Меню
Бесплатно
Главная  /  Сад  /  Урок по теме твердые и мягкие согласные. Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Урок по теме твердые и мягкие согласные. Конспект занятия по обучению грамоте «Твёрдые и мягкие согласные. Условное обозначение мягких согласных. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Согласные твёрдые и мягкие. 5 класс

Тип урока : открытие нового знания

Цель урока : дать понятие о правилах произношения согласных звуков; проанализировать схему классификации согласных звуков;

Задачи урока:

Образовательная : формировать умение различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

Развивающая: развивать речевой слух учащихся; отработка орфографических навыков.

Воспитательная : воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

УУД: личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные : учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других.

Планируемые результаты: учащиеся должны знать твердые и мягкие согласные, парные твердые и мягкие, твердые и мягкие, не имеющие пары, сигналы мягкости, графическое обозначение мягкости в транскрипции;

должны уметь различать на слух и правильно произносить твердые и мягкие согласные в составе слов, словосочетаний и предложений.

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Посмотрите на улицу, какая там погода? Давайте нарисуем на доске свои улыбки. (Рисуют на доске смайлики)

Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- Игра «Веришь ли ты?» Эта игра поможет нам выяснить, что вы знаете, а чего не знаете. Я буду задавать тонкие вопросы, на которые вы будете отвечать только «да» или «нет». И толстые вопросы, на которые надо ответить подробно.

Прием «Верные и неверные утверждения», «Толстые и тонкие вопросы»

Все звуки делятся на гласные и согласные звуки

В каждом согласном звуке есть шум

При произношении согласных воздух на своем пути не встречает никаких препятствий (нет)

Фонетика изучает части речи (нет)

- Что же изучает фонетика?

Звуки речи – это звуки, которые мы произносим

А еще какие звуки бывают?

Согласные бывают твердые и мягкие. Слайд 1

II. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления

1.Организация наблюдения.

С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю отгадать

- Отгадайте загадку

На берегу морском

Все время я валяюсь.

А выбрось мягкий знак, -

Вверх птицей устремляюсь. (Галька - галка ) Слайд 2

Произнесите пару слов вслух. Сравните, какими звуками они различаются на письме и в произношении. Слайд 3

Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить?

О твердых и мягких согласных.

Чему мы должны научиться на уроке?

Распознавать твердые и мягкие согласные

Правильно произносить и писать твердые и мягкие согласные.

- Когда согласные бывают мягкими

Уч-ся пишут число и тему урока Слайд 4

Выполнение упражнения 277 (письм.) Работа на доске и на местах.

Какие пары согласных вы нашли в упражнении? (Ответы учащихся)

Давайте проговорим скороговорки, которые выучили дома.

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку

Щетка у чушки, чешуя у щучки (Слайд5)

Найдите шипящие (ш, щ,ч) (Слайд 6)

Таблица (Слайд 7)

Изучите таблицу и скажите, к какой группе согласных относятся эти шипящие?

2. Обращение к теоретическому материалу § 54.

Какое открытие мы сделали, знакомясь с материалом § 54? (Ответы учащихся)

III. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

1.- Напишите пословицы, подчеркните мягкие согласные. Попробуйте сказать, какие буквы сигнализируют о мягкости согласных?

Труд кормит, а лень портит.

Труд всё побеждает .

Работа в парах

Сигналы мягкости: ь, е, ё, я, ю, и (Слайд 8)

2. Когда и о каких людях говорят: « Белые ручки чужие труды любят ». Напишите свое мнение. Слайд 9

Физкультминутка

Установите, одинаково ли звучит фраза при чтении слева направо и наоборот:

Около Миши молоко. Слайд 10

Ответы уч-ся.

Почему звучит неодинаково?

Расскажите, опираясь на таблицу, о твёрдых и мягких согласных звуках в русском языке. Приведите примеры. (!!!)

Упр.278. Спишите слова, произнесите их вслух. Подчеркните буквы, обозначающие мягкий согласный звук, одной чертой, а твёрдый – двумя. (!!!)

IV.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Исключите третье «лишнее»: (Слайд 11)

1. Мыло, Мила , мама.

2. Бал, белка , батон.

3. Дети , дата, дорога.

Исследование какой темы вели на уроке?

Какие понятия разобрали?

Удалось решить поставленную задачу?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать ещё?

Где можно применить новые знания?

Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома §54, упр.280 (подобрать однокоренные глаголы с мягким согласным в конце корня)

Исключают лишнее.

Дают ответы на вопросы

Не забыть о девизе урока и толковом словаре

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

(Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К))

(Самоопределение, смыслообразование (Л), Целеполагание (П), Планирование учебного сотрудничества (К))

Дети в группе по 2 человека работают с упражнениями

Произносят, сравнивают.

Формулируют правило.

Оценивают свою работу и работу класса.

Отвечают.

Проговаривают правило. (Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) )

Отвечают.

Работают устно, анализируют таблицу.

Краткий ответ

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Проверяют и оценивают

Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.

Оценивают свою работу

Работают индивидуально с проговариванием в громкой речи

(Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р))



+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»
Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:
«Твердые и мягкие согласные»

Составитель учитель-логопед
Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе
Дата проведения: 2 декабря 2014г.
Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные"
ТИП УРОКА: урок -повторение.
ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
- закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;
- повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза,
- совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;
- развивать речевую активность;
- развивать память, внимание и мышление.
Воспитательные:
- повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;
- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;
- воспитывать умение слушать говорящего;
- формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
- Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.
- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда.
- Метапредметные:
- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.
- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.
- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.
ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)
Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности. (Слайд 1)
(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Вместе мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок.
2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).
Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).
ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.
3. Актуализация знаний, умений, навыков
Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э).
– Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).
– Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).
– Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.
– Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).
Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)
– Итак, давайте повторим еще раз правило.
Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.
Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.
– Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).
– Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ).
4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:
- изолированных. Игра «Семафор».
Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….
- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»
По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.
- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)
В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.
Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.
Нос – нёсВол – вёлВоз – вёз была – билавыли – вилимыла – Мила рад – ряд лук – люкмал - мял тук – тюк
сэр – сер ложка – Лёшка
5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:
- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…
Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай
- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?
6. Физминутка для глаз (Слайд 5)
Дети следят за движущимися предметами на мониторе.
- Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.
7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.
- Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.
Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.
Прочитайте слоги, которые вы выписали.
Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.
Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.
Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.
По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Логопед: Итак, ребята, наше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. (Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).
Список использованных источников.
1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.
2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.
3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007
4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».
1377315269938500100965217170000«Лесенка успеха»
Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.

Технологическая карта урока русского языка учителя начальных классов Смородиновой Е.Э.

Предмет

Русский язык

Класс

Тема урока

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цели урока:

образовательные

развивающие

воспитательные

научиться применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных, о влиянии гласных букв и, е, ё, ю, я, мягкого и твердого знаков на произношение согласных звуков и обозначение на письме;

развивать речь, память, мобильность и самостоятельность учащихся;

воспитывать познавательный интерес к предмету, любознательность, культуру общения.

Задачи:

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

расширять и активизировать словарный запас;

формировать потребность детей в обращении к словарю;

развивать мелкую и общую моторику;

развивать внимание, память, мышление.

Тип урока

Комбинированный

Оборудование

Компьютер, интерактивная доска, ноутбуки, материал из энциклопедий

Планируемые результаты

Личностные УУД

Построение жизненных планов во временной перспективе

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Метапредметные УУД

Познавательные

умение отличать твердые и мягкие согласные, выявлять их главные признаки, развитие интеллектуальных способностей

Регулятивные

вырабатывание умения управлять своей познавательной деятельностью, выполнять учебные действия в соответствие с заданием

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в паре

Предметные УУД

Выделение существенных признаков твердых т мягких согласных;

Умение работать с дополнительной литературой, добывать необходимые знания;

Умение различать твердые и мягкие согласные в словах;

Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного поиска информации

Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Этап урока

Осуществляемые действия

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Личностная

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

Формируемые способы

деятельности

1. Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

Тихо сели мальчики, грациозно сели девочки

Учеными доказано, то таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Чтобы в наших тетрадях было красиво и грамотно, выполним пальчиковую гимнастику: Зарядка для пальчиков Я тетрадь свою открою ….

На уроке литературного чтения мы все работали детективами. Сейчас вам придётся продолжить эту работу, я составила для вас предложение «Учитесь… открывать». Одно слово в их предложении пропало, вам необходимо его подобрать по смыслу из имеющихся слов (школа, тайны, наука ) (работа в парах).

Какое предложение у вас получилось? («Учитесь тайны открывать»)

Как вы думаете, почему именно с этих слов мы начинаем наш урок? . Вы готовы к деятельности по открытию нового знания?

