Меню
Бесплатно
Главная  /  Куры  /  «Жить не по лжи» (По произведениям А. И. Солженицына). Жить не по лжи солженицына Жить не по лжи анализ

«Жить не по лжи» (По произведениям А. И. Солженицына). Жить не по лжи солженицына Жить не по лжи анализ

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня! И это - прорез во мнимом кольце нашего бездействия!

11 декабря 1918 года, 90 летназад родился Александр Исаевич Солженицын русский писатель, публицист, историк, общественный и политический деятель.Предлагаем вашему вниманию статью, написанную А.С. Солженицыным 34 года назад, но и поныне не утратившую актуальность.

Когда-то мы не смели и шёпотом шелестеть. Теперь вот пишем и читаем Самиздат, а уж друг другу-то, сойдясь в курилках НИИ, от души нажалуемся: чего элько они ни накуролесят, куда только ни тянут нас! И ненужное космическое хвастовство при разорении и бедности дома; и укрепление дальних диких режимов; и разжигание гражданских войн; и безрассудно вырастили Мао Цзэдуна (на наши средства) - и нас же на него погонят, и придётся идти, куда денешься? И судят, кого хотят, и здоровых загоняют в умалишенные - все "они", а мы - безсильны.

Уже до донышка доходит, уже всеобщая духовная гибель насунулась на всех нас, и физическая вот-вот запылает и сожжёт и нас, и наших детей, - а мы по-прежнему всё улыбаемся трусливо и лепечем косноязычно:

А чем же мы помешаем? У нас нет сил.

Мы так безнадёжно разчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков - только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твёрдости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся!), - мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку - и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.

Уж как долбили нам на политкружках, так в нас и вросло удобно жить, на весь век хорошо: среда, социальные условия, из них не выскочишь, бытие определяет сознание, мы-то при чём? Мы ничего не можем.

А мы можем - всё! - но.сами себе лжём, чтобы себя успокоить. Никакие не "они" во всём виноваты - мы сами, только мы!

Возразят: но ведь, действительно, ничего не придумаешь! Нам залепили рты, нас не слушают, не спрашивают. Как же заставить их послушать нас?

Переубедить их - невозможно.

Естественно было бы их переизбрать! - но перевыборов не бывает в нашей стране.

На Западе люди знают забастовки, демонстрации протеста, но мы слишком забиты, нам это страшно: как это вдруг -отказаться от работы, как это вдруг - выйти на улицу?

Всё же другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории, - тем более не для нас, и вправду - не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, - видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думал террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки - да будут чистыми!

Так круг - замкнулся? И выхода - действительно нет? И остаётся нам только бездейственно ждать: вдруг случится что-нибудь само?..

Но никогда оно от нас не отлипнет само, если все мы все дни будем его признавать, прославлять и упрочнять, если не оттолкнёмся хотя бы от самой чувствительной его точки.

Когда насилие врывается в мирную людскую жизнь - его лицо пылает от самоуверенности, оно так и на флаге несёт, и кричит: "Я - Насилие! Разойдись, расступись - раздавлю!" Но насилие быстро стареет, немного лет - оно уже не уверено в себе, и чтобы держаться, чтобы выглядеть прилично, - непременно вызывает себе в союзники Ложь. Ибо: насилию нечем прикрыться кроме лжи, а ложь может держаться только насилием. И не каждый день, не на каждое плечо кладёт насилие свою тяжёлую лапу: оно требует от нас только покорности лжи, ежедневного участия во лжи - и в этом вся верноподданость.

И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!

И это - прорез во мнимом кольце нашего бездействия! - самый лёгкий для нас и самый разрушительный для лжи. Ибо когда люди отшатываются от лжи - она просто перестаёт существовать. Как зараза, она может существовать только на людях.

Не призываемся, не созрели мы идти на площади и громогласить правду вслух, что думаем, - не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!

Вот это и есть наш путь, самый лёгкий и доступный при нашей проросшей органической трусости, гораздо легче (страшно выговорить) гражданского неповиновения по Ганди.

Наш путь: ни в чем не поддерживать лжи сознательно! Осознав, где граница лжи (для каждого она ещё по-разно¬му видна), - отступиться от этой гангренной границы! Не подклеивать мёртвых косточек и чешуек Идеологии, не сшивать гнилого тряпья - и мы поражены будем, как быстро и беспомощно ложь опадёт, и чему надлежит быть голым - то явится миру голым.

Итак, через робость нашу пусть каждый выберет: остаётся ли он сознательным слугою лжи (о, разумеется, не по склонности, но для прокормления семьи, для воспитания детей в духе лжи!), или пришла ему пора отряхнуться честным человеком, достойным уважения и детей своих, и современников.

И с этого дня он:
-впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни единой фразы, искривляющей, по его мнению, правду;
-такой фразы ни в частной беседе, ни многолюдно не выскажет ни от себя, ни по шпаргалке, ни в роли агитатора, учителя, воспитателя, ни по театральной роли;
-живописно, скульптурно, фотографически, технически, музыкально не изобразит, не сопроводит, не протранслирует ни одной ложной мысли, ни одного искажения истины, которое различает;
-не приведёт ни устно, ни письменно ни одной "руководящей" цитаты из угождения, для страховки, для успеха своей работы, если цитируемой мысли не разделяет полностью или она не относится точно сюда;
-не даст принудить себя идти на демонстрацию или митинг, если это против его желания и воли; не возьмёт в руки, не подымет транспаранта, лозунга, которого не разделяет полностью;
-не поднимет голосующей руки за предложение, которому не сочувствует искренне; не проголосует ни явно, ни тайно за лицо, которое считает недостойным или сомнительным;
-не даст загнать себя на собрание, где ожидается принудительное, искажённое обсуждение вопроса;
-тотчас покинет заседание, собрание, лекцию, спектакль, киносеанс, как только услышит от оратора ложь,идеологический вздор или беззастенчивую пропаганду;
-не подпишется и не купит в рознице такую газету или журнал, где информация искажается, первосущные факты скрываются.

Мы перечислили, разумеется, не все возможные и необходимые уклонения от лжи. Но тот, кто станет очищаться, - взором очищенным легко различит и другие случаи.

Да, на первых порах выйдет не равно. Кому-то на время лишиться работы. Молодым, желающим жить по правде, это очень осложнит их молодую жизнь при начале: ведь и отвечаемые уроки набиты ложью, надо выбирать. Но и ни для кого, кто хочет быть честным, здесь не осталось лазейки: никакой день никому из нас даже в самых безопасных технических науках не обмануть хоть одного из назван¬ных шагов - в сторону правды или в сторону лжи; в сторону духовной независимости или духовного лакейства. И тот, у кого не достанет смелости даже на защиту своей души - пусть не гордится своими передовыми взглядами, не кичится, что он академик или народный артист, заслуженный деятель или генерал, - так пусть и скажет себе: я - быдло и трус, мне лишь бы сытно и тепло.

Даже этот путь - самый умеренный изо всех путей сопротивления - для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водой всегда найдётся для твоей семьи.

Преданный нами. Обманутый нами великий народ Европы -чехословацкий, неужто не показал нам, как даже против танков выстаивает незащищённая грудь, если в ней достойное сердце?

Это будет нелёгкий путь - но самый лёгкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела - но единственный для души. Нелёгкий путь, - однако есть у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живёт по правде.

Итак: не первыми вступить на этот путь, а - присоединиться! Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи - и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч - и мы не узнаем нашей страны!

Если ж мы струсим, то довольно жаловаться, что кто-то нам не дает дышать - это мы сами себе не даём! Пригнёмся ещё, подождем, а наши братья биологи помогут приблизить чтение наших мыслей и переделку наших генов.

