4.

Энергетическая установка

Создание энергетической установки сопровождалось серьёзным концептуальным спором: подрядчик (германская фирма Vulcan A.G.) предлагал оснастить крейсер котлами системы Никлосса, призванными обеспечить высокую скорость, а главный инспектор механической части Российского императорского флота генерал-лейтенант Николай Гаврилович Нозиков настаивал на использовании менее скоростных, но более надёжных котлов Бельвиля, допускавших использование даже забортной воды. Рассмотрев оба варианта, МТК приняла компромиссное решение – обязать использовать при проектировании энергетической установки крейсера «Богатырь» котлы Нормана. В окончательном варианте корабль получил критикуемую как за низкую надежность, так и за низкую скорость двухвальную энергетическую установку из двух вертикальных паровых машин тройного расширения и шестнадцати котлов Нормана суммарной мощностью 20 370 л. с. Критики надёжности этой установки ссылаются на неоднократные нарекания командиров крейсеров на работу котлов Нормана. Однако, не отрицая факт нареканий, к ним следует относиться критически. Так, в соответствии с рапортом старшего механика крейсера «Кагул» капитана 1-го ранга В. Г. Максименко от 28 января 1915 года, причиной снижения хода крейсера являлось:

«Во-первых, – использование угольных брикетов, которые не могут почитаться за хорошее для полных ходов топливо, во-вторых, – неблагополучное состояние котлов, значительная часть которых проработала без чистки вчетверо больший срок (до 1270 часов), чем положено, и, наконец, в-третьих, – падение мощности и повышенный расход пара из-за того, что в цилиндрах высокого давления лопнули (при 124 об/мин) поршневые кольца ».

В целом, проблемы с надёжностью энергетической установкой крейсеров типа «Богатырь» были вызваны скорее ненадлежащим уходом и плохим качеством топлива и воды, чем типом паровых котлов. Голословными представляются и заявления о низкой скорости крейсера из-за установки котлов Нормана вместо котлов Никлосса. Энергетическая установка крейсеров позволяла им развивать скорость до 24 узлов, тогда как оснащённый котлами Никлосса крейсер «Варяг» из-за частых поломок котлов на практике развивал скорость не более 23,75 узла вместо заявленных 26 узлов. Интересно, что самыми экономичными оказались вовсе не построенный в Германии «Богатырь», дальность хода которого при запасе угля в 1220 тонн составляла 4900 миль (при скорости в 10 узлов), не построенный в Петербурге «Олег» (те же 4900 миль, но с запасом угля 1100 тонн), а «черноморские» крейсеры (5320 миль при скорости в 10 узлов и запасе угля 1155 тонн).

Численность экипажа каждого из крейсеров типа «Богатырь» по проекту составляла 550 человек (в том числе, 30 офицеров).

Корабли типа «Богатырь» большинство специалистов считает одними из самых удачных бронепалубных крейсеров начала ХХ века. Однако сама идея использования крупных бронепалубных крейсеров оказалось ошибочной, так как во время Первой мировой войны флот нуждался в малых бронепалубных крейсерах водоизмещением около 3000 тонн и крупных броненосных крейсерах с башенными установками 203-мм орудий.

Боевая служба

При расчётах немецкие конструкторы исходили из предельного срока службы крейсеров типа «Богатырь» в двадцать лет (в соответствии с проектным заданием), но фактически «Очаков» и «Кагул» прослужили значительно больше, благополучно пережив три русские революции, гражданскую и Первую мировую войны («Кагул» успел принять участие и во Второй мировой войне). Наиболее ярким событием в истории этих кораблей стало Севастопольское восстание 1905 года, начавшееся 11 ноября во флотской дивизии и охватившее около 2000 матросов и солдат. Официальная советская историография посвятила этому восстанию массу произведений скорее пропагандистского, нежели исторического содержания, оставив в памяти читателей нерешительность возглавившего его лейтенанта Шмидта и рассказ о беспримерном мужестве экипажа крейсера «Очаков». При ближайшем рассмотрении картина событий оказывается не столь однозначной. В разгар восстания под контролем «революционных матросов», действовавших при полном попустительстве деморализованных офицеров, кроме недостроенного крейсера «Очаков» находились броненосец «Святой Пантелеймон», минный крейсер «Гридень», канонерская лодка «Уралец», минный заградитель «Буг», эсминцы «Свирепый», «Зоркий» и «Заветный», а также миноносцы №265, №268, №270. Неизвестно, чем завершилось бы восстание, если бы не выдержка и личное мужество генерала Меллер-Закомельского, сумевшего удержать под контролем единственный боеспособный броненосец Черноморского флота «Ростислав» и береговые батареи.