Я желаю вам успеха на уроке. А какие качества помогут вам добиться успеха?

проверка готовности к уроку, эмоциональный и психологический настрой

Подбор слов.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Целеполагание

Самоопределение, положительный эмоциональный настрой на работу

Мы будем сегодня работать на уроке по плану: Слайд №1

1. Проверка знаний «Что я знаю»

2. Минутка Чистописание

3. Словарь

4. Составить словосочетание

5.Составить предложение.

И не забудьте оценить свою деятельность на каждом этапе урока - Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

1. Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Групповая работа Слайд №2

Составьте кластер по теме Буквы

Проверка на доске

Звуки

звонкие

Гласные Согласные глухие

Ударные безударные

Мягкие Твердые

Структурирование знания

Построение своих высказываний

Учиться строить монологическое высказывание

Излагать свое мнение (в монологе), аргументируя его, подтверждая фактами

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Выдвигать версии,

определять цель, проблему

Составление плана последовательности действий

Развитие познавательных интересов

МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ . (на доске - слоги)

Что заметили ? рё, за, бе-

Прочитайте слоги.

Какое задание можете предложить? (разделить на 2группы )

Давайте сформулируем тему урока?

(Твердые и мягкие согласные звуки)

Отталкиваясь от темы урока, поставьте перед собой цель: чему мы должны научиться на уроке?

Используйте опорные слова. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ …….различать мягкие и твердые согласные звуки и обозначать их на письме с помощью гласных букв... Для чего нам нужны эти умения? Чтобы быть грамотными.

Слайд №3

Соедините стрелками поработайте в паре.

Что заметили? Ошибку? Давайте исправим.

Какое задание с данными слогами можете предложить? Соберите их в слово? БЕРЁЗА …….. (скажите мне по секрету на ушко)

(картинка на слайде)

Многие писатели и художники воспевают красоту русской березки в своих произведениях.

Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках, С. Прокофьев

Назовите первый звук слова Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен?

Что вы знаете об этой букве? (2в алфавите, обозначает парный согласный звонкий звук)

Сконструируйте её написание на парте(ленточки)

Давайте пропишем ее в тетради. Выберите самый красивый элемент, поставьте под ним точку.

Бб Что всегда пишем с заглавной буквы?

Рассуждение на поставленный вопрос

Дети пытаются сформулировать тему и цель урока

Построение своих высказываний, формулирование выводов на основе анализа

Развитие умения учится слышать, уважать чужую точку зрения, участие в обсуждении

Развитие умения учится ставить проблему

Проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам; формирование

самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Давайте вернемся к нашему слову Береза Слайд №4

Каково лексическое значение слова? А где мы эту информацию можем узнать?(показать словарь) и вывести на слайд)?

Слайд №5 (передают веточку березы друг другу) рисунок

Расскажите все, что вы о нем знаете с точки зрения русского языка (Имя сущест обозначает предмет, ..

Проверка на доске(слова)

Можно ли допустить ошибку при записи слова береза? Почему? Докажите. (В этом слове есть опасное место в корне, т.к. не падает ударение на гласный звук. Можно записать в корне слова БЕРЁЗА букву И.) Слайд слова БЕРЕЗА Запишем это слово в тетрадь. Подчеркните буквы мягких согласных звуков

Дети повторяют работа в паре

Записывают согласные звуки в тетради

Учиться использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей

Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя жизненный опыт;

Формирование умения участвовать в диалоге; слушать и понимать друг друга

Проговаривание последовательности действий

Динамическая пауза

Игра «ассоциации»

Какие ассоциации возникают когда слышите слово береза?

А вот как я представила оел, токлис, щаро, окс. рако,

В каких словах есть опасное место? Запишем слова. Подчеркните буквы мягких согласных. Взаимопроверка. Сходите в гости друг к другу. Проверьте работу. Если все верно. Поставьте +

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Приведите пример. (Чаща, лыжи

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные) Назовите эти буквы

Ч Щ Ш Ж,Ц

Составьте с нашим словом словосочетание по схеме Прил + Сущ белая берёза, молодая береза, красивая береза.

Лес, лист

Роща

Сок

Кора

Кора безударный гласный

Ч Щ Ш Ж,Ц,Й

Формирование умения классифицировать по заданным основаниям

Умение учиться выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других учащихся

Формирование умения высказывать своё предположение

Прочитайте эту запись Береза, растет стройная, роща, в

Что заметили? Какое задание можете предложить?

