Меню
Бесплатно
Главная  /  Породы  /  Уровень урбанизации в кнр составляет более. Политика урбанизации в китае и индии. Объем пром

Уровень урбанизации в кнр составляет более. Политика урбанизации в китае и индии. Объем пром

За последние 70 лет Китай претерпел невероятные перемены в культуре, политической системе и экономическом развитии. Но главная и самая яркая из них - урбанизация: резкий переход с деревенского образа жизни к к городскому, в крупнейших и динамически развивающихся мегаполисах в мире.

Эти перемены прошли очень резко. Еще в 1958 году практически весь Китай был одной большой деревней, в которой почти все страдали от голода и жили далеко за чертой бедности. Сегодня Китай - страна с крупнейшей мировой экономикой, и уровень жизни там растет с каждым днем. Не только экономика, но и внешний вид Китая за 70 лет изменились практически до неузнаваемости. Вот краткая история перемен, произошедших в КНР за недолгие полвека.

С 1958 по 1961 гг. - "Большой Скачок"

В середине ХХ века Китай был более чем на 90% аграрной страной, которая, кроме того, была вынуждена подписать немало очень невыгодных для своей экономики международных договоров. В 1949 году к власти в Китае пришла коммунистическая партия, лидером которой был Мао Цзэдун. Партия задумала грандиозное перевоплощение страны из аграрной в индустриальную.

Мао полагал, что немалые людские ресурсы Китая без труда обеспечат плавный и безболезненный переход от бедной и экономически невыгодной модели аграрного государства к более выгодной индустриальной экономике, способной конкурировать с другими мировыми державами.

В 1958 году коммунисты запустили кампанию под названием «Большой Скачок», создав около 23 тысяч индустриализированных коммун. Однако результаты этого проекта оказались более чем неоправданными. Бывшие фермеры понятия не имели, каким образом управлять заводским оборудованием. Вследствие провала "Большого Скачка" Китай несколько лет страдал от повсеместного голода, жертвами которого стали десятки миллионов людей.

С 1960 по 1976 гг. - Великая пролетарская культурная революция

В современный динамичный рост экономики Китая сложно поверить частично потому, что во время 60-х и 70-х годов ХХ века практически любая попытка экономической поддержки малого бизнеса и привлечения инвестиций извне каралась репрессиями и казнями.

Культурная революция, возглавляемая Мао Цзэдуном, была нацелена на абсолютное искоренение инакомыслия и воцарение коммунистических идеалов во всех провинциях Китая. Миллионы людей пострадали от репрессий, особенно сильно - интеллигенция и представители политических формирований. Когда Мао столкнулся с противостоянием в рядах коммунистов, он провел кардинальную реформу партии и избавился от профсоюзов и молодежных организаций. Культурная революция завершилась со смертью Мао. Несмотря на то что в партии оставались верные последователи его идей, большинство представителей политической элиты готовы были сменить как политический, так и экономический курс.

С 1978 по 1990 гг. - политика реформ и открытости

В декабре 1978 года новый лидер Китая Дэн Сяопин разрешил иностранные инвестиции в свою страну и позволил иностранным компаниям открывать представительства и филиалы.

Кроме притока иностранных инвестиций, в основном из США, Сяопин упразднил коммуны, что позволило фермерам продавать свою продукцию на выгодных условиях. ВВП Китая возрастал ежегодно на 10%. В этот же период государство провело реформу, контролирующую рост населения.

1997 г. - Гонконг

В 1997 году суверенитет Гонконга был отдан под контроль КНР. В регионе были опасения, что коммунистическая модель развития Китая будет насильно установлена в капиталистическом Гонконге. Однако с 1997 года капиталистическая модель развития региона осталась нетронутой, кроме того, Гонконг обладает ограниченной политической и легальной автономией. Правовая и законодательная системы региона отличают его от остальных китайских провинций. Однако в последнее время в Гонконге вспыхивают протесты по поводу будущих планов Китая ограничить избирательную автономию региона.

С 2003 по 2008 гг. - выход за рубеж

В период после вступления Китая в ВТО КНР становилась все более интернациональной. В 2006 году грандиозный концерт группы Rolling Stones в Шанхае транслировался по национальному телевидению, а в 2008 году Пекин стал хозяином Олимпийских игр. В это же время архитектурные и технологические достижения Китая стали привлекать внимание мировой общественности.

С 2010 по 2014 гг. - строительство мегаполисов

По расчетам предполагается, что еще 350 миллионов китайцев к 2025 году будут проживать в больших городах.

Масштаб и скорость урбанизации Китая кажутся совершенно невероятными. Стоит только взглянуть на фотографии до и после, чтобы понять, что за менее чем 50 лет основные китайские города превратились в мегаполисы мирового значения с уникальной современной архитектурой.

Однако, несмотря на достижения урбанизации, в Китае бытует мнение: современный экономический рост и развитие ведут к тому, что страна теряет культурное наследие.

2015 г. - уже не деревня

Еще только 10 лет назад местечко под названием «Белая Лошадь» было крошечной деревней с населением в три тысячи человек, сегодня же там строится большой современный город. И такие радикальные перемены в Китае - далеко не редкость.

Урбанизация и мегаполисы Китая.

