Меню
Бесплатно
Главная  /  Вишня  /  Методика преподавания информатики на уроках в школе. Методика преподавания информатики в начальной школе. Преподавание информатики в младшей школе

Методика преподавания информатики на уроках в школе. Методика преподавания информатики в начальной школе. Преподавание информатики в младшей школе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Курс информатики как средство обеспечения компьютерной грамотности молодежи, подготовки школьников к практической деятельности, труду в информационном обществе. Современные информационные технологии. Процессы обучения школьников на компьютере.

    доклад , добавлен 26.01.2009

    Теория и методология профессиональной ориентации школьников. Метод проектов как средство реализации профориентации на уроках информатики, его сущность. Тематическое планирование курса информатики в 9 классе, предусматривающего применение метода проектов.

    дипломная работа , добавлен 20.02.2012

    Понятие информатики как научной дисциплины, история ее становления и развития, структура на современном этапе и оценка дальнейших перспектив. Характеристика и анализ содержания различных аспектов информатики: социальных, правовых, а также этических.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2014

    Основные определения и понятия информатики. Вычислительная техника, история и этапы ее развития. Методы классификации компьютеров, их типы и функции. Разновидности системного и прикладного программного обеспечения. Представление информации в ЭВМ.

    учебное пособие , добавлен 12.04.2012

    Задачи информатики как фундаментальной науки. Системный анализ как одно из направлений теоретической информатики. Основная цель работ в области искусственного интеллекта. Программирование как научное направление. Кибернетика и вычислительная техника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Появление и развитие информатики. Ее структура и технические средства. Предмет и основные задачи информатики как науки. Определение информации и ее важнейшие свойства. Понятие информационной технологии. Основные этапы работы информационной системы.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Разработка теории и методики преподавания раздела "Алгоритмизация и программирование" в школьном курсе информатики. Методические проблемы изучения алгоритмов работы с величинами. Требования к знаниям учащихся по линии алгоритмизации и программирования.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2012

    Информатика как учебный предмет: цели изучения информатики в средней школе, общеобразовательное и общекультурное значение курса.

    Методическая система обучения информатике. Ее структура, история становления и развития, общая характеристика структурных компонентов

    Средства обучения информатике: Школьный кабинет вычислительной техники: функциональное назначение, оснащение, оборудование. Характеристика и состав педагогических программных средств обеспечения курса ОИВТ. Психолого-эргономические требования к педагогическим программным средствам

    Сравнительный анализ традиционных методических систем обучения информатике и соответствующих учебников (Ершов – Кушниренко, Житомирский – Гейн, Каймин)

    Эволюция целей и содержания школьного курса информатики. Обзор новых учебников.

    Реализация основных принципов дидактики в преподавании информатики.

    Понятия, методика их изучения в средней школе

    Методы научного познания в обучении информатике

    Применение компьютера в обучении информатике: основные методы, влияние на учебный процесс.

    Организация занятий по информатике. Урок как основная форма организации обучения. Особенности проведения урока в компьютерном классе.

    Организация самостоятельной работы на уроке информатики. Метод проектов на уроках информатики

    Организация контроля в обучении информатики.

    Алгоритмизация в курсе информатики: место, роль и подходы к изучению.

    Информационные технологии общего назначения в курсе информатики: место, роль и подходы к изучению.

    Общая методическая характеристика раздела “ Информационные технологии общего назначения. Прикладное программное обеспечение ”.

    Устройство и организация работы ЭВМ: место, роль и методика изучения раздела.

    Методика введения понятия алгоритма, изучения его свойств. Запись алгоритмов, язык программирования как средство формальной записи алгоритмов.

    Методика изучения базовых алгоритмических конструкций

    Методика изучения структур данных (простые величины, массивы, строки)

    Методика изучения темы “Вспомогательные алгоритмы”.

1.Методика преподавания информатики. Ее предмет, цели и задачи.

МПИ – это раздел педагогической науки исследующей закономерности обучения ОИВТ.

Курс МПИ предназначен для подготовки будущих учителей. Положение курса действующего учебного плана МПИ определено т.о., что его изучение опирается на полный цикл базовых знаний И, ВТ, высшей математики, на дисциплины психолого-педагогического цикла.

Изучение курса предполагает цель: 1) подготовка будущих учителей к творческому преподаванию ОИВТ; 2) проведению внеклассной работы по этому предмету; 3) развить и углубить общие представления о путях и перспективах информатизации образования.

Изучив курс МПИ учитель должен глубоко понимать значение школьного предмета ОИВТ в общем образовании молодежи; уметь объяснять принципы отбора содержания школьного курса информатики; понимать взаимосвязь этого предмета с другими дисциплинами; владеть основными методическими и дидактическими формами и приемами обучения информатике; овладеть технологиями проф. использования компьютера, а также кабинета ИВТ имеющего локальную сеть. Учитель должен хорошо знать ППО по курсу ОИВТ, уметь анализировать и отбирать эти ср-ва для конкретных уроков, должен уметь творчески подойти к преподаванию инф-ки, разработать свои методики и программные средства. Информатика не признана заменить собой ни один из школьных предметов. Она лишь предполагает каждой из дисциплин инструмент (компьютер), который позволяет учителю раскрыть глубже сущность своего предмета. Введение в 1985 году в школы предмета ОИВТ привело к образованию области пед. науки, объектом которой является изучение информатики.

МПИ – это раздел пед. науки, исследующий закономерности обучению информатике на определенном этапе. Определение МПИ как науки само по себе еще не означает существование этой научной области в готовом виде. МПИ в настоящее время интенсивно развивается, многие задачи возникли в ней совсем недавно и не получили еще ни глубокого теоретического обоснования, ни опытной проверки. По окончанию курса МПИ необходимо знать: СОДЕРЖАНИЕ: 1) Основные методики преподавания (условно назовем их МП по Ершову, Каймину, Гейну-Житомирскому, методическая система обучения младших школьников Роботландия); 2) Методика изучения конкретных тем; 3) Особенности методик проведения различных форм занятий (кружки, факультативы); 4) Требования к школьному кабинету информатики; 5) Педагогические программные средства.

УМЕТЬ: 1) определить содержание предмета с учетом возрастных особенностей учащихся; 2) составить тематический календарных план всего курса, подробно раскрыв следующие вопросы: тема теоретического материала, содержание практической работы, программное обеспечение; 3) уметь написать конспект урока; 4) учитель должен владеть технологией профессионального использования компьютера, а также кабинета, имеющего локальную сеть; 5) уметь отбирать и эффективно использовать педагогические программные продукты в процессе обучения.

ПОМНИТЬ: 1) МПИ не устоялась как наука, это предполагает творческий подход и поиск решения; 2) информатика быстро развивается и как наука и как дисциплина. Объект изучения быстро меняется. Необходимо самостоятельно изучать то, что надо учить.