Работа в паре

В роще растет стройная береза.(картинка березы)

Составьте предложение. Подчеркните буквы твердых согласных синим карандашом, а мягких зеленым.

Давайте проверим

Выполним разбор предложения по членам предложения.

Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознание степени усвоенности материала

Контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с

Работа в группах

В русском языке много выражений, которые делают нашу речь яркой и выразительной.

Как они называются? (эпитеты, олицетворение, сравнение)

Стройна как березка…

О ком так говорят?

Запишите предложение. Назовите буквы мягких согласных

Работа в паре «Верно -неверно

Гласных букв 10? (Да)

Что гласных звуков 6? (Нет)

Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

Что есть всегда только мягкие согласные? (Нет)

Буквы о,э.ы.у,а, обозначают твердость согласного звука (да)

Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

Формирование умения корректировать выполнение задания, контроль и коррекция

Рефлексия учебной деятельности (итог урока)

(2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Как вы считаете какие тайны мы сегодня открыли на уроке?

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Умение учиться оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

Формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение

Самоопределение к деятельности (1-2 минуты)

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите на наших гостей. Давайте покажем, как мы умеем работать.

Повернитесь, улыбнитесь,

Встаньте прямо, подтянитесь.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт ребятам впрок!

2. Актуализация знаний (4-5 минут)

Страница 1

Без чего нельзя записать текст? (Без знания букв)

Буквы мы видим, пишем. А во что превращается буква, когда мы начинаем читать? (В звук)

Сколько букв в русском языке? На какие две группы они делятся?

Какие буквы не обозначают звука?

Сколько гласных звуков в русском языке? (6) Назовите их.

А сколько гласных букв? (10) Назовите их. Запишите гласные буквы в таком порядке, как они записаны на доске.

Что мы знаем о гласных буквах нижнего ряда? (Мягкость согласных). Приведите примеры.

Что мы знаем о гласных буквах верхнего ряда? (Твердость согласных). Приведите примеры.

Знаете ли вы, сколько согласных букв? (21) А сможете ли вы сказать, сколько согласных звуков?

Буквы (33) Звуки (42)

Гласные (10) Согласные (21) Гласные (6) Согласные (36)

не обозначают звука (2) Мягкие (18) Твердые (18)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (4-5 минут)

Как вы думаете, какой теме мы сегодня посвятим урок? (Согласные звукам)

Что вы можете рассказать о согласных? На какие группы делятся согласные звуки? (Твердые и мягкие)

Давайте попробуем сформулировать тему урока? (Твердые и мягкие согласные звуки)

Но ведь нам надо уметь их обозначать на письме? Давайте попробуем сформулировать тему урока поточнее (Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения)

Тогда чему мы должны научиться в течение урока? (Научиться различать твёрдые и мягкие согласные звуки, применять полученные знания о твёрдых и мягких согласных)

Сколько согласных звуков в русском языке? (36)

Чего больше согласных букв или согласных звуков и почему? (Звуки бывают твердыми и мягкими)

4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (7-8 минут)

Работа с ЭОР просмотр диска 1 до 2. Повторите согласные мягкие и твердые звуки. Запишите согласные звуки в тетради (только мягкие, только твердые, и твердые, и мягкие)

Выясните, сколько согласных звуков в русском языке.

Страница 2

На доске вы видите слова. Задание - записать рядом со словами звуковые схемы этих слов.

люк [л"ук] Сравните слова, чем они отличаются?

нес [н"ос] Сравните слова, чем они отличаются?

Какой вывод можно сделать, посмотрев на звуковые схемы? (Согласные звуки могут быть твердыми или мягкими в зависимости какая гласная стоит после нее)

Отчего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове? (От стоящей за ним буквы)

Послушайте стихотворение

Страница 3

Гордые согласные все не успокоятся,

Твердые согласные не желают спать.

Кто же им поможет, кто же им подскажет,

Мягкими и нежными как согласным стать.

«Мы друзьям поможем», - прозвенело нежно.

«Кто же вы?» - «Мы гласных дружная семья.

Мягкими слияниями встанем с вами вместе».

«Как зовут вас, гласные?» - «Е,ё, ю, и, я.

Чтобы нас запомнить сразу, мы вам дарим эту фразу.