1. Определение.

Мегаполис

греч. Μέγας "большой", πόλις "город".

Термин, возникший в арго журналистов и перешедший в языковую норму для обозначения обустроенной территории большой площади с большой численностью населения.

В ходе развития цивилизации термин прошел обработку, став обозначать организованное пространство для жизни более 1 млн.человек.

Урбанизация

лат. urbanus "городской".

Процесс повышения роли городов в развитии общества. Увеличение численности городского населения.

2. Урбанизация Китая 2010-2015.

1950-2015 год: увеличение численности городского населения Китая ориентировочно в 5 раз.

Тенденция активного развития крупных городов Китая.

Население Китая: ориентировочно 1,4 миллиарда человек.

2005-2015 год: процесс урбанизации Китая, наиболее мощный по инвестициям и сокращенный по времени, чем любые аналоги в истории человечества.

Ежегодный приток населения в города: более 15 млню жителей сельской местности.

Численность городского населения (2014 г.): около 607 миллионов человек.

Фон роста городов Китая: низкая экономическая эффективность, сдерживаемая воздействием

беспорядочной застройки городов и недостаточно развитой инфраструктуры.

Число новых городов в год: 10-20.

Число незаселенных домов: около 64 миллионов (по предварительным данным на период 2014-2015).

Экономический фон:

Снижение темпов индустриализации;

Замедление роста ВВП;

Избыточное строительство зданий и сооружений;

Незаселенные города;

Отсутствие работающих предприятий в новых городах, предполагаемых к заселению;

- высокий уровень цен жилую, коммерческую, производственную недвижимость;

Отсутствие благоустроенной, налаженной городской инфраструктуры;

Высокий уровень цен на товары первой необходимости;

Экологический фон:

Деградация окружающей среды воздействием промышленных предприятий в мегаполисах и городах Китая;

Ресурсный фон:

Потребность в каменных строительных материалах(щебень, песок) и в оборудовании по обработке камней;

Потребность в пресной воде;

Потребность в дополнительной электроэнергии.

Финансовый фон:

Инвестиционный спрос на новую жилую недвижимость среди обеспеченных слоев населения.

Демографический фон:

Отток населения из деревень и поселков в города с целью поиска работы.

Санитарный фон:

Высокая плотность населения мегаполисов создает санитарно-гигиенические проблемы;

Примерно 6 кв.метров жилой площади на каждого жителя крупного города Китая;

2/3 городских семей располагают общей кухней с соседями;

Примерно на 10 квартир используется 1 ванная комната.

Низкое качество многих продуктов питания, зачастую фальсифицирующиеся предпринимателями;

Транспортный фон:

Недостататок единиц общественного транспорта. В среднем на 4 автобуса приходится 10 000 человек. Распространены случаи потери сознания пассажиров по причине отсутствия достаточного притока свежего воздуха и высокой плотности размещения пассажиров в общественном транспорте.

2010-2015 год - исчезновение в Китае суммы инвестиций размером ориентировочно 1 трлн. долл. США (свыше 6 трлн. юаней), соответствущей примерно 5% от годового ВВП страны. (По данным финансово-аналитических бюро).

Фон процесса исчезновения инвестиций:

Отсутствие контроля за расходом средств;

Обширные возможности для злоупотреблений среди должностных лиц правительства и предпринимателей КНР.

3. Прогноз урбанизации Китая 2020-2050.

2020 год - переселение большей части населения страны в города.

Города с численностью населения 50-100 млн. человек.

"Малые" города с численностью населения 10-25 млн. человек

2025 год - численность населения мегаполисов Китая достигает 900 миллионов человек.

2030 год - численность населения КНР составит 1,5 млрд человек.

2039 год - около 1 млрд. жителей КНР размещаются в городах.

2050 год - 80% граждан КНР живут в городах.

Прогнозируемые проблемы:

Сельское хозяйство КНР не обеспечивает потребности населения страны в продуктах питания;

Прогнозируемый дефицит продуктов питания в мегаполисах;

Прогнозируемые проблемы с поставками продуктов питания по причинам низкого уровня координации транспортных потоков и магистралей;

Непригодность более 300 км кв. сельскохозяйственных земель по причинам неправильного использования почв или из-за природных катастроф;

Дефицит фермеров;

Дефицит квалифицированных сотрудников промышленных и коммерческих предприятий;

Непригодность для комфортной жизни в созданных мегаполисах по экономическим и экологическим причинам (загрязнение атмосферы, загрязнение водного пространства).

Ложная урбанизация Китая:

Увеличение численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест;

Доля городского населения значительно превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах;

- «выталкивание» в города сельского населения, в результате чего прибывающие в города жители деревень и поселков становятся безработными;

Недостаток жилья и возможностей получения денежного дохода создает неблагоустроенные городские районы с антисанитарными условиями, несовместимыми с жизнью.

4. Загрязнение воздуха в городах и мегаполисах Китая.

Причины:

Увеличение количества промышленных, энергетических предприятий;

Увеличение количества автомобильного транспорта;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Результат: сложные экологические условия или непригодность для комфортной жизни в городах и мегаполисах Китая.

