Меню
Бесплатно
Главная  /  Утки  /  Римский поэт и философ лукреций. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей. Тит Лукреций Кар

Римский поэт и философ лукреций. Тит Лукреций Кар и его поэма «О природе вещей. Тит Лукреций Кар

Лукреций Тит Кар (ок. 99/55 до н.э.) - древнеримский философ, поэт. Эпикурейство стало для Лукреция основным философско-этическим и мировоззренческим учением, на которое он опирался в своем творчестве, пытаясь продолжить его развитие. В философских трудах придерживался материалистического направления («О природе вещей»).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 161.

ЛУКРЕЦИЙ (Тит Лукреций Кар) (ок. 99-55 до н. э.) - римский поэт и философ-материалист, продолжатель Эпикура, автор поэмы «О природе вещей». Цель философии видел в том, чтобы указать путь к счастью , возможному для личности, кинутой в водоворот общественной борьбы и бедствий, угнетенной страхами: перед богами, смертью, загробным наказанием. Средство освобождения от них - усвоение учения Эпикура о природе вещей, о человеке, об обществе. Душа, по Л., смертна, т. к. она лишь временное соединение особых частиц и после гибели тела распадается на отдельные атомы. Познание смертности души исключает веру не только в загробную жизнь, но и в загробное наказание, освобождает человека от страха перед адом. Устраняется и страх смерти: пока мы живы - нет смерти; пришла смерть - нет нас. Наконец, и страх перед богами рассеивается, как только мы узнаем, что боги обитают не в нашем мире, а в пустых промежутках между мирами: ведя там блаженную жизнь, они не могут оказывать никакого влияния на судьбу человека. Л. дал яркое материалистическое изображение и объяснение мира, природы человека, развития материальной культуры и техники. Поэма Лукреция оказала огромное влияние на развитие философии Возрождения.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова . М., 1991, с. 232.

Лукреций Кар Тит (Titus Lucretius Carus) (р. между 99-95 - ум. 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ. Автор философской поэмы "О природе вещей" ("De rerum natura"), в которой пропагандирует материалистическое учение Эпикура, главным образом его натурфилософию, ставя своей целью освободить человека от гнета религии. По Лукрецию Кару, материя бесконечная и вечная, состоит из атомов и постоянно развивается по внутренним законам, без вмешательства богов. Источником познания являются ощущения. Лукреций Кар, в отличие от большинства античных авторов, считает первоначальное состояние человечества не "золотым" веком, а периодом дикости. Основу прогресса Лукреций Кар видит в необходимости трудиться из-за нужды, а происхождение законов объясняет соглашением людей. Не отражая конкретных исторических событий и ограничиваясь намеками на гражданские смуты 1 века до н. э., Лукреций Кар в то же время страстно протестует против насилия, наживы, роскоши и других язв рабовладельческого общества. Но эти выступления у Лукреция Кара сочетаются с призывами к созерцательной жизни вне общества, а столкновение общегуманистических идеалов Лукреция Кара с реальной действительностью порождает в поэме нотки пессимизма.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 8, КОШАЛА – МАЛЬТА. 1965.

Сочинения: Über die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, übers. von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte établi et traduit par A. Ermont, 2 éd., P., 1959; в рус. пер.: О природе вещей, ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1-2, М.-Л., 1946-47; нов. изд. - М., 1958.

Литература: Вавилов С. И., Физика Лукреция, "ИАН СССР", 1946, т. 3, No 1; Дератани Н. P., К вопросу об ист. концепции в поэме Л., "ВДИ", 1951, No 3; Кубланов М. M., Атеистические воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, (т.) 3, М.-Л., 1959, с. 377-98; Sikes E. E., Lucretius, poet and philosopher, Camb., 1936.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (1 в. до н. э.), римский поэт и философ-материалист. Самые ранние биографические данные о Лукреции относятся к 4 в. н. э., но не могут считаться достоверными. Филоская поэма Лукреция "О природе вещей", написанная в форме дидактического эпоса, излагает учение греческого философа Эпикура - гл. обр. его физику, лишь попутно касаясь его теории познания и этики. Это - единственный полностью сохранившийся памятник материалистической мысли древности. Поэма Лукреция состоит из 6 книг; в кн. 1-й и 2-й излагается атомистическая теория мироздания и отвергается вмешательство богов в мирские дела; тема кн. 3-й - учение о душе, её материальности и смертности, связи её с телом; кн. 4-й - учение о человеке и о чувственных восприятиях как основе знаний; кн. 5-й - космогония и история развития человеческого рода, а также происхождение языка. Применение огня и образование семьи явились, по Лукрецию, первыми шагами на пути от первобытного, "дикого" состояния к формированию общества и культуры; этому особенно способствовало возникновение языка. Происхождение религии в кн. 6-й объясняется тремя естественными причинами: являвшиеся в сновидениях фантастические образы прекрасных и могущественных существ становились предметом поклонения; явления природы, превосходящие человеческие силы, приписывались сверхъестественным существам; наконец, люди подвержены чувству страха. Избрав для своего филоского сочинения стихотворную форму, Лукреций оживил и сделал более убедительным учение Эпикура. Материалисты 17-18 вв. воспринимали атомистические идеи древности гл. обр. у Лукреция, крупнейшим проводником его идей был французский философ П. Гассенди.

Ф. А. Петровский.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии. В 30 т. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. Т. 15. Ломбард – Мезитол. – М., Советская энциклопедия. – 1974. – 632 с. .

ЛУКРЕЦИЙ (Lucretius), Тит Лукреций Кар (ок. 99/95- 55 до н. э.) - древнеримский поэт и философ-материалист. Биографические сведения о Л. почти не сохранились (сообщения Иеронима и Доната относятся к IV в. н. э. и малодостоверны). По всей вероятности, Л. получил философское образование в процветавшей в то время в Италии неаполитанской эпикурейской школе, которую тогда возглавлял Филодем. Написал философскую поэму «О природе вещей», в которой излагает учение Эпикура, дополняя и углубляя его. В поэме Л. решает прежде всего просветительские задачи: природа состоит из атомов и пустого пространства; в природе всё происходит без участия богов; религия приносит человеку только вред, вселяя в него страх перед богами и смертью. Лукреций Кар дает объяснение происхождения религии из сновидений и незнания причин явлений природы. Человек не должен страшиться богов и ада, так как душа исчезает вместе с телом. Вторая часть поэмы излагает теорию движения атомов, в которой обосновывается их отклонение от прямолинейного движения. Величина, форма и движение атомов являются причиной разнообразия в мире. В третьей - представлено учение о духовной природе человека, состоящей из духа и души. Душа материальна и образована из воздуха и тепла. В четвертой - излагается атомистическая теория познания. Само познание является средством достижения счастья. Пятая часть посвящена космологии, а шестая - методологии. В основу картины мира Л. положил принцип причинности. Также он устанавливает закон сохранения материи, которая бесконечна во времени и пространстве. Что касается происхождения и развития организмов, то Л. можно считать родоначальником эволюционизма, так как он является сторонником борьбы за существование и естественного отбора. Человеческая культура представляет собой также продукт постепенной эволюции. Общество есть продукт взаимного соглашения людей. Этика Л. опирается на принципы спокойной и счастливой жизни.

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. - Изд. 2-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2013, с 205-206.

