Меню
Бесплатно
Главная  /  Породы  /  Принцип развития в психологии. Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития Принцип развития в психологическом исследовании

Принцип развития в психологии. Понятие развитие. Основные свойства, принципы и закономерности развития Принцип развития в психологическом исследовании

Платформ информационной структуры знаний. Следовательно, у базы Бессмысленности полностью отсутствуют такие законодательные принципы существования, как гармония, порядок и другие признаки соответственного распределительного эффекта, который... в данных текстах. Но расшифровка предоставляемых людям знаний будет производиться каждой личностью по-разному, согласно Уровню развития человека, относительно которого и происходит восприятие им действительности. Тем самым, по разности интеллектов Сути и...

https://www.сайт/journal/144903

Еще у Платона. Плотин продолжил учение Платона о триаде. У Гегеля триада становится основным диалектическим принципом развития . Триада Гегеля схематично представлена на рисунке. Триада Гегеля олицетворяет то, что в сложном природном или... категории Инь и Ян в единое целое. Эта монада является дуальной. Считается, что этот символ отражает фундаментальный принцип мироустройства. Он отображает гармоническое единение противоположностей по типу темного и светлого, мужского и женского, (+) и (–). ...

https://www.сайт/journal/141694

... "Таблица простых чисел"), которая по сути дела является выражением спирального (в плоском или объемном варианте) принципа развития этого мира. Спираль - это та система, в которой достижение очередного уровня стабильности возможно только через... накопила гигантский материал (исследовалась геологическая форма движения),который бесценен и никогда не устареет. Приведу такой пример . Луи Керран - это псевдоним коллектива авторов - занимался исследованиями самых разнообразных вещей. Например, эксперимент...

https://www.сайт/journal/144544

ЗА СЧЕТ ЖИЗНИ. Человека здесь еще нет. Все эти уровни организации материи должны быть сложены в очень многообразный принцип развития материи (плакат № 11 "Эволюция материи"). Материя, начавшись с первичной единички, создает единичку, принадлежащую веществу. ... уровень. Если материю не сложить в ЕДИНУЮ, то начнется развал, что и происходит сейчас. Это материальный принцип развития . Когда я говорю, что нельзя искривлять направление, я именно имею в виду вертикальное направление. Любое отклонение...

https://www.сайт/journal/144540

Наряду с экспериментальным методом значительное влияние на развитие психологии оказал принцип эволюции и шире - принцип развития . По С. Л. Рубинштейну, этот принцип проник в психологию под двойным влиянием: философии Ф. Шеллинга и. Г. Гегеля, выдвинувших в философском плане идею развития , и эволюционного естествознания. Немецкий психолог К. Гросс (1861-1946) так оценивал значение Дарвина для психологии: «Естественный эксперимент и теория Дарвина...

08.06.2013

В.И. Слободчиков

1. История развития представлений о «развитии»

С обыденной точки зрения, реальность развития человека — его способностей, функций, органических структур и свойств - очевид­на и многообразна, а ее феномены хорошо знакомы каждому из нас. В русском языке существуют близкие по значению слова, фиксиру­ющие особенности изменений, происходящих с человеком во вре­мени, интерпретируемые как развитие. К числу наиболее употребля­емых из них относятся «возникновение», «становление», «рост», «преобразование», «формирование», «совершенствование», «услож­нение», «саморазвитие». В обыденном языке используются понятия, обозначающие качественный аспект развития: «рождение», «созре­вание», «расцвет», «плодоношение», «увядание», «смерть», а также этапы жизненного пути человека: «детство», «отрочество», «юность», «молодость», «взрослость», «зрелость», «старость» и т.п.

Наличие в языке различных терминов, фиксирующих реаль­ность развития, со всей очевидностью показывает неоднознач­ность и многоплановость его феноменов. Ближайшим основанием многообразия феноменов развития человека является сложность и многосторонность самого человека как развивающегося существа. В психологии широко используется раз­личение телесной, душевной и духовной ипостасей человека. От­носительно каждой из сторон его бытия можно говорить о ее раз­витии (изменении, преобразовании). Происходит рост организма, созревание анатомо-физиологических структур, т.е. физическое развитие человека. Формируются душевные силы человека: каче­ственно преобразуются его сознание, потребности и интересы, эмоции и чувства, способность управлять своим поведением. Каче­ственные преобразования во времени претерпевает также и духов­ная жизнь человека. При этом развитие человека тесно связано с развитием окружающего его мира в целом.

В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь; каждый знает, что земля та­кой, какую мы видим сейчас, есть результат длительного развития. Мы говорим о развитии жизни, природных царств; развиваются культуры, страны, языки, формы сознания и мышления. Мы гово­рим о развитии ребенка и о развитии человека вообще. В менедж­менте (наука об управлении) сегодня говорят о развитии организа­ций и социальных структур. Короче, понятие развития является од­ним из ключевых в современной культуре.Тем не менее, удивитель­но, что этому понятию всего-навсего чуть больше 200 лет. Иными словами, «развитие» довольно новая категория, которая до сих пор не обрела своего места в системе других категорий и, как мы уви­дим позднее, не имеет своего строго определенного содержания, для нее характерна размытая множественность интерпретаций.