Экологические реалии мегаполисов Китая:

Вхождение субстанции "ядовитый смог" в атмосферную парадигму мегаполисов («пекинский смог» );

Снижение видимости в городе и закрытие крупных автомобильных дорог между мегаполисами и городами-спутниками;

Защитные маски на органы дыхания;

Респираторные и сердечные заболевания;

Смертность в мегаполисах по причинам отравлений ядовитыми веществами;

Существенный источник загрязнения:

Промышленное сжигания угля;

Выбросы отходов промышленных предприятий;

Индекс загрязнения воздуха (ИЗА) :

Пекин: 176- 442.

В некоторых местах Пекина зарегистрирован уровень загрязнения воздуха индексом 728.

Шкала оценок 5 баллов:

Индекс загрязнения воздуха рассчитывается по пяти основным загрязняющим веществам: оксид углерода, диоксид азота, оксид азота, озон, формальдегид.

удовлетворительная ситуация (ИЗА 5)

относительно напряженная (ИЗА от 6 до 15)

существенно напряженная (ИЗА от 16 до 50)

критическая (ИЗА от 51 до 100)

катастрофическая (ИЗА свыше 100)

4. Загрязнение воды в городах Китая.

Кислотные дожди: 1/6 часть водных ресурсов страны не пригодна даже для сельскохозяйственных целей.

Соединения тяжелых металлов: зафиксированы случаи свинцовых отравлений среди населения городов Китая.

Анализ состава водных ресурсов: 16,4% воды крупнейших рек Китая не соответствует стандарту необходимому для сельскохозяйственного орошения.

Состава водных ресурсов городов: вода во многих городах Китая является загрязненной по официальным данным экспертных комиссий. Относительно чистыми сохраняются на настоящий момент водные ресурсы вокруг курортного острова Хайнань и части северного побережья.

5. Нехватка питьевой воды в городах Китая.

Официальные данные: 2/3 городов Китая испытывают недостаток питьевой воды.

Существенный дефицит воды: более 400 городов Китая.

Дефицит воды в год: 40 миллиардов кубических метров.

Пресной воды в год на одного человека: около 2220 метров куб.

Причины дефицита пресной воды: засуха в нескольких провинциях Китая в период 2014-2015 годов.

Численность населения с дефицитом пресной воды: более 2,2 миллионов жителей Китая.

6. Структурные и коммуникационные проблемы мегаполисов Китая.

Высокая плотность населения китайских мегаполисов;

Резкое увеличение потребности в электроэнергии в результате увеличения численности городского населения Китая почти в 5 раз за период 1950-2015 год;

Высокая плотность автомобильных потоков на транспортных магистралях больших городов;

Недостататок единиц общественного транспорта.

7. Потребность в строительном материале в строительстве городов Китая.

Расходный материал: щебень, песок, цемент, сталь, стекло.

Расход каменных строительных материалов в год: более 300 млн. тонн.

Фон: строительные отходы около 500 млн. тонн, остающихся после строительных работ.

Шанхай

Используются миллионы метров кубических щебня и песка.

Шанхайская башня - здание высотой 632 метра, площадью - 433 954 м.кв., 118 этажей, подземный гараж для 2000 автомобилей.

Гуанчжоу

Проект правительства по созданию делового центра региона - "Жуцзянь Цзэнчэн", с возведением более 90% новых зданий.

Чунцин (Chongquing)

Гигантская строительная площадка.

Плотина «Три ущелья» и другие сооружения.

Телин Нью-Сити

Городской округ Телин. Северо-восточная часть Китая.

Проект: создание города, обустройство ландшафта.

Стоимость проекта: "миллиарды долларов США".

Тенденция:

Исход коммерческих предприятий из города

Исход владельцев жилья из пустынного города, не оснащенного сетью коммуникаций.

Цзинцинь

Расположение: 1 час движения на дорожном транспорте от Пекина.

Проект: небольшой город для проживания и бизнеса.

Состав: пятизвездочный отель, поле для гольфа, два колледжа.

Пролонгированная строительная площадка.

Тенденция:

Незаселенность города;

Проекты строительства дополнительно 4000 квартир и нового делового района.

Кангбаши

Расположение: Северная часть Китая. Провинция Внутренняя Монголия.

Начало строительства города: 2003 год.

Замерочная стадия строительства: 2011 год.

Численность населения в настоящее время: около 30 000 человек.

Стоимость проекта: около 161 млрд.долларов США.

Объем возведенных зданий: 1/3 от запланированного.

Численность населения в настоящее время: около 100 000 человек.

Баян-Нур

Проект: город роскоши.

Состав: роскошь-здание мэрии, водоочистная станция, построенная при содействии Всемирного банка.

Проблемы:

Отсутствие жителей;

Отсутствие рабочих и специалистов.

Темз-Таун

Расположение: округ Сунцзян вблизи Шанхая.

Проект: имитация в британском стиле Темз-Ривер. Большая часть улиц носит английские названия. По планам к мегаполису добавлялось 9 малых городов, 4 из которых возводились с начала.

Начало проекта: 2001 год в рамках программы по расширению Шанхая.

Завершение проекта: 2006 год.

Архитектор проекта: Тони Мэкэй.

Проблема: отсутствие жителей.