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Cams) (ок. 99-55 до н. э.), римский поэт, философ и просветитель. Автор поэмы «О природе вещей», («De rerum nature»), продолжающей по своему жанру традицию древнегреческого философского эпоса (произведения Парменида и Эмпедокла), по содержанию же примыкающей к материалистической системе Эпикура. Во вступлении к 1-й книге поэмы Лукреций воздаёт восторженную хвалу Эпикуру и его учению, избавляющему человечество от веры в богов, управляющих миром, и от страха смерти - первоисточника стяжаний, раздоров и бедствий; познание природы - единственное средство, способное истребить суеверие (religio). Практическая, жизнеучительная направленность характеризует всю поэму; в центре её - учение о смертности душ, основная проблема этики эпикуреизма. Этический момент настойчиво выдвигается во вступлениях к отд. книгам поэмы и в специальных экскурсах. Однако соотношение между этическими и физическими частями философской системы у Лукреция иное, чем у Эпикура: если материалистическая физика и связанная с ней сенсуалистическая теория знания подчинены у Эпикура этике, то для Лукреция атомистическое объяснение природных явлений и та стройная картина мира, которую оно даёт возможность создать, приобретают самостоятельную эстетическую ценность. Анализируя вслед за Эпикуром наблюдаемый мир, Лукреций в то же время вновь строит его из раз навсегда постигнутых первоначал, во всём богатстве его форм и красок, и это неисчерпаемое живое многообразие предстаёт перед ним как единое целое, до конца понятое в своей закономерности. Моральная проповедь и повествование о природе тесно сплетены у Лукреция, неизменно обращающегося за подкреплением своих этических поучений к физическим основаниям, на которых они возникли. Так устанавливается у Лукреция неразрывная связь между представлениями о природе как совокупности качеств каждой отдельной вещи и природе как носительнице творческого и нормативного начала (rerum natura creatrix, II 1117). Закономерность явлений природы, всецело объяснимых атомистической механикой, служит для Лукреция прямым доказательством независимости природы от произвола богов:

«Если как следует это ты понял, природа свободной/ Сразу тебе предстает, лишенной хозяев надменных,/ Самостоятельно все без участья богов создающей» (II 1090 слл.). Опровергая божественное управление миром, Лукреций, как и Эпикур, не отрицает существования богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в междумировых пространствах в состоянии блаженного покоя и самодовления (II 640-51). Лукреций далёк от того безмятежного состояния, к которому, по учению Эпикура, должно привести человека познание природы (II 7-13). Образ природы-зиждительницы, потрясающий его своим величием, омрачён в его мировосприятии проявлениями её враждебности человеку. Устранив представление о произволе богов, Лукреций говорит о «виновности» природы (II 181), даже о каком-то «подобии скрытой силы», опрокидывающей и попирающей человеческие дела (V 1233 слл.). Отчётливо отражена эта черта мировосприятия Лукреция в заключающем поэму описании постигшей Афины в 430 году до н. э. губительные эпидемии, которое резко контрастирует с началом поэмы - ликующим прославлением творческих сил природы.

Самостоятельность Лукреция как философа глубоко раскрывается в эпизоде истории человеческой культуры, составляющем основное содержание 5-й книги. Восприняв из эпикурейской традиции отрицательную оценку тех усовершенствований материальной обстановки жизни, которые, не увеличивая в конечном счёте суммы получаемых людьми наслаждений, служат новым предметом стяжательства, Лукреций заключает 5-ю книгу не эпикурейской моралью самоограничения, а хвалой человеческому разуму, овладевающему вершинами знаний и искусств в русском переводе: О природе вещей, т. 1 (текст и пер.), М.- Л., 1946; О природе вещей, вступ. ст. Ф. А. Петровского, М., 1958.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Литература: Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2 (статьи и ком-мент.), М.- Л., 1947; Gordon С. A.,A bibliography of Lucretius, L., 1962; S a 1 l m a n n K. G., Die Natur bei Lukrez, Köln, 1962; Воуапсё Р., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose de sä philosophic, P., 1964.

ЛУКРЕЦИЙ, ТИТ ЛУКРЕЦИЙ КАР (Titus Lucretius Carus) (ок. 99 – ок. 55 до н.э.), римский поэт, автор дидактического эпоса О природе (De rerum natura). Лукреций – римский гражданин, возможно благородного происхождения, судя по выражениям, в которых он посвящает свой труд видному государственному деятелю Гаю Меммию (претор в 58 до н.э.). Все, что мы знаем о жизни Лукреция, сводится к сообщению св. Иеронима, который, по всей вероятности цитируя Светония, говорит: «Опоенный любовным зельем, Лукреций лишился разума, в светлые промежутки он написал несколько книг, позднее изданных Цицероном, и лишил себя жизни». История безумия и самоубийства Лукреция (вдохновившая Теннисона на создание поэмы Лукреций) и роль Цицерона в его литературной судьбе сделались предметом жарких споров. В письме брату Квинту, написанном в феврале 54 до н.э., т.е. вскоре после смерти поэта, Цицерон упоминает его поэму, но лишь для того, чтобы признать в ней «многие проблески гения, но также и немалое искусство». Возможно, Лукреций вел уединенную жизнь, испытывая отвращение, как свидетельствует его поэма, к разрушавшим римскую республику всеобщей погоне за богатством и властью и гражданским войнам.

Поэма О природе является самым пространным из дошедших до нас изложений философии Эпикура (ок. 340–270 до н.э.). Она состоит из шести книг. В первых трех устанавливаются фундаментальные принципы («Ничто не возникает из ничего», «Ничто никогда не погибает»). Далее Лукреций систематически излагает учение о Вселенной, состоящей из бесконечного количества крошечных неделимых частиц (атомов) и бесконечного пустого пространства, через которое вечно падают эти частицы. Лукреций утверждает также, что атомы не обладают никакими качествами, кроме определенного размера и формы, а все прочие воспринимаемые нами свойства объектов (цвет, запах, тепло и т.д.) возникают в результате воздействия на человеческие органы чувств различных сочетаний атомов. Все, что образовано из атомов, в том числе земля и небо, человеческие ум и душа, подвержено разрушению, бессмертие души – измышление. В последующих книгах эти принципы применяются для объяснения различных явлений. IV книга посвящена зрению, слуху и прочим чувствам, а также любовной страсти, что дает автору возможность разразиться негодующей сатирой по поводу безумия влюбленных. В V книге рассматриваются вопросы космогонии, происхождение растений, животных и человека, а также общества и цивилизации. В VI книге, по-видимому незаконченной, Лукреций обращается к столь разнообразным явлениям, как молния, магнетизм и вулканы. Непременная основополагающая идея всего изложения – фундаментальный принцип Эпикура, гласящий, что единственным источником знания является чувственное восприятие. Лукреций формулирует эту мысль с полной отчетливостью (книга I 422–425, IV 469–521) и подтверждает верность данному принципу постоянными обращениями к свидетельствам чувств, вводя их в повествование в виде живописных картин из самых разных областей.

Очевидно, Лукреций находил учение Эпикура как таковое интересным и привлекательным и верил, что его истинность может быть доказана. Однако в лирических отступлениях, а также во вступлениях и заключениях отдельных книг Лукреций дает понять, что он ценит это физическое учение еще и как надежное основание нравственного учения, в соответствии с которым хорошо лишь то, что кажется «хорошим» чувствам (т.е. приятно для них). Однако Лукреций не предпринимает никаких попыток разрешить моральные проблемы. Будучи эпикурейцем, Лукреций не нуждался в таких абстракциях, как платоновская «идея блага» или «долг» стоиков. Люди представляются поэту жестокими, алчными, кощунственно неспособными наслаждаться радостями жизни, и он сожалеет об их невежестве. Лукреций сохранил обостренную чувствительность к человеческому страданию, он сострадает даже корове, лишившейся теленка (II 352–366). Лукреций верил, что, как только люди избавятся от невежества и порождаемых им бессмысленных страхов и бесплодных желаний, прирожденной им доброты и способности к сочувствию (ср. V 1019–1023) окажется достаточно для того, чтобы умерить присущий им эгоизм, что сделает их способными вкушать «жизнь, достойную богов» (III 322).