Само слово «развитие» (лат. е v о1и ti о) существует со времен древнего Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. Все, что уже напи­сано в книге, разворачивается затем в сознании читающего человека. В подобном же смысле употреблял это слово М.Т.Цице­рон, говоря о «развитии мысли»: то, что было «свернуто» в сознании говорящего, теперь разворачивается перед слушающей аудиторией. В таком толковании (развитие как развертывание того, что уже есть) это понятие просуществовало вплоть до XVIII в. и вошло в самые разные системы знаний.

Эволюция или развитие тогда по­нималось буквально - как рост, как простое увеличение в размере уже суще­ствующего. И.Кантв своей «Всеобщей естественной истории», говоря о проис­хождении универсума, употребляет сло­во «развитие» в том же смысле. Он пред­полагал, что небесные тела появились (дословно - «развились из») из первич­ного газообразного тумана и что основой строения Вселенной яви­лось их оформление по уже предсуществующим законам механики. Точно так же и в биологии, становящейся в это время особой на­укой, «эволюционистами» первоначально называли представите­лей так называемого преформистскогоучения, согласно которому живой организм уже существует в зародыше в микроскопическом виде .

Иными словами, любые системы рационального знания XVI-XVIII вв. базировались на постула­те, что однажды возникший (создан­ный) мир продолжает оставаться неиз­менным и задача науки открыть и по­знать те законы, по которым он уже уст­роен в своем исходном Замысле. Даже в богословии (например, у бл. Августина)сложилось и до сих пор существует учение, согласно которому человек уже от рождения предопределенлибо к спасению, либо к гибели, в направлении которых он и «раз­вивается».

В XVIII столетии идея развития претерпевает существенное обогащение; одним из первых, кто совершает переход к новому пониманию развития, является Г.В.Лейбниц.Оставаясь во многом на преформистских позициях (о постепен­ном развитии всего из вечно существую­щих зародышей), он вводит понятийное различие между двумя моментами, которые задают процессуальностьразвития. Первое - это самотождествен ность , которая в соответствии с природой вещи сохраняется во внутреннем ее существе, второе - изменение, которое обнаружива­ет себя во внешних проявлениях; противоречие между первым и вторым оказывается, говоря современным языком, важнейшим механизмом развития изначально данного к постепенному, плав­ному появлению нового.

Ряд ключевых представлений о фе­номене развития человека связан с име­нем И.В.Гёте. Несомненно, что многие из них легли в основу собствен­но философского осмысления самой идеи развития . Замечательна, например, мысль о том, что развитие в природе можно обнаружить лишь тогда, когда оно будет открыто в самом человеке. Человек, не развивающийся сам, не может постичь идею развития. И.В.Гете вводит представление о метаморфозе (кардинальном преобразова­нии) в развитии органического мира, но также о восхождении в раз­витии. Восхождение (в развитии) означает переход, скачок системы на более высокий уровень организации. Последнее - одно из ключевых представлений в научных трудах И.В.Гете.

Рассмотренные трактовки развития еще не есть точное его понятийное опре­деление. Фундаментальная разработка данной категории, но уже как особого принципа, всеобщего способа бытия универсума, была осуществлена в классической немецкой философии и особенно - в философской системе Г.В.Ф.Гегеля.Им были заложены осно­ вы диалектической (генетической) логики как логики становле­ния, развития и преобразования любой органической целостности (тотальности). Собственно, сущностной характеристикой любой органической системы как раз и является ее способность к разви­тию при сохранении своей самотождественности на всех ступенях преобразования. Этим органическая система отличается от агрегатной системы, способной лишь к относительно стабильному функционированию, постепен­ному изменению (деградации) и последующему распаду.

Благодаря укоренению в духовной жизни Европы понятия «развитие», образ мира, бывший столетиями статическим, пришел в движение. В сознании философов и ученых возник живой инте­рес к тому, как нечто развивалось, какие ступени и через какие формы оно прошло в течение определенного времени, в каком на­правлении разворачивался процесс развития и в каком может (должен) развернуться в будущем. В это осмысление под знаком разви­тия втягивались все новые и новые предметные содержания. Зем­ля, растения, животные, человек, народы, культуры, сама наука - все имеет за собой длительное развитие.

Убежденность в реальности развития, а соответственно - во всеобщности самого понятия «развитие», придала ему статус свое­образного принципа объяснения и понимания мира в системах ра­ционального (научного) знания. Теперь, чтобы вполне содержа­тельно и убедительно говорить о сущности какой-либо вещи, необходимо было го­ворить (знать), строить гипотезы и разрабатывать теории о ее про­исхождении, становлении и развитии в определенном историчес­ком интервале.

Грандиозные достижения естествознания XIX-XX вв. в изуче­нии природы позволили теперь уже не только на уровне философ­ских размышлений, но и на основе бесконечного множества эмпи­рических фактов утверждать, что действительно развитие есть; его «следы» обнаруживаются повсеместно. Но, перефразируя извест­ную мысль Ф.Энгельса о природе движения, можно сказать так: проблема не в том, есть ли развитие или его нет; проблема в том, как его понять, как и в какой системе понятий выразить развитие некоторой реальности, чтобы тем самым выявить ее существенные характеристики.