Многие магазины в городе не начали работу;

Спрос на туристическую недвижимость.

Состав города: небольшие дома, рассчитанные на одну семью.

Финансовый фон:

Инвестиционная недвижимость или приобретение второго дома;

Существенное повышение цены на жильё в Темза-таун;

Прекращение притока в город новых потенциальных жителей.

Чжэнчоу

Проект: новый район мегаполиса Чжэнчоу.

Стоимость проекта: 19 млрд. долл США.

Состав: роскошные жилые дома, современные административные здания.

Проблема:

Отсутствие жителей.

Расположение города в пустыне.

Ордос

Планируемая численность населения: 1 млн. человек.

Состав: жилые здания, спортивные сооружения, музеи, театры.

Основной состав жителей на настоящий момент: государственные служащие.

Ланчьжоу

Проект: новый район в городском округе Ланчьжоу.

Стадия: процесс строительства.

Геологический фон: китайское правительство приняло решение сравнять с землей 700 гор в провинции Ганьсу для строительства города.

Социальный фон: фермеры, ищущие возможность размещения нескольких квадратных метров кустарно-изготовленного жилья на окраинах города в результате сноса их домов в ходе строительства новых зданий.

Тяньдучэн

Расположение: восточная провинция Чжэцзян рядом с г. Ханчжоу.

Проект: «Маленький Париж»,

Завершение строительства: 2007 год.

Планируемая численность населения: 10 000 человек.

Заполнение города: 1/5

Цаофэйдянь

Рассположение: 225 км. к юго-западу от Пекина.

Проект: большой экологичный город.

Планируемая численность населения: 1,5 млн. человек.

Обеспечение электроэнергией: возобновляемая энергия.

Основа демографии и экономики города: перевод в город крупного сталелитейного завода компании Shougang Group.

Стоимость проекта: 91 млрд. долларов США.

Чэнгун

Проект: расширение г. Куньмин столицы южной провинции Юньнань, используя территорию территорию уезда Чэнгун.

Начало проекта: 2003 год.

Завершение строительства: 2010 год.

Состав: городской район с инфраструктурой, жилые дома с 100 000 квартир, школа, кампусы двух университетов и правительственные здания.

Финансовый фон: инвестиционная недвижимость.

Результат: отсутствие жителей.

Новый Хэби

Расположение: провинция Хэньань.

Проект: «Новый Хэби»

Основа демографии и экономики города: добыча угля.

Инкоу

Реструктуризация экономики региона с целью уменьшения его зависимости от производства стали и добычи полезных ископаемых.

Развитие новых отраслей,

Строительство домов для новых работников.

Строительство на многочисленных объектах приостановлено.

Возведённые здания не заселены.

8. Экспериментальные варианты решения проблем мегаполисов Китая.

Проблема загрязнения воздуха.

Экспериментальная модель «город-сад».

Варианты вывода заводов и фабрик за пределы города.

Массовое озеленение.

Повышение контроля за увеличением количества частного автотранспорта.

Проблема недостатка продуктов питания.

Концепция «город-сад» (вертикальное сельское хозяйство): выращивание сельскохозяйственной продукции на верхних ярусах, террасах, крышах зданий и сооружений.

Многоэтажные продуктовые фабрики.

Проблема акклиматизации фермеров.

Экспериментальная модель «город-сад» рассматривается как способ обеспечения акклиматизации сельских жителей, фермеров к условиям жизни в мегаполисах и предоставления рабочих мест для фермеров.

Вертикальная застройка мегаполисов.

Конецепция развития крупных городов Китая в вертикальном направлении.

В качестве примера планировки рассматривается Токио с населением около 37 миллионов человек.

Проект мегаполиса под водой.

Название проекта: Floating City (Плавучий город).

Предполагаемое расположение: Океан.

Пункты соединения мегаполиса: Гонконг, Макао, Чжухай.

Участники проекта: Великобритания, КНР.

Архитекторы: конструкторское бюро AT Design Office (Великобритания, КНР).

Площадь искусственного жилого пространства: более 1 000 га.

Состав мегаполиса: многоквартирные домами, виллы, административные здания, офисы, гостиницы, магазины, рестораны, надводные и подводные парки, пешеходные и автомобильные дороги и другие элементы.

Принцип конструкции: "Айсберг". Полупогруженные в воду железобетонные конструкции, организованные в городское надводно-подводное пространство.

Запланированное средство передвижения: яхты и подводные лодки.

Система доступа воздуха: централизованная вентиляция в подводные этажи через трубу, расположенную в середине комплекса.

Самый большой мегаполис Китая.

Расположение: южная часть Китая в дельте реки Чжуцзян.

Состав: 9 городов, объединенных в самую большую городскую агломерацию на планете.

Города в составе: Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Фошань, Дунгуань, Чжуншань, Чжухай, Цзянмэнь, Хуэйчжоу и Чжаоцин.

Численность населения: 42 млн. человек.

Формирование демографии и экономики: размещение большей части промышленных предприятий страны с производством 1/10 части прибыли экономики КНР.

Стоимость строительства: приблизительно 2 трлн. юаней (304 млрд. долларов США).

Площадь мегаполиса: 41,5 тыс. кв. км.