То немногое, что нам известно из ранней литературы эпикуреизма, не позволяет судить о степени оригинальности Лукреция как мыслителя. Сам он нисколько не претендовал на это звание, заявляя, что его цель – объяснить согражданам «загадочные открытия греков» (I 136). Свое решение писать в стихах Лукреций оправдывает надеждой, что мед Муз сделает лекарство слаще (I 945–947). При этом образцом Лукрецию могла послужить поэма О природе сицилийского грека Эмпедокла (ок. 450 до н.э.), о котором он отзывается с восхищением (I 729–733). Некоторые разделы поэмы, в том числе мрачный финал, восходящий к описанию афинской эпидемии 429 до н.э. у Фукидида, могут быть со всей определенностью прослежены вплоть до своих греческих прототипов. В других случаях упоминания таких недавних изобретений, как водяная мельница или театральный занавес, позволяют предположить, что здесь Лукреций основывался на собственном опыте. О наиболее запоминающихся местах поэмы, например об изображении «примитивного человека» в V книге, можно сказать, что на них стоит печать гения. Отдельные идеи Лукреция можно считать заимствованиями.

Утверждение Лукреция, что он является первопроходцем в области латинского стихосложения (I 926–930), кажется вполне оправданным. У эпического поэта Энния (239–169 до н.э., ср. I 117–119) он заимствует некоторые архаические обороты речи и традиционную фразеологию героической поэзии. Лексикой и техникой Лукреций отчасти обязан и Явлениям Арата (в переводе Цицерона), возможно, были у него и другие образцы, о которых нам ничего не известно. Некоторые из наиболее употребительных терминов Лукреция, такие, как primordia rerum (первоначала вещей) вместо «атомов» Эпикура или sensiferi motus (доставляющие ощущение движения), так и не вошли в число общеупотребимых. Античные комментаторы признавали влияние Лукреция на Вергилия, однако принятая Вергилием схема гекзаметра исключала многие типичные для Лукреция рисунки стиха, а позднейшие поэты античности, хотя и выражали восхищение Лукрецием, как это делали Овидий (43 до н.э.–17 н.э.) и Стаций (ок. 45–96 н.э.), в качестве образца неизменно избирали Вергилия. Некоторые метрические и фонетические эффекты Лукреция, например строка horrida contremuere sub altis aetheris oris (III 835), своей изощренной аллитерацией и точным соответствием метрического и обычного ударения предвосхищают средневековые явления в поэзии. Это сходство, однако, связано с оживлением в более поздней поэзии народной тенденции, на время заглушенной классической традицией. Сознательного подражания здесь быть не могло, поскольку в Средние века Лукреций не только не пользовался влиянием, но был просто неизвестен.

Христианские авторы, например Лактанций (ум. ок. 325), пользовались выпадами Лукреция в борьбе против языческих суеверий. Однако положительное учение Эпикура представлялось всякому уму, сформированному ортодоксальной теологией, не просто кощунственным, но непостижимым в своей извращенности. Лукреций как поэт был заново открыт Возрождением (первое печатное издание его поэмы вышло ок. 1473), когда у него нашлось много поклонников и подражателей. Но репутация мыслителя стала утверждаться за Лукрецием только с середины 17 в., когда Пьер Гассенди (1592–1655) приступил к серьезному изучению эпикурейской философии, а труды Галилея, Бэкона и Декарта подготовили разум людей к новому способу восприятия «природы».

Тем временем поэму О природе продолжали читать и любить; вне всякого сомнения, она оказала влияние на Гёте и Вольтера, ее воздействие очевидно во всей современной европейской литературе (пожалуй, особенно в английской – от Э.Спенсера до А.Э.Хаусмана). Однако большинство читателей, восхищавшихся Лукрецием как поэтом, ни во что не ставили – как ребяческую и бессмысленную – его физику и яростно отвергали его религиозное и моральное учение, причем вовсе не из одного ханжества. Даже Г.Дж.Манро в предисловии к своему изданию поэмы (1864), признавая, что «для Лукреция истинность его философии стояла во главе угла», все же замечает: «Для нас, однако, истинность или ложность его системы значит чрезвычайно мало, она интересует нас лишь постольку, поскольку оказывается... лишь инструментом для выражения красот его языка и изящества поэтических представлений». Лишь на заре 20 в. появилась возможность рассматривать поэзию, науку и философию Лукреция как единое целое. В 1900 У.Г.Мэллок переложил на английский извлечения из Лукреция (Лукреций о жизни и смерти). В 1918 в книге Г.Вудза О природе вещей была предпринята попытка показать, что учение Лукреция полностью согласуется с последними данными науки. Несмотря на несомненно присущий эпикурейской этике индивидуализм, Лукреция приветствовали даже правоверные марксисты.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Лукреций, Тит Лукреций Кар (Titus Lucretius Carus) (ок. 95–55 до н.э.) – римский поэт, философ-материалист. Представитель атомистической традиции, последователь Эпикура. Автор дидактической поэмы «О природе вещей» (De rerum natura), состоящей из шести книг. Первая содержит космологические воззрения Лукреция, их основные положения: «Из ничего не творится ничто по божественной воле» (I, 151), в мире нет ничего, кроме атомарных тел и пустоты. Во второй книге излагаются атомистическая теория, учение о спонтанном отклонении атома (clinamen), концепция множественности миров, опровергаются идеи провидения и участия богов в создании Вселенной. Третья книга посвящена критике представлений о бессмертии души и переселении душ; в ней приводятся доказательства смертности души, говорится о ничтожности страха смерти. В четвертой книге излагается теория познания, связанная с учением об атомарных образах (simulacra) как основе чувственного восприятия. Пятая книга начинается с прославления Эпикура и содержит антителеологическую концепцию развития природы и человеческого общества: «нужда» лежит в основе развития человеческой культуры, и в этом Лукреций близок Демокриту. Шестая книга посвящена объяснению причин природных феноменов, вызывающих суеверные страхи; величественный образ природы омрачается здесь описанием явлений, враждебных человеку, – книга завершается описанием чумы в Афинах, трагически оттеняющим оптимизм всей поэмы в целом.

Вдохновленный просветительским пафосом философии Эпикура, имевшей целью освобождение людей от суеверий, страха перед богами и смертью, Лукреций прославлял Эпикура как героя-благодетеля, как бога и как спасителя, указавшего людям путь к счастью. Лукреций считал своим долгом продолжить его дело, открыть «глубоко сокровенные вещи» (I, 145) и показать, что мир не управляется богами, а развивается естественным образом. При этом если для Эпикура физика вторична по отношению к евдемонистической этике, то для Лукреция физика имеет самостоятельную ценность. Он вдохновенно рисовал картины бесконечного развивающегося космоса. В этом, как и в поэтической форме изложения философских идей, его родство с ранними греческими натурфилософами: он объединил «горькую полынь философии с медом поэтической формы» (О природе вещей, т. 2. Статьи, комментарии. М.–Л., с. 189), что было чуждо классическому эпикуреизму, но свойственно, к примеру, Эмпедоклу (о котором он писал с глубоким уважением). Учение Лукреция о богах как тончайших атомарных образах, существующих в междумировых пространствах и не вмешивающихся ни в дела мира, ни в жизнь людей, связано с эпикурейской гносеологией и этикой. Боги – этико-эстетический идеал для эпикурейца. Лукреций по-новому истолковал понятие благочестия, лишив его связи с традиционной религией и усматривая благочестивое поведение в «созерцании при полном спокойствии духа» (V, 1203). Душа материальна, поэтому погибает вместе с телом, смерть для нее – лишь избавление от страданий; преодоление страха смерти – условие земного счастья.

Идеи Лукреция оказали значительное влияние на развитие материалистических философских учений эпохи Возрождения и Нового времени.