В качестве основного сущностного признака развития сегодня рассматривается возникновение нового качества. Развитие - универсальное свойство материи и сознания, проявляющееся в необратимом, направленном и закономерном изменении их состава или структуры. В современной науке развитие выступает в качестве всеобщего принципа объяснения истории природы, общества и познания.

Отдельной внутренней проблемой принципа развития, говоря современным языком, стал вопрос об источниках, основа­ниях и механизмахпроисходящих изменений - развития чего-ли­бо. Сегодня особенно очевидно, что в самой эмпирической фактологии, накопленной в естествознании, в отдельных гипотезах и эмпирических обобщениях разного уровня всеобъемлющего, не­противоречивого ответа на этот вопрос до сих пор нет, хотя существует огромное число частных, нередко взаимоисключающих друг друга ответов о конкретных проявлениях развития во множе­стве вещей.

Аналогичная ситуация продолжает существовать и в совре­менной психологии человека как одной из граней научной карти­ны мира. Здесь так же, как и в науках о природе, слишком много эмпирических обобщений, частных гипотез и разнородных теорий о феноменах психического, которые собраны в слабоструктуриро­ванный и внутренне противоречивый блок под названием «общая психология».Сегодня все более очевидной становится необходимость построения собственно «теоретической психологии»(а не просто общей). Ее главная задача должна состоять в том, чтобы выявлять и полагать исходно единые осно­вания становления и развития психического мира человека. Построение такой теории представляет собой достаточно сложную задачу, связанную в первую очередь со сложностью и противоречивостью самого изучения развития в психологии.

2. Антиномии и парадоксы идеи развития в психологии

Привычность иочевидность реальности развития для «обыденного» сознания порождают логические сбои при попытках присту­пить к построению конкретной теории развития самой психологической реальности. Попытаемся суммировать и более рельефно сгруппировать существующее множество интерпретаций категории «развитие», которые сложились в евро­пейском научном сознании.

1. В возрастной психологии до сих пор мно­го путаницы и противоречий между различными представлениями и частными категориями, призванными уяснить феномен разви­тия. Вот далеко не полный перечень таких противоречий:

а) источник многих недоразумений - это понятийная несо­гласованность между философской (прежде всего - гегелевско-марксистской), научной (биологической) и социально-практической (образовательной) трактовками феномена развития человека, его свойств, процессов, структур.

С философской точки зрения до­стоинством развития обладают только такие тотальности (макро­системы), как природа, общество, цивилизация, культура. Отдель­ный человек (индивид), конечно же, не является такой системой и в лучшем случае лишь втягивается в нее (утилизируется) в качестве одного из элементов.

С общебиологичес­ кой позиции развитие - это, прежде все­го, созревание и рост по уже существую­щей биогенетической программе, час­тично модифицируемой внешними ус­ловиями жизни, но неизменной в своей видовой специфике.

В педагогической практике развитие - это целенаправ­ленное формирование (разумеется, с учетом общественных и при­родных обстоятельств жизни) полезных знаний, умений и навы­ков, воспитание полезных черт личности - полезных для самоцен­ного социума. При всех вроде бы кардинальных различиях между перечисленными установками они едины в главном : развитие здесь всегда вне-субъектно , независимо от участников этого процесса; они всего лишь «материал», на котором разыгрывается объективный про­цесс, придающий этому материалу форму предзаданного образца. Так что ценностное суждение: «человек существо развивающееся» (т.е. способное развивать себя) - оказывается в принципе категориально не обеспеченным;

б) в классической психологии традиционно резкое противо­поставление двух рядов форм и структур в природе человека - «натуральных» и «культурных», «биологических» и «социальных», между которыми полагается либо принципиальный параллелизм (психофизический, психофизиологический), либо бессодержа­тельная корреляция. Здесь не учитывается один существенный момент: и натуральное и биологическое - это тоже культурное... представление, выработанное человеческим мышлением, но при­ писанное, а иногда навязанное природе как ей самой по себе прису­щее;

в) такой же источник недоразумений - это неразличение, а чаще - склеивание двух специфических предметных содержа­ний:

- «психического развития» (как развития психики, ее систем и структур) и «психологии развития» (как развития человеческой субъективности, внутреннего мира человека);

- акта происхождения того, чего еще не было в действитель­ности и акта развития того, что уже есть;

- единицы развития (либо как меры, либо как механизма) и объекта развития (того, что развивается).

2. Обычно утверждают, что человек, естественно (природное) -искусственное (социокультурное) существо, но без представ­ления о том, что человек - прежде всего сверх-естественное суще­ство, мы не можем разобраться в чем его искусственность и в чем его естественность. Поэтому категория «развитие» одновременно должна удерживать и совмещать в себе три достаточно самостоя­тельных процесса:

. становление - как созревание и рост; переход от одного оп­ределенного состояния к другому - более высокого уровня; как единство уже осуществленного и потенциально возможного; как единство производящей причины и закономерных следствий в акте развития;

формирование - как оформление (обретение формы, а не формовка по заданному штампу) и совершенствование (обретение совершенного, предсуществующего в культуре образца); как единство социокультурной цели и общественно значимого результата развития;

преобразование - как саморазвитие и смена основного жиз­ненного вектора; как преображение - кардинальное преодоление сложившегося режима жизнедеятельности в соответствии с неко­торой иерархией ценностей и смыслов бытия человека.