Количество крупных объектов: 150

Количество железнодорожных линий: 29

Общая протяженность железнодорожных линий: 5 000 км.

Экология: загрязнение воды в дельте реки Чжуцзян в результате индустриализации.

Мегаполис "Бохай".

Расположение: северная часть Китая вблизи городов Пекин и Тяньцзинь.

Проект: ультра-современная городская территория.

Планируемая численность населения: около 260 млн. человек.

9. Примеры мегаполисов Китая.

Шэньчжэнь (Shenzhen)

Численность населения: ориентировочно 10 680 000 человек

Состав: высотная архитектура, парки, выставки. Один из крупнейших центров электронной промышленности КНР.

Тяньцзинь

Численность населения: ориентировочно 10 860 000 человек

Занимает III место в континентальном Китае по площади города.

Крупнейший центр тяжёлой и лёгкой промышленности.

Гуанчжоу

Численность населения: ориентировочно 11 843 000 человек

Крупнейший мегаполис страны. Политический, экономический, научно-технический, образовательный, культурный, транспортный центр южного Китая.

Третий по населенности город Китая.

Проект правительства Гуанчжоу: деловой центр региона Жуцзянь Цзэнчэн, со строительством более 90% новых зданий.

По данным экспертов, результатом строительного роста в Гуанчжоу станет увеличение объема офисных площадей в городе до 20% к 2015 году и избыток офисных площадей независимо от уровня спроса на них. План развития района утврежден в 2005 году.

Ориентировочная стоимость проекта: 200 млрд юаней (32 млрд долларов США).

Чунцин (Chongquing)

Численность населения: точно не определена.

По официальным данным, население г.Чунцин составляет около 8 млн. человек.

С незарегистрированными рабочими численность населения может достигать 30 млн. человек.

2014 год: увеличение населения города на 4000 человек в неделю на фоне строительной активации.

Крупнейший промышленный и коммерческий центр Китая с наиболее мощными в стране автомобильными заводами, наравне с городами Шанхай, Чанчунь, Шиянь.

Тенденция массовой миграции жителей сельских районов из западной и центральной части Китая в Чунцин.

Виды промышленности:

Металлургическая,

Машиностроительная,

Строительная,

Химическая,

Текстильная,

Пищевая.

В городе возводятся исключительно высотные здания, способные вместить растущее население города.

Пекин

Численность населения: ориентировочно 19 520 000 человек

Один из городов Китая с самой высокой плотностью населения.

По данным исследования Национальной академии экономической стратегии при Академии общественных наук КНР, Пекин занимает 74 место в списке городов комфортного проживания.

Шанхай

Численность населения: свыше 24 000 000 человек

По данным аналитиков, население Шанхая увеличивается со скоростью 2% в год.

Самый большой мегаполис Китая.

Коммерческий центр страны с отелями, ресторанами, торговыми центрами, международными выставками, индустрией развлечений, туристическими достопримечательностями.

Два международных аэропорта и самый большой железнодорожный вокзал Китая.

По мнению экспертов, Шанхай XXI века имеет основания для получения звания города мирового уровня и центра Восточной Азии.

Один из крупнейших городов мира. Третий мировой финансовый центр после Нью-Йорка и Лондона.

Если в 1950 г. в Азии была сосредоточена 1/3 горожан мира, то в 2010 около 1/2. Заметно усиливается юго-восточно-азиатский вектор мировой урбанизации, особенно быстро растет «городская масса» Китая и Индии и прилегающих к ним стран Восточной и Южной Азии.

Таблица 5. Численность регионов мира и доля городского населения регионов мира за 1950г, 1975г, 2010, 2050г.

Современный этап урбанизации в КНР характеризуется многими учеными как "урбанистическая революция", что связано с беспрецедентными масштабами явления. Китай -- традиционно сельская страна, на протяжении длительного периода отличавшаяся низким уровнем развития урбанизации.


Рис.8

К моменту образования КНР (1949 г.) в городах проживало лишь 10,6% населения. Для социалистического Китая был характерен рост уровня урбанизации. Уже начиная с 1960 годов, когда доля городского населения стало 19.7%, в городах встал острый продовольственный вопрос, КНР начала принимать меры по сокращению численности городского населения. Активизировалась кампания по отправке молодежи в сельские и горные районы.

Так, с 1962 по 1976 г. свыше 17 млн. грамотной молодежи было отправлено в госхозы и народные коммуны. Особенно велики были потоки из густонаселенных провинций и городов центрального подчинения в слабоосвоенные районы. К 1975 г. уровень урбанизации снизился до 17,3%.

Таблица 6. Численность общего населения, городского и сельского населения Китая за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г.(тыс.чел.)


Таблица 7. Доля городского населения Китая, за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г. (%)

Но затем численность городского населения и его доля в общем населении страны начали неуклонно расти. Особенно быстро доля горожан увеличивалась после начала экономической реформы: в 1978 г. горожанами были 17,9% всего населения. По данным 3-ей Всекитайской переписи 1982 г., в городах проживало уже 210 млн. чел. или 20,6% населения. В отличие от прошлых переписей населения, все городские жители были разделены на две категории: проживающие в крупных и средних городах ("ши") и в мелких городах и поселках ("чжэнь"). При этом в крупных городах проживала большая часть горожан -- 70%. В 1980-е годы особое внимание было обращено на создание малых городов и поселков городского типа.