M.M. Шахнович

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 458.

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 до Р.Х.) - древнеримский философ, прославился своей философской поэмой "О природе вещей", написанной на латинском языке. О его жизни ничего не известно. Произведение "О природе вещей" представляет собой по содержанию полную энциклопедию эпикуреизма. Более того, она предлагает наиболее полную картину всей античной атомистики. Художественная форма изложения дает дополнительную аргументацию всем философским положениям Лукреция. Философ исходит из того, что человеку требуется философия, которая давала бы основу спокойного существования. Задача состоит в том, чтобы противостоять врагам человеческого счастья - страху смерти, страху загробного возмездия и страху богов, их вмешательству в жизнь человека.

Этим страхам можно противостоять, если человек будет знать свое истинное положение в мире, свою истинную природу, а для этого требуются знание, философия. От страхов можно освободиться в том случае, если человек будет знать, как устроен окружающий мир и сам человек. Но знание природы - не самоцель, оно важно, считает Лукреций, для того, чтобы достичь безмятежного существования. Завершением исследования природы должна стать этика - наука о счастье.

В поэме Лукреция наиболее разработанная часть - все- таки учение о природе. Лукреций исходит из того, что ничто не может возникнуть из ничего и ничто не превращается в ничто. Вещи лишь разлагаются на составляющие их элементы. В мире существуют лишь тела и пространство. Тела характеризуют их свойства, которые нельзя отделить от тел. Тела бывают или сложные или простые. Простые тела - это неразложимые дальше частицы материи. Бесконечную делимость частиц Лукреций не допускает. Хотя Лукреций излагал атомистическую концепцию, он не употреблял слово "атом", а заменял его другими различными названиями: "тельца", "семена" и др.

Атомы как первоначала вещей невидимы, непроницаемы, обладают плотностью и тяжестью, различаются фигурой и величиной, местоположением и количеством (в соединениях). Они не обладают свойствами и качествами, которые присущи только телам. Свойства тел зависят от формы атомов, их количества и расположения. Форма атомов разнообразна. В соответствии-с учением Эпикура Лукреций различал три вида движения атомов: 1) движение по прямой линии вследствии тяжести; 2) самопроизвольное отклонение; 3) движение от толчка Спонтанным отклонением атомов Лукреций объяснял и возникновение миров, которое происходит, по мнению Лукреция, без всякого вмешательства богов. "Не для нас, - писал он, отнюдь не божественной создана волей эта природа вещей [Лукреции. О природе вещей. V, 198-199].

В природе происходит, по мнению Лукреция, бесконечное изменение постоянное образование и гибель миров. Вселенная бесконечна, как и бесконечно пространство. Лукреций полагал, что жизнь возникла путем самозарождения из "первоначал". Организмы в прошлом возникли в определенном порядке, а именно: растения, животные, люди. Лукреций отрицал учение о переселении душ, утверждал неразрывную связь тела и души, духа. Он также выступал против страха смерти, считая что смерть - это избавление от страданий, а страх смерти возникает вследствии незнания людьми законов природы. В учении о познании Лукреций исходит из того, что чувственное восприятие дает им объективное знание действительности. Ощущения он понимает как образы, которые истекают от предметов.

Лукреций, как и Эпикур, считал не только допустимым, но и необходимым множественность объяснений природных явлении. Для каждого явления возможны самые разнообразные объяснения, и каждое объяснение будет вполне приемлемо. Лукреций вслед за Эпикуром повторяет пример в подтверждение этой своей позиции. Можно считать верным и то, что каждый день возникает новое солнце, и то, что на небе появляется прежнее светило. Одинаково правильно и то что Луна шаровидна и сияет отраженным от Солнца светом, и то, что Луна сияет собственным светом. Хотя Лукреций верит в познаваемость мира, он полагает, что при современном состоянии науки нельзя дать определенный ответ. В вопросе понимания общества он стремился все объяснить естественным путем. Первобытные люди жили в полудиком состоянии и только развитие материальной культуры приводит к возникновению общества. Как и Эпикур, он считал, что общество - это продукт взаимного соглашения людей.

Этические воззрения Лукреция сводятся к эпикурейским принципам счастливой жизни, при которой счастье достигается познанием. Однако Лукреций привносит в этическую концепцию нечто новое. Если для Эпикура жизнь состояла в незаметном существовании, то Лукреций в своей жизни, напротив, занимается активной общественной деятельностью. Хотя теоретически он и ценит покои как цель счастливого человека, но выступает против всего в обществе, что ведет к нарушению социального порядка. Так, он очень резко осуждал проявления нравственного разложения в знатном римском обществе.

Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.

А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.

Сочинения:

De rerum natura, Oxf., 1947;

В рус. пер.- О природе вещей, т. 1, М.- Л., 1946;

De rerum natura libri sex, издания: К.Müller. Ζ., 1975;

M.F.Smith (Loeb Classical Library). L.–Cambr., 1975;

J.Martin (Bibliotheca Teubneriana). Lpz., 1963;

в рус. пер.: О природе вещей, ред. и перевод Ф.А.Петровского, т. 1. М.–Л., 1945.

Литература:

Holland L.A. Lucretius and the Transpadanes. Princeton, 1979;

Schmidt J. Lukrez und die Stoiker. Quellenuntersuchungen zu De rerum natura. Marburg/Lahn. 1975;

Nichols Jr., J.H. Epicurean Political Philosophy. The De rerum natura of Lucretius. Ithaca, 1976;

Roberts L. A Concordance of Lucretius. N. Y.–L., 1977;

Bollack M. La raison de Lucrèce. P., 1978;

Clay D. Lucretius and Epicurus. Ithaca, 1983.

О природе вещей, вступ. ст. ф. А. Петровского, М., 1958.

Лукреций. О природе вещей, тт. 1–2. М. – Л., 1947

Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М., 1983

Лукреций К. Т., О природе вещей, т. 2, М.- Л., 1947 (статьи и комментарии к тому);

Лосев А. Ф., Лукреций, в кн.: Античная литература, М., 1963;

Gогdоn С. A., A bibliography of Lucretius, L., 1962;

Sallmann K. G., Die Natur bei _Lukrez, Koln, 1962;

Boyance P. Lucrèce et l"épicurisme. P., 1963;

Boyanсё P., Lucrece. Sa vie, son oeuvre, avec un expose desa philosophie, P., 1964.