Содержание МПИ: 1) изучение основных методик преподавания; 2) методики преподавания занятий по основным разделам предмета: организация вводных уроков по курсу ОИВТ, обучение основам алгоритмизации, обучение основам ВТ, обучение основам программирования, обучение решения задач на ЭВМ; 3) школьный кабинет ВТ: оборудование, программные продукты, организация работ в кабинете; 4) педагогические программные продукты: учебные (база данных, текстовые и графические редакторы, эмулятор, операционные системы, электронные таблицы), учебные модели исполнителей, различные обучающие программы (клавиатурный тренажер); 5) перспективы развития ВТ.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Одобрено на заседании кафедры Программа составлена в соответствии с КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Декан психолого-педагогического образовательными стандартами высшего ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ факультета О.Г. Смолянинова ________ профессионального образования для КАФЕДРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБРАЗОВАНИЯ 5 сентября 2003 г. бакалавриата по направлению «Педагогика» «Утверждаю» декан психолого-педагогического факультета Автор-составитель Е.В. Достовалова О.Г. Смолянинова _________________ «___» ______________ 2003 г. Методика преподавания информатики в начальной школе: Рабоч. Программа / Краснояр. гос. ун-т; Авт.-сост. Е.В. Достовалова. – Красноярск, 2003. – 12 с. (экспресс-издание) Предназначена для бакалавриата по направлению 540600 «Педагогика» очной МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ формы обучения В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Рабочая программа дисциплины Печатается по решению редакционно-издательского отдела Красноярского госуниверситета для бакалавриата по направлению 540600 «Педагогика» очной формы обучения © Е.В. Достовалова, 2003 © Красноярский государственный университет, 2003 Красноярск 2003 1 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА информационные технологии, но и качественно обучать детей информатике, учитывая психологические особенности детей этого возраста, а также сформировать устойчивые Информатика в начальной школе представлена с 2002/2003 учебного года как навыки эффективного применения компьютера как дидактического инструмента в своей отдельный предмет, обладающий собственной методикой изучения, имеющий свою профессиональной деятельности. структуру и содержание, неразрывно связанные с минимумом содержания предмета «Информатика и информационные технологии» основной школы. Обучение информатике во 2-4 классах рекомендуется проводить учителям начальной школы. Цели обучения информатике в начальной школе - это формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера. Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного (алгоритмического) мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к первому звену школьного образования в начальной школе. Обучение информатике стоит начинать именно в начальной школе. В этом возрасте дети легче усваивают основные понятия информатики и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствует развитию ребенка как творческой личности. Успех компьютеризации учебного процесса во многом зависит от компетентности преподавателей, причем не в меньшей степени, чем от качества используемых технических средств и содержания компьютерных программ. Специалистов, способных качественно обучать детей младшего школьного возраста основным предметам школьной программы, применяя новые информационные технологии, а также вводить детей в сложный мир современной информатики, необходимо специально готовить. Эти специалисты должны хорошо разбираться в психологии ребенка, хорошо владеть методическими приемами обучения детей младшего школьного возраста и быть специалистами в области информационных технологий. Цель курса: Дать слушателям представление о целях и задачах преподавания информатики в начальной школе. Обосновать необходимость преподавания информатики в начальной школе. Раскрыть причины выбора авторами курса тем для преподавания информатики в начальной школе. Помочь разобраться в представленном материале, выделить основное и второстепенное, указать пункты, на которые необходимо обратить особое внимание, для более эффективного усвоения материала, показать связь преподавания представленных тем в начальной школе с преподаванием их в средней и старшей школе. В курсе «Методика преподавания информатики в начальной школе» изучаются основные принципы обучения информатике в младших классах. Студенты учатся сочетать традиционные методы обучения с новыми информационными технологиями. Рассматриваются различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе; психофизиологические особенности изучения информатики младшими школьниками; дается обзор педагогических программных средств. В курсе также рассматривается программа подготовки дошкольников, которая согласуется с программой информатики для начальной школы и является начальным звеном непрерывного курса информатики. Предлагаемый курс позволит будущим учителям начальных классов и информатики не только грамотно преподавать свои основные предметы, широко применяя современные 3 4 Учебно-тематический план СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (модульный подход) Объем часов: Раздел 1. Предмет методики преподавания информатики в начальной школе 7 семестр – 90 учебных часов; В разделе рассматривается вопрос о фундаментальном и прикладном аспекте 8 семестр - 40 учебных часов. информатики. Анализируется необходимость преподавания информатики в начальной школе. Обозначаются цели и задачи данного курса. Описываются причины выбора авторами В том числе по видам основных тем, изучаемых в данном курсе. № Всего Наименование разделов и тем занятий 1.1. Необходимость введения основ информатики в начальной школе. Цели обучения п/п часов Лекции Семинары информатике в начальной школе. Общеобразовательное и общекультурное значение курса 1. Предмет методики преподавания информатики в начальной школе информатики 1.2. Учебное планирование предмета в начальных классах. Цели и задачи преподавания Необходимость введения основ информатики в информатики в начальных классах. Координирующая и направляющая роль учителя в начальной школе. Цели обучения информатике в начальной школе при освоении компьютерной грамотности 1.1 2 2 начальной школе. Общеобразовательное и 1.3. Различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе. Основные общекультурное значение курса информатики направления и перспективы развития Учебное планирование предмета в начальных классах. Цели и задачи преподавания информатики в начальных Раздел 2. Организация обучения информатике в начальной школе 1.2. классах. Координирующая и направляющая роль 2 2 Дается представление всего комплекта пропедевтического курса. Информация о учителя в начальной школе при освоении комплекте рабочих тетрадей, контрольных работах и методических пособиях по каждому компьютерной грамотности классу начальной школы. Различные подходы к преподаванию информатики в 2.1. Возрастные психофизиологические особенности изучения информатики у детей 1.3. начальной школе. Основные направления и 4 2 2 дошкольного и младшего школьного возраста перспективы развития 2.2. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса как составные Итого 8 6 2 части единого учебно-методического комплекса. Анализ учебных пособий по информатике 2. Организация обучения информатике в начальной школе для младшей школы. Характеристика и состав программного обеспечения начального курса информатики. Общие методические вопросы преподавания курса Возрастные психофизиологические особенности 2.3. Построение урока в начальной школе. Виды и формы проведения урока: игровая, 2.1. изучения информатики у детей дошкольного и 2 2 наглядный материал, алгоритмические этюды, практическая и теоретическая части урока, младшего школьного возраста тетради для младших школьников по информатике Учебные пособия по информатике и программное 2.4. Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на обеспечение курса как составные части единого учебно- базе ЭВМ. Внеурочная работа по информатике в начальной школе методического комплекса. Анализ учебных пособий по 2.2. информатике для младшей школы. Характеристика и 30 8 22 Раздел 3. Методика изучения отдельных тем состав программного обеспечения начального курса 3.1. Блок «Алгоритмические модели» информатики. Общие методические вопросы Преподавание темы в первом и втором классе преподавания курса В данном блоке рассматриваются вопросы, касающиеся действий предметов, Построение урока в начальной школе. Виды и формы последовательности событий, порядка выполнения действий. Опираясь на знания детей проведения урока: игровая, наглядный материал, понятий «равно», «неравно», «больше», «меньше», научить детей сравнивать группы 2.3. алгоритмические этюды, практическая и теоретическая 10 4 6 предметов по количеству. Обратить внимание на приобретение навыков использования части урока, тетради для младших школьников по понятий «влево» и «вправо» на бумаге. Диктанты по клеточкам. Особое внимание к детям – информатике левшам. Разработать методику работы с такими детьми: индивидуальная работа, работа в Факультативные курсы по информатике, паре, работа дома. Обратить внимание на правильное изображение детьми 2.4. межпредметные факультативные курсы на базе ЭВМ. 8 2 6 последовательности событий, на выполнение порядка действий. Это очень важно для работы Внеурочная работа по информатике в начальной школе с алгоритмами в дальнейшем. Здесь закладываются основы. Во втором классе, повторяя Итого 50 16 34 материал 1-го класса, познакомить детей с алгоритмами. Обратить внимание на результат 3. Методика изучения отдельных тем выполнения алгоритма. Научить составлять и исполнять алгоритмы, а также научить детей 3.1. Блок «Алгоритмические модели» 18 6 12 находить ошибки в составленном алгоритме и исправлять их. В качестве домашнего задания 3.2. Блок «Модели объектов и классов» 18 6 12 поручить детям составить самим любой алгоритм, описывающий какие-либо домашние дела 3.3. Блок «Логические рассуждения и их описание» 18 6 12 (приготовление котлет, стирка, уборка квартиры, умывание и т.д.). 3.4. Блок «Построение моделей» 18 6 12 При разборе «ветвления» хорошо приводить примеры из жизни самих детей: переход через улицу, прогноз погоды, выполненные уроки и т.д., пусть дети сами приводят эти Итого 72 24 48 примеры, учитель должен только помочь изобразить их в виде схемы. 5 6 Акцентировать внимание на ЗУН, которые учащиеся должны приобрести в результате декомпозиция, т.е. рассмотрение предмета как целого, состоящего из частей. Если же изучения материала. каждую часть в дальнейшем мы будем рассматривать отдельно от других и рассматривать Преподавание темы в третьем классе как целое, также состоящее из частей, то это будет уже иерархическая декомпозиция. В этом На примерах знакомых действий ознакомить учащихся со способами записи случае схема состава становится многоуровневой и разветвленной. Адрес (место алгоритмов, основными алгоритмическими конструкциями (ветвление цикл), выполнять расположения) предмета в такой схеме описывается перечислением узлов схемы, через заданные алгоритмы, находить в них ошибки, исправлять их, составлять и записывать которую мы проходим по пути от исходной точки схемы до самого предмета. Данный раздел простейшие из них. должен научить рассматривать объекты как системы, состоящие из частей, составлять схемы Подчеркнуть знания, умения и навыки, приобретенные детьми. состава и описывать местонахождение части в системе с помощью такой схемы. Представить Преподавание темы в четвертом классе массив данных и показать, что является элементом массива и как обозначается элемент в Следует рассмотреть следующие вопросы: массиве. вложенность алгоритмов; Перспектива преподавания темы в 5-ом классе зависимость результатов выполнения алгоритмов от исходной ситуации; Знакомство с объектами и их атрибутами, с состоянием объектов, с классами. Методы параметры алгоритма; классов, определения и правила, по которым составляется метод класса. В 5-ом классе дети разные способы задания цикла. должны получить теоретические знания, касающиеся объектов и классов, должны знать Предлагаются задания на выполнение простых алгоритмов, а также на выполнение определения. алгоритма, обратного заданному алгоритму. При этом в заданиях появляются алгоритмы с Зачет по теме «Модели объектов и классов» более абстрактными «сюжетами» и «действующими лицами», чем в третьем классе, т.е. Для проведения зачета можно предварительно дать студентам задание по составлению получение или выбор рисунка, раскрашивание геометрических фигур, преобразования с любого открытого урока по пройденному материалу, особенно для этого подходит материал числами, словами и рисунками, шифровка и расшифровка слов и т.д. Следует обобщить обобщающих уроков. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, знания, умения и навыки учащихся. которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или Перспектива преподавания темы в 5-ом классе четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. Знакомство с переменными в алгоритме. Приобретение навыка работы с параметрами в 3.3. Блок «Логические рассуждения» алгоритмах. В 5-ом классе дети должны получить теоретические знания, касающиеся Преподавание темы в первом и втором классе алгоритмов и величин, должны знать определения, уметь строить и выполнять более Научить детей отличать заведомо ложное высказывание, уметь дать противоположное сложные алгоритмы с ветвлением и циклом. по смыслу слово. Важно научить ребенка отличать логические высказывания от других Зачет по теме «Алгоритмы» предложений, приводить примеры высказываний. По рисунку определять истинность или Для проведения зачета можно предварительно дать студентам задание по составлению ложность высказываний. любого открытого урока по пройденному материалу, особенно для этого подходит материал Необходимо объяснить детям что такое «отрицание» и показать возможность в качестве обобщающих уроков. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, отрицания использовать противоположные по смыслу слова или частицу «не», особенно в которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или тех случаях, когда у слова нет противоположного по смыслу другого слова. Серьезного четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. внимания заслуживают понятия «истина» и «ложь», а также умение строить истинные и 3.2. Блок «Модели объектов и классов» ложные предложения. Преподавание темы в первом и втором классе Совершенно новым и для детей и для учителей начальной школы являются построение Рассматриваются вопросы описания предметов с помощью его признаков (цвет, форма, дерева и графа. Это очень важно для изучения информатики в старших классах, поэтому размер, материал изготовления, назначение). Умение классифицировать предметы по их многое зависит от того, как это будет разобрано в начальной школе. признакам, выявлять закономерности чередования признаков. Важнейшим навыком является Для развития математических и логических способностей ребенка включены задачи на умение описывать предметы через их составные части. Следует научить детей правильно комбинаторику. называть сами признаки, а затем уже их значение. Особое внимание на употребление слов, взаимно отрицающих друг друга: «всегда», Преподавание темы в третьем классе «иногда», «никогда», «все», «некоторые», «никто». Научить ученика употреблять эти слова Основным должен стать вопрос разбора объекта по составу. Помочь детям усвоить этот при отрицании текста. материал могут уроки, посвященные составлению чайнвордов и загадок. После подробного Следует очень подробно разобрать примеры с построением графов. Привести примеры разбора этих уроков можно предложить детям придумать свои чайнворды и загадки на построения дерева. Научить выбирать путь в графе, строить и заполнять любое дерево. отдельных листочках и оформить это как творческие работы. Для решения придуманных Преподавание темы в третьем классе детьми загадок и чайнвордов можно отвести один или два урока, а затем приготовить стенд По материалу данного блока можно изготовить пленки или другие наглядные пособия для школы или для родителей. Вторым важным вопросом является понятие «общее и для более эффективного освоения. особенное», заполнение соответствующих таблиц. Освоение детьми данной темы позволит в Разобрать более сложные варианты взаимного расположения множеств, построения дальнейшем говорить о составном адресе, поисковой системе, поможет детям различать различных графов и научить перестраивать графы по результатам соответствующих заданий. главное и второстепенное. Обратить внимание на употребление слов-кванторов, на важность проговаривания Преподавание темы в четвертом классе детьми предложений, описывающих расположение множеств и элементов в них с помощью Здесь следует говорить не только об объекте, но и о классе объектов. Правила создания слов кванторов. информационной модели для описания сложных систем. Поскольку число элементов, Преподавание темы в четвертом классе рассматриваемых человеком одновременно, ограничено, то на помощь приходит 7 8 Советы по вводу логических операций «И», «ИЛИ», «НЕ» и связи этих операций с ФОРМЫ КОНТРОЛЯ операциями над множествами. Особое внимание следует обратить на правило «если – то», на прямое и возможность обратного употребления этого правила. Научить строить цепочки В конце 7 семестра – зачет, в конце 8 семестра – экзамен. таких правил, составлять схемы рассуждений из правил «если – то» и делать выводы по схеме рассуждений. Примерный список вопросов к экзамену Перспектива преподавания темы в 5-ом классе Знакомство с логическими операциями «И», «ИЛИ», «НЕ». Употребление простых и 1. Цели обучения информатике в начальной школе. сложных высказываний. Умение построить правило «если – то» и на его основе построить 2. Общеобразовательное и общекультурное значение курса информатики. цепочку рассуждений для получения правильного вывода по заданным фактам. В 5-ом классе 3. Учебное планирование предмета в начальных классах. дети должны получить теоретические знания, касающиеся логических рассуждений, должны 4. Цели и задачи преподавания информатики в начальных классах. знать определения. 5. Различные подходы к преподаванию информатики в начальной школе. Зачет по теме «Логические рассуждения» 6. Основные направления и перспективы развития предмета. Для проведения зачета можно предварительно дать студентам задание по составлению 7. Возрастные психофизиологические особенности изучения информатики у детей любого открытого урока по пройденному материалу, особенно для этого подходит материал дошкольного и младшего школьного возраста. обобщающих уроков. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, 8. Учебные пособия по информатике и программное обеспечение курса как составные которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или части единого учебно-методического комплекса. четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. 9. Анализ учебных пособий по информатике для младшей школы. 10. Характеристика и состав программного обеспечения начального курса информатики. 3.4. Блок «Построение моделей» 11. Общие методические вопросы преподавания курса. Преподавание темы в первом и втором классе 12. Виды и формы проведения урока информатики в начальной школе: игровая, Данный блок представлен заданиями на развитие мышления и пространственного наглядный материал, алгоритмические этюды, практическая и теоретическая части воображения (поиск закономерности в расположении фигур, подбор подходящих пар фигур, урока, тетради для младших школьников по информатике. шифровка – расшифровка текстов, поиск предметов по координатам). 13. Факультативные курсы по информатике, межпредметные факультативные курсы на Преподавание темы в третьем классе базе ЭВМ. Поиск аналогий и закономерностей, аналогических закономерностей и закономерных 14. Внеурочная работа по информатике в начальной школе. аналогий. Развитие навыков заполнения таблиц закономерностей, дополнение 15. Методика изучения блока «Алгоритмические модели». последовательностей предметов по аналогии с другими последовательностями. 16. Методика изучения блока «Модели объектов и классов». Представлены простейшие игры с выигрышной стратегией. 17. Методика изучения блока «Логические рассуждения и их описание». Преподавание темы в четвертом классе 18. Методика изучения блока «Построение моделей». Сделать акцент на развитие творческого воображения учащихся, на задания, в которых требуется применить приемы фантазирования для придумывания необычных персонажей и На экзамен выносится проверка трех основных аспектов знаний, умений, навыков новых сказок. студентов по пройденному курсу: Научить выделять главное функциональное назначение группы предметов, находить 1. Общие вопросы информатизации школьного образования на современном этапе. дополнительные (необычные) действия предмета, связывая их с конкретным признаком этого 2. Содержание и методика изложения конкретных разделов курса информатики в предмета или его составной части. начальной школе. Зачет по теме «Построение моделей» 3. Понимание функционального, дидактического назначения программных средств Для проведения зачета можно предварительно дать студентам задание по составлению поддержки курса информатики в начальной школе и практическое владение любого открытого урока по пройденному материалу, особенно для этого подходит материал этими средствами в кабинете ВТ. обобщающих уроков. Для зачета можно предложить обобщить все знания, умения и навыки, На экзамене необходимо продемонстрировать: которые должны приобрести дети по данной теме в конце первого, второго, третьего или умение спланировать уроки по каждому разделу программы курса четвертого класса. Предложить свои задания для изучения данной темы в начальной школе. информатики в начальной школе; для каждого урока поставить цель, указать учебные средства, охарактеризовать особенности методики изложения (логико-дидактический анализ учебного материала); сформировать подробный сценарий (конспект) отдельно взятого урока. 9 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА 20. Гутман Г.Н., Карпилова О.М. Муравьиные сказки: Книга для учащихся, 1993 21. Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю., Гольцман М. Роботландия - курс Список литературы информатики для младших школьников // Информатика и образование. - 1989. - № 5. 1. Босова Л.Л. Комбинированные уроки информатики // Информатика и образование. - - С.37-45. 2000. - № 3. - С.85-92. 22. Дуванов А.А. «Конструктор сказок» - новые возможности // Информатика и 2. Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах, 1996. образование. - 1994. - № 2. - С.75-80. 3. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Исполнители // Информатика и 23. Первин Ю.А. Компьютерная смекалка: 2 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. образование. - 1990. - № 4. - С.17-25. заведений, 1997 4. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Арифметические исполнители // 24. Зарецкий А.В., Труханов А., Зарецкая М. Мой друг компьютер: Дет. Энциклопедия: Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С.3-12. Методические рекомендации к курсу "Компьютерная музыка", 1994 5. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Информация вокруг нас // 25. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Компьютер - твой друг: 1-й кл.: Учеб. Информатика и образование. - 1990. - № 1. - С.29-38. пособие для общеобразоват. учеб. заведений, 1995 6. Гольцман М., Дуванов А., Зайдельман Я., Первин Ю. Обработка текстов в Роботландии 26. Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А., Первин Ю.А. Модуль 1 в курсе "Информационная // Информатика и образование. - 1991. - № 2. - С.22-32. культура" // Информатика и образование. - 1996. - № 4. - С.87-94. 7. Гольцман М., Первин Ю., Первина Н. Элементы музыкальной грамоты в курсе раннего 27. Зворыгина Е. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников // обучения информатике // Информатика и образование. - 1991. - № 4. - С.3-10. Информатика и образование. - 1990. - № 6. - С.94-102. 8. Горвиц Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников // Информатика и 28. Информатика. Горячев А.В. - Просвещение, 1998. образование. - 1990. - № 4. - С.100-106. 29. Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю., Шапошников Д.Е. Персональный компьютер: Шк. 9. Горячев А.В. и др. Программа нетрадиционного курса информатики без компьютеров энциклопедия, 1997 для трехлетней и четырехлетней начальной школы “Информатика в играх и задачах” // 30. Ломко Е.Б. Развивающие игры фирмы «Никита» // Информатика и образование. - 1996 г. - № 10. – С. 52. 1993. - № 6. - С.68-69. 10. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах // 1995 г. - № 6. 31. Материалы круглого стола с руководителем авторского коллектива курса 11. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах // 1995 г. - № 8. “Информатика в играх и задачах” А.В. Горячевым // 1999 г. - № 8 (12) октябрь. 12. Горячев А.В. Информатика фундаментальная и прикладная // 1998 г. – № 6 - С. 27. 32. Н.П. Нафикова "Информатика в играх и задачах" // публикация на сервере Института 13. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. и др. Информатика в играх и задачах: Метод. ЮНЕСКО. http://www.iite.ru/KIEV-blue/ki_nafikova_e.htm реком. для учителя по курсу «Информатика в играх и задачах» для 4 класса 33. Первин Ю.А. За мной, компьютер!: 3-4 кл. Пособие для общеобразоват. учеб. четырехлетней начальной школы. 2001. заведений: В 2 кн., 1997 14. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова 34. Первин Ю.А. Компьютер и слово (ТОРТ): Книга для школьников 5 класса, 1994. Н.И. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 1 класса 35. Первин Ю.А. Компьютер и слово: 5-й кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. общеобразовательных учебных заведений. В 4 Ч. - М.: Баласс; Экспресc, 1998. (Москва: заведений, 1995 Красная звезда, типография) - 20 000 экз. - 32 с. : ил. ; Формат: 84х108/16 - В обл. - 36. Первин Ю.А. Компьютерная смекалка: 2 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. ISBN 5-85939-131-5; 5-7506-0119-6. - УДК 373.167.1.1:002. - ББК 32.81я71 заведений, 1997 15. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова 37. Поурочные планы по курсу "Информатика в играх и задачах" для 1-2, 2-3, 3-4 кл. Н.И. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 2 класса образовательных Горячев А.В. - Экспресс, 1996. учреждений. В 4 Ч. - М.: Баласс; Экспресc, 1998. (Москва: Красная звезда, типография) 38. Программы общеобразовательных учреждений. Информатика. // М., - 1999 г. - 20 000 экз. - 32 с. : ил. ; Формат: 84х108/16 - В обл. - ISBN 5-85939-134-Х; 5-7506-011- 39. Программы по информатике на сервере "ВМОУИ" (виртуальное методическое 8. - УДК 371.64.69. - ББК я71. объединение учителей информатики). http://www.vmoui.narod.ru/global.html 16. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова 40. Русакова О.Л. Информатика: уроки развития. Материалы для занятий с учениками Н.И. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 3 класса начальной школы // Информатика (приложение к газете "Первое сентября"). - 2000. - общеобразовательных учебных заведений. В 4 Ч. - М.: Баласс; Экспресc, 1997. (Москва: № 31, 32. Красная звезда, типография) - 115 000 экз. - 32 с. : ил. ; Формат: 84х108/16 - В обл. - 41. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Занимательный компьютер: Кн. для детей, учителей и ISBN 5-85939-075-0; 5-7506-0100-5. - УДК 373.167.1.1:002. - ББК 32.81я71. родителей, 1998 17. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова 42. Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах, 1997 Н.И. Информатика в играх и задачах: Учебник-тетрадь для 4 класса 43. Суворова Н.И. От игр и задач к моделированию // Информатика и образование. - 1998. общеобразовательных учебных заведений. В 4 Ч. - М.: Баласс; Экспресc, 1997. (М.: - № 6. - С.31-37. Красная звезда, типография) - 80 000 экз. - 28 с. : ил. ; Формат: 84х108/16 - В обл. - 44. Сякина М.В., Первин Ю.А. Исполнитель Тяни-Толкай на уроках Роботландии // ISBN 5-85939-081-5; 5-7506-0106-4. - УДК 3071.167.1.1:002. - ББК 32.81я71. Информатика и образование. - 1993. - № 6. - С.59-67. 18. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И., Лобачева Л.Л., Спиридонова Т.Ю., Суворова 45. Фролов М.И. Сказки дядюшки компьютера, 1993 Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс (1-4): Метод. рекомендации для учителя, 46. Яковлева Е.И., Сопрунов С.Ф. Проекты по информатике в начальной школе // 1997 Информатика и образование. - 1998. - № 7. - С.10-15. 19. Горячев А.В., Лесневский А.С. Программа курса информатики для 1 - 9 классов средней школы // 1997 г. – № 7 - С. 12. 11 12 Методика преподавания информатики в начальной школе Елена Викторовна Достовалова Редактор И.А. Вейсиг Корректура автора Подписано в печать 12. 11. 2003 г. Уч.-изд.л. 0,7. Тиражируется на электронных носителях Заказ 341 Дата выхода 28.02.05 Адрес в Internet: www.lan.krasu.ru/studies/editions.asp Отдел информационных ресурсов управления информатизации КрасГУ 660041 г. Красноярск, пр. Свободный, 79, ауд. 22-05, e-mail: [email protected] Издательский центр Красноярского государственного университета 660041 г. Красноярск, пр. Свободный, 79, e-mail: [email protected] 13