Если и в этом мы струсим, то мы - ничтожны, безнадёжны, и это к нам пушкинское презрение:

К чему стадам дары свободы?
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН,

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Правда о Солженицыне. Или "жить по лжи" РАССЕКРЕЧЕНО: СОЛЖЕНИЦЫН АГЕНТ ЦРУ

"Жить не по лжи. Всеми правдами и неправдами"


Солженицынские чтения - выпуск первый, дополненный (Дмитрий Пучков)

(кликните для показа/скрытия)


Итак всё по порядку:

СоЛЖЕницин
«Англия, Франция, США - державы победительницы во Второй мировой войне» (Речь в Нью-Йорке 9 июля 1975 г. \\ Солженицын А.И. Американские речи. - Париж:YMKA-PRESS, 1975.YMCA PRESS, с.27), и устами своих героев говорит нашему народу "Подождите,гады! Будет на вас Трумен! Бросит вам атомную бомбу на голову!" (Архипелаг Гулаг. т.3.с.52.)

Хорошо известно, что А. Солженицын - лагерный стукач, сексот, осведомитель, завербованный без всякого нажима с кличкой "Ветров", он и сам этого никогда не отрицал, ибо вещь очевидная. Отбыв свой срок без единого дисциплинарного наказания, Исаевич соглашался, что писал письменный донос из заключения на своего друга Кирилла Симоняна ("...утопая, я обрызгал тебя на берегу..." - так художественно он обрисовал своё предательство другу в письме). В 1952г. Симоняна вызвал следователь и дал прочитать толстую тетрадку в 52 стр., заполненную хорошо знакомым Кириллу убористым почерком его друга Сани Солженицина. "Силы небесные! - вскричал Симонян - на каждой странице описывается, как я настроен против советской власти и его самого склонял к этому". Николай Виткович тоже читал доносы на себя своего наперстного дружка. "Я не верил своим глазам!" - так он описывал впечатление от чтения.Всё это хорошо известно, только совсем ослеплённые рисуют нам благостный портрет нобелевского лауриата.

В его книгах столько лжи и неправды. и вымысла, что у непредвзятого читателя вызывает просто чувство омерзения.
Когда самому Исаевичу указывали на это, ну,например, ужастик, что после разгрома Врангеля в Сочи зверям в зоопарке скармливали белогвардейских офицеров и прочую чушь, писатель просто заявлял, что исследовал действительность методом художественного творчества и ни от чего не откажется.

А. Твардовский в глаза сказал Солженицину: "У вас нет ничего святого." М. Шолохов указал: "Какое-то болезненное бесстыдство". Почти то же самое говорили Л. Леонов, К. Симонов и другие.

Лично для меня, человек, который заявлял о нашей Великой Победе над фашизмом примерно следующее: какая разница, кто победил: сняли бы портрет с усами и повесили портрет с усиками, всего и делов-то - неприемлем.
Очевидно, что Солженицын активно участвовал в исполнении плана Даллеса в СССР, помог уничтожить великую индустриальную супердержаву, и теперь те, кто был с ним в одной обойме, поют ему сейчас осанну, ставят памятники, награждают, заносят в учебники.

В США 30 июня 1975 г. "русский патриот" заявил: "Я друг Америки... США давно проявили себя как самая великодушная и самая щедрая страна в мире... Ход истории сам привел вас - сделал мировыми руководителями... Пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела".

Лжец СоЛЖЕницын
Мертвого льва может лягать и осел.

Прекрасные слова сказаны А.И. Солженицыным: "Жить не по лжи". Вот мы и перескажем содержание книги "Не сотвори кумира" (ВИЖ № 9-12, 1990 год), чтобы увидеть, как же сам Александр Исаевич придерживался этого принципа. Ее автор, бывший редактор власовской газеты Л.А. Самутин, честно отсидевший свой срок в воркутинском лагере, по сути, был соавтором некоторых страниц книги "Архипелаг Гулаг". В семидесятых годах по просьбе Солженицына прятал у себя эту рукопись. Самутин хранил верность Солженицыну лишь до того момента, когда работники КГБ у него эту рукопись изъяли. За три недели до этого в органы госбезопасности была вызвана их общая знакомая Елизавета Денисовна Воронянская она все печатала Солженицыну и была с ним, как говорится, в отношениях "особо тесных". Перепугавшись, женщина повесилась, и Самутин, проанализировав обстоятельства ее гибели и своего ареста, делает однозначный вывод: донес на них не кто иной, как... сам Солженицын! Это позволяло ему поднять на Западе шум вокруг "Архипа" и в предисловии заявить: "Но теперь, когда госбезопасность все равно взяла эту книгу, мне ничего не остается, как немедленно опубликовать ее".

Показания Ветрова (он же Солженицын). Фотокопия.
“…информант Иван (Мегель) был убит прицельным выстрелом в голову. Это был применявшийся в лагерях метод устранения людей, которые могли быть опасными для секретных осведомителей лагерного руководства”. (Военно-исторический журнал, №12, 1990 год, стр. 77)

В школьный учебник включены рекомендации Солженицына для человека, пожелавшего "жить не по лжи".
"С этого дня он: - впредь не напишет, не подпишет, не напечатает никаким способом ни одной фразы, искривляющей, по его мнению, правду..."
Как раз во время написания этого Исаич наперегонки с Роем Медведевым за премию в 5 тысяч "баксов" бросился доказывать, что автор "Тихого Дона" не Шолохов.
"...живописно, скульптурно, фотографически... не изобразит ни одного искажения истины, которое различает..."
ИО, 11 класс, стр. 220

Выяснилось, что многие "жалостливые зековские" фотографии Исаич фабриковал уже после отсидки.
Еще один факт бесстыдства. Тут уже не выдержали работники Госархива:
"Если подсчитать количество арестованных по статье 58ж, то получишь, что в исправительно-трудовых лагерях побывало около двух миллионов человек. Два миллиона - много это или мало? Конечно же, много, но кому-то это кажется мало, и они доводят цифру до 110 миллионов".
(Для справки: Геббельс, утверждающий, что, чем невероятнее ложь, тем быстрее в нее поверят, смог "осилить" лишь 14 миллионов репрессированных.)
Работники Госархива высмеяли фразу Исаича: "Я не дерзну писать исто-рию Архипелага. Мне не довелось читать документов".

"Приезжайте в Москву. Эти документы ждут вас", - с сарказмом пригласили они "живущего не по лжи". Архивы Гулага открыты! (Знание - народу, № 6, 1990 год).
Но недосуг ему теперь этим заниматься. Еще недавно он писал:
"Нет на свете нации более презренной, более покинутой, более чуждой и ненужной, чем русская". Еще недавно он вымаливал у ЦРУ Нобелевскую премию: "Мне эту премию надо. Как ступень в позиции, в битве! И чем быстрее получу, тем тверже стану, тем крепче ударю!"
Время ударов по "чуждой и ненужной" нации прошло: Союз лежит в развалинах, по рекомендации Исаича "отпущены" Прибалтика и Средняя Азия, по всей стране кровь, беженцы... Теперь Россию надо обустраивать для новых хозяев. А те знают, что лучший наркоз, чтобы "презренная нация" при этом не взбунтовалась, - антикоммунизм.
Солженицын хорошо выполняет эту работу. Бывшему сексоту не привыкать работать на "хозяина".

РАССЕКРЕЧЕНО: САХАРОВ И СОЛЖЕНИЦЫН АГЕНТЫ ВЛИЯНИЯ ЦРУ
Откровения ЦРУ о развале СССР И ФИНАНСИРОВАНИИ ДИССИДЕНТОВ
РАССЕКРЕЧЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЦРУ

А.Сахаров: "Что же я наделал..."