(р. ок. 99–95 – ум. 55 до н.э.), – др.-рим. поэт и философ-материалист. Биографич. сведения о Л. почти не сохранились (сообщения Иеронима и Доната относятся к 4 в. н.э. и мало достоверны). По всей вероятности, Л. получил филос. образование в процветавшей в то время в Италии неаполитанской эпикурейской школе, к-рую тогда возглавлял Филодем. Сохранилась филос. поэма Л., не опубликованная при его жизни и, по-видимому, не законченная им. Ее отредактировал и опубликовал Цицерон (вероятно, не Марк Тулий Цицерон, а его брат Квинт). Позже она была озаглавлена "О природе вещей" ("De rerum natura"). Это название вполне выражает ее содержание. Это соч. Л. – единственный полностью сохранившийся памятник материалистич. мысли древности; в нем систематически и аргументированно изложен антич. материализм и особенно полно высшее его достижение – атомистич. учение Эпикура, физику к-рого, по характеристике Маркса, Л. постиг один "из всех древних" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 41). Л. развивал м а т е р и а л и с т и ч. в з г л я д н а п р и р о д у. Исходным для Л. было осн. положение др.-греч. материализма: "Из ничего не творится ничто по божественной воле" ("О природе вещей", I, 150; рус. пер., М., 1958). Л. показывал, что в основе вещей лежат некие мельчайшие материальные начала, к-рые "...материей мы называем И для вещей родовыми телами обычно, а также Их семенами вещей мы зовем и считаем телами Мы изначальными, ибо началом всего они служат" (там же, I, 58–61). Вслед за Демокритом и Эпикуром Л. считал эти вечные, неделимые (Л. нигде в поэме не употреблял греч. термин "атом"), неизменные "тела", "семена", абсолютно плотными, непроницаемыми, движущимися в пустоте. Существование тел и пустоты, по Л., взаимно обусловлено (см. тамже, I, 443–44). Источником движения тел, по Л., является вес "первоначал", их "тяжесть" (см. тамже, I, с. 360–62), скорость движения в силу "тяжести" в пустом пространстве всех "первоначал" была бы одинакова, они "падали" бы параллельно, не сталкиваясь, если бы не обладали неким особым, присущим каждому началу индивидуально, свойством отклонения (см. тамже, II, 217–224). Примыкая в учении об "отклонении" к Эпикуру, Л. считал, что благодаря "отклонению" тельца случайно, "разрушая рока законы", сталкиваются и связываются друг с другом, образуя все многообразие вещей и явлений в природе (см. тамже, II, 253–54). Идея "отклонения" интересует Л. особенно как основание для объяснения свободы воли человека, его неподвластности "року" (см. тамже, II, 254–56). Учение это направлено не только против т.н. "сквозной причинности" Демокрита, но и против рим. религии, связывающей действия человека с учением о божеств. роке и предопределенности судьбы каждого человека, ибо во время Л. (1 в. до н.э.), в эпоху бурных социальных перемен, на первый план выдвигались эти проблемы. В противовес представлению римлян о времени как существующем само по себе, Л. считал, что никакого времени нет "вне движения тел и покоя" (там же, I, 463). Космогонич. и космологич. воззрения Л. в основе своей являются систематич. изложением учения Демокрита – Эпикура о беспредельности Вселенной, бесконечном многообразии, постоянном изменении, возникновении и гибели миров, подобных и неподобных нашему. В то же время Л. своеобразно объяснял возникновение жизни, считая, что живое возникло в результате случайного стихийного сочетания определенных телец, "семян"; в дальнейшем выжили наиболее "приспособленные" организмы, "эта приспособленность" является, по Л., результатом того, что могли сохраниться только удачные сочетания телец, соответствующие условиям среды (см. тамже, III, 784–85). Л. полностью отвергал учение идеалистов о конечной цели, понимая целесообразность лишь как случайный результат соединения первоначал (см. тамже, IV, 822–57). В учении о познании Л. также продолжал линию филос. материализма, считая мир познаваемым. Единственно достоверным источником знания являются, по Л., чувства, ошибки возникают там, где выводы не основаны на чувств. данных, либо при неверном обобщении рассудком этих данных (см. тамже, IV, 508–09). В основу механизма чувств. восприятия Л. кладет теорию "образов" ("эйдола") Демокрита. Т.о., Л. использовал все осн. положения эпикурейской школы, внесенные ею в атомистич. учение Демокрита ("отклонение", признание гипотез для объяснения причин нек-рых явлений и др.). В то же время Л. в своем обосновании атомистики отличался от Эпикура, к-рый ограничивался преим. логич. аргументацией; Л. сделал более доступными сложные филос. идеи Эпикура, он широко применял сравнения, аналогии между различными процессами живой и неживой природы, метафоры и т.д. Эта особенность изложения атомистики у Л. связана, по-видимому, с его стремлением широко популяризировать атомистич. теорию, его теоретико-познават. концепцией и большим доверием к данным чувств и повседневной практики. Обществ.-историч. воззрения Л. несмотря на их идеалистич. характер, были прогрессивными для его времени. Вслед за Демокритом Л. рассматривал развитие общества как поступат. процесс, в основе к-рого лежат "нужда" (особенно нужда в жилище, в огне и одежде) и "разум пытливый" (см. тамже, V, 1448–53). В ходе этого процесса возникают язык, гос-во (происхождение к-рого Л. объяснял договором людей), право. Являясь идеологом рабовладельч. демократии, Л. осуждал аморализм рим. рабовладельцев, выступал против истребит. войн, отрывающих мирных жителей от полезного для общества труда. В. Тимошенко. Москва. Последоват. выводом из материализма Л. являлся его атеизм. Л. считал несостоятельными религ. представления о провидении, чудесах и т.п. Согласно Л., религия – суеверие и предрассудок, продукт невежества и страха (см. тамже, I, 151–58), поддерживая к-рые, она стала источником многих зол и бедствий, несправедливости и преступлений. Средство избавления от религии Л. видел в разъяснении истинных причин природных явлений, в разоблачении распространяемой жрецами лжи о бессмертии души и загробном существовании. Душа, по Л., телесна; она состоит из тех же атомов, что и тело, но более тонких. Душа неразрывно связана с телом. Со смертью тела погибает и душа. Смерть означает прекращение страдания. Между жизнью и смертью нет ничего общего. В смерти пугает не уничтожение, а неизбежность загробного воздаяния, к-рое является лишь суеверием. По Л., боги, хотя и существуют где-то в междумировых пространствах, никакого отношения к миру и жизни людей не имеют. Признание Л. бытия богов объясняется не его уступками религии, а разделяемой им наивной теорией познания Демокрита и Эпикура, согласно к-рой источником представлений, в т. ч. и представлений о богах, являются тончайшие образы, идущие от вещей и предметов внешнего мира: поскольку существуют и сами боги. Л. решительно отстаивал возможность атеистич. этики. Поэтому он допускал в человеке свободную волю, к-рую связывал с идеей Эпикура об отклонении движения атомов от вертикальной линии. Ф. Кессиди. Москва. Влияние филос. произведения Л. на последующее развитие философии и естествознания чрезвычайно велико. Еще на рим. почве под этим влиянием находился инженер и теоретик архитектуры Витрувий (1 в. до н.э.), трактат к-рого "Десять книг об архитектуре" (рус; пер., 1936), содержащий ссылки на Л., был широко известен в ср. века, а затем именно своими матер. идеями оказал влияние на итал. архитектора эпохи Возрождения Л. Б. Альберти; в 17–19 вв. – на мн. теоретиков архитектуры, а в России на зодчего В. Баженова, к-рый еще в 1790–97 издал трактат Витрувия ("Об архитектуре", кн. 1–10). Галилей, Ньютон, Ломоносов и др. корифеи науки нового времени часто ссылались на Л. Материалисты 17–18 вв. воспринимали атомистич. идеи древности гл. обр. из поэмы Л. Выдающимся пропагандистом идей Л. был Гассенди. Огромным было влияние атеизма Л. Атеистическая по существу поэма Л. породила среди служителей церкви множество "Анти-Лукрециев" (напр., М. Полиньяк, Против Лукреция. Девять книг о боге и естестве, рус. пер., т. 1–2, 1803), стремившихся подвергнуть критике, оклеветать и извратить воинствующего материалиста древности. Среди нек-рых совр. бурж. исследователей наследия Л. появилась диаметрально противоположная "новая" интерпретация его мировоззрения (см., напр., G. Hadzsits, Lucretius and his influence, 1935), согласно к-рой Л. якобы был провозвестником высшей религии, предшественником христианства и отвергал лишь рим. языч. религию. Образцом др. современного "открытия" является попытка превратить Л. в физич. идеалиста совр. толка, якобы видящего в своем атомистич. учении лишь удобные "рабочие гипотезы" (G. E. Mueller, What Plato thinks, 1937). Соч.: О природе вещей (De rerum natura). Лат. текст рукописи поэмы Л. дошел до нас во мн. списках, самые ранние из них относятся к 9 в. и хранятся в Лейденской ун-тской библиотеке. Первое комментированное изд. поэмы Л. было осуществлено франц. филологом Ламбином (1563), оно не утратило своего значения и до наших дней. Позднее сравнительно-критич. анализ рукописей был произведен Лахманом, Менро, Дильсом, Эрну и др. Новейшие издания на яз. оригинала: De rerum natura. Libri 6, ed. with introduction and commentary by W. E. Leonard and S. B. Smith, Madison, 1942; On the nature of the universe, transl. and with an introd. by R. Latham, Harmondsworth, 1958; De rerum natura. Libri 6, 4 rec. J. Martin, Lpz., 1959; в рус. пер. – О природе вещей, пер. с лат. А. Клеванова, М., 1876; О природе вещей, пер. с лат. И. Рачинского, М., 1904; 2 изд., М., 1913, 3 изд., предисловие В. Вандека и В. Тимоско, М., 1933; О природе вещей, пер. и ком. Ф. А. Петровского. Вступ. ст. В. Ф. Асмуса, М.–Л., 1936; О природе вещей. Ред. лат. текста и пер. Ф. А. Петровского, т. 1–2, М.–Л., 1946–47 (во 2-м томе ст. о Л.: Вавилова, Светлова, Толстого, Боровского, Машкина и др.); О природе вещей, пер. с лат., вступ. ст. и ком. Ф. А. Петровского, М., 1958; ?ber die Natur der Dinge, hrsg. von G. Klaus, ?bers, von H. Diels, В., 1957; De la nature. Texte ?tabli et traduit par A. Ermont, 2 ?d., P., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956 (см. Имен. указатель); Марковников В., Идея культурно-историч. развития в поэме Л., "Науч. слово", 1903, No 10, с. 97–122; Вандек В., Тит Л. Кар и его философия воинствующего атеивма, М.–Л., 1931; Вавилов С. И., Физика Л., "Вестн. АН СССР", 1946, No 2, с. 43–56; Светлов В. И., Мировоззрение Л., М., 1952 (автореф. дисс.); Вавилов С. И., Собр. соч., т. 3, М., 1956, с. 646–63; Кубланов M. M., Атеистич. воззрения Л., в кн.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т. ] 3, М.–Л., 1959, с. 377–98; Maковельский А. О., К вопросу об атеизме Л., там же; Мотус А. А., Л. Кар – великий просветитель древности (общественно-политич. взгляды Л. Кара), Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та, т. 188, Историко-филологич. факультет. Историч. науки, 1959, с. 365–95; ?абинович В. И., Витрувий и Л., "Вопр. философии", 1963, No 3; Massоn J., Lucretius, epicurean and poet, v.. 1–2, L., 1906–1909; Alfieri V. E., Lucrezio, Firenze, 1929; Regenbоgen O., Lukrez, seine Gestalt in seinen Gedichten, Lpz., 1932; Mewaldt J., Der Kampf des Dichters L. gegen die Religion, W., 1935; Moritz M., Medizinisches bei Seneca und L., D?sseldorf, 1935 (Diss.); The stoic and epicurean philosophers. Ed. and with an introduction by W. I. Cates, N. Y., 1940; Rozelaar M., Lukrez. Versuch einer Deutung, Amst.–P., 1941, (Diss.); ?raglia A., Sulla formazione spirituale di Lucrezio, Roma, 1948; Riposati В., Il poema di L., Mil., 1958; Воllасk J., L. und Empedokles, "Neue Rundschau", 1959, Jg 70, H. 4. В. Тимошенко. Москва.