Методы обучения информатике в начальной школе

А.А. Соколов

Руководитель: к.п.н., доцент Н.Н. Устинова

ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт», г. Шадринск

Начальный курс обучения информатике наиболее ответственный этап в общеобразовательной подготовке школьников. Его цели далеко выходят за стандартные рамки формирования элементов информационной культуры. Здесь имеет место пронизывающий принцип информатики. В процессе обучения языку и математике, музыке и чтению используются и изучаются понятия, методы и средства информатики, которые естественным образом переплетаются с целями и задачами начального образования.

Основные цели пропедевтического курса информатики в младшей школе кратко можно сформулировать следующим образом:

формирование начал компьютерной грамотности;

развитие логического мышления;

развитие алгоритмических навыков и системных подходов к решению задач;

формирование элементарных компьютерных навыков (знакомство с компьютером, с элементарными понятиями из сферы информационных технологий).

На уроках информатики в начальной школе в условиях обычной классно-урочной системы учителями успешно используются следующие методы и формы обучения, позволяющие эффективно построить учебный процесс с учетом специфических особенностей личности школьника:

работа в группах;

игровые методики;

информационные минутки;

эвристический подход.

Один из самых часто используемых методов – игровой.

На уроках информатики в младших классах учитель вынужден всегда создавать свой новый, комбинированный тип игры, основанный на ролевой игре. Например, для закрепления навыков выделения предмета по его свойствам из заданного множества можно провести следующую игру. Весь класс делится на группы. Каждой группе раздается набор картинок (например, кот, сахар, бинт, соль, кран). Дети должны придумать сказку-игру, в результате выполнения которой один из предметов предложенного множества будет отсеян, при этом они играют роли «кота», «сахара» и т.д. Разные группы детей могут дать разный ответ, например, кот - живое существо или сахар - состоит из двух слогов.