Каждая из этих субкатегорий развития в своей отдельности и обособленности тяготеет к однозначно-определенной реальности: становление - преимущественно к естественно-природным струк­турам; формирование - к социально-культурным структурам; пре­образование - преимущественно к духовно-практическим бытия личности. Проблема, по сути, и состоит в том, чтобы выработать общий принцип, объемлющий все три грани этой категории, способный воспроизвести ход развития (показать его, а не только рассказать о нем) в самой живой реальности бытия человека.

3. Особым источником противоречивых суждений о развитии является неразличение времени истории и времени естествознания. Время истории - это субъектное время, «время человека», содержание, смысл, размерность, топика кото­рого задается способами его бытия, а не космическими событиями. Время естествознания - это объектное, физическое время, име­ющее условно-формальную размерность - календарность, прин­ципиальную однонаправленность, но не имеющее своего качест­венного содержания. И, тем не менее, в обыденном сознании про­должает сохраняться устойчивый предрассудок о направленности времени. Так как все воз­никает во времени и все прекращается со временем, то, значит, мы имеем однонаправленный поток из прошлого - через настоящее - в бу­дущее. Отсюда и развитие понимается как непрерывная погоня за будущим; как выбрасывание вперед своеобразного якоря (цель, идеал, перспектива) и подтягивание себя, затем - новый бросок. Почему же развитие - это обязательно экспансия и оккупация буду­ щего, а не углубление, например, в настоящее и не рассекречивание прошлого?

Непростые отношения у человека и с пространством человече­ ской реальности. Очевидно, что оно не есть физикалистский пустой объем, не емкость, заполняемая человеческими деяниями, а, прежде всего, - социокультурный и духовно-практический Универсум. Именно поэтому культурно-исторический подход в психологии и есть по­пытка построить пространственно-временной (как единство культуры и исто­рии) континуум человеческой реальности в ее цельности, полноте и определенности.

Анализ методологических предпосылок построения психологии развития человека не может быть полным без построения концептуальных основ понимания самой категории «развитие». Эта категория объемлет, по крайней мере, три не сводимых друг к другу смысла.

1. Развитие - это объективный факт, реальный процесс в ряду других жизненных процессов. Развитие в этом смысле предстает как естественно осуществляющийся процесс качественных изменений объективной реальности.

2. Развитие - это объяснительный принцип многих явлений объективной реальности, в том числе - человеческой. Категория развития используется для объяснения кардинальных сдвигов, происходящих в человеческом мире.

3. Развитие - это цель и ценность европейской культуры, которые с разной степенью отчетливости вошли в категориальный строй наук о человеке. В современном человекознании утвердилось положение, что развиваться - это хорошо.

Именно эту тройственную интерпретацию категории развития необходимо удерживать при построении и психологии развития человека. Каждый из выделенных смыслов понятия развития подчеркивает его специфическую функцию в жизнедеятельности человека. Зафиксируем основные положения принципа развития в психологии .

В первую очередь важно отличить понятие «развитие» от близких к нему по значению понятий и терминов, таких, как «происхождение», «изменение», «созревание» и др. Например, необходимо жестко разграничить понятие«развитие» (genes) и понятие «происхождение» (gonos). Развивается то, что есть; то, чего нет, - то происходит (может происходить). Всякое развитие - это проблема, суть которой в простом: если нечто есть и развивается, то необходимо показать, как возможно это развитие. Происхождение - это тайна, которая может открыться и к которой можно приобщиться. Возможно, конечно, строить вероятностные гипотезы о происхождении чего-либо - мира, жизни, человека - чем наука по преимуществу и занимается; однако необходимо помнить, что сколь угодновысокая достоверность предположений о происхождении чего-либо не есть объяснение самого этого происхождения.

Необходимо различать также процессыфункционирования и развития. Функционирование есть пребывание системы в активном состоянии одного и того же уровня (или типа), связанное лишь с текущим изменением элементов, функций и связей. Простое функционирование осуществляется как перераспределение элементов, их связей, не приводящее к преобразованию системы и появлению ее нового качества. Развитие же означает возникновение принципиально новых образований и переход системы на новый уровень функционирования.

Всякое развитие всегда связано с изменениями во времени. Однаковремя не является главным критерием развития. Во времени существуют и процессы функционирования, и процессы совершенствования, и процессы деградации некоей реальности. Развитие представляет собой виднеобратимых изменений объекта, в то время как функционирование характеризуется обратимостью процессов изменения и представляет собой циклическое воспроизведение постоянной системы функций.

Развитие описывает процесс возникновения нового качественного состояния объекта, которое выступает кактотальное изменение его структуры и механизмов функционирования. Хорошая метафора для так понятого развития - это превращение гусеницы в куколку, а куколки в бабочку. Здесь есть процессы созревания, роста, изменения; однакошаг (акт) развития совершается в точке сдвига, превращения, метаморфозы.