Само подавление восстания прошло, вопреки легендам, почти молниеносно. Судя по бортовому журналу броненосца «Ростислав», огонь по «Очакову» и «Свирепому» был открыт в 16 часов, а уже в 16 часов 25 минут в журнале была сделана запись: «Начался пожар на «Очакове», он прекратил бой, спустил боевой флаг и поднял белый» . Судя по тому же журналу, «Ростислав» выпустил четыре 254-мм (один залп) и восемь 152-мм снарядов (два залпа). По показаниям находившихся на «Очакове» плененных офицеров, крейсер сделал не более шести ответных выстрелов. На этом «мужественное» сопротивление «Очакова» завершилось. В ходе боя в корабль попало 63 снаряда, что привело к пожару, отсрочившему вступление крейсера в строй на три года. Вопреки мифу, крейсер «Кагул» не принимал участия в обстреле своего систершипа, а рождение этого мифа связано с переименованием крейсеров в 1907 году. В соответствии с указом императора Николая I, за особое мужество, проявленное бригом «Меркурий» в бою с турецкими кораблями в мае 1829 года, в составе Черноморского флота должен был постоянно находиться георгиевский (гвардейский) корабль «Память Меркурия». Формально текст указа гласил: «Когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, наименовав его «Меркурий», приписав к тому же экипажу, на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом» . Но к началу ХХ века постройка парусного брига выглядела столь явным анахронизмом, что соблюдали не букву, а дух указа. В обстреле «Очакова» принимал участие не его систершип, а крейсер «Память Меркурия», заложенный ещё в 1883 году. После исключения старого крейсера из состава флота (это произошло 7 апреля 1907 года) его имя и георгиевский флаг 25 марта 1907 года (вероятно, речь идёт о дате по старому стилю) были переданы боеспособному крейсеру «Кагул», и тогда же достраивавшийся крейсер «Очаков» был переименован в «Кагул». В советской историографии это обычно трактуют как своеобразную месть царизма, запоздавшую на полтора года, но, вероятно, переименование было связано с желанием оставить в составе флота корабль, названный в честь фрегата «Кагул», отличившегося в Синопском сражении . К началу Первой мировой войны оба этих корабля входили в состав полубригады крейсеров, подчинявшейся командиру минной дивизии Черноморского флота.

Богатырь - крейсер 1 ранга Российского императорского флота. Головной крейсер типа «Богатырь». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.

Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года.

По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Основные характеристики:

Водоизмещение 6645 т.
Длина 134,0 м.
Ширина 16,6 м.
Осадка 6,3 м.
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм.
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана.
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 23 узла (43 км/ч).
Экипаж 589 человек.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм.
Минно-торпедное вооружение Четыре 381-мм торпедных аппарата.

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров.

15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.

После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.

В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе.
Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.

Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1922 году был разобран на металл.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Богатырь»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Изготовитель Вулкан , Штетин
Строительство начато 21 декабря 1898 года
Спущен на воду 17 января 1901 года
Введён в эксплуатацию Август 1902 года
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 7 428 т
Длина 134,1 м
Ширина 16,61 м
Осадка 6,77 м
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 24,33 узла (45,06 км/ч)
Дальность плавания 4 900 миль
Экипаж 589 человек
Вооружение
Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм ,
2 × 37-мм,
4 пулемета
Минно-торпедное вооружение 4 × 381-мм ТА

Строительство

Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года . Заложен 21 декабря 1899 года , спущен на воду 17 января 1901 года , введён в состав флота в августе 1902 года . По тому же проекту в России построены крейсера «Олег », «Кагул » (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия » (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь ») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Служба

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров .

В 1922 году был разобран на металл.

Командующие крейсером

  • 15.02.1899 - 08.1905 - капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
  • 1905-1906- Бострем, И. Ф.
  • 13.03.1906 - 31.08.1906 - капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
  • 1906-1908 - Гирс, Владимир Константинович
  • 1908-1911 - контр-адмирал Литвинов, Владимир Иванович
  • 1911-1912 - капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 1912-1915 - Криницкий, Евгений Иванович
  • 1915-1916 - Вердеревский, Дмитрий Николаевич
  • 1916-1917 - Коптев, Сергей Дмитриевич
  • 1918.02-11 - фон Гебгард, Б. Э.
  • 1919-1921?- Кукель, Владимир Андреевич

Напишите отзыв о статье "Богатырь (бронепалубный крейсер)"

Ссылки

Литература

  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.1 // Морская коллекция. - 2010. - № 3 .
  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.2 // Морская коллекция. - 2011. - № 1 .
  • Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917. - СПб. : Галея Принт, 2003. - ISBN 5-8172-0078-3 .
  • Мельников Р.М. Крейсер «Богатырь» // Стапель. - 2009. - № 6 .
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910. - Минск: Харвест, 2006. - ISBN 5-17-030194-4 .

Отрывок, характеризующий Богатырь (бронепалубный крейсер)

– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.

Крейсера 1-го ранга, построенные по проекту германской фирмы «Вулкан». Строились в качестве развития типа «Диана» (часть орудий ГК размещена в башнях, применена броня крупповского типа).

«Богатырь», «Витязь» и «Олег» строились для Балтийского флота, «Очаков» и «Кагул» - для Черноморского. К моменту ввода в строй считались одними из самых удачных крейсеров в мире. Имели трехтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом.

Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах; в районе МО и КО она была усилена до 70 мм. Над машинами размещался броневой купол толщиной 32-83 мм. Башни ГК имели толщину стенок до 127 мм и 25-мм крышу, боевая рубка - 140-мм стенки и 25-мм крышу. Шахту, связывавшую рубку с подпалубными помещениями, защищала 37-мм броня. Вес брони составил 765 тонн (11,4% водоизмещения).
Кроме башенной артиллерии, четыре 152-мм пушки стояли в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт), еще четыре - в спонсонах в центральной части корпуса. Восемь 75-мм орудий находились на уровне верхней палубе, остальные - над казематами.

Еще на стапеле прекратил свое существование крейсер «Витязь»: 13.06.1901 его корпус уничтожил мощный пожар. «Олег» и «Богатырь» прошли русско-японскую войну («Олег» после Цусимского сражения был интернирован американцами в Маниле, а «Богатырь» в мае 1904 из-за навигационной ошибки выскочил на камни и до конца войны был небоеспособен), в 1906 вернулись на Балтику и были отремонтированы. Кроме главного калибра, корабли несли 12-75-мм, 4-47-мм орудий, 4 пулемета, 2-457-мм подводных ТА.

В 1916 оба корабля прошли капитальный ремонт с полным перевооружением: 152-мм пушки Канэ заменили на 16 новых 130-мм L/55 орудий Обуховского завода, с установкой новых приборов управления огнем. Появились четыре 75-мм зенитки, можно было принимать до 150 (в перегруз) якорных мин.

«Олег» пережил мировую войну, но не революцию; в 1919 он участвовал в необъявленной войне Великобритании против Советской России на Балтике (к тому времени его прогоревшие котлы не позволяли давать ход выше 12 узлов). Во время выхода для обстрела восставших фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», около полуночи 17.06.1919 его атаковал английский торпедный катер СМВ-4 под командованием лейтенанта Эгара у Толбухина маяка. Катер выпустил в крейсер торпеду и умчался в темноту на скорости 35 узлов. «Олег» затонул в течение 12 минут, на нем погибли 5 человек.