Задача учителя - помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой - выделить предмет из данной совокупности. По окончании игры учитель должен провести ее анализ, отметить, какая группа правильно решила (сыграла) поставленную задачу, кто удачно сыграл свою роль, чей замысел (моделируемый мир) наиболее интересен и т.д.

На уроках информатики в начальных классах часто используются так называемые активные методы обучения. Приведем несколько примеров использования активных методов обучения на уроках информатики. В начальной школе расширить представление детей об устройстве персонального компьютера можно за счет информационных минуток. Основной формой проведения информационных минуток лучше выбрать групповую дискуссию , в которой направляющую и координирующую функции выполняет учитель. С самого начала учащиеся должны осознать значение словосочетания «информационная минутка»: минутка – это ограничение по времени, информационная – мы узнаем новую информацию. В качестве основы для проведения этих минуток может быть взята книга В.Агафонова «Твой друг Компьютер». Создается текстовый файл со стихотворным текстом, разделенный на определенные «порции», каждая из которых соответствует рассказу о новом устройстве. На первом уроке все школьники получали по рисунку с изображением основных устройств компьютера. На каждом из последующих уроков – определенную «порцию» текста с пояснениями учителя. Дома ребята вклеивают эти фрагменты стихотворения в отдельную тетрадь или блокнот, и в конце полугодия у каждого учащегося будет книжка, сделанная собственными руками, рассказывающая о назначении устройств персонального компьютера. Здесь сочетаются два метода – дискуссия и метод проектов.

Но метод проектов может использоваться и как самостоятельный метод обучения. Метод проектов - создание какого-то результата, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Можно использовать элементы метода проектов, начиная со второго класса. При обучении детей работе с графическим редактором Paint, предлагаются им следующие задания: оговаривается тема рисунка, который они должны создать, проговариваются приемы, инструменты для проведения работы.

В третьем классе при изучении текстового процессора, ребятам предлагаются проекты по теме «Поздравительная открытка».

Эвристический метод.

Эвристический метод, применяемый для выработки логического и алгоритмического мышления, очень похож на игровой метод с той громадной разницей, что инициатива хода урока находится полностью в руках учителя. Ученики являются «пассивными игроками».

Цель эвристического метода - создание личного образовательного продукта (алгоритм, сказка, программа и т.п.). Рассмотрим, как можно использовать данный метод на уроках информатики в начальных классах.

В эвристическом методе можно выделить пять основных этапов организации деятельности учеников на уроке :

мотивационный;

постановочный;

создание собственного продукта;

демонстрационный;

рефлексивный.

Этап мотивации своей целью имеет вовлечение всех учеников в обсуждение знакомых алгоритмов или действий знакомых исполнителей.

На втором этапе ставится задача. Ученикам предлагается выбрать исполнителей, которые смогли бы решить поставленную задачу (выбор осуществляется посредством обсуждения возможностей каждого исполнителя).

Третий (главный) этап заключается в том, что ученики должны создать (с помощью учителя) свой личный образовательный продукт, как правило, алгоритм решения поставленной задачи для выбранного исполнителя.

Четвертый этап состоит в демонстрации ученической продукции на уроке или на специальных творческих защитах.

На этапе рефлексии ученики оценивают свою деятельность и результат работы.

На уроках информатики в начальных классах используются также следующие методы обучения:

    объяснительно-иллюстративный - наглядное и последовательное объяснение материала. Например, при объяснении работы исполнителя Черепашка, учитель использует рассказ и демонстрацию работы исполнителя на интерактивной доске;

    репродуктивный - выполнение и усвоение готовых заданий и задач. Например, после объяснения учителем работы исполнителя Черепашка, ученики должны воспроизвести его рассказ;

    беседа – используется либо для актуализации опорных знаний (например, прежде чем объяснять работу исполнителя Черепашка, учитель методом беседы актуализирует знания учащихся об алгоритме), либо для контроля знаний, чтобы убедиться, что учащиеся правильно понимают материал;

    контроля и самоконтроля - использование промежуточных и итоговых тестов, устные ответы. В качестве примера приведем тест в стихах «Рифмованные клавиши»:

Для контроля ваших знаний

Буквы мы печатать станем.

Коль клавиатуру знаешь,

Времени не потеряешь!

Чтоб большую написать,

Надо нам …... нажать; (1)

Чтоб малютку получить,

Надо …... отключить. (2)

И другой есть вариант.

Нужен здесь большой талант.

Букву мы большую пишем.

Точно делай то, что слышишь: держи, не отпускай (3)

И на букву нажимай!

Мы печатать научились,

Очень славно потрудились!

Знания надо закреплять –

Клавиатуру изучать!

Перейти на русский шрифт

Нам помогут …… и …… ! (4)

Написали предложение –

Ах, как сложно, ох, мучение!

Чуть оплошность допустили –

И ошибку получили.

Что же делать нам теперь?

Нам поможет только …...! (5)

Под ошибку подведи

ты курсор

И …... нажми – (5)

Вмиг исчезнет буква эта,

Словно затерялась где-то!

У Del альтернатива есть.

Это клавиша ……! (6)

Символ слева от курсора

Удаляет вместо сора!

Знаешь много ты теперь!

Сам себя скорей проверь.

Скучать сидя надоело?

Поскорей берись за дело!

Нужный символ нажимай

И ошибку исправляй!

А теперь мы разберем

Ситуацию такую:

Вместо клавиши одной

Жмем случайно на другую!

(Ведь подобная беда

Происходит иногда?) -

На экране появился неожиданный запрос.

Что, компьютер отключился?

Как же быть нам? Вот вопрос!

Какую клавишу нажать,

Чтоб “спастись” и “убежать”

От такого положения?

Наберемся же терпения:

Клавиша …… быть может (7)

Отменить запрос поможет?

В конец строчки прыгнуть всем

…… поможет без проблем! (8)

А в начало чтоб попасть,

Надо срочно …… нажать! (9)

На другую строчку, может,

…… перейти поможет? (10)

Напечатать номерок

Можно с помощью …… р: (11)

Индикатор загорелся – смело …… нажимай, (12)

Индикатор отключился – весело …… мигает. (13)

Если хочешь, текст смотри –

Это клавиша ……. (14)

– Ой, как много текста здесь!

Как смотреть-то его весь?

– Чтоб себя не утруждать,

Постранично пролистать

Можем мы его с начала

Иль с конца, коль будет мало!

Ты на клавиши смотри –

…… - вверх,(15)

…… - вниз.(16)

А сейчас – еще задача.

Пусть поможет вам удача!

Давайте в заключение совершим переключение

Из режима вставки в режим замещения!

Кто в компьютерах эксперт

Сразу тот нажмет ……! (17)

Все умеем мы теперь!

В мир чудес открыта дверь!

Текст любой введем в компьютер,

Распечатаем его.

Коль учиться есть желание,

То не трудно ничего!

Caps Lock. 2. Caps Lock. 3. Shift. 4. Ctrl и Shift. 5. Del 6. Backspase. 7. Esc. 8. End. 9. Номе. 10. Enter. 11. Num Lock. 12. Цифры. 13. Курсор. 14. F3. 15. Page Up. 16. Page Down. 17. Insert.

    упражнения – решение задач.

Поскольку в начальной школе у детей преобладает мышление наглядно-действенное и наглядно-образное, то весь понятийный аппарат информатики следует сопровождать демонстрациями, опытами. Это относится к таким понятиям как информация, характеристики информации, кодирование информации и др.Это способствует лучшему восприятию, пониманию и запоминанию учебного материала.

В начальных классах в процессе обучения информатике используются и методы стимулирования: считалки, загадки, кроссворды, стихи, ребусы, та же игра. Например, загадка в стихах

Есть на свете сеть сетей.

Очень интересно с ней.

Людям всем она нужна,

Миру очень сеть важна.

Что за сеть? Найди ответ.

Сеть зовется ……… (Интернет)

При этом младшие школьники легко с удовольствием овладевают новой терминологией.

Литература

    Антипов И.И., Боковнев О.А., Степанов М.Е. О преподавании информатики в младших классах //Информатика и образование. - 1993. - № 5.

    Антипов И.Н. Играем и программируем // Начальная школа. - 1992. - № 5, 6.

    Брыксина О.Ф. Информационные минутки на уроках в начальной школе // Информатика. - 2000. - № 6.

    Горячев А.В. и др. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. - М.: БАЛЛАС, 1999.

    Хуторской А.В., Галкина О.Н. Эвристический подход к обучению информатике // Информатика и образование. - 1996. - № 6.

    Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

4. Оценки и отметки в обучении

5. Организационные формы обучения инфор­матике

6. Типы уроков по информатике

7. Использования кабинета вычислительной техники на уроках

8. Дидактические особенности преподавания информатики

9. Внеклассная работа по информатике

10. Подготовка учителя к уроку

Лекция 5,6 Методы и организационные формы обучения информатике в школе

1. Методы обучения информатике

При обучении информатике применяются, в основ­ном, такие же методы обучения, как и для других школь­ных предметов, имея, однако, свою специфику. Напом­ним, вкратце, основные понятия о методах обучения и их классификацию.

Метод обучения - это способ организации совмест­ной деятельности учителя и учащихся по достижению це­лей обучения.

Методический приём (синонимы: педагогический приём, дидактический приём) - это составная часть мето­да обучения, его элемент, отдельный шаг в реализации метода обучения. Каждый метод обучения реализуется через сочетание определенных дидактических приёмов. Многообразие методических приёмов не позволяет их классифицировать, однако можно выделить приёмы, ко­торые достаточно часто используются в работе учителя информатики. Например:

Показ (наглядного объекта в натуре, на плакате или экране компьютера, практического действия, умст­венного действия и т.п.);

Постановка вопроса;

Выдача задания;

Инструктаж.

Методы обучения реализуются в различных формах и с помощью различных средств обучения. Каждый из ме­тодов успешно решает лишь какие-то одни определенные задачи обучения, а другие - менее успешно. Универсаль­ных методов не существует, поэтому на уроке должны применяться разнообразные методы и их сочетание.

В структуре метода обучения выделяют целевую со­ставляющую, деятельную составляющую и средства обу­чения. Методы обучения выполняют важные функции процесса обучения: мотивационную, организующую, обу­чающую, развивающую и воспитывающую. Эти функции взаимосвязаны и взаимно проникают друг в друга.

Выбор метода обучения определяется следующими факторами:

Дидактическими целями;

Уровнем развития учащихся и сформированности учебных навыков;

Опытом и уровнем подготовки учителя.

Классификацию методов обучения проводят по раз­личным основаниям: по характеру познавательной дея­тельности; по дидактическим целям; кибернетический подход по Ю.К. Бабанскому.

По характеру познавательной деятельности методы обучения делятся на: объяснительно-иллюстративные; ре-продук-тивные; проблемный; эвристический; исследова­тельский.

По дидактическим целям методы обучения делятся на методы: приобретения новых знаний; формирования умений, навыков и применения знаний на практике; кон­троля и оценки знаний, умений и навыков.

Классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, основана на кибернетиче­ском подходе к процессу обучения и включает три группы методов: методы организации и осуществления учебно­познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познава-тельной деятельности; методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности. Каждая из этих групп состо­ит из подгрупп, в которые входят методы обучения по иным классификациям. Классификация по Ю.К. Бабанско-му рассматривает в единстве методы организации учеб­ной деятельности, стимуляции и контроля. Такой подход позволяет целостно учитывать все взаимосвязанные ком­поненты деятельности учителя и учащихся.

Приведем краткую характеристику основных мето­дов обучения.

Объяснительно-иллюстративные или информа­ционно-рецептивные методы обучения, состоят в пере­даче учебной информации в «готовом» виде и восприятии (рецепции) её учениками. Учитель не только передает ин­формацию, но и организует её восприятие.

Репродуктивные методы отличаются от объясни­тельно-иллюстративных наличием объяснения знаний, за­поминания их учениками и последующим воспроизведе­нием (репродукцией) их. Прочность усвоения достигается многократным повторением. Эти методы важны при вы­работке навыков владения клавиатурой и мышью, а также при обучении программированию.

При эвристическом методе организуется поиск но­вых знаний. Часть знаний сообщает учитель, а часть учени­ки добывают сами в процессе решения познавательных задач. Это метод ещё называют частично-поисковым.

Исследовательский метод обучения состоит в том, что учитель формулирует задачу, иногда в общем виде, а учащиеся самостоятельно добывают необходимые знания в ходе её решения. При этом они овладевают методами научного познания и опытом исследовательской деятель­ности.

Рассказ - это последовательное изложение учебного материала описательного характера. Обычно учитель рас­сказывает историю создания ЭВМ и персональных компь­ютеров, и т.п.

Объяснение - это изложение материала с использо-ва-нием доказательств, анализа, пояснения, повтора. Этот метод применяют при изучении сложного теоретического материала, используя средства наглядности. Например, учитель объясняет устройство компьютера, работу процес­сора, организацию памяти.

Беседа - это метод обучения в форме вопросов и от­ветов. Беседы бывают: вводные, заключительные, инди­видуальные, групповые, катехизические (с целью прове­рить усвоение учебного материала) и эвристические (по­исковые). Например, метод беседы используется при изу­чении такого важного понятия, как информаци. Однако, применение этого метода требует больших затрат време­ни и высокого уровня педмастерства учителя.

Лекция - устное изложение учебного материала в логической последовательности. Обычно применяется лишь в старших классах и редко.

Наглядные методы обеспечивают всестороннее, образное, чувственное восприятие учебного материала.

Практические методы формируют практические умения и навыки, имеют высокую эффективность. К ним относятся: упражнения, лабораторные и практические ра­боты, выполнение проектов.

Дидактическая игра - это вид учебной деятельно­сти, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Её цель - стимулирование познавательного интереса и ак­тивности. Ушинский писал: «... игра для ребенка это сама жизнь, сама действительность, которую ребенок сам кон­струирует». Игра готовит ребенка к труду и учению. Разви­вающие игры создают игровую ситуацию для развития творческой стороны интеллекта и широко применяются в обучении, как младших, так и старших школьников.

Проблемное обучение является очень эффективным методом для развития мышления школьников. Однако во­круг понимания его сути нагромождено много нелепостей, непонимания, искажений. Поэтому остановимся на нём подробно .

Метод проблемного обучения стал широко исполь­зоваться с 1960 годов после выхода монографии В. Оконя «Основы проблемного обучения», хотя исторически он восходит к «сократовским беседам». К.Д. Ушинский при­давал этому методу обучения большое значение. Но, не­смотря на достаточно длительную историю, среди методи­стов, а тем более среди учителей широко распространены заблуждения и искажения его сущности. Причина, на наш взгляд, отчасти лежит в названии метода, которое крайне неудачно. В переводе с греческого слово «проблема» зву­чит как задача, но тогда искажается смысл - что означает «задачное обучение»? Это что, обучение решению задач или обучение путем решения задач? Смысла мало. Но ко­гда используют термин «проблемное обучение», то на этом можно спекулировать, ведь у всех есть проблемы, есть они и в науке, и в обучении, тогда можно говорить, что учителя применяют современные методы обучения. При этом часто забывается, что в основе проблемы всегда лежит противоречие. Проблема возникает лишь тогда, ко­гда есть противоречие. Именно наличие противоречия создает проблему - будь то в жизни или в науке. Если про­тиворечие не возникает, то тогда это не проблема, а про­сто задача.

Если мы на учебных занятиях будем показывать, соз­давать противоречия, то мы и будем применять метод проблемного обучения. Не избегать противоречий, не ухо­дить от них, а наоборот, выявлять, показывать, вычленять и использовать для обучения. Часто можно видеть, как учитель легко и просто, без сучка и задоринки объясняет учебный материал, так у него все гладко получается - го­товые знания просто «вливаются» в головы учеников. А, между тем, добывались эти знания в науке тернистым пу­тем проб и ошибок, через постановку и разрешение про­тиворечий, проблем (иногда на это уходили годы и деся­тилетия). Если мы хотим, в соответствии с принципом на­учности, методы обучения приблизить к методам науки, то надо учащимся показывать, каким путем знания были по­лучены, моделировать тем самым научную деятельность, поэтому должны использовать проблемное обучение.

Таким образом, сутью проблемного обучения явля­ется создание и разрешение на занятиях проблемных (противоречивых) ситуаций, в основе которых лежит диа­лектическое противоречие. Разрешение противоречий и является путем познания, не только научного, но и учебно­го. Структуру проблемного обучения можно представить схемой, как показано на рис. 3.1.


Проблемное обучение

Противоречие

Рис. 3.1. Схема метода проблемного обучения

Используя этот метод обучения, надо четко пред­ставлять, что возникающее противоречие является обычно противоречием для учащихся, а не для учителя или науки. Поэтому в этом смысле оно субъективно. Но так как проти­воречие возникает по отношению к обучаемому, то оно объективно.