Уже ни для кого не секрет, что диссидентское движение в СССР было инспирировано в качестве тарана для разрушения СССР уже совсем другими силами. Но и вольную или невольную роль диссидентов, которые зачастую "хотели как лучше, а получилось как всегда", трудно переоценить. Эверестами здесь выглядят естественно Сахаров и Солженицын. Да и ЦРУ уже начинает приткрывать отдельные страницы своих многокилометровых хранилищ.

Вот документ ЦРУ, который так и называется:

"Сахаров и Солженицин: советская дилемма"

А вот тоже интересный документ под названием "Спектр советских диссидентов". Здесь описаны все существующие группы с СССР, в том числе и неосталинисты, недовольство которых теми или иными действиями власти (что постоянно происходит в тех же капиталистических странах) можно использовать с пользой для себя. На последней странице доклада - картад потенциальных диссидентов по СССР.

ИТОГ: Поражение СССР в холодной войне,инспирированный опосредованно августовский путч,криминальные 90-е гг.

«Правдоборец» с американским клеймом. На кого работал Солженицын

Эта книга сейчас - библиографическая редкость. Солженицыну удалось уничтожить не весь тираж

Если учесть, что И. А. Альберти никак не отреагировала на брошенное ей обвинение, а такие возможности у нее были, то можно с полным основанием утверждать, что она действительно была связана с американскими спецслужбами и что именно они рекомендовали ее А. И. Солженицыну в качестве секретаря. Но в таком случае заслуживает внимания мнение В. Е. Максимова и относительно Ленарда Ди Лисио Получается, что с появлением И. А. Альберти в вермонтском доме А. И. Солженицына он был поставлен под полный и тотальный контроль ЦРУ...

РАССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕСПОНДЕНТА ИТАР ТАСС

"Все документы о Солженицине ЦРУ пока не рассекретило" ИТАР ТАСС

Корр. ИТАР-ТАСС лишний раз убедился в этом, запросив из архивов ЦРУ и ФБР США материалы, касающиеся Александра Солженицына. Из полученных ответов складывается впечатление, что для США деятельность знаменитого писателя была гораздо более выгодной и менее хлопотной, когда он вел непримиримую борьбу с советской властью в самом СССР, чем когда обосновался на Западе.

К первому периоду относятся аналитические записки "Дело против Солженицына", "Александр Солженицын и Политбюро" и "Сахаров и Солженицын: советская дилемма", присланные из ЦРУ. Они датированы соответственно летом 1969 года, 15 декабря 1970 года и 26 сентября 1973 года.

1. Американские спецслужбы через третьих лиц не жалели денег на финансирование издательств, печатавших книги Солженицына.
Агент влияния США, ЦРУ - это не значит,что у них будет в документе так сказано,а тот факт,что ПОСЛЕ этой аналитической записки Солженицына начали финансировать и поддерживать США.

2. Корреспондент ИТАР ТАСС,и многие исследователи сомневаются,что рассекречены все абсолютно документы по А.И.Солженицыну!

Цитата работника ЦРУ:
"мы просто взяли на зарплату диссидентов и таким образом развалили СССР!"

Откровения ЦРУ о развале СССР

(кликните для показа/скрытия)


3. Почему Cолженицину не приходило в голову написать правду об американской политике, о негритянских гетто, индейских резервациях (ГЕНОЦИДЕ ИНДЕЙЦЕВ), о претензиях США на мировое господство и о планах нападения на СССР? Да потому, что он и не был писателем в русском понимании этого слова. Его мир был ограничен ГУЛАГом и наполнен ненавистью к стране, его якобы не заметившей!?

Ответ прост: Cолженицин он писал о том, что НУЖНО было анти-российской политики США

Цитата из прессы:
"У человека всегда есть выбор: вредить своей стране и злобствовать, как поступали иуды-диссиденты, или, признавая ее недостатки и искренне желая ей добра, стремиться к тому, чтобы страна твоя процветала и развивалась..."

Никто из писателей советской эпохи не нанес столь огромного ущерба репутации СССР, как Солженицын. Вся Европа читала книги, где Советский Союз представлялся как одна большая тюрьма. Именно книги Солженицына внесли немалую лепту в развал страны, за что он получи свою Нобелевскую премию.

Однако в капиталистической Америке находились люди, которые умели смотреть сквозь призму лжи и видеть саму суть. Дин Рин - американский певец, киноактёр, кинорежиссёр и общественный деятель, в далеком 71-м году опубликовал открытое письмо А. Солженицыну, в котором актер назвал все обвинения Солженицына в отношении Советского Союза ложными.

Интервью с сотрудниками американской спецслужбы ЦРУ (М.Ледин,аналитик)
в т.ч. "О развале СССР" и роли советских диссидентов которых они про-финансировали.

В США вышла книга специалиста по внешней политике Майкла Ледина, в которой опубликованы рассекреченные документы ЦРУ времен «холодной войны».
В ней описано, как на развале СССР обкатывались технологии, по которым ведется и сегодняшня
я политика Соединённых Штатов.

Мы просто взяли на зарплату диссидентов, и все. Случилась демократическая революция, и страна разрушилась, - рассказывает Ледин. - Если мы таким способом смогли сломить Советскую империю, поддерживая какую-то горстку людей, выступавших за реформы, кто может сомневаться, что мы обрушим иранское правительство с таким же успехом! Конечно, мы должны поддерживать революцию. Очень трудно найти революцию, которая была бы возможна без поддержки извне. «Бархатные революции» прошли удачно только потому, что мы поддерживали их морально, политически, финансово.

Аналитик уверен, что механизм «холодной войны» с Россией запущен вторично. Многочисленные марши несогласных с лидерами-полуиудушками - лучшее тому подтверждение.

Ледин цитирует откровения бывшего советника Барака Обамы по экономике Уильяма Энгдала:
«Что бы ни утверждал госдепартамент США, Россия сегодня - это цель номер один для американской политики. Ракеты в Европе нужны только для одного: получить стратегическое превосходство, возможность нанесения первого удара по России, по единственной стране в мире, которая может стереть США с лица Земли».

Митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим
“Отщепенцу Солженицыну - презрение народа!"

„Как митрополит Русской Православной Церкви, постоянно выступающий в защиту мира, считаю указ Президиума Верховного Совета СССР единственно правильной мерой в отношении А. Солженицына, - заявил корреспонденту ТАСС митрополит Крутицкий и Коломенский Серафим. - Солженицын печально известен своими действиями в поддержку кругов, враждебных нашей Родине, нашему народу. Все его действия по существу направлены против смягчения международной напряженности и установления прочного мира на Земле“…”.

Александр Солженицын. Гений первого плевка
Автор книги Владимир Бушин

Крупнейшие русские писатели, современники Александра Солженицына, встретили его приход в литературу очень тепло, кое-кто даже восторженно. Но со временем отношение к нему резко изменилось. А. Твардовский, не жалевший сил и стараний, чтобы напечатать в «Новом мире» новую вещь никому не ведомого автора, потом в глаза говорил ему: «У вас нет ничего святого. Если бы зависело только от меня, я запретил бы ваш роман».

М. Шолохов, прочитав первую повесть литературного новичка, попросил Твардовского от его имени при случае расцеловать автора, а позднее писал о нем: «Какое это болезненное бесстыдство…» То же самое можно сказать и об отношении к нему Л. Леонова, К. Симонова…

Прочитав эту книгу, вы поймете, чем объяснить такую дружную и резкую перемену отношения к Солженицыну столь авторитетных писателей, да и многих читателей, конечно...

Владимир Сергеевич Бушин – яркий публицист, писатель, поэт и литературный критик – знал Александра Солженицына ещё с 1960-х гг.