По мнению китайских ученых, "форсирование строительства малых городов и поселков -- великая экономическая и социальная задача. Необходимо серьезно провести эксперименты с реформой регистрации в малых городах и поселках, разработать в пользу последних инвестиционную и земельную политику, а также политическое обоснование в отношении недвижимости. Строительство малых городов и поселков необходимо осуществлять на базе научного планирования и рационального размещения. Здесь полагается следить за экономией земельной площади и охраной окружающей среды и не браться за дело скопом"

В дельте реки Янцзы и Чжуцзян почти все центральные города осуществляют урегулирование административного деления на базе планов градостроительства. С 1999 г. по 2002 г. 2,88 млн. крестьян в провинции Чжэцзян стали городскими жителями. Уровень урбанизации этой провинции поднялся с 36 % до 42

На протяжении всей истории урбанизации КНР существенную роль играло государство. Наряду с прямым воздействием на процесс (системой "хукоу", препятствовавшей свободным миграциям, переселением крупных контингентов крестьян в города и горожан в сельскую местность и т.д.) государство регулировало и продолжает регулировать процессы урбанизации косвенным образом (через цены на землю и недвижимость, рынок рабочей силы и т.д.). Среди факторов урбанизации Китая выделяются экономические, социальные, миграционные и демографические, административные и внешние факторы. Государством и КПК была сформулирована задача превращения традиционно сельского Китая в "городскую страну" с уровнем урбанизации около 60% к 2020 г. Одним из главных механизмов решения этой задачи является формирование трех крупнейших мегалополисов: Дельты реки Янцзы, Дельты реки Чжуцзян и столичного региона Пекин-Бохайвань. Формирование мегалополисов КНР стало главным содержанием урбанизационной политики китайского руководства на современном этапе. Китайское руководство предпринимает целенаправленные действия по формированию мегалополисов, включающие принятие программных документов на высшем государственном уровне; проведение координационных совещаний руководства субъектов, входящих в мегалополисы; бюджетную поддержку, прежде всего путем участия государства в строительстве инфраструктурных объектов; создание единого информационного центра и т.д. Особая роль отводится внешним факторам формирования мегалополисов. Переход к рыночной экономике оказал существенное влияние на облик китайских городов, который существенно трансформировался в последние годы. От развивающихся по строгому плану "городов-производителей" идет постепенный переход к "городу-потребителю". Городская среда становится пространственно неоднородной, стремится удовлетворить разнообразные интересы населения. В преобразовании городской среды центральное правительство тесно сотрудничает с региональными властями, поощряя и поддерживая их инициативы. В КНР сложилась сложная, многоуровенная система городского планирования, которая постоянно совершенствуется. В настоящее время идет утверждения нового "Закона о городском и сельском планировании", позволяющего комплексно подходить к процессу, учитывать интересы и городской, и сельской местности. Система городского планирования КНР иерархически выстроена, местным городским властям предоставляются достаточно большие полномочия. Городскими властями предпринимаются различные меры для формирования "оптимальной" структуры горожан: привлечения образованной рабочей силы, сельских мигрантов, иностранных бизнесменов. Создание городских районов с характеристиками, удовлетворяющими потребности тех или иных групп населения, -- одно из важных направлений деятельности городских властей..

Можно сказать, что власти КНР активно регулируют как процесс урбанизации, так и демографическое развитие в стране. Власти работали периодами, то привлекая жителей в город, то расселяя городских жителей в сельские местности. Характеризуя процесс урбанизации в Индии необходимо в первую очередь изучит следующий график и таблицу.

Рис.9

Таблица 8. Численность населения, городского и сельского населения Индии, доли городского населения Индии (%), за 1950г, 1975г, 2010г, 2025г.

Наблюдается глобальная тенденция, которая развивается в направлении возрастающей урбанизации, согласно которой, больше половины населения мира живет в городах. Стоит отметить, что вклад городского сектора в Индии валовый внутренний продукт (ВВП) в настоящее время ожидается в пределах 50-60 %.

В связи с этим, повышение производительности труда в городских районах в настоящее время занимает центральное место в политических заявлениях министерства городского развития. Города обладают огромным потенциалом в качестве двигателей экономического и социального развития, создания рабочих мест.

Они должны быть устойчивыми и дополнятся за счет городского хозяйства, что в свою очередь будет положительным для экономического развития страны. Большое количество жилища требует постоянного ухода, так требует определённый штат сотрудников, а это свободные рабочие места для индийских женщин.

После 1950 года правительство Индии приняло 1005 различных планов, направленных на развитие жилищного и городского строительства, которое привело к запуску механизма борьбы с городской бедностью и нищетой. Программа Неру Роджгар Йоджана (NRY) делала упор на институциональное строительство и на строительство жилья для государственных служащих и слабых слоев. Возможно, такие планы во многом улучшат жизнь миллионов индийцев. Государственная политика Индии направлена на увеличение степени урбанизации в стране, она направлена на рост городов, на строительства жилья для приезжих жителей, постройку дополнительных рабочих мест. Тем самым правительство Индии, через городское население пытается увеличить темпы развития экономики, так как городское население - трудовое ядро в производстве.