В 1938 был поднят и сдан на слом. «Богатырь» в 1922 продан на металл в Германию.

Сложнее сложилась судьба черноморских крейсеров. Достраивавшийся на плаву крейсер «Очаков» оказался в эпицентре бунта моряков севастопольской базы. В ночь на 8/21.11.1905 команда частью перебила, частью выбросила за борт офицеров, после чего избрала ревком, а командиром - лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906), прибывшего на крейсер из города. Пока восставшие матросы митинговали, командование флота приняло экстренные меры.
15/28.11.1905 крейсер был сильно поврежден огнем береговых батарей, загорелся и выбросил белый флаг. Арестованных Шмидта и троих матросов по приговору суда расстреляли, название «Очаков» указом царя было исключено из списков флота.

Так или иначе, ввод в строй поврежденного крейсера затянулся на три года. За это время (в марте 1907) замаравший себя корабль получил от однотипного крейсера «Кагул» его название, а тот (уже после ввода в строй) пришлось назвать «Память Меркурия». В апреле 1917 кораблю вернули его прежнее название «Очаков», но ненадолго.
В 1906-1909 крейсера перевооружили по образцу балтийских (количество принимаемых в перегруз мин достигло 290). На «Памяти Меркурия» зимой 1913/1914 сняли 10-75-мм пушек, зато число 152-мм L/45 орудий достигло 16. «Кагул» прошел такое же перевооружение в 1915. Осенью следующего года крейсер снова перевооружили: все шестидюймовые орудия демонтировали, взамен установили 10 (затем 14) 130-мм L/55 орудий; оба корабля получили по две 75-мм зенитные пушки.

Врангеля 14.11.1920 корабль ушел в Турцию, оттуда в Бизерту (французский Тунис). Там он входил в состав «последней эскадры России» до ее расформирования, был сдан французским властям 29.10.1924. В конце 1920-х продан во Францию на слом, разобран в 1933 в Бресте.

«Память Меркурия» был тяжело поврежден англичанами в Севастополе 24.04.1919 (взорваны цилиндры машины) и брошен врангелевскими войсками при эвакуации из Крыма.

В 1921-1923 вновь вступил в строй в качестве учебного крейсера МСЧМ (31.12.1922 переименован в «Коминтерн»).
В 1930-1931 прошел капитальный ремонт, в начале 1941 превращен в минный заградитель. На тот момент вооружение корабля составляли 8-130-мм, 3- 76,2-мм, 3-45-мм и 2-25-мм орудия, 5-12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 195 якорных мин.

10.10.1942 (по другим данным, 17.07) «Коминтерн» затопили в устье реки Хопи (район Поти) в качестве элемента волнолома. Здесь создавалась новая база Черноморского флота, ушедшего из Крыма в Закавказье. На палубе затопленного крейсера в 1943 установили артиллерийскую батарею N° 626. Его остов находится в указанном месте до настоящего времени.

Российский Императорский флот прослужил почти 200 лет. Его мощь достигла высокого уровня во времена русско-японской войны. Уже к 1905 году флот стал третьим в мире по силе. Крейсер «Богатырь» стал участником двух войн, покорял морские просторы и прожил почти 22 года.

История проекта

«Богатырь» - бронепалубный крейсер, был спроектирован в начале 20 века. Причиной его разработки стала все та же Япония, которая в то время волновала своей мощью и силой. За два года до начала нового столетия японцы создали программу по оснащению и увеличению мощи своего флота.

Россия решила не отставать, поэтому с проектом «Для нужд Дальнего Востока» принялась за проектирование кораблей, которые смогли бы получить превосходство над врагом. Изначально планировалось создать два типа бронепалубных крейсеров с разным водоизмещением. Но потом программа притормозила свою работу из-за того, что планы 1895 года не были выполнены.