В своей книге он отвечает на вопрос, который до сих пор занимает всех исследователей творчества Александра Солженицына – был ли Солженицын антисемитом? Бушин рассказывает о том, как мощную поддержку оказали евреи из советских журналов и издательств Александру Солженицыну в начале его творческого пути. Поддерживали они его и позже; чтобы не быть голословным, Владимир Бушин называет многие имена евреев, принимавших участие в «раскрутке» Солженицына...

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО АЛЕКСАНДРУ СОЛЖЕНИЦЫНУ

Дин Рид

Дорогой коллега по искусству Солженицын!

Я, как американский артист, должен ответить на некоторые ваши обвинения, публикуемые капиталистической прессой во всем мире. По моему мнению, они являются ложными обвинениями, и народы мира должны знать, почему они ложные.

Вы заклеймили Советский Союз как "глубоко больное общество, пораженное ненавистью и несправедливостью". Вы говорите, что Советское правительство "не могло бы жить без врагов, и вся атмосфера пропитана ненавистью, и еще раз ненавистью, не останавливающейся даже перед расовой ненавистью". Вы, должно быть, говорите о моей родине, а не о своей! Ведь именно Америка, а не Советский Союз, ведет войны и создает напряженную обстановку возможных войн с тем, чтобы давать возможность своей экономике действовать, а нашим диктаторам, военно-промышленному комплексу наживать еще больше богатства и власти на крови вьетнамского народа, наших собственных американских солдат и всех свободолюбивых народов мира! Больное общество у меня на родине, а не у вас, г-н Солженицын!

Именно Америка, а не Советский Союз, превратилась в самое насильственное общество, которое когда-либо знала история человечества. Америка, где мафия имеет больше экономической власти, чем крупнейшие корпорации, и где наши граждане не могут ходить ночью по улицам без страха подвергнуться преступному нападению. Ведь именно в Соединенных Штатах, а не в Советском Союзе свои же сограждане убили в период с 1900 года больше людей, чем число всех американских солдат, погибших в боях в первой и второй мировых войнах, а также в Корее и во Вьетнаме! Именно наше общество считает удобным убивать любого и каждого прогрессивного лидера, который находит в себе мужество поднять голос против некоторых наших несправедливостей. Вот что такое больное общество, г-н Солженицын!

Далее вы говорите о расовой ненависти! В Америке, а не в Советском Союзе, на протяжении двух столетий остаются безнаказанными убийства негров, которых держат в полурабстве. В Америке, а не в Советском Союзе, полиция без разбору избивает и арестовывает любого и каждого негра, пытающегося выступить в защиту своих прав.

Затем вы говорите, что "свобода слова, честная и полная свобода слова - вот первое условие здоровья любого общества, и нашего также". Попытайтесь распространить эти мысли среди страдающих народов, вынужденных бороться за существование и жить вопреки своей воле под гнетом диктаторских режимов, держащихся у власти лишь благодаря военной помощи США.

Скажите о своих мыслях людям, чье "здоровье" заключается лишь в том, что половина их детей умирает при рождении, так как у них нет денег на врача, и они всю свою жизнь мучаются из-за отсутствия медицинского обслуживания. Скажите об этом людям капиталистического мира, чье "здоровье" состоит в том, что всю свою жизнь они проводят в постоянном страхе перед безработицей. Скажите американским неграм, как много им помогли на деле "здоровье" и "свобода слова" в процессе их справедливой борьбы за равноправие с белыми, когда после двух столетий "свободы слова по-американски" во многих районах США считают, что убить негра - это все равно что поохотиться на медведя!

Скажите трудящимся капиталистического мира о ваших идеях по поводу "свободы слова как первого условия здоровья", если из-за нехватки денег их сыновья и дочери не смогут развить свои умственные способности в школе, а поэтому никогда не сумеют даже научиться читать! Вы говорите о свободе слова, тогда как б?льшая часть населения земного шара пока еще говорит о возможности научиться читать слова!

Нет, г-н Солженицын, ваше определение свободы слова как первого условия здоровья неверно. Первое условие заключается в том, чтобы сделать страну достаточно здоровой морально, умственно, духовно и физически, с тем чтобы ее граждане умели читать, писать, трудиться и жить вместе в мире.

Нет, г-н Солженицын, я не принимаю вашего первого условия здоровья общества и особенно в вашем определении и контексте. Моя страна, известная своей "свободой слова", - это страна, где полиция нападает на участников мирных походов. В моей стране разрешены мирные походы, и в то же время продолжающаяся война губительно отражается на жизни вьетнамского народа, ибо демонстрации, разумеется, нисколько не меняют политику правительства. Неужели вы действительно думаете, что военно-промышленный комплекс, правящий моей страной и пол миром, печется о "свободе слова"?! Правители его сознают, что они, и только они, обладают властью принимать решения. Воистину, свобода слова на словах, но не на деле!

Вы заявляете также, что Советский Союз идет не в ногу с ХХ веком. Если это и верно, то потому, что Советский Союз всегда идет на полшага впереди ХХ века! Неужели вы предлагаете вашему народу отказаться от своей роли вождя и авангарда всех прогрессивных народов мира и вернуться к бесчеловечным и жестоким условиям, существующим в остальной части земного шара, где несправедливость воистину изобилует в атмосфере чуть ли не феодальных условий многих стран? Г-н Солженицын, в статье далее сказано, что вы - "многострадальный писатель из Советского Союза". По-видимому, это означает, что вы много страдаете из-за отсутствия моральных и общественных принципов и что ваша совесть мучает вас в тихие ночные часы, когда вы остаетесь наедине с собой.

Верно, что в Советском Союзе есть свои несправедливости и недостатки, но ведь все в мире относительно. В принципе и на деле ваше общество стремится к созданию подлинно здорового и справедливого общества. Принципы, на которых построено ваше общество - здоровы, чисты и справедливы, в то время как принципы, на которых построено наше общество, жестоки, корыстны и несправедливы. Очевидно, в жизни могут быть ошибки и некоторые несправедливости, однако несомненно, что общество, построенное на справедливых началах, имеет больше перспектив прийти к справедливому обществу, нежели то общество, которое строится на несправедливости и эксплуатации человека человеком. Общество и правительство моей страны отстали от времени, потому что их единственная цель заключается в стремлении сохранить во всем мире статус-кво. Именно ваша страна стремится делать прогрессивные шаги во имя человечества, и если в чем-то она несовершенна и порою спотыкается, то мы не должны осуждать за эти недостатки всю систему, а должны приветствовать ее за мужество и стремление прокладывать новые пути.

Огонек № 5 (2274), 1971 г.
Литературная газета № 5, 1971 г.


Кратко по ЦРУ: 18 сентября 1948 года было создано ЦРУ (центральное разведывательное управление) США, основной целью которого стало ведение подрывной деятельности в против Советского Союза..:

Примечание: ЦРУ США (CIA), равно как Моссад, МИ-5 и МИ-6, блок НАТО, Пентагон и прочие западные и не только организации (цель которых противостояние России и прочим странам мира), всецело подчинена мировой сионистской и масонской организациям в лице таких семейств как Рокфеллеры, Морганы, Ротшильды, Барухи, Опенгеймеры и прочие сатанисты-представители "тёмных лож" (которые в своё время привели Гитлера к власти и финансировали фашистскую Германию для нападения на СССР для раздела, перекройки мира с последующим уничтожением многочисленных народов их населяющих. cм. Гарвардский и Хьюстонский проекты, так же сионские протоколы...).


Совсем кратко о том как диссидент соЛЖЕницын за деньги и привилегии сотрудничал с ЦРУ США, ведя таким образом подрывную деятельность против СССР-России (следовательно против её граждан), следовательно против всех народов населяющих Россию. К каким бедствиям для России это привело, теперь известно. Именно ЦРУ США, Моссад и МИ-6 стояли и стоят (теперь это Украина...) за разжиганием и щедрым финансированием войн как на Кавказе и Закавказье, так и Приднестровье, Югославии, Ираке, Ливии, Сирии и так далее...