Противоречия могут возникать и быть обусловлены свойствами субъекта, воспринимающего учебный матери­ал. Поэтому можно создавать проблемные ситуации, ос­нованные на противоречиях, связанных с особенностями восприятия учебной информации. Их можно создавать на формальном или неглубоком понимании материала, су­жении или расширении рамок применяемых формул и ис­пользуемых законов и т.п.

Например, на вопрос, что является плодом у карто­феля, большинство школьников, не задумываясь, отвеча­ют, что картофелина. Услышав такой ответ, учитель сразу может создать проблемную ситуацию путем выстраивания системы последовательных вопросов и рассуждений, под­водящих учащихся к выявлению и осознанию противоре­чия. Спрашивается, а почему же тогда цветы у картофеля находятся не в земле, где, на ваш взгляд, образуются пло­ды? Налицо возникает противоречие - у всех растений плоды завязываются после цветения и развиваются на месте цветка, кроме того, плоды всегда содержат семена, а внутри картофелины семян нет. Путем наводящих вопро­сов выясняется, что у картофеля на месте цветка тоже по­является плод, похожий на маленький помидор, а карто­фелина есть просто утолщение на корнях, поэтому её на­зывают клубнем, корнеплодом. Здесь проблемная ситуа­ция возникает на формальном усвоении учебного мате­риала и житейских представлениях детей о плодах куль­турных растений: плоды - это то, «что едят люди».

Другой пример создания проблемной ситуации - по­сле изучения единиц измерения информации можно за­дать учащимся серию вопросов:

- «Может ли количество информации быть меньше одного бита?».

- «Если для кодирования одной буквы или цифры требует­ся объем памяти в один байт, тогда что можно закодиро­вать одним битом? Ведь в этом случае бессмысленно представлять, что один бит нужен для кодирования одной восьмой части буквы или цифры?». Затем путем организа­ции эвристической беседы учитель организует обсуждение и разрешает возникшее противоречие.

Следующий пример создания проблемной ситуации основан на использовании шуточного стихотворения не­обычного содержания, который можно зачитать перед на­чалом изучения двоичной системы счисления .

Ей было 1100 лет.

Она в 101 класс ходила.

В портфеле по 100 книг носила.

Всё это правда, а не бред.

Когда пыля десятком ног,

Она шагала по дороге,

За ней всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И 10 загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И 10 тёмно-синих глаз

Оглядывали мир привычно.

Но станет всё совсем обычным,

Когда поймёте наш рассказ.

Учащиеся весьма живо начинают обсуждать описы­ваемую в стихотворении ситуацию, выдвигая самые фанта­стические предположения о персонаже: что это иноплане­тянин, мутант, животное и т.п. Учителю следует лишь чутко следить за высказываемыми предположениями, аргумен­тировать доводы и выдвигать контрдоводы, направлять дискуссию в нужное русло, подвести учащихся к необхо­димости изучения двоичной и других систем счисления.

Создавая проблемные ситуации, мы добиваемся то­го, что само незнание приобретает активную форму, сти­мулирует познавательную учебную деятельность, ибо процесс разрешения противоречия есть процесс выработ­ки нового знания. Проблемная ситуация и процесс разре­шения противоречия побуждает задавать вопросы и, тем самым, развивает творческие способности.

Проблемная ситуация тогда становится для учащихся проблемной, когда заинтересовывает их, как говорится, «задевает за живое». Мастерство учителя как раз и состоит в том, чтобы повернуть учебный материал такой гранью, которая высветит противоречие.

Использование проблемных ситуаций требует от учи­теля определенного опыта и мастерства. Необходим осо­бый такт, уважительная деловая атмосфера, психологиче­ский комфорт, ведь учащийся сталкивается с противоречи­ем, испытывает затруднения, ошибается. Учителю надо проявлять при этом деликатность, тактичность, поддержи­вать учеников, внушать уверенность в своих силах. Учени­ки должны видеть заинтересованность учителя и его ис­креннее желание научить их. Часто учителю требуется умение непредвзято оценить решения, которые предла­гают ученики. Бывают случаи, когда сами ученики подме­чают противоречие в объяснении учителя или в учебном материале, в этом случае от учителя требуется особая де­ликатность и умение быстро сориентироваться в ситуации.

Существует довольно распространённое мнение, что разрешить проблемную ситуацию должны сами ученики. Однако этого вовсе не требуется, но обязательным являет­ся условие, чтобы они были эмоционально подготовлены к её разрешению.

Как отмечают психологи, творческие способности не создаются от рождения, а «высвобождаются» в процессе обучения и воспитания. Поэтому проблемное обучение в большой степени способствует «высвобождению» творче­ских способностей учащихся, повышению их интеллекту­ального уровня.

Часто можно слышать мнение, что проблемное обу­чение возможно использовать при работе лишь с подго­товленными учащимися в старших классах. Однако это не так, противоречие может возникнуть в любой момент обу­чения и для любых учеников, поэтому проблемное обуче­ние можно применять для детей любого возраста и уровня подготовки.

Необходимо отметить, что проблемное обучение требует от учителя хорошего знания учебного материала, опыта, даже чутья на проблемные ситуации. Затраты учеб­ного времени при этом достаточно велики, особенно по сравнению с традиционными методами обучения, но они окупаются возможностью организовать поисковую дея­тельность, эффективно развивать диалектическое мышле­ние учащихся. Проблемное обучение решает принципи­ально иные задачи обучения, которые трудно и даже не­возможно решать другими методами.

Блочно-модульное обучение - это метод обучения, когда содержание учебного материала и его изучение оформляется в виде самостоятельных законченных блоков или модулей, подлежащих изучению за определённое время. Обычно его применяют в вузах совместно с рейтин­говой системой контроля знаний. В старших классах мо­дульное обучение позволяет выстраивать для учащихся индивидуальную траекторию освоения информационных технологий путем комплектования профильных курсов из набора модулей.

Программированное обучение - это обучение по специально составленной программе, которая записана в программированном учебнике или в обучающей машине (в памяти компьютера). Обучение идет по следующей схе­ме: материал делится на порции (дозы), составляющие по­следовательные шаги (этапы обучения); в конце шага про­водится контроль усвоения; при правильном ответе выда­ется новая порция материала; при неправильном ответе обучаемый получает указание или помощь. На таком принципе построены компьютерные обучающие програм­мы.

В обучении информатике описанные выше методы имеют свою специфику. Например, достаточно широко применяются репродуктивные методы, особенно на на­чальном этапе работы на компьютере - обучение пользо­вания мышью, клавиатурой. При этом учителю часто при­ходится «ставить руку» ученикам. Принцип «Делай как я!» может эффективно использоваться там, где есть локальная компьютерная сеть или демонстрационный экран и учи­тель может одновременно работать со всеми учениками при кажущемся сохранении индивидуальности обучения. Затем постепенно происходит переход от «Делай как я!» к «Делай сам!». Репродуктивные методы используются при изучении алгоритмов и основ программирования, когда ученики копируют части готовых программ и алгоритмов при выполнении своих индивидуальных заданий.

Использование локальной компьютерной сети по­зволяет эффективно организовать коллективную дея­тельность учащихся, когда одна большая задача разби­вается на ряд подзадач, решение которых поручается от­дельным ученикам или их группам. Участие в коллектив­ной работе вовлекает школьника в отношения взаимной ответственности, заставляет их решать не только учебные, но и организационные задачи. Всё это способствует фор­мированию активной личности, умеющей планировать и оптимально организовывать свою деятельность, соотно­сить её с деятельностью других.

2. Метод проектов при обучении информатике

В преподавании информатики нашел новое продол­жение давно забытый метод проектов, который органиче­ски вписывается в современный деятельностный подход к обучению. Под методом проектов понимают такой способ осуществления учебной деятельности, при котором уча­щиеся приобретают знания, умения и навыки в ходе выбо­ра, планирования и выполнения специальных практиче­ских заданий, называемых проектами. Метод проектов применяют обычно при обучении компьютерным техноло­гиям, поэтому он может использоваться как для младших, так и для старших школьников. Как известно, метод проек­тов возник в Америке около ста лет назад, а в 1920 годы широко применялся в советской школе. Возрождение ин­тереса к нему обусловлено тем, что внедрение информа­ционных технологий обучения позволяет передать часть функций учителя средствам этих технологий, а сам он на­чинает выступать в качестве организатора взаимодействия учеников с этими средствами. Учитель всё более выступает как консультант, организатор проектной деятельности и её контроля.

Под учебным проектом понимается определенным образом организованная целенаправленная деятельность учащихся по выполнению практического задания-проекта. Проектом может быть компьютерный курс изучения опре­деленной темы, логическая игра, компьютерный макет ла­бораторного оборудования, тематическое общение по электронной почте и многое другое. В простейших случаях в качестве сюжетов при изучении компьютерной графики могут быть проекты рисунков животных, растений, строе­ний, симметричных узоров и т.п. Если в качестве проекта выбрано создание презентации, то для этого обычно ис­пользуют программу PowerPoint, которая достаточно про­ста для освоения. Можно применять более продвинутую программу Macromedia Flash и создавать добротные ани­мации.