Запомните, друзья: всЁ лЮбИть нЕльзЯ».

Страница 4

обозначающие твердость обозначающие мягкость

Записать и привести примеры.

Страница 5

Только ли от гласных зависит мягкость согласных звуков?

уголки [угалк"и]

угольки [угал"к"и] Сравните слова, чем они отличаются?

«Я вам тоже пригожусь, - вдруг проснулся мягкий знак. -

С вами вместе тружусь, отдыхать нельзя никак.

Мягче станете, друзья, если рядом буду я». (Е. Солдатова)

Как вы думаете, всегда ли твердость или мягкость согласного зависит от стоящей за ней буквы? (Нет)

Приведите пример. (Чаща, лыжи)

В каких случаях этого не происходит? (Только мягкие, только твердые согласные)

Страница 6

Мы не зависимы от гласных, -

Шепнули нежно трепеща. -

Любую гласную подставьте

За нами, это не беда.

Мы не изменимся ни капли

И будем мягкими всегда.

Ну а мы такие гордые,

Что всегда мы только твердые, -

Ж, Ц, Ш объединились.

И все буквы согласились. (Е. Солдатова)

Запишите, какие это согласные. (Ж, ц, ш)

(чего зависит твердый или мягкий согласный будет в слове?

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4-5 минут)

Страница 7

богач, линейки, улей, магазин, сельдь, дрова, корабль, карапуз, багаж

Динамическая пауза

Если мягкий звук согласный - то хлопаете в ладоши, если твердый - топаете ногами.

ме, ра, си, до, ща, фё, ку, ге, фи, ля, ше, зэ

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 минут)

Страница 8

Задание: разделите слова на три группы:

Леня Саша Матвей чаща шалаш Лена указка лейка келья печники сироп сирень

Скажите, все ли слова вам знакомы? Сможете ли вы объяснить их лексическое значение?

Где найти значение слова? Работа с ноутбуками в парах

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)

Работа в группах с ноутбуками: упражнение с бегемотом, с мальчиками, лось, с пингвинами.

Страница 9 (если останется время)

Исправь ошибки

«Верите ли вы?» (тоже)

  1. Что гласных букв 10? (Да)

    Что гласных звуков 4? (Нет)

    Что от гласных, стоящих после согласных, зависит твердость или мягкость звука? (Да)

    Что есть всегда только мягкие согласные? (Да)

    Что их 5? (Нет)

    Что букв в алфавите больше, чем звуков? (Нет)

    Согласных звуков больше, чем согласных букв? (Да)

    Что это зависит от твердости-мягкости согласных звуков? (Да)

    Что согласных звуков 33? (Нет)

    Что согласных букв 21? (Да)

Рефлексия учебной деятельности (итог урока) (2-3 минуты)

Сможем ли мы ответить на все вопросы, поставленные в начале урока, достигнуты ли цели и задачи урока.

Какое настроение осталось у вас от урока?

Домашнее задание

Составьте занимательное задание по теме урока, по желанию можно составить мини-проект о согласных звуках и буквах

Используемая литература:

1. Поурочные разработки по русскому языку 1 класс автор Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, Москва «Вако», 2004 и игровой материал в 1-2 классе

2. Поурочные разработки по русскому языку (2 класс, 1-4) Зеленина, Хохлова. Е.В. Скопина, О.Е. Жиренко, Л.А. Обухова, М., «Вако», 2004

3. «Справочное пособие по русскому языку» О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой


+МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

Конспект открытого урока с использованием ИКТ по теме:

«Твердые и мягкие согласные»

составитель учитель-логопед

Гавриленко М.А.

Урок проведен во 2-ом классе

Урок во 2 классе по теме " Твердые и мягкие согласные "

ТИП УРОКА: урок -повторение .

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить умения определять твердые и мягкие согласные звуки на слух и обозначать их на письме гласными II ряда.

ЗАДАЧИ УРОКА:

    Образовательные:

Закреплять умения различать твердое и мягкое звучание согласных в изолированном произношении, в слогах и словах;

Повторить и закрепить навыки обозначения мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда.

    Коррекционно-развивающие:

Развивать зрительное, тактильное, фонематическое восприятие;

Развивать навыки звукового анализа и синтеза,

Совершенствовать навыки диалогической речи: умение отвечать на вопросы, умение отличать вопросительную интонацию от утвердительной, умение слушать, своевременно вступать в учебный диалог;

Развивать речевую активность;

Развивать память, внимание и мышление.