АМЕРИКАНСКИЙ ПЛАН ПО УНИЧТОЖЕНИЮ РОССИИ

"Очистка страны от диверсионных повстанческих и шпионских кадров сыграла свою положительную роль в деле обеспечения дальнейших успехов социалистического строительства.
Однако не следует думать, что на этом дело очистки СССР от шпионов, вредителей, террористов и диверсантов окончено.
Задача теперь заключается в том, чтобы, продолжая и впредь беспощадную борьбу со всеми врагами СССР, организовать эту борьбу при помощи более совершенных и надежных методов.
Это тем более необходимо, что массовые операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, проведенные органами НКВД в 1937-1938 годах при упрощенном ведении следствия и суда, не могли не привести к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры. Больше того, враги народа и шпионы иностранных разведок, пробравшиеся в органы НКВД как в центре, так и на местах, продолжая вести свою подрывную работу, старались всячески запутать следственные и агентурные дела, сознательно извращали советские законы, производили массовые и необоснованные аресты, в то же время спасая от разгрома своих сообщников, в особенности, засевших в органах НКВД."

И. В. Сталин "Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия от 07.11.38г.

1 сл: Введение

«Жить не по лжи»

2 сл: Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР…

Что значит Солженицын для нашей литературы, для общества? Задаю себе этот вопрос и задумываюсь над ответом… я считаю, что сейчас в мире писатель номер один – Солженицын.

Александр Исаевич Солженицын - знаменитый русский писатель, автор многих известных произведений об истории нашей страны. Свидетелем и участником, которых он был сам. Замечательный прозаик, историк и публицист - это он доказал многими томами документальных текстов. Смысл творчества Солженицына можно сформулировать следующим образом: Весь мир, окружающий нас, есть божье Творение, во всех проявлениях жизни: природной, социальной, исторической, частной и общей. Писателю дано острее, чем другим людям, понять его.

Личность А. И. Солженицына, его креатив показались мне интересными для написания реферата.

Чем же притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, болью за происходящее, прозорливостью. Писатель, историк, он все время предупреждает нас: "не потеряйтесь в истории. Скажут нам: что ж может литература против безжалостного натиска открытого насилия? Так не забудем, что насилие не живет одно и не способно жить одно: оно непременно сплетено с ложью, - писал А.И.Солженицын. - А нужно сделать простой шаг: не участвовать во лжи. Пусть это приходит в мир и даже царит в мире - но не через меня. Писателям же и художникам доступно большее: победить ложь".

Солженицын и был таким писателем, который победил ложь.

Основная часть

3 сл: Академик Д.С. Лихачев писал: «Александр Исаевич - настоящий русский писатель, мученик и герой. Это было типично для русских писателей всегда - не только для Аввакума, но и для всех последующих русских писателей, в той иди иной степени. Его героизм и одновременно хождение по мукам настраивают в сущности на оптимистичный лад: «я верю в то, что героические усилия, которые делает русская литература, чтобы нашей стране вырваться из объятий преступлений, равнодушия и пустословия, приведут к успеху».

4 сл: Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. В том же году отец его, Исаакий Семенович, подпоручик, погиб от несчастного случая на охоте. Мать Таисия, в войну окончившая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону.

5 сл: Там Солженицын окончил среднюю школу, затем физмат университета, еще успев до войны пройти заочно два курса филфака Московского института философии, литературы и истории имени Чернышевского. Там же он познакомился с Натальей Решетовской. 27 апреля 1940 года Наталья и Александр оформляют свой брак.

В 1941 году Солженицын окончил университет в Ростове и приехал в Москву.

6 сл: Начинается война. С сентября Александр преподавал астрономию и математику в городке Морозовске, к северу от Ростова. Его жена получила назначение в ту же школу.

18 октября 1941 года Солженицына мобилизовали и послали в офицерскую школу в Костроме. Осенью же 1942 года Солженицын закончил ускоренный военный курс и получил звание лейтенанта. Потом его отправили в Саранск, где формировалась артиллерийская группа разведки. В свободные вечера он брался за перо и сочинял небольшие рассказы. В конце 1942 года Александр попал на фронт. Со своим соединением он прошел путь от Орла до Восточной Пруссии. Он командовал «звуковой батареей», задача которой была обнаружение артиллерийских и минометных батарей противника. Солженицын был награжден орденами «Отечественная война» 2-й степени после взятия Орла и «Красной Звездой» за взятие Бобруйска.
7 сл: На фронте Солженицын продолжал интересоваться общественной жизнью, он стал критически относиться кСталину . Его переписка с другом Николаем Виткевичем попала под надзор военной контрразведки. В письмах они писали о своих «политических негодованиях», обозначая Ленина уменьшительным «Вовка», а Сталина - кличкой «Пахан», и в конце зимы 1945-го его арестовывают. Война закончена, соотечественники празднуют Победу, а Солженицына все допрашивают. И приговаривают к 8 годам исправительно-трудовых лагерей, а по их окончанию - к вечной ссылке.
Следствие проходило в Москве, в Лубянской тюрьме, описанной позднее в «Круге первом». Затем Солженицына перевели в Бутырскую тюрьму. 27 июля 1945 года он был осужден на восемь лет исправительно-трудовых лагерей.

Его первый лагерь был в Новом Иерусалиме, рядом с Москвой, второй - в самой Москве (у Калужской заставы). Этот первый гулаговский опыт отражен в пьесе «Олень и шалашовка».

8 сл: В июне 1947 года Солженицына перевели в Марфинскую «шарашку», или «спецтюрьму № 16», в северном пригороде Москвы. Он работает там в акустической лаборатории, испытывает новые «модели артикуляции».

В мае 1950 года Солженицына этапировали в лагерь «на общие работы» - в Экибастуз, к северу от Караганды. Он работал литейщиком, каменщиком, потом стал бригадиром. Солженицын начал сочинять огромную поэму «Дороженька». Тем временем его жена получила назначение в Рязань и вскоре развелась с ним.

9 сл: В конце января 1952 года Солженицын принял участие в Экибастузской «смуте». Сразу после этого бунта, 12 февраля, хирург в лагерной больнице оперирует Солженицына по поводу злокачественной опухоли. Больной быстро поправился и выписался из больницы. Через год Солженицына освободили из лагеря и определили на «вечное ссыльнопоселение» в ауле Кок-Терек Джамбульской области, на границе пустыни.

10 сл: Он снял угол в глинобитной хатке, потом купил собственный домишко. Глубокая сердечная дружба связывала его с супругами Зубовыми, врачами, такими же ссыльными, как он сам. Под именем Кадминых они выведены в «Раковом корпусе», а подлинная их история рассказана в «Архипелаге». Осенью, к несчастью, болезнь возобновилась - появились боли в желудке.
В 1955 году ему разрешили выехать на лечение в Ташкент и провести несколько месяцев в больнице. Его лечила доктор Дунаева, и рак отступил.

11 сл: Впоследствии Солженицын признался друзьям, что вплоть до сегодняшнего дня он уверен: пока он пишет - у него отсрочка, и он с головой ушел в литературную работу.

В июне 1956 года после реабилитации Верховного Суда СССР Солженицын уехал в Ростов, где получил назначение в сельскую школу учителем физики.

12 сл: К Солженицыну возвратилась бывшая жена. В феврале 1957 года они решили пожениться вновь. Они переселились в Рязани. Здесь Александр Исаевич работал в полной тайне над «Кругом первым» и продолжал преподавать.

В 1959 году он всего за три недели написал рассказ «Один день Ивана Денисовича», сыгравший большую роль в его дальнейшей судьбе.