Перечислим ряд условий использования метода про­ектов:

1. Учащимся следует предоставить достаточно широ­кий выбор проектов, как индивидуальных, так и коллек­тивных. Дети с большим увлечением выполняют ту работу, которую выбирают самостоятельно и свободно.

2. Детей надо снабжать инструкцией по работе над проектом, учитывая индивидуальные способности.

3. Проект должен иметь практическую значимость, целостность и возможность законченности проделанной работы. Завершенный проект следует представить в виде презентации с привлечением сверстников и взрослых.

4. Необходимо создавать условия для обсуждения школьниками своей работы, своих успехов и неудач, что способствует взаимообучению.

5. Желательно предоставлять детям возможность
гибкого распределения времени на выполнение проекта,
как в ходе учебных занятий по расписанию, так и во вне-
урочное время. Работа во внеурочное время позволяет
контактировать детям разного возраста и уровня владения
информационными технологиями, что способствует взаи-
мообучению.

6. Метод проектов ориентирован, в основном, на ос-
воение приёмов работы на компьютере и информацион-
ных технологий.

В структуре учебного проекта выделяют элементы

Формулировка темы;

Постановка проблемы;

Анализ исходной ситуации;

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта: орга­низационные, учебные, мотивационные;

Этапы реализации проекта;

Возможные критерии оценки уровня реализации проекта.

Оценка выполненного проекта является непростым делом, особенно если он выполнялся коллективом. Для коллективных проектов необходима публичная защита, которую можно провести в виде презентации. При этом необходимо выработать критерии оценки проекта и зара­нее довести их до сведения учащихся. В качестве образца для оценки можно использовать таблицу 3.1.


В практике работы школы находят место межпред­метные проекты, которые выполняются под руководством учителя ин-

форматики и учителя-предметника. Такой подход позво­ляет эффективно осуществлять межпредметные связи, а готовые проекты использовать как наглядные пособия на уроках по соответствующим предметам.

В школах Европы и Америки метод проектов широко применяется в обучении информатике и другим предме­там. Там считается, что проектная деятельность создаёт условия для интенсификации развития интеллекта с по­мощью компьютера. В последнее время также становится популярным организация занятий в школе на основе про­ектного метода обучения с широким использованием средств информационно-коммуникацион-ных технологий.

3. Методы контроля результатов обучения

Методы контроля являются обязательными для про­цесса обучения, так как обеспечивают обратную связь, яв­ляются средством его корректировки и регулировки. Функции контроля: 1) Воспитательная:

Это показ каждому ученику его достижений в работе;

Побуждение ответственно относиться к учению;

Воспитание трудолюбия, понимания необходимости систематически трудиться и выполнять все виды учебных заданий.

Особое значение эта функция имеет для младших школьников, у которых ещё не сформированы навыки ре­гулярного учебного труда.

2) Обучающая:

Углубление, повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний в ходе контроля;

Выявление искажений в понимании материала;

Активизация мыслительной деятельности учащихся.

3) Развивающая:

Развитие логического мышления в ходе контроля, ко­гда требуется умение распознать вопрос, опреде­лить, что является причиной и следствием;

Развитие умений сопоставлять, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Развитие умений и навыков при решении практиче­ских заданий.

4) Диагностическая:

Показ результатов обучения и воспитания школьни­ков, уровня сформированности умений и навыков;

Выявление уровня соответствия знаний учащихся об­разовательному стандарту;

Установление пробелов в обучении, характера оши­бок, объема необходимой коррекции процесса обу­чения;

Определение наиболее рациональных методов обу­чения и направлений дальнейшего совершенствова­ния учебного процесса;

Отражение результатов труда учителя, выявление недочетов в его работе, что способствует совершен­ствованию педмастерства учителя.

Контроль лишь тогда будет эффективен, когда он ох­ватывает весь процесс обучения от начала до конца и со­провождается устранением обнаруженных недостатков. Организованный таким образом контроль обеспечивает управление процессом обучения. В теории управления различают три вида управления: разомкнутое, замкнутое и смешанное. В педагогическом процессе в школе, как пра­вило, присутствует разомкнутое управление, когда кон­троль осуществляется в конце обучения. Например, решая самостоятельно задачу, ученик может проверить своё ре­шение, лишь только сличив полученный результат с отве­том в задачнике. Найти ошибку и исправить её ученику со­всем непросто, поскольку процесс управления решением задачи разомкнутый - нет контроля промежуточных эта­пов решения. Это приводит к тому, что ошибки, допускае­мые в ходе решения, остаются не выявленными и неис­правленными.

При замкнутом управлении контроль осуществляется непрерывно на всех этапах обучения и по всем элементам учебного материала. Лишь в этом случае контроль в пол­ной мере выполняет функцию обратной связи. По такой схеме организован контроль в хороших обучающих ком­пьютерных программах.

При смешанном управлении контроль обучения на одних этапах осуществляется по разомкнутой схеме, а на других - по замкнутой.

Существующая практика управления процессом обу­чения в школе показывает, что оно построено по разомк­нутой схеме. Характерным примером такого разомкнутого управления является большинство школьных учебников, в которых имеются следующие особенности в организации контроля усвоения учебного материала :

Контрольные вопросы приводятся в конце параграфа;

Контрольные вопросы не охватывают все элементы учебного материала;

Вопросы, упражнения и задачи не обусловлены це­лями обучения, а задаются произвольным образом;

К каждому вопросу не приведены эталонные ответы (отсутствует обратная связь).

В большинстве случаев аналогично контроль органи­зован и на уроке - обратная связь от учащегося к учителю обычно отсрочена на дни, недели и даже месяцы, что яв­ляется характерным признаком разомкнутого управления. Поэтому реализация диагностической функции контроля в этом случае требует от учителя значительных усилий и чет­кой организации.

Многие ошибки, допускаемые учениками при вы-полне-нии заданий, являются следствием их невниматель­ности, безразличия, т.е. из-за отсутствия самоконтроля. Поэтому важной функцией контроля является побуждение учащихся к самоконтролю своей учебной деятельности.

Обычно в школьной практике контроль состоит в вы­явлении уровня усвоения знаний, который должен соот­ветствовать стандарту. Образовательный стандарт по ин­форматике нормирует лишь минимально необходимый уровень образованности и включает как бы 4 ступени:

Общая характеристика учебной дисциплины;

Описание содержания курса на уровне предъявления его учебного материала;

Описание самих требований к минимально необхо­димому уровню учебной подготовки школьников;

«измерители» уровня обязательной подготовки уча­щихся, т.е. проверочные работы, тесты и отдельные задания, включенные в них, по выполнению которых можно судить о достижении учащимися необходи­мого уровня требований.

Во многих случаях в основу процедуры оценки зна­ний и умений по информатике и ИКТ, исходя из требова­ний образовательного стандарта, кладется критериально-ориентированная система, использующая дихотомическую шкалу: зачет - незачет. А для оценки достижений школь­ника на уровне выше минимальных используется тради­ционная нормированная система. Поэтому проверка и оценка знаний и умений школьников должна вестись на двух уровнях подготовки - обязательном и повышенном.

В школе применяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный контроль применяют для опре­деления исходного уровня обученности учащихся. Учителю информатики такой контроль позволяет определить детей, владеющих навыком работы на компьютере и степень это­го навыка. На основе полученных результатов необходимо провести адаптацию процесса обучения к особенностям данного контингента учащихся.

Текущий контроль осуществляется на каждом уро­ке, поэтому должен быть оперативным и разнообразным по методам и формам. Он состоит в наблюдениях за учеб­ной деятельностью учеников, за усвоением ими учебного материала, за выполнением домашних заданий, форми­рованием учебных умений и навыков. Такой контроль вы­полняет важную функцию обратной связи, поэтому он должен быть систематическим и носить пооперационный характер, т.е. следует контролировать выполнение каж­дым учеником всех важных операций. Это позволяет во­время фиксировать допущенные ошибки и тут же исправ­лять их, не допуская закрепления неправильных действий, особенно на начальном этапе обучения. Если в этот пери­од контролировать лишь конечный результат, то коррек­ция становится затруднительной, так как ошибка может быть вызвана разными причинами. Пооперационный кон­троль позволяет оперативно регулировать процесс обуче­ния по наметившимся отклонениям и не допускать оши­бочных результатов. Примером такого пооперационного контроля является контроль умений владения мышью, клавиатурой, в частности, правильности расположения пальцев левой и правой руки над клавишами.


Похожая информация.