Точка перелома, превращения одного в другое и естьситуация развития. Психологию развития можно понять как психологию описания ситуаций развития человека на всем протяжении его жизни, выявления условий, приводящих к таким ситуациям. Это также исследование линии функционирования, процесса накопления количественных изменений, их критической массы, за которыми следует шаг развития.

Из приведенных различений понятий следует фундаментальный вывод оспецифике принципа развития в психологии. Важнейшей особенностью логики развития является следующее положение. Многообразие свойств, структура, способ функционирования какого-либо ставшего (существующего) психологического явления, которые мы изучаем, ещене есть характеристика изменений именно этого явления, а есть результат развития чего-то другого. Конечные характеристики результата развития не совпадают ни с начальными характеристиками того, что развивается, ни с содержанием самого хода его развития. При генетическом изучении, начало и конец развития некоторого явления не совпадают. Они не совпадают ни по материалу, ни по устройству, ни по способу функционирования.

То, что возникло, - не конгруэнтно тому, из чего оно возникло;в генетической логике - это норма понимания понятия «развитие». Только прослеживание всей линии развития объекта - eго возникновения, становления, функционирования, превращения в другое - дает подлинное его понимание. По сути, в разворачивающемся процессе развития любой его результат - это всегда средство (инструмент) для осуществления следующего шага развития. В этом смысле психология развития - это наука о средствах обретения человеком собственной сущности - собственно человеческого в человеке. Данный вывод находится в созвучии с замечательным высказыванием отечественного философаМ.К. Мамардашвили,что человек по преимуществу существо искусственное, само-выстроенное.

Современное человекознание убедительно показало, что развитие человека, его субъективности, всего психологического строя - это одновременно и естественный, и искусственный процессы, т.е. они могут быть представлены двояким образом:по схеме процесса (как естественная временная последовательность ступеней, периодов, стадий) ипо структуре деятельности (как совокупность способов и средств «развития», где следование их друг за другом имеет не временную, а целевую детерминацию). Можно сказать, что первый тип развития разворачивается по сущности природы ; второй - по сущности социума .

Представлений о развитии, во-первых, как процессе и, во-вторых, как деятельности почти достаточно для описания всего континуума исторических изменений человеческой реальности в рамках социально определенных ценностных оснований, целевых ориентиров и временных интервалов. Совокупность данных представлений позволяет не только в общем виде говорить о культурно-исторической обусловленности развития субъективности, внутреннего мира человека, а прямо теоретически и практически учитывать социально-исторический контекст процессов развития, раскрывать их содержание и способы организации в терминах данного контекста.

Однако необходимо ввести особое- третье - представление «о развитии вообще»: о саморазвитии, т.е. о развитии человеком своей собственной самости . В психологии речь должна идти о развитии по сущности человека - о саморазвитии. Саморазвитие - фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Это означает, что в развитие человека включается еще одна детерминанта - ценностно-смысловая. Развитие для человека - это цель, ценность, а иногда - и смысл его жизни .

Настоящий коллективный труд «Принцип развития в современной психологии» посвящен анализу методологических, теоретических и эмпирических аспектов разработки и актуализации данного принципа на современном этапе. Принцип развития в психологии – это фундаментальный, ядерный и, как указывает Л. И. Анцыферова, старейший принцип ее методологии. В 1978 г. под ее редакцией был опубликован коллективный труд «Принцип развития в психологии». С момента выхода данной работы прошло 38 лет. Спустя почти четыре десятилетия Институт психологии РАН специально обратился к научной рефлексии и систематизации исследований данной проблемы, представляя картину разработки принципа развития на современном этапе научного психологического знания.

Прежде всего хотелось бы кратко напомнить, какие методологические вопросы обсуждались и решались 38 лет тому назад. В своей прекрасной обобщающей статье «Методологические проблемы психологии развития» Л. И. Анцыферова провела глубокий анализ обсуждаемых проблем и предлагаемых решений. Книга состояла из статей 15 авторов, но каких! Только после стольких лет становится ясной истинна я ценность этих ученых и их работ. Это – Л. И. Анцыферова, В. Г. Асеев, Я. А. Пономарев, А. В. Брушлинский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, В. В. Давыдов, К. Э. Фабри, Н. С. Лейтес, И. И. Чеснокова, Т. И. Артемьева, Н. А. Логинова, П. Тульвисте, Г.-Д. Шмидт, Г. Томэ. Большинство работ данного издания часто цитируются и сегодня. В чем секрет такой большой популярности этой книги, ее востребованности и в современной психологии? Не только в известности и научном авторитете авторов, но и в представленном в ней глубоком содержательном анализе и разработке принципа развития. Напомним, какие проблемы рассматривались в данном издании, а затем сравним их решения с современными решениями.

Проблема взаимообогащения методологических принципов

Л. И. Анцыферова пишет: «Взаимное обогащение на новом методологическом уровне принципа развития и системного подхода особенно необходимо в области психологии, имеющей дело с психической организацией жизнедеятельности человека, – с системным объектом высочайшей степени сложности и пластичности, находящимся в постоянном становлении и преобразовании» (Анцыферова, 1978, с. 5). Далее она отмечает, что в психологии развития все более используются различные «системные» понятия: иерархия, уровни, саморегуляция, структура, организация, интеграция, а само развитие начинает пониматься как системно-целостный процесс. Кроме того, сближение категорий развития и системности обусловлено общим характером необратимых изменений, который выделен для системных объектов. Анализ фаз, стадий, уровней развития был представлен в целом ряде статей: изучение пространственно-временной структуры жизненного пути человека – у Н. А. Логиновой и Г. Томэ, исследование интеллектуальной деятельности – у Я. А. Пономарева, анализ становления самосознания – у И. И. Чесноковой, аналитико-критическое обсуждение концепции личности Э. Эриксона – в работе Л. И. Анцыферовой, исследование онтогенеза животных – у К. Э. Фабри.