13 сл: В октябре 1962 года после долгих переговоров с властями главный редактор «Нового мира» Твардовский получил разрешение Хрущева и напечатал в своем журнале этот рассказ, снабженный коротким предисловием. «Иван Денисович» быстро принес автору известность.

Солженицын, основываясь на собственном опыте, описал один день из жизни заключенного трудового лагеря. Действие, естественно, происходит еще в сталинское время, а повествование ведется простым и доступным языком. Но известность автору принесли не столько литературные достоинства произведения, сколько то, что Солженицын написал, наконец, что-то достоверное, описал жизнь реальную, не идеологизированную. Это была правда, о которой до этого момента говорить было просто не принято. А он заговорил! Книга стала настоящей сенсацией в политических кругах, а, кроме того, еще и вызвала к жизни стремление к правде. Солженицын, что называется, «открыл шлюз».

Весть об этой публикации облетает весь мир. Солженицын сразу стал знаменитостью. Его представляют Хрущеву на одном из кремлевских приемов.

14 сл: В декабре «Правда» публикует отрывок из рассказа «Случай на станции Кочетовка». В следующем году в «Новом мире» напечатаны «Матренин двор» и «Случай на станции Кочетовка».

Поощряемый вниманием исполинской читательской аудитории, Солженицын пережил небывалый творческий подъем и начал «непомерно много сразу»: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус», роман о революции 1917 года. Однако вскоре его работы перестали публиковаться и новые книги стали появляться лишь в самиздате.

15 сл: На Четвертом съезде Союза писателей СССР Солженицын обратился к делегатам с открытым письмом, в котором обличает вред цензуры, а также преследования, направленные против него лично. «Я предлагаю Съезду принять требование и добиться упразднения всякой - явной или скрытой - цензуры над художественными произведениями, освободить издательства от повинности получать разрешение на каждый печатный лист».

Можно утверждать, что именно с этих пор, с мая 1967 года, началась открытая и беспощадная борьба писателя Солженицына против советской власти. Он записывал главные эпизоды этой борьбы в «очерках литературной жизни», которые получила название «Бодался теленок с дубом».

В 1968 году его книги «Раковый корпус» и «В круге первом» выходили за границей. На вторжение в Чехословакию Солженицын написал листовку в герценовском духе: «Стыдно быть советским!», но отказался от мысли ее напечатать, чтобы не подставить под удар свое произведение - «Архипелаг». «Надо горло поберечь для главного крика. Уже недолго осталось». В декабре Солженицын узнает, что ему присуждена в Париже премия «За лучший иностранный роман».

16 сл: В том же году Александр Исаевич познакомился с Натальей Светловой, московским математиком, очень активной женщиной, довольно известной в кругу диссидентов. Летом 1969 года они путешествовали вместе по северной России. Солженицын жил с ней в фактическом браке, пытаясь получить развод от первой жены. Вскоре у них родился первый сын - Ермолай. 1972 год отмечен рождением второго сына - Игната. Третий их сын - Степан родился в сентябре 1973 года.

Прописка в Рязани, где жила первая жена - Решетовская, была потеряна, а московской прописки писатель не получил. В это время Александр Исаевич нашел приют у известного виолончелиста Мстислава Ростроповича в подмосковном дачном поселке Жуковка.

17 сл: В 1970 году Солженицыну была присуждена Нобелевская премия по литературе, но он отказался ее принять по весьма прозаической причине. Если бы он выехал из страны с такой «меркантильной» целью, его бы просто не впустили обратно.

В 1971 году в Париже вышла на русском языке первая часть исторической эпопеи - «Август Четырнадцатого». И вот, наконец, в 1973 году там же вышла в свет первая часть знаменитого «Архипелага».
Огромный архив Солженицына, его личные воспоминания, записи и дневники легли в основу художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ».

18 сл: «Жанр произведения уникален, - отмечается в книге «Великие писатели XX века». - В этом полудокументальном, полухудожественном повествовании воссозданы история, идеология, философия, психология, быт карательных органов СССР, подобраны веские аргументы, потрясающие основу советской системы. Механизм уничтожения человека органами НКВД описан от самого начала до конца. Художественный мир этого главного произведения Солженицына - огромный лагерь, подобно чудовищному спруту раскинувший свои щупальца по всей территории сверхдержавы СССР, метафорически названный "архипелагом".

19 сл: «Архипелаг ГУЛАГ» представляет собой попытку собрать воедино все, что известно о системе тюрем и лагерей, созданной после прихода к власти большевиков в 1917 году. Могло ли это понравиться властям, даже если учесть, что основной «пользователь» этих лагерей, товарищ Сталин, уже давно почил с миром. Сразу же после публикации на Солженицына набросилась советская пресса. На Западе же интерес как к личности Солженицына, так и к его произведениям вспыхнул с новой силой.
20 сл: В январе 1974 года кампания по травле Солженицына в советской прессе достигла неслыханного накала. 13 февраля его арестовали и заключили в Лефортовскую тюрьму. Солженицына лишили советского гражданства и специальным самолетом доставили в Западную Германию.

Он поселился в Цюрихе. Его одиночество быстро закончилось - Наталья Светлова-Солженицына получила разрешение присоединиться к мужу.

21 сл: В октябре 1976 года Солженицын покинул Цюрих и надолго поселяется в США, в штате Вермонт, близ городка Кавендиш. Он купил около двадцати гектаров земли и на этом участке кроме жилого дома оборудовал библиотеку для хранения рукописей и печатных материалов.

22 сл: «Он пишет - по меньшей мере десять, а часто и шестнадцать часов подряд. Написанное покрывает всю поверхность бесчисленных листков и листиков: он старательно избегает какого бы то ни было расточительства. Нередко Александр Исаевич до того поглощен своей работой, что забывает поесть. Его жена, методически и решительно заботящаяся о повседневных нуждах своего мужа, никогда не прерывает его писания. Время, отданное еде, он считает растраченным нелепо и попусту», - писал журналист Уильям Кнаус.

23 сл: В мае 1978 года, нарушая свое долгое молчание, Солженицын выступил в Гарвардском университете. Он делал торжественное и суровое предупреждение западному миру, виновному в том, что за высшее благо принял «счастье» и оказался слеп к другим самостоятельным культурам (в том числе - к русской). Корнем зла он объявил западный гуманизм. Единственный выход Солженицын видит в личном мужестве, пример которого подает Россия.

24 сл: Основной работой на долгие годы стала историческая эпопея «Красное колесо», над которой он работает с перерывами еще с семидесятых годов. В ней отразились взгляды Солженицына на русскую историю и современность. В «Красном колесе» исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей «вымышленных», но, как правило, имеющих прототипов.

В 1982 году вышли «Повествованье в отмеренных сроках» и «Октябрь Шестнадцатого». В 1986–1987 годах писатель завершил «Март Семнадцатого», а в 1991 году - «Апрель Семнадцатого».
10 мая 1983 года Солженицын получил в Англии Темплтоновскую премию «За вклад в развитие религиозного сознания».

25 сл: В 1989 году - дата по-своему знаменательная - журнал «Новый мир» опубликовал наконец-то в России «Архипелаг ГУЛАГ». А через год Солженицыну официально вернули российское гражданство.

26 сл: В 1994 году Александр Исаевич возвратился в Россию и выступил в Государственной Думе. Однако надежды новых правителей России на то, что вернувшийся на родину Солженицын будет восхвалять их достижения, не оправдались. Быстро изменилось отношение к Александру Исаевичу и новой бюрократии.

«Часы коммунизма свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами», - писал Солженицын в 1990 году в работе «Как нам обустроить Россию?». Случилось именно то, чего он тогда так опасался.