Тит Лукреций Кар

Перевезенцев С. В.

Римский поэт и философ Тит Лукреций Кар (ок. 99–55 гг. до н.э.) жил в трудное и суровое время - в период диктатуры Суллы, борьбы Суллы с Марием, восстания рабов под руководством Спартака. Но о самом философе нам известно очень мало. Неизвестно ни место его рождения, ни социальное происхождение, ни положение в обществе. Мы знаем, что Лукреций - это его родовое имя, Тит - имя собственное, а Кар - прозвище. Известно также, что Лукреций покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч.

Но сохранилось, практически в полном объеме, главное сочинение Лукреция - поэма “О природе вещей”. Интересно, что об этой поэме в Европе ничего не знали в течение многих веков. Ее первое издание состоялось лишь в 1473 году. Поэма состоит из шести книг и представляет собой рассказ автора некоему собеседнику - Меммию, к которому автор иногда обращается по имени. Одна из заслуг Лукреция состоит в том, что он ввел в философский оборот слово “материя” (лат. materies) по аналогии от латинского слова mater - “мать”.

Лукреций - оригинальный толкователь атомистического материализма Эпикура. Как и Эпикур, он стремился создать философию, которая дала бы человеку трудно достижимую невозмутимость и безмятежность существования.

Поэтому, как и Эпикур, Лукреций был сторонником атомистического материализма, признавая, что все в мире состоит из атомов. Атомы - это первоначала. Ничто не родится из ничего, все вещи возникают из атомов, которые вечны. Все миры возникают из движения потока бесчисленных, невидимых и неосязаемых атомов. Причина движения атомов и всего мироздания - естественная необходимость.

Помимо того, что из атомов состоят тела, из них же состоят и души. В отличие от атомов, образующих тело, атомы души более мелкие. Круглые, гладкие и подвижные. Сцепление атомов существует лишь до того, пока существует связь атомов тела. Со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души.

Популяризируя Эпикура, Лукреций утверждает существования множественности миров, а также то, что боги неспособны влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает полностью существования богов, но отводит им пустые промежутки между мирами, где боги ведут блаженное существование. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить людей обещаниями своего покровительства, ибо природа возникла не в результате творения богов и управляется не ими, а необходимостью.

Повторяет Лукреций и этическое учение Эпикура. Он утверждает, что величайшими врагами человеческого счастья являются страх перед смертью и страх перед богами, и оба эти страха властвуют над человеком. С точки зрения атомиста Лукреция, эти страхи необоснованны. Боги, как утверждает Лукреций, не играют ведущей роли в жизни человека и не влияют на нее.

Смерти не стоит бояться потому, что душа человека умирает одновременно с телом и не переселяется в некий загробный и страшный мир, которого тоже нет. Следовательно, после смерти человек не будет испытывать ни телесных, ни душевных мук, у него не будет никакой тоски и никакого стремления к благам. Лукреций также понимает, что людей мучает сознание того, что их не будет в будущем. Но он возражает - нас ведь мало волнует, что нас не было в прошлом, так почему же мы должны волноваться о том, что на не будем в будущем? Ведь мы не будем знать никакой печали в будущем, как не знали ее и в прошлом. И вообще, по мнению Лукреция, смерть - это такое же естественное явление природы, как и жизнь.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/

Тит Лукреций Кар

Древнегреческий атомистический материализм - наиболее зрелая форма древнего материализма - получил свое дальнейшее развитие в учении римского философа Тита Лукреция Кара (около 99- 55 гг. до н.э.). в Древнем Риме в I веке до н.э. Лукреций, выразитель идеологии и интересов демократических слоев римских рабовладельцев, является самым крупным материалистом и атеистом Древнего Рима. В изложенном им в стихотворной форме философском труде - поэме «О природе вещей» Лукреций воспроизвел содержание учения Эпикура и развил дальше некоторые его основные положения.

Задачу философии Лукреций видел в уяснении природы вещей и природы сознания, то есть в том, чтобы дать целостную картину мира. Мир, по Лукрецию, состоит из атомов и пустоты. Атомы представляют собой вечные, неразрушимые движущиеся мельчайшие частички материи, являющиеся пределом делимости вещей. Атомы бескачественны, они различаются лишь по величине, форме и тяжести. Все вещи природы представляют собой результат разнообразных сочетаний движущихся в пустоте атомов.