Два типа диахронической структуры процесса развития: прогресс и регресс

Л. И. Анцыферова указывает, что «психическое развитие есть всегда единство прогрессивных и регрессивных преобразований, но соотношение этих разнонаправленных процессов на разных этапах жизненного пути индивида существенно меняется» (там же, с. 6). Прогрессивное развитие как линия перехода от менее совершенного к более совершенному предполагает и регрессивные тенденции: актуализация психического развития ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Центральным вопросом прогресса развития становится необходимость изучения закономерностей перехода от низшего уровня к высшему. Обобщая исследования ранних стадий онтогенеза, А. В. Запорожец предполагает, кроме описания стадиального развития, учитывать и функциональное развитие внутри стадий, что ведет к количественному накоплению и качественному образованию новых элементов, составляющих потенциал развития. Подобные идеи развиты в работе В. Г. Асеева, который раскрывает положение о накоплении в процессе деятельности потенциальной сферы или функционального запаса, содержащего новые элементы. Эти идеи раскрывают механизмы развития, переход на качественно новые его стадии, утверждают единство и преемственность его процессов. На большом материале в работе К. Э. Фабри показано формирование поведения на основе зарождения элементов более высокого уровня внутри предшествующих стадий. Преемственность развития от живого созерцания к абстрактному мышлению продемонстрирована в статье В. В. Давыдова и А. К. Марковой.

Идея превращения последовательности этапов психического развития в иерархию уровней психической организации

Принцип иерархии занимал ведущее место в генетической психологии Ж. Пиаже. Х. Вернер подчеркивал дифференциацию и уровневую интеграцию как законы становления иерархической организации психического развития. Однако в решениях, предложенных данными авторами, не содержится представления о качественных преобразованиях при переходе от более простого к сложному, и прослеживается идея финальности развития (абстрактно-логическое мышление у Ж. Пиаже и мышление взрослого человека у Х. Вернера). В противовес этим финалистическим представлениям, в статьях А. В. Запорожца, А. В. Брушлинского, Я. А. Пономарева развивается представление об отсутствии конечного состояния в прогрессивном развитии: «С позиций концепции неограниченного развития принцип развития оказывается шире генетического принципа, понимаемого как раскрытие генеза некоторой сложившейся системы, развитие которой совершается лишь в пределах одного и того же класса сложности» (там же, с. 11).

Движущие силы психического развития

Как подчеркивает Л. И. Анцыферова, важнейшим для раскрытия диалектики движущих сил психического развития человека является разведение сензитивных и критических периодов, представленное впервые в работе Н. С. Лейтеса. Именно в контексте единства борьбы противоположностей и гармонии может быть рассмотрено соотношение критических и сензитивных периодов. Кризисы развития традиционно трактуются как периоды снижения темпов, деструктивных проявлений, нарастания противоречий, нарастания внутреннего дискомфорта. Однако внутри данных процессов происходит взаимодействие двух тенденций – противоречия между новыми элементами и разными функциональными связями и гармонии между ними. Координация между элементами и их взаимодополнение создают новые возможности для развития.

Детерминация психического развития

Вопрос о движущих силах психического развития – составная часть сложной проблемы детерминации развития психики. Так, в работах В. Г. Асеева и А. В. Брушлинского раскрывается структурно-уровневая концепция детерминации психического развития. Это два уровня факторов: 1) предрасполагающие, создающие диспозиции, подготавливающие и 2) осуществляющие и реализующие. И те, и другие – основные, побочные, дискретные и постоянно действующие – создают постоянно напряженное поле (Асеев, 1978). Диалектика внутренних и внешних противоречиво действующих сил анализировалась А. В. Брушлинским при исследовании процесса творчества. Развитие творческого процесса – это преломление внешнего через внутреннее, бесконечное богатство и новизна внешнего порождает качественно новое внутри уже сложившегося (Брушлинский, 1978). Детерминация развития тесно связана с конкретными социальными условиями: «Процесс жизни человека все теснее сплетается с историческим процессом, диахроническое членение которого накладывает свою структуру на возрастное и стадиальное членение жизненного пути индивида» (Анцыферова, 1978, с. 18). Эта диалектика детерминации жизненного пути выражена в статье Н. А. Логиновой: личность является современницей эпохи и сверстницей поколений. Однако социально-историческая детерминация не означает непосредственную связь между изменением общественных отношений и преобразованиями психики. Развитие общества порождает новые виды деятельности, в свою очередь порождающие новые, необходимые виды мышления, памяти, восприятия (Тульвисте, 1978).