27 сл: 11 декабря 1998 года Президент России Борис Ельцин подписал указ о награждении Александра Солженицына, отмечающего в этот день свое восьмидесятилетие, орденом «Святого апостола Андрея Первозванного» за выдающиеся заслуги перед Отечеством и большой вклад в мировую литературу.

Заключение

28 сл: Александр Исаевич Солженицын прожил невероятную жизнь.

Он был студентом, солдатом, боевым офицером, зэком, школьным учителем, борцом с властью, политическим изгнанником, нобелевским лауреатом и, пожалуй, самым знаменитым из живых писателей мира.

Он скончался3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своём доме вТроице-Лыкове , и в последний путь его провожали любимая и любящая жена, три замечательных сына и внуки. Скончался «насыщенный днями», получив от Бога дар такого долголетия, которого не имел ни один из русских классиков.

29 сл : При изучении его биографии, я узнала, что этому человеку пришлось немало пережить и выстрадать, но он не отступился, выражал свои взгляды и протесты в своих произведениях. Он истинный патриот своей родины и очень глубоко переживал все невзгоды, которые происходили в стране. И не его вина, что ему пришлось покинуть свою страну на 20 лет. Но он вернулся, и вместе с ним вернулись и его произведения, которые поражают своей нравственной и художественной силой.

«Жить не по лжи» готовилось с 1972 года и было окончено к сентябрю 1973. Солженицын первоначально думал обнародовать «Жить не по лжи» вместе с «Письмом вождям Советского Союза», но по независящим от автора причинам появление двух этих произведений несколько разошлось по времени. После публикации на Западе «Архипелага ГУЛАГ» Солженицыну стал угрожать скорый арест. Александр Исаевич передал текст «Жить не по лжи» нескольким доверенным людям, уговорившись пускать его через сутки после ареста.

События затем и развивались именно таким образом. 13 февраля воззвание «Жить не по лжи» было передано в Самиздат и за границу. 18 февраля 1974 его впервые напечатала лондонская газета «Daily Express» (отчего сейчас иногда само написание Солженицыным произведения ошибочно приурочивают к этой дате). «Жить не по лжи» быстро разошлось по западной и подпольной русской печати, но первая открытая публикация воззвания на родине состоялась лишь через пятнадцать лет – 18 октября 1988, в киевской многотиражке «Рабочее слово». В 1989-1990 оно появилось в таких крупных изданиях как «Наш современник» и «Комсомольская правда».

«Жить не по лжи» призывает к смелому противодействию подавительскому коммунистическому режиму. А. И. Солженицын горько сетует на то, что оно мало где проявляется.

Мы так безнадёжно расчеловечились, что за сегодняшнюю скромную кормушку отдадим все принципы, душу свою, все усилия наших предков, все возможности для потомков – только бы не расстроить своего утлого существования. Не осталось у нас ни твердости, ни гордости, ни сердечного жара. Мы даже всеобщей атомной смерти не боимся, третьей мировой войны не боимся (может, в щёлочку спрячемся), – мы только боимся шагов гражданского мужества! Нам только бы не оторваться от стада, не сделать шага в одиночку – и вдруг оказаться без белых батонов, без газовой колонки, без московской прописки.

Однако по своим глубоко продуманным и выстраданным убеждениям Солженицын отвергает революционный путь борьбы с коммунизмом. Опыт великих революций – и русской 1917 года, и великой французской , и других европейских и азиатских – показывает, что они в итоге сводятся к верхушечному перевороту, посредством которого к власти, облапошив народную массу, приходят беспринципные, изворотливые, прожжённые проходимцы. Их руками насаждается режим дикого насилия против большинства.

…роковые пути, за последний век отпробованные в горькой русской истории, – тем более не для нас, и вправду – не надо! Теперь, когда все топоры своего дорубились, когда всё посеянное взошло, – видно нам, как заблудились, как зачадились те молодые, самонадеянные, кто думали террором, кровавым восстанием и гражданской войной сделать страну справедливой и счастливой. Нет, спасибо, отцы просвещения! Теперь-то знаем мы, что гнусность методов распложается в гнусности результатов. Наши руки – да будут чистыми!

Путь широкого гражданского неповиновения (наподобие стратегии сторонников Ганди в борьбе с колониальным режимом в Индии) тоже казался Солженицыну на тот момент преждевременным. Русский народ, задавленный прессом партийной пропаганды и суровостью КГБэшных гонений на любое инакомыслие, не был готов к массовым демонстративным действиям даже и сугубо мирного, ненасильственного характера. В «Жить не по лжи» великий писатель призывает к менее масштабной тактике не гражданского , а идеологического неповиновения (которая в конечном итоге, с распространением масштабов движения, должна перерасти в безреволюционное неповиновение гражданское).

Солженицын зовёт на первом, начальном этапе борьбы противиться не столько административном владычеству коммунизма, сколько его лживой материалистической, марксистской идеологии, на которой и зиждется власть КПСС.

Ибо: насилию нечем прикрыться, кроме лжи, а ложь может держаться только насилием… И здесь-то лежит пренебрегаемый нами, самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!.. Не созрели мы идти на площади и громогласить правду, высказывать вслух, что думаем, – не надо, это страшно. Но хоть откажемся говорить то, чего не думаем!

Солженицын предлагает: публицистам, литераторам, художникам, артистам не писать, не подписывать, не изображать и не снимать в фильмах ничего, что искривляет правду; всем честным людям – не ходить на демонстрации и митинги, организованные против их желания и воли; «не поднимать голосующей руки» за предложение, которому не сочувствуешь искренне; покидать собрания, лекции, спектакли, киносеансы, где проповедуется ложь или идеологический вздор; не покупать газеты и журналы, скрывающие или искажающие истинную информацию.

Александр Исаевич предупреждает, что открытое и честное поведение многим серьёзно осложнит жизнь. Но размах и жестокость гонений в брежневском СССР всё же не те, что в сталинское время, и теперь притеснения вполне возможно выдержать.

Даже этот путь – самый умеренный изо всех путей сопротивления – для засидевшихся нас будет нелёгок. Но насколько же легче самосожжения или даже голодовки: пламя не охватит твоего туловища, глаза не лопнут от жара, и чёрный-то хлеб с чистой водою всегда найдётся для твоей семьи.

«Жить не по лжи» обращено не столько к широкой народной толще, сколько к узкой думающей элите. Солженицын считает, что именно эта подлинная интеллигенция должна пожертвовать частью своих благ ради того, чтобы разбудить остальной, более многочисленный, но и сильнее угнетённый коммунизмом слой – ради того чтобы сопротивление лжи и коммунистическому насилию стало подлинно массовым.

Это будет нелёгкий путь? – но самый лёгкий из возможных. Нелёгкий выбор для тела, – но единственный для души. Нелёгкий путь, – однако есть уже у нас люди, даже десятки их, кто годами выдерживает все эти пункты, живёт по правде… Тем легче и тем короче окажется всем нам этот путь, чем дружнее, чем гуще мы на него вступим! Будут нас тысячи – и не управятся ни с кем ничего поделать. Станут нас десятки тысяч – и мы не узнаем нашей страны!.. Если и в этом мы струсим, то мы – ничтожны, безнадёжны.

Разделы: История и обществознание

Цели урока: продолжить знакомство с личностью и творчеством А.И.Солженицына, особенностями развития Советского государства в к.60-х -70-ые гг., продолжить формирование умения работать с документом, выделять главное, находить и разрешать проблемы, размышлять над нравственными уроками истории, способствовать формированию нравственных ценностей у учащихся.

Понятия урока: тоталитаризм, гражданственность, духовность, нравственность, гласность, Самиздат, диссиденты.

Оборудование урока: тексты документа (отрывок), вопросы к тексту, фотографии А.И.Солженицына.

Эпиграф: "Явить миру такое общество, в котором все отношения, основания и законы будут вытекать из нравственности - и только из нее!" (А.И.Солженицын "Раковый корпус").