На днях в Китае была обнародована «Государственная программа урбанизации нового типа /2014-2020 гг./ ». В ней выдвинуты следующие цели: планомерное продвижение перехода мигрирующего сельского населения в число городского, оптимизация структуры городов и поселков, рационализация режима развития и улучшение социальной среды, непрерывное совершенствование механизмов урбанизации.

Сотрудник центра по исследованию развития городов и сел при государственном комитете КНР по развитию и реформам Фэн Куй отметил, что во главу угла в программе поставлен принцип –«человек как основа основ». По его мнению, в программе даются ответы на следующие вопроса: во-первых, как мигрирующее сельское население будет превращаться в городское население и иметь равный доступ к основным видам социальных услуг? Во- вторых, этот вопрос о повышении качества жизни? Фэн Куй сказал:

«Говоря о социальной сфере, в «Государственной программе урбанизации нового типа /2014-2020 гг./ » отмечается о необходимости повышать квоты на детей-мигрантов в программе городского образования, представления бесплатных курсов по повышению квалификации рабочим в городах и селах. В программе предусмотрено, что пенсионное страхование будет более полно охватывать все городское население.»

В программе также отмечено, что в течение следующих 6 лет 100 млн. крестьян-мигрантов будет прописано в городах. На данный момент доля постоянных городских жителей от общей численности населения в Китае составляет 53,7%, что меньше, чем в развитых странах, где эта цифра достигает в среднем 80%, а также меньше, чем в развивающихся странах (60%) с таким же уровнем доходов на душу населения, как в Китае.

По мнению ученых, по мере продвижения урбанизации в Китае, в больших мегаполисах, а также в средних и небольших городах и селах необходимо продвигать инфраструктурное строительство в таких областях, как коммуникации, ирригационная система, энергетика и коммунальное хозяйство, это означает привлечение инвестиций и расширение возможностей для трудоустройства. В программе четко выдвинуто три важных задачи: прописка мигрантов в городах, реконструкция ветхих кварталов и «внутригородских деревень», а также урбанизация центральных и западных регионов.

Фэн Куй сказал:

«Урбанизация нового типа играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Она не только придает большой потенциал для расширения внутреннего спроса, но и содействует гармоничному развитию районов, промышленному росту. »

В программе обозначено, что к 2020 году в Китае будет создан городской кадастр. Сотрудник китайского центра по внешнеэкономическому обмену Ма Цинбинь считает:

«После прихода к власти нового руководящего состава, с точки зрения динамики реформ, я считаю, что эта цель будет достигнута. Ключевая проблема заключается в правдивости данных кадастра, а также в контроле за информацией. По-моему, самое важное-это разработка механизмов поощрения и взыскания. »

Стоит отметить, что в программе впервые появилось положение о выдаче прописки с помочью системы набора баллов. В настоящее время в Шанхае, Гуанчжоу и Шэньчжэне уже введена такая система. Например, в Шанхае баллы начисляют, согласно образовательному цензу, уровню владения иностранными языками, с учетом специальности, вклада в новые разработки, самостоятельное ведение бизнеса и др. Будет ли введена эта политика в Пекине? Это вопрос сейчас находится в фокусе внимания общественности.

По мнению экспертов, правительство уже разработало соответствующую политику, согласно которой в Пекине, возможно, будут разработаны местные правила. Ма Цинбинь сказал:  

«Здесь будет затронут вопрос «эффекта масштаба». Если пропорция городского населения окажется слишком большой, это породит ряд проблем --- транспортные пробки, загрязнение окружающей среды. Эти проблемы не решить административными указаниями. Надо содействовать рационализации масштаба населения рыночными способами, но надо и на справедливой основе относиться ко всему населению. »-0-

Согласно официальной статистике, исходя из количества жителей, проживающих в городах, в процентном выражении уровень урбанизации в Китае в настоящее время составляет 48%. Учитывая, что всего 30 лет назад городское население составляло лишь 18 %, это заметный прогресс.

В то же время, темпы урбанизации продолжают оставаться неудовлетворительными. Дело в том, что большинство других стран, находящихся на аналогичной стадии развития, пережили более стремительную урбанизацию и индустриализацию. Урбанизация в Китае отстает от индустриализации, городское население составляет в процентном выражении примерно 70% трудоспособного населения, получающего свой основной доход от несельскохозяйственной деятельности.

Другим разительным отличием Китая от других развивающихся стран является то, что в китайских городах, крупных и небольших, отсутствуют какие-либо признаки значительной городской нищеты или трущоб. Люди часто считают это характерной чертой китайской прописки («хукоу») или системы регистрации домовладений, которая разделяет привилегированное и сельское бедное население в самом начале их жизни. В то же время, несмотря на то что система прописки «хукоу» может ограничить доступ сельскому населению к некоторым преимуществам городов и услугам общественного пользования, таким как государственное образование, здравоохранение или страхование служащих, она никогда не удерживала сельское работоспособное население от переезда в города.