Морское министерство приняло решение обратиться за помощью к судостроительным фирмам за рубежом. Проведя небольшой конкурс, Россия обратила внимание на проект, презентованный Германией. Страна представила судно с мощной артиллерией и водоизмещением в 6250 тонн.

Реализация намеченного

Строить крейсер принялись уже на следующий год после составления плана проекта. В конце 1899 года был заложен головной корабль, с ярким и мощным именем «Богатырь». Полным ходом началось строительство будущего морского бойца. Во время работы над судном немцы решили передать России еще 3 чертежа, благодаря которым должны были появиться бронепалубные крейсера типа «Богатырь».

Строительство проходило не гладко. Постоянно возникали проблемы с поставкой деталей, непосредственно с конструкцией. Обе стороны все время спорили и не могли согласовать окончательный проект даже в процессе его реализации. Из-за чего сроки все время переносились, а корабль не был готов.

В начале 1901 года крейсер «Богатырь», чертежи которого благополучно воплотили в мощное судно, встал на воду. Проведя массу испытаний, в том числе и на скорость, в 1902 году судно сдали заказчику, и оно смогло отправиться в бой.

Дальний Восток

Курс на Дальний Восток был принят уже после того, как крейсер «Богатырь» стал полноценным боевым судном и прошел подготовку стрельбой. В тихий океан вместе с ним отправились два эскадренных броненосца и два крейсера.

Лишь через 2 года судно смогло вступить в настоящий бой. Весь отряд «Богатыря» одели в оливковый цвет, Россия объявила о войне с Японией. Было положено начало крейсерству. Остановили этот процесс потопление каботажного парохода, взятие экипажа в плен и шторм.

Следующее крейсерство лишь привело в действие атаку и уже в марте отряд из 4 крейсеров и 2 миноносцев бомбардировал Владивосток. Со временем к нему приплыла еще подмога из 15 кораблей. Владивостокский отряд должен был отвлекать внимание, с чем отлично справлялся.

В конце апреля крейсер «Богатырь», вооружение которого было одним из самых мощных в отряде, примкнул к крейсерам «Громобой» и «Россия». С ними отправили два миноносца. Это было тихое крейсерство, которое принесло отличные результаты.

Первое ранение, которое получило судно, случилось в мае. Видимость морских просторов была крайне низкой, несмотря на двигался со скоростью 10 узлов. Команда офицеров пыталась вразумить капитана, но все уговоры были тщетны. В итоге «Богатырь» получил повреждения от камней близ мыса Брюс. Это событие стало печальным для всего экипажа. Помимо того, что корабль получил пробоины и затопило несколько отсеков, самостоятельно он не смог сняться с камней.

Помощь, подоспевшая в этот день, не принесла результатов. Погода также не сыграла на руку морякам. Шторм в 10 баллов вынудил эвакуировать весь «богатырский» экипаж. После шторма на судно прибыл механик с рабочими. Повреждения были тяжелыми. Почти половина отсеков была затоплена, судно развернуло на камнях.

Чтобы снять корабль с камней, потребовалось полтора месяца. Все это время его разгружали до полного «освобождения». До конца войны отбуксированный «Богатырь» оставался в порту Владивостока. Судну все же было суждено встретиться с японцами, но уже в мирное время. «Богатырь» сопровождал крейсер «Россия» в порт Расин. На судне находились два противостоявших адмирала. Здесь они обсуждали условия мирного договора, который позже заключили в Портсмуте.

Балтийские приключения

В 1906 году «Богатыря» вернули в строй. Он был включен в Особый отряд, который должен был плавать с гардемаринами и унтер-офицерами. В этом же году судно участвовало в наведении порядков у Свеаборгской крепости. Восстание было приглушено артиллерийским огнем.

Позже крейсер «Богатырь» отправлялся в плаванье по Средиземному морю. Здесь ему пришлось побывать в Неаполе на похоронах Н. В. Муравьева, позже спасать пострадавших от землетрясения у итальянских берегов. Через несколько лет экипаж судна наградили за эту помощь и за спасение 2400 жителей Мессины. В 1912 году крейсер ремонтировали на Кронштадтском заводе, и следующий год он бороздил просторы Средиземного моря.