Вводная часть урока.

Библейская заповедь гласит:"Не лги". Она стала общечеловеческой нормой морали. Но сколько раз в истории люди, правители нарушали ее: искажали тексты посланий, давали ложные клятвы, обманывали свой народ! Владимир Мономах в своем "Поучении к детям"писал: "Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от них ведь душа погибает и тело".

Ребята, можете ли вы привести примеры из литературы, жизни, как ложь разрушает духовный мир человека?

Сегодня мы знакомимся с отрывками из воззвания А.И.Солженицына "Жить не по лжи!" Работа над ним велась писателем в 1972-1973гг. В конце августа 1973г. оно было закончено, но появилось в Самиздате в 1974г. этому предшествовали следующие события. В 1973г. в Париже вышел первый том "Архипелага ГУЛАГ", где история репрессий была обнажена до предела. Началась травля писателя в СССР. Но доказать, что он в "Архипелаге" оклеветал Советскую власть, было невозможно даже в то время. Тогда писатель был обвинен в более тяжелом преступлении- измене Родине. Руководитель КГБ Ю.В.Андропов и Генеральный прокурор Р.А.Руденко направили в Секретариат ЦК КПСС записку о "целесообразности выдворения Солженицына из пределов Советского государства" Политбюро приняло специальное постановление "О пресечении антисоветской деятельности Солженицына2.11 февраля 1974г. против него было возбуждено уголовное дело.12 декабря был принят указ о депортации. В тот же день Александр Исаевич был арестован. писатель был лишен гражданства. 13 февраля его, ничего заранее ему не объявляя, депортируют в ФРГ. Фотография запечатлела его спускающимся по трапу самолета в аэропорту во Франкфурте -на-Майне. О чем думал он в этот момент, оказавшись неожиданно в чужой стране? Может быть о том, вернется ли он когда-нибудь на Родину? Трудно сказать. Но в этот же день в Самиздат ушло его воззвание "Жить не по лжи!"

Работа с текстом документа.

Вопросы и задания для работы с текстом:

1. Прочитайте внимательно текст, выделите предложения, в которых употребляется слово"ложь". Приготовьтесь к выразительному чтению текста.

2. Как вы думаете, почему эту статью Солженицына назвали воззванием? (Примерный ответ: Это не просто статья, а призыв к советским людям, гражданам своей страны).

3. Против каких явлений тоталитарного государства выступает А.И.Солженицын? Приведите фразы из текста, подтверждающие ваши слова. (Примерные ответы: отсутствие гласности - "...сойдясь в курилках НИИ, от души жалуемся", отсутствие свободы творчества"- пишем и читаем Самиздат", произвол партийно-государственной бюрократии - "судят, кого хотят", принятие важнейших решений без участия граждан, отсутствие демократии- "нас не слушают, не спрашивают", "нам закляпили рот", отсутствие действенных механизмов ответственности власти перед гражданами - "перевыборов не бывает в нашей стране", идеологическое давление - "уж нам долбили на политкружках" и т.д.).

4. Какие действия советского руководства в конце 60-70-хгг. вызывают протест писателя? (поддержка режимов, прикрывающихся социалистической фразеологией, разжигание гражданских войн, выделение больших средств на развитие космической отрасли при сохранении низкого жизненного уровня жизни населения, преследование инакомыслящих - "людей загоняют в умалишенные" ...).

5. Как вы понимаете выражение А.И.Солженицына: "Мы...расчеловечились"? Какие проблемы духовного развития страны его волнуют? (Писатель критикует психологию потребительства, готовность человека "отдать... душу свою, все усилия наших предков", смириться с подлостью во имя сохранения своего "утлого существования", "кормушки", "московской прописки","белых батонов", бездуховность, стремление к "удобной" жизни, боязнь "оторваться от стада". Учитель может привести слова писательницы С.Алексиевич: "Одно лишь имя Солженицына говорит о том, что удовольствие не главное, к чему должен стремиться человек, что комфорт - не единственное, чем стоит дорожить. Что-то неуловимое скрывается в строках любимых нами песен, в красках гениальных картин, в страницах романов...").

6. Почему писатель считает, что насилие нуждается во лжи? Приведите примеры из истории, когда правители прикрывались ложью, чтобы творить несправедливость. Какие реалии из истории Советского государства эпохи Л.И.Брежнева вы можете привести, подтверждая мысль писателя? (дети могут привести такие аргументы: недемократический режим не может долго удержаться, опираясь только на насилие, он нуждается в том, чтобы создать внешнюю видимость справедливости - "насилию нечем прикрыться, кроме лжи". Из истории учащиеся могут привести пример Эмсской депеши, текст которой был искажен О.Бисмарком и был использован как повод к франко-прусской войне. Из истории СССР 60-70-ых гг. - ложные обвинения против диссидентов, ввод советских войск в Чехословакию в 1968г., в Афганистан в 1979г. и др.).

7. Как вы думаете, почему писатель считает, что виноваты не "они", а "мы"? В чем он видит гражданское мужество? Согласны ли вы с ним? Как вы понимаете выражения "духовная независимость" и "духовное лакейство"? (предполагаемый ход рассуждений детей: гражданское мужество проявляется в самостоятельной гражданской позиции, в готовности противостоять стадному инстинкту, готовности нести ответственность за свои поступки. Человек не должен обвинять только внешние силы: среду, социальные условия, правительство. Многое зависит от него самого. Очень важно для человека осознание духовной свободы. Можно привести слова Н.А.Бердяева: "Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы".).

8.Какой путь к духовному освобождению предлагает А.И.Солженицын? Почему именно этот путь он считает самым доступным? (личное неучастие во лжи: к демократическим методам люди были тогда не готовы, а "другие роковые пути, за последний век опробованные в горькой русской истории, - тем более не про нас...", " гнусность методов распложается в гнусности результатов").

9. Как вы думаете, почему Солженицын заканчивает свое воззвание именно этими словами А.С.Пушкина? Как вы их понимаете? (если люди будут и дальше поддерживать ложь, то духовное рабство поразит не только их, но и потомков "из рода в роды").

10. Как сам А.И.Солженицын следовал заповеди "жить не по лжи"? (учащиеся приводят примеры того, что даже при несвободе внешней Александр Исаевич оставался внутренне свободным человеком. Можно привести высказывание: "Жизнь Солженицына - самое лучшее и бесспорное его произведение".("Между двумя юбилеями(1998-2003)". Писатели, критики и литературоведы о творчестве А.И.Солженицына: Альманах. М.: Русский путь, 2005. С.82). Он был студентом, солдатом, боевым офицером, заключенным, школьным учителем, писателем, борцом с властью, политическим изгнанником, нобелевским лауреатом. Он пережил сталинские лагеря и смертельную болезнь, которые не сломили его дух. Создал эпопею мировой войны, Февральской и Октябрьской революции, ГУЛага. Вернул русской литературе нравственную силу и лучшие традиции. Он был человеком, который знал эпоху и говорил об эпохе, которому были свойственны гражданское мужество и гражданская позиция.)

Заключение.

Отец Иоанн сказал о А.И.Солженицыне: "Александр Исаевич - человек, которому можно верить. Он был учителем жизни, и многих это раздражало. может потому, что в нас утрачен дар ученичества". Сегодня мы с вами на уроке получили возможность еще раз поучиться у великого писателя, прикоснуться к его мыслям, его надеждам. Обсуждая нравственные проблемы, которые он поднимает в своей статье, мы смогли больше узнать о самом писателе и о том сложном времени, когда она создавалась.

Какие мысли, высказанные в этой работе вы считаете актуальными?

Домашнее задание: ответить письменно на вопрос: Что для вас означают слова "жить не по лжи"?