Принцип развития связан с принятием генетической точки зрения на предмет изучения. Психологические теории используют при этом представления о филогенезе, онтогенезе и актуалгенезе. Другой аспект проблемы: существование психического только в его процессуальном развитии. "Необходимость отражать, прогнозировать, предвосхищать изменчивость условий разных форм социально обусловленной деятельности человека породила особый – фундаментальный, основной – способ существования психики: в качестве непрерывного (континуального), постоянно развивающегося процесса" [Анцыферова Л. И., 2004, с. 170|.

Под развитием в широком смысле обычно понимается изменение или функционирование системы, сопровождающееся появлением нового качества (возникновением качественных новообразований).

Движущие силы развития, однако, не могут быть ограничены системными связями. Существенным вкладом деятельностного подхода в психологии стало раскрытие роли ведущей деятельности, что позволило преодолеть теории двух факторов, предполагавших в качестве источников развития внешние условия (социальные) или внутренние (биологические). В рамках этой концепции именно в ней в онтогенезе происходит становление основных новообразований психического развития.

Предположение об актуалгенезе высших психических функций – в рамках гипотезы об опосредствовании психологическими орудиями – развивалось на основе разработки экспериментально-генетического метода в психологию. Л. С. Выготский называл свой метод экспериментально- генетическим "в том смысле, что он искусственно вызывает и создает генетически процесс психического развития" [Выготский Л. С., 1983, т. 3, с. 95]. Здесь речь шла о том, чтобы представить всякую высшую форму поведения "не как вещь, а как процесс". Соответствующий методический прием, реализованный в принципе построения методик двойной стимуляции, позволял анализировать становление высших психических функций как процесс их опосредствования (и тем самым преобразования).

Генетический путь рассмотрения связывается не только с содержательными основаниями, представленными в теории, но и методом построения исследования. Так, лонгитюдный метод претендует на проверку гипотез о развитии и предполагает тем самым иные схемы построения исследования, чем традиционный эксперимент [Бурменская Г. В., 2004]. Изучение поэтапности развития и новообразований на каждом новом этапе характеризует реализацию принципа развития в исследованиях в общей и возрастной психологии, психологии труда и психологии образования.

Более широкое понимание предполагает принцип развития, используемые как методологическая опора в рамках любой теории, где обсуждаются его движущие силы и влияющие на него факторы. В некоторых зарубежных теориях продолжает проявляться "конечная" причина, предуготавливающая стремление психического развития к некоторому финальному состоянию. Таким конечным состоянием в эпигенетической концепции Э. Эриксона выступает этап индивидуальности, в концепции когнитивного развития Ж. Пиаже – стадия операционального интеллекта (формальное завершение структуры группировок).

Современные исследования раннего онтогенеза дают множество фактов, позволяющих интерпретировать развитие познания и личности субъекта как становление антиципирующих когнитивных схем, направляющих его активность [Сергиенко Е. А., 2006]. Но при интерпретации их результатов соотношение понятий, в частности, "восприятие-действие" в используемых объяснительных схемах меняется местами в зависимости от теоретического понимания движущих сил развития и общего представления о социальной ситуации и исследовательской процедуре, в рамках которой эти факты устанавливались, а значит реконструировались.

Принцип развития реализуется и в исследованиях психики взрослого человека, в частности, на уровне микрогенетического анализа. Выделение микроэтапов в развертывании психических процессов реализует подход, раскрывающий функциональное становление, т.е. их актуалгенез. Раскрытие недостаточности апелляции к принципу обратной связи, детерминирующая роль разного рода (и уровня) предвосхищений, динамика новообразований (смыслового, целевого, операционального уровней) – существенные завоевания отечественной психологии в конкретизации принципа развития в изучении мышления.

Анализ динамики регуляции процесса может давать свидетельства о его развитии. Однако не всякое временное развертывание процесса предполагает его развитие. Переструктурирование психологических систем – важный критерий развития. Так, Л. С. Выготский демонстрировал этот принцип в книге "Мышление и речь", говоря о перестройке процессов в переходе от младшего школьного возраста к старшему и соотношении процессов обучения и развития. В ходе освоения научных понятий меняется не только внутренняя структура мышления ребенка, но и системная организация сознания в целом; в частности, это выражается в изменении взаимоотношений между мышлением и памятью.

Л. И. Анцыферова выделила следующие особенности процесса разивтия, важные для психологии и педагогики .

  • 1. Необратимость. Любая деградация, обратное развитие, не является зеркальным отражением поступательного развития; возвращение системы на исходный уровень функционирования возможно лишь по одному или нескольким показателям – полное восстановление того, что было раньше невозможно.
  • 2. Любое развитие включает в себя две диахронические структуры: прогресс и регресс. Прогрессивное развитие (от низшего к высшему, от простого к сложному) обязательно включает в себя элементы регрессии уже хотя бы в силу того, что выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие (за все надо платить, гласит житейская мудрость).
  • 3. Неравномерность развития. Периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.
  • 4. Зигзагообразность развития. Неизбежным во всяком развитии является не только замедление, но и откат назад, ухудшение функционирования системы как условие нового подъема. Этот феномен связан с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые. Когда ребенок переходит от ползания к ходьбе, он перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья.