Серьезный бой

Уже через 13 дней после того, как немцы объявили войну русским, «Богатырь» смог реализовать себя и вместе с крейсером «Паллада» и двумя миноносцами выбить важного противника. Стечение обстоятельств или судьба привели к тому, что немецкий легкий крейсер «Магдебург» сел на камни недалеко от маяка. Помочь им было некому, а самостоятельно справиться с проблемой экипаж не мог. Эти попытки были замечены русскими разведчиками, и те решили направить сюда наш боевой отряд.

Капитаны «Богатыря» и «Паллады» знали о существовании друг друга, но не догадывались о том, что командование отправило на помощь еще миноносцев «Лейтенанта Буракова» и «Рьяного». Несмотря на то, что крейсеры должны были прикрывать своих боевых братьев, миноносцы к «Магдебургу» прибыли быстрее, но не смогли обнаружить врага.

Ошибка немецкого капитана, который решил обстрелять маяк, выдала их местоположение. Миноносцы принялись обстреливать судно врага, а с другой стороны подошли «Богатырь» и «Паллада» и стали атаковать «Магдебург». Из-за густого тумана российский отряд не мог видеть, что миноносец Германии уже эвакуировал экипаж крейсера.

Также от русских крейсеров досталось и союзным миноносцам, которые по ошибке показались врагами, а те, в свою очередь, пустили торпеды в «Богатыря» и «Палладу». Под утро российские капитаны разобрались в проблеме и сосредоточились на «Магдебурге» и вспомогательном миноносце.

Вражеский корабль не выдержал обстрелов и взорвал свое судно. Эта операция стала ключевой, благодаря найденным документам на борту немецкого крейсера, которые помогли в дальнейшем расшифровать вражеские радиограммы.

В конце 1914 года крейсеру удалось поставить пару коварных мин, на которых подорвался немецкий крейсер. Уже через год судно снова послужило Российскому флоту своими минами и поврежденным вражеским кораблем. Всю Первую мировую войну «Богатырь» с успехом выявлял врагов, ставил мины и топил судна.

Последнее дыхание

После начала революции крейсеру пришлось отступить, так как на фронте наблюдались перемены. После он участвовал в составе Балтийского флота в Позже судно направили на хранение в порт Кронштадта. Около 4 лет крейсер «Богатырь» разоружали. Летом 1922 года судно продали на слом, увели к немцам, а те его разобрали. Официально крейсер исключили из списка Российского флота лишь в 1925 году.

Собратья

Серия собратьев «Богатыря» была очень удачной. Среди них были «Витязь», «Олег», «Очаков», «Кагул». Последние два переименовывались по два и три раза. Каждый из крейсеров прослужил долгое время, кроме «Витязя». Это судно во время постройки сгорело и не было введено в строй.

Самым первым был спущен на воду «Богатырь», как известно, в 1901 году, за ним «Очаков». Правда, в строй он вошел не так быстро, как его «старший брат», лишь в 1909 году. Прослужил до 1920 года и был задержан французами. «Кагул» дважды переименовывали, сначала в «Память Меркурия», позже в «Коминтерн». Во время Второй мировой войны его разоружили и потопили, чтобы создать волнолом.

Последний крейсер из серии «Олег» прожил также недолго, лишь до 1919 года, из-за торпедной атаки британского катера. Но в 1938 году его подняли со дна и разделали на металл.

Крейсер «Богатырь», фото которого представлено в статье, стал очень популярным благодаря своим подвигам. Этот корабль появился в игре World of Warships. Он занимает место в советской ветке на 3 уровне. Разработчики проекта постарались воссоздать его как можно точнее.

Несколько раз творческие люди старались увековечить крейсер «Богатырь». Модель его создавали в масштабе 1/100, при этом её выполнили максимально приближенной к оригиналу. Некоторые экспонаты могут разбираться пополам, по ватерлинии, чтобы внутри установить электродвигатели для управления крейсером на воде.