Фактически, правительство Китая поощряет сельское работоспособное население переезжать в города с целью поиска лучшей работы. Именно поэтому более 40% трудоспособного населения Китая, примерно 300 миллионов человек, переместилось в течение последних 30 лет из сельского хозяйства в промышленный сектор и сферу обслуживания, которые в настоящее время все больше сосредоточены в городах. Как результат, в настоящее время в китайских городах количество мигрантов-работников, имеющих прописку «хукоу» в сельской местности, превышает среднее количество работников, имеющих городскую прописку «хукоу».

Таким образом, если не система прописки «хукоу» предотвратила рост трущоб в Китае, то что же оказало на это влияние? По моему мнению, наиболее важным институтом, предотвратившим ужасную нищету в городах, является уникальная система землепользования в сельской местности в Китае.

Процесс всеобщей реформы в Китае начался с введения так называемой «системы контрактов с сельскими домовладениями», которая предусматривала передачу плодородных земель в аренду фермерским крестьянским хозяйствам. Это означало постепенный распад коллективного сельскохозяйственного производства в начале процесса реформ и преобладание частных фермерских хозяйств.

Хотя «коллективы» ферм остались собственниками сельских земель, домохозяйства могли получить все «остатки» от их производства, что создавало стимул для продуктивного использования земель. Они даже могут передать землю в аренду другому фермерскому хозяйству, если их члены смогут найти лучшую работу в городах.

Домовладения могут сохранять это право на протяжении всего срока аренды (в настоящее время составляет 30 лет), но у них отсутствует право собственности на саму землю. Если работники в сельской местности сталкиваются с финансовыми трудностями, которые в других странах часто приводят к продаже земли, они могут более интенсивно искать работу либо обратиться за государственной помощью. Но земля ни при каких условиях не может быть продана или передана в залог. Кроме того, без государственного разрешения не может быть изменена цель использования земли: с сельскохозяйственной на какую-либо иную коммерческую цель.

Эта специальная система принесла важные результаты: если городские жители теряют свою работу, то они сохраняют возможность получать определенный доход от сдачи земли в аренду, кроме того, они могут вернуться в свою деревню и потребовать вернуть свою землю (обычно, в течение одного года). Этот небольшой участок земли, принадлежащий семье на основании системы контрактов с сельскими домовладениями, не может обогатить фермеров. Однако он является последней инстанцией системы социальной защиты.

Это помогает объяснить, почему урбанизация в Китае отстает: система землепользования, которую невозможно повторить в других развивающихся странах, гарантирует, что резерв трудоспособного населения для индустриализации и урбанизации находится в глухих деревушках, а не в городских трущобах.

Несмотря на то, что такая система обеспечивает более гладкий путь для урбанизации, он является временным, а не постоянным. Работники-мигранты продолжают ощущать свою неспособность к настоящей интеграции в городах, т.к. их социальная защита остается надежно связанной с их сельскими «корнями». Сегрегация населения, вызванная системой землепользования, на самом деле увеличила, а не уменьшила социальное неравенство.

Учитывая эти обстоятельства, а также высокую мобильность китайцев, урбанизация в стране далека от стабильности. Для достижения «постоянной урбанизации» Китаю необходимо разработать новую систему социальной защиты. Объявить об отмене системы прописки «хукоу» может быть легко, но это будет играть небольшое значение в случае отсутствия институтов, которые смогут смягчить риски, с которыми сталкиваются в китайских городах рабочие-мигранты из сельской местности.

Ключом к успеху в этой области может являться обеспечение доступности услуг общественного пользования, таких как образование, и официальной системы социальной защиты для мигрантов из сельской местности, даже на самом низком уровне, в связи с ограниченными ресурсами государства. Когда эта цель будет достигнута, мигранты из сельской местности будут охотнее обосновываться в городах в качестве постоянных городских жителей и в китайском обществе будет больше равенства, с точки зрения доступа к слугам общественного пользования.

Новый пятилетний план экономического и социального развития Китая, который начнет реализовываться с 2011 года, может касаться целенаправленного решения этой проблемы, предусматривая создание национальной, универсальной и компактной системы социальной защиты. План может также потребовать от правительств городов увеличить обеспечение услугами общественного пользования, в том числе обучением, здравоохранением, а также минимальным уровнем защиты дохода для резидентов без постоянной прописки «хукоу». Эксперименты в этой сфере уже проводились в таких городах, как Чунцин и Чэнду.

Для полной урбанизации Китая потребуется несколько поколений. Однако становится понятно, что после длительных дискуссий и колебаний политические руководители, отвечающие за принятие решений, кажутся готовыми к переходу к следующему этапу урбанизации, приняв новые походы.

Основной проблемой являются не инфраструктура и городские предприятия, какими бы важными они ни казались. Скорее всего, ключом к успеху будет устранение в китайских городах неравенства между мигрантами из сельских районов и жителями городов, с точки зрения возможностей и доступности услуг общественного пользования. Этого невозможно достичь в одночасье. Однако постепенно, шаг за шагом, это можно сделать и должно быть сделано.

Фань Ган - профессор экономики Пекинского университета и Китайской академии социальных наук, директор китайского Национального института экономических исследований, генеральный секретарь Китайского фонда реформ и бывший член Комитета монетарной политики Народного банка Китая.