В такого рода переходах обычно выделяется три фазы: фаза дезорганизации и кризиса, завершающаяся перестройкой, возникновением новой структуры; сензитивный период быстрот развития и реализации новых возможностей; критический период – снижение темпов развития, повышение уязвимости системы.

  • 1. Переход стадий развития в уровни. При появлении нового уровня функционирования старый не уничтожается, но сохраняется с некоторыми специфичными только для него функциями в качестве одного из иерархических уровней новой системы. Так, первые две стадии развития мышления – наглядно-действенное мышление и образное мышление не исчезают с появлением понятийного, но сохраняются в качестве особых форм для решения задач определенного типа.
  • 2. Наряду с тенденцией к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования всякое развитие осуществляется в единстве с тенденцией к устойчивости, сохранению достигнутого и воспроизведению сложившихся типов функционирования. Иначе говоря, успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.

Роль наследственности и среды в психическом развитии, положение о "ведущей деятельности", в ходе которой происходит становление значимых для последующих периодов новообразований, периодизации развития, модели развития личности и ряд других тем кумулируют проблемы, связанные с пониманием принципа развития.

Одна из недостаточно освещенных проблем – смена одних законов и одних факторов детерминации развития другими. А. Н. Леонтьев обосновал следующую основную закономерность: законы биологической эволюции сменяются в филогенезе законами общественно-исторического развития. Развитие психики в онтогенезе строится на основе присвоения человеком общественно-исторического опыта.

Л. И. Божович формулировала связь принципов активности, развития и системности следующим образом: "В процессе развития происходит качественное преобразование самой личности ребенка, причем происходит оно на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде" [Божович Л. И., 1976, с. 49]. Межфункциональные системные новообразования закрепляют становление специфических только для человека функциональных систем (речевого мышления, логической памяти, категориального восприятия, способности ставить цели и образовывать намерения и т.д.). Процесс самодвижения – вот более емкое понятие для объединяющего звучания принципов активности и развития.

Сложность обобщений принципа развития в психологии связана с тем, что развитие выступает и как предмет изучения, и как базовая категория, и как объяснительный принцип. Психология развития (и акмеология) выделена в отдельную предметную дисциплину, взаимодействующую с общей психологией, психогенетикой, психологией личности. Анализ развития как актуалгенеза психических явлений происходит с совершенно разных теоретических платформ в рамках разных психологических школ. В самом же принципе развития необходимо, видимо, выделять смены его интерпретаций не только в разных психологических теориях, но и в разных парадигмах, что еще не стало предметом специальных работ . Сегодня совершаются новые открытия, и применительно к принципу развития возможны изменения его понимания и переформулирования. Все чаще говорят о саморазвитии и о самодетерминации как о новых тенденциях в понимании детерминации развития будущим.

Обобщения положений психологических теорий, демонстрирующих реализацию в них тех или иных принципов, – закономерный и привычный путь выделения внутренних опор частнонаучной методологии в психологических исследованиях. Менее привычным является анализ того, в какой степени в конкретной научной теории реализуется тот или иной декларируемый принцип. Дискуссии в психологии стали важным средством прояснения принципов. Они могут затрагивать как существенные и судьбоносные для всей психологии или ее направлений проблемы – объективности метода, отношение психологии к марксизму, отношение психики к мозгу и т.д., – но могут носить и более парциальный характер прояснения тем или иным автором своего понимания проблемы или нового подхода к ее решению.

  • Сборник "Принцип развития в психологии" , подводящий итог его пониманию в отечественной психологии к концу 70-х гг. прошлого века, уже не может рассматриваться как репрезентативный с точки зрения новейших достижений в психологии развития.

Принцип развития в психологии отсылает нас к возрастной психологии, которая изучает психологические перемены в человеке по мере его взросления. В данном случае принято говорить о четырех отраслях: пре- и перинатальной психологии, геронтопсихологии и детской психологии. Это позволяет учесть особенности всех периодов развития и принять во внимание десятки факторов, которые влияют на . Принцип развития (в психологии) указывает на необходимость при исследовании психологии человека выявить закономерность перемен и в процессах онто-, фило- и социогенеза.

Принцип развития в психологии

Принцип развития включает в себя широкое понятие, которое невозможно понять во всех его оттенках, если не обратиться к значению слова «развитие», которое заключает в себе такие определения:

  1. Развитие представляет собой реальный процесс, сопоставимый с прочими жизненными процессами. Его можно характеризовать как объективную последовательность изменений реальности.
  2. Развитие является принципом явлений объективной и человеческой реальности, объясняет кардинальные сдвиги и многие другие аспекты человеческого существования.
  3. Развитие являет собой ценность современной культуры.

Именно помесь этих интерпретаций позволяет действительно глубоко проникнуть в содержание этого сложного понятия. При этом стоит понимать, что любое развитие связано с временными переменами, но время при этом не является основным его критерием.

Принцип развития позволяет психологам рассматривать процесс того, как объект постепенно обретает новые черты и качества. При этом правильнее считать развитием не процесс, а лишь точку перелома, которая обычно бывает размыта во времени.

Основные понятия психологии развития

Именно принцип развития позволяет психологам более глубоко проникнуть вглубь человеческой натуры, выявить закономерности и объективную характеристику разных моментов жизни.