Признание существования пустоты как непременного условия, делающего возможным движение атомов, является, по Лукрецию, абсолютно необходимым. Он указывал, что мы должны или отвергнуть движение атомов, или признать существование пустоты - необходимого условия их движения. Дело в том, что движение атомов Лукреций, как и все его предшественники, понимал только как перемещение, как перемену ими места. Отсюда следует, что он знал движение материи лишь в одной, простейшей его форме - форме механического перемещения ее частиц. Принимая атомы за составные предельно мельчайшие частички всех вещей, Лукреций считал их внутренне неизменными. Движение как самодвижение материи, как ее непрерывное изменение, проявляющееся в качественно многообразных формах, материалистам древнего мира, в том числе и Лукрецию, не было, да и не могло быть известно. Таким образом, ограниченное понимание движения как простого механического перемещения и привело древних атомистов, в данном случае Лукреция, к признанию необходимости пустоты. Без наличия в природе пустоты, учил Лукреций, атомы не могли бы двигаться, перегруппировываться, образовывать новые вещи, поскольку всюду была бы только одна плотная материя. Поэтому в действительности, заявлял Лукреций, каждый предмет заключает в себе пустоту. Даже те предметы, говорил он, которые люди считают абсолютно плотными, являются пористыми, то есть содержат в себе пустоту. Наличием пустоты в предметах Лукреций объяснял и такое их свойство, как проницаемость.

Пустота в отличие от атомов не имеет тяжести. Поэтому в природе, указывал Лукреций, встречаются как предметы большого объема и малого веса, потому что в них много пустого пространства, так и предметы малого объема, но тяжелые, потому что в них содержится много атомов, но мало пустого пространства.

Древние материалисты, в том числе и Лукреций, еще не дошли до понимания материи как объективной реальности. Лукреций называл материальным все то, что является телесным, состоит из атомов и обладает свойством оказывать воздействие на все непосредственно окружающее и воспринимать внешние воздействия. Исходя из этого ограниченного понимания материальности, Лукреций считал, например, душу человека материальной, а пустоту нематериальной, так как пустота, по его мнению, хотя она и существует объективно, но не обладает свойствами телесного, не оказывает воздействия на атомы.

Лукреций воспроизвел гениальную догадку Эпикура о равноскором падении различных по весу атомов в пустоте. Он отверг точку зрения, согласно которой более тяжелые атомы движутся в пустом пространстве с большей скоростью, чем легкие, и поэтому падают на легкие и производят необходимые для образования вещей движения. В действительности, говорил Лукреций, пустота в силу своей природы не оказывает сопротивления движущимся атомам. Атомы различного веса, указывал он, падают в пустоте с одинаковой скоростью, и более тяжелые никак не могут натыкаться при падении на легкие, изменять их движение и вести, таким образом, к образованию вещей. В связи с этим Лукреций развил мысль Эпикура о том, что атомы при падении самопроизвольно отклоняются от прямой, что приводит к возникновению завихрений и образованию вещей.

Материя, по Лукрецию, - это движущиеся в пустоте атомы. Различие всех вещей в мире зависит от того, как связаны в них атомы, какое положение они занимают и каким образом движутся. Качества предметов природы объективны, они являются результатом соответствующих сочетаний, сцеплений образующих их атомов. Атомы же сами по себе, до того как они соединятся, образуя вещи, лишены таких качеств, как цвет, запах, вкус и т.п. Атомы бесцветны, и поэтому недопустимо, говорил Лукреций, считать, например, что черные вещи возникли из черных атомов, а белые - из белых. Но, полагая, что атомы лишены указанных качеств, Лукреций, как и Эпикур, в отличие от Демокрита, считал цвет, звук и т.п. не субъективными, а объективными качествами, качествами самих предметов и процессов природы. Атомы, говорил Лукреций, имеют различные формы, поэтому, соединяясь между собой, они образуют качественно разнообразные вещи, имеющие определенный цвет, вкус и т. п. Что тепло или холодно, твердо или мягко во внешнем мире, говорил Лукреций, то необходимо должно и казаться нам теплым или холодным, твердым или мягким. Признание объективности таких качеств, как цвет, вкус, запах и т.п., является серьезным достижением атомистического материализма Эпикура и Лукреция.

В своей поэме «О природе вещей» Лукреций высказал гениальную догадку о законе сохранения материи. Количество материи, атомов, писал он, неизменно, оно вечно остается одним и тем же. Ничто не может отделиться от материи или прибавиться к ней. Материя вечна. Все вещи природы представляют собой соединения атомов. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы, на свои первичные составные частицы. Вечность материи, говорил Лукреций, заключается в том, что ничто не может возникнуть из ничего и не может обратно превратиться в ничто.

Большой интерес для истории науки представляет учение Лукреция о пространстве и времени, которые он характеризовал как объективные, неразрывно связанные с вещами формы их существования. Пространство, говорил Лукреций, - это место, занимаемое атомами и их соединениями - вещами. Вечная, состоящая из атомов и пустоты Вселенная безгранична. Ни в каком направлении, писал Лукреций, ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево, не существует границ Вселенной, а поэтому нет и никакой срединной ее точки. Время, по Лукрецию, не присуще атомам, поскольку они неизменны, вечны, но оно присуще состоящим из атомов вещам, а также явлениям природы. Невозможно воспринимать чувствами время само по себе, вне связи с движением или покоем вещей, ибо время существует не само по себе, а в вещах и процессах природы. Поэтому вопрос о времени есть, утверждал Лукреций, вопрос о прошлом или будущем тех или иных вещей и событий.

Лукреций материалистически решал вопрос о сознании человека. Доказывая материальность мира, он и духовные процессы, чувственность и сознание, считал материальными. Душа (чувственность) и рассудок (сознание), по учению Лукреция, так же материальны и состоят из атомов, как и прочие тела. Различие, например, между душой и телом Лукреций, как и Эпикур, видел лишь в том, что душа, по его мнению, состоит из более мелких, подвижных, круглых и гладких атомов по сравнению с атомами, из которых складываются обычные тела.

Душа и рассудок, говорил Лукреций, по своей природе телесны, потому что воспринимают внешние воздействия и сами воздействуют на тело человека. Дух (душа и рассудок) и тело существуют всегда в единстве. Тело без духа не может чувствовать, дух без тела не может производить никаких движений. Дух заодно, вместе с нашим телом, говорил Лукреций, зарождается, растет, стареет и гибнет. Доказывая, что вместе с гибелью тела человека гибнет, рассеивается на отдельные атомы и его душа, Лукреций критиковал идеалистическую теорию Платона о бессмертии и переселении душ. В своей поэме «О природе вещей» он по этому поводу писал:

«…Коль душа обладает бессмертной природой

И поселяется в нас, при рождении в тело внедряясь,

То почему же тогда мы не помним о жизни прошедшей,

Не сохраняем следов совершившихся раньше событий?

Ибо, коль духа могла измениться столь сильно способность,

Что совершенно о всем миновавшем утратил он память,

Это, как думаю я, отличается мало от смерти.

И потому мы должны убедиться, что бывшие души

Сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась»

Таким образом, обосновывая органическое единство тела и души, Лукреций отмечал, что душа возникает одновременно с рождением человека и гибнет вместе с его смертью.

Лукреций не признавал всеобщей одушевленности материи. Он считал, что душа (чувственность) является свойством, присущим не всем, а лишь определенным образом организованным частям материи.

Своим монистическим решением вопроса о материи и сознании, непоколебимым признанием материальности мира древние атомисты наносили серьезные удары по идеализму. Вместе с тем нужно отметить, что конкретное решение ими проблемы соотношения материи и сознания, материального и духовного, было ограниченным и оставляло лазейку для идеалистов. Считая душу такой же материальной, как и тело человека, древние атомисты не дошли до правильного понимания качественного отличия сознания от материи и их действительного соотношения как вторичного и первичного. За это слабое звено в учении древних материалистов ухватились их противники - идеалисты, которые настолько раздули специфику сознания, его активную, действенную сторону, что стали изображать сознание как нечто изначальное, первичное по отношению к материи.

В поэме «О природе вещей» Лукреций дал наиболее полное изложение основ теории познания атомистического материализма. Целью познания, по Лукрецию, является раскрытие природы вещей и избавление человека от оков суеверий, от религиозных представлений о мире. Лукреций отбрасывал всякие сомнения в возможности познания мира. Непоколебимо придерживаясь точки зрения познаваемости мира, он выступал против скептицизма и писал, что скептики, отрицая всегда и во всем достоверность, лишают себя возможности иметь какое-либо понятие о знании или незнании, о познаваемости или непознаваемости, об истине или заблуждении. Кто заявляет, говорил Лукреций, что знание немыслимо, тот не знает также, можно ли знать, что знать ничего нельзя, то есть в самом утверждении скептика о непознаваемости мира содержится уже и его опровержение. Исходя из познаваемости мира, Лукреций считал, что познание осуществляется посредством органов чувств и рассудка (сознания).

Правильно утверждая, что источником знаний человека является внешний мир, Лукреций вслед за Демокритом и Эпикуром нарисовал следующую наивно-материалистическую картину процесса познания. В окружающем человека воздухе летают отделившиеся от поверхности предметов внешнего мира тончайшие отпечатки, образы, сохраняющие сходство с соответствующими предметами. Эти образы, действуя на органы чувств, приводят их в возбуждение и вызывают в душе человека различные ощущения: зрительные, звуковые, вкусовые, обонятельные и осязательные. Причина зрения, например, говорил Лукреций, коренится в отделившихся от предметов зрительных образах, которые вызывают у человека соответствующие зрительные ощущения. Сами образы предметов, свободно летающие в воздухе, крайне тонки, легки и быстры, и поэтому они человеку не видны. Видит человек благодаря проникновению этих образов в органы чувств. Льва, например, говорил Лукреций, мы видим потому, что в наши глаза влетает его образ. Совершенно очевидно, что эта наивно-материалистическая теория образов вещей как внешних причин, вызывающих в человеке соответствующие ощущения, представляет собой зародыш разработанной впоследствии материалистической теории отражения.

Лукреций считал, что органы чувств человека дают правильные показания о существовании и свойствах вещей и процессов внешнего мира. Он последовательно отстаивал учение о достоверных чувственных данных как источнике знаний, решительно выступал против всяких высказываний, в которых выражается недоверие к показаниям органов чувств. Данные органов чувств, учил Лукреций, в целом всегда достоверны. Из них у нас возникают и понятия об истине. На свете нет ничего достовернее чувств, говорил он. Если бы показания органов чувств были недостоверными, то и все заключения нашего рассудка стали бы необходимо ложными, а это сделало бы невозможным как приспособление человека к окружающей среде, так и само существование людей.

Лукреций отмечал, что истинная природа вещей познается человеком на основании показаний органов чувств, обработанных посредством деятельности рассудка (мышления). Например, с помощью органа зрения - глаза человек видит вещи - соединения атомов, но не видит самих атомов, знание о которых приобретается благодаря мышлению. Осмысливая чувственные данные, мы приходим к установлению истинного характера наблюдаемых явлений. Эти наши истинные заключения возможны лишь потому, что они основаны на достоверных показаниях органов чувств.

В решении вопросов морали и религии Лукреций также являлся последователем Эпикура. В основе его этики лежит положение о том, что счастье человека состоит в умеренном образе жизни и в душевном спокойствии.

Лукреций был самым выдающимся атеистом Древнего Рима. В своей поэме «О природе вещей» он дал разностороннюю критику религии. Лукреций считал религию продуктом невежества людей, результатом незнания людьми законов природы и их страха перед стихиями. Не понимая, что природа вечна, говорил он, люди стали приписывать ее возникновение сверхъестественным силам, измышленным ими богам. Не зная материальной сущности души, люди стали считать ее бессмертной, а вместе с этим и страшиться вечных мук после смерти. Не умея объяснить естественное происхождение явлений природы, например смены времен года и т.п., невежественные люди начали утверждать, что все в природе совершается по воле богов. Лукреций страстно разоблачал подобные утверждения и писал, что они не принесли человечеству ничего, кроме слез и страданий:

«О человеческий род несчастный! Такие явленья

Мог он богам приписать и присвоить им гнев беспощадный!

Сколько стенаний ему, сколько нам это язв причинило,

Сколько доставило слез и детям нашим и внукам!»

Лукреций был непоколебимо убежден, что природа вечна и развивается по своим собственным естественным законам, что боги вымышлены людьми и являются продуктом их стихийного творчества.

Критика Лукрецием религии страдала и существенными недостатками. Не зная социальных корней религии, видя причины ее возникновения и существования лишь в сознании людей, Лукреций, как и все материалисты до Маркса, считал единственным средством избавления от религиозных суеверий раскрытие тайн природы, распространение знаний о сущности вещей.

Материалистическая философия Лукреция представляет собой наиболее полное изложение древнего атомистического материализма. Его поэмой «О природе вещей» завершилось развитие материализма древнего мира.

Лукреций (полное имя - Тит Лукреций Кар) – выдающийся римский поэт, философ, яркий представитель атомистического материализма, последователь эпикурейского учения. С его подачи в философской терминологии появилось слово «материя».

О биографии Лукреция не известно практически ничего. Первые упоминания об обстоятельствах его жизненного пути датируются IV в. н. э. и не являются исторически достоверными. Известно, что Тит Лукреций Кар жил в I в. до н. э., годы его рождения и смерти указываются приблизительно. Так, по данным Доната, он умер в год, когда стал совершеннолетним Вергилий , а блаж. Иероним говорит о смерти Лукреция в 43-летнем возрасте. Из сопоставления этих данных можно говорить о 99 или 95 г. до н. э. эре как годе рождения и 55 или 51 г. до н. э. – смерти.

В то же время, по данным Иеронима, Лукреций после приема любовного зелья лишился психического здоровья и писал свою знаменитую философскую поэму «О природе вещей» лишь в моменты, когда его ум прояснялся, что представляется весьма сомнительным. Более правдоподобными выглядят сведения о самоубийстве Лукреция, который якобы бросился на меч, а также о редактировании его труда Цицероном или Квинтом.

Творческое наследие Лукреция представлено дошедшей до нас поэмой «О природе вещей». На сегодняшний день она является единственным литературным памятником материалистической мысли эпохи античности, который сохранился практически полностью. Примечательно, что Европе о ней ничего не было известно на протяжении многих столетий, а первое издание появилось лишь в Средние века. «О природе вещей» - это дидактический эпос, написанный в форме обращения автора к незримому собеседнику имени Меммий. Ведя с ним разговор, Лукреций излагает учение древнегреческого философа Эпикура , делая акцент преимущественно на его физике, оставляя на втором плане этику и теорию познания.

Композиционно «О природе вещей» представляет собой 6 книг, каждая из которых посвящена отдельным вопросам. Так, в первой и второй книгах Лукреций, будучи приверженцем атомистического материализма, рассказывает о происхождении всего сущего из атомов, а в шестой излагает видение причин возникновения религии. Посыл этого произведения – стремление Лукреция высвободить человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы (хотя само существование богов философ не отрицал), привить веру в силу разума и знаний. Облекая идеи в стихотворную форму, он сделал их более доступными, убедительными, интересными и популярными. Возможно, именно она в немалой степени поспособствовала «долгожительству» труда. Для философов-материалистов XVII-XVIII вв. источником атомистических идей было именно наследие Тита Лукреция Кара.