    Воспитательные:

Повышать самооценку детей, уверенность в себе, речевую активность;

- развивать навыков сотрудничества и коммуникации;

Воспитывать умение слушать говорящего;

Формировать умений анализировать и оценивать собственную деятельность в зависимости от поставленных задач, наличия ценностно-смысловых установок.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, пособие «Живые буквы»; таблица гласных звуков; веер букв; индивидуальные карточки для работы; мяч; слоги, раздаточный материал.

Планируемые результаты:

- Личностные : выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося.

- Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; умеют различать на слух твердость и мягкость согласных; знают и соблюдают способы обозначения мягкости согласных на письме гласными II ряда .

- Метапредметные:

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя таблицы; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения.

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА (сопровождается презентацией)

    Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности . (Слайд 1)

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться).

Ребята, начнем наш урок с игры.

Я, ты, он, она -

Вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Вместе мы с тобой друзья.

Давайте с хорошим настроением продолжим урок.

2. Постановка цели. (Слайд 2)

Логопед: Ребята, к нам на занятие пришли дети Тома и Тёма. Чем отличаются их имена по звучанию? (ответы учащихся: В слове Тома 1-й звук твердый, а в слове Тёма – мягкий).

Верно. Тома и Тёма принесли листочки, где на прошлом занятии мы писали слова. Посмотрите на свои листки. Какие ошибки вы допустили? Некоторые из вас написали «ламка» вместо лямка, «клушка» вместо клюшка. А кто-то написал Тома вместо Тёма. Вот эти ребята и пришли к нам помочь разобраться с этим вопросом. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (учащиеся формулируют тему урока).

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА Откройте тетради, напишите число и тему урока.

3. Актуализация знаний, умений, навыков

Логопед: Прочитайте буквы (а, о, у, ы, э ).

Это гласные буквы какого ряда? (Первого ряда).

Какую работу они выполняют? (Образуют слоги. Показывают твердость согласных).

Прочитаем хором гласные второго ряда: я, ю, ё, и, е.

Какую работу выполняют гласные второго ряда? (Образуют слоги. Показывают мягкость согласных).

Приготовьте ладошки и отгадайте, какие буквы я вам напишу. На правой ладошке я буду писать гласные первого ряда, а на левой – второго. (Письмо на ладошке. Цель: развитие тактильного восприятия.)

Итак, давайте повторим еще раз правило.

Перед гласными А, О, У, Ы, Э – звук согласного произносится твердо: МА, МО, МУ, МЫ, МЭ.

Перед гласными Я, Ё, Ю, И, Е – звук согласного произносится мягко: МЯ, МЁ, МЮ, МИ, ME.

Какие звуки согласных всегда твердые? (ц, ж, ш).

Какие звуки согласных всегда мягкие? (й, ч, щ) .

4. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух:

- изолированных. Игра «Семафор».

Логопед: Я буду произносить звуки, какие кружки вы поднимете на мягкий звук, а какие на твердый? (На мягкий звук –зеленый кружок, а на твердый –синий): м, мь, р, н, рь, г, гь….

- в слогах. Поиграем в игру «Живые буквы»

По очереди вы будете выходить и брать букву, если буква написана зеленым цветом, то называете слог с мягким звуком, а если синим, то с твердым. Букву не показывайте. Остальные должны поднять соответствующий кружок.

- в словах: Игра с мячом «Принцесса на горошине». (Слайд 3)

В одном королевстве в прекрасном дворце ночевала принцесса из сказки Г.Х.Андерсена. Но ей мешает спать не горошина, а слова с твердыми согласными.

Ребята, помогите принцессе заснуть, измените, слова так, чтобы твердые согласные стали мягкими. Я буду бросать вам мяч и называть слово с твердым звуком, а вы мне возвращать тоже слово с первым мягким звуком.

Нос – нёс
Вол – вёл
Воз – вёз

была – била
выли – вили
мыла – Мила

рад – ряд лук – люк
мал - мял тук – тюк

сэр – сер ложка – Лёшка

5. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью гласных 2 ряда:

- в слогах: Приготовьте веер букв. Я буду называть слоги, а вы показывайте гласную букву: ма, ми, мя, мы, мо, мэ, ме, му…

Компас, вещи, пила, палатка, очки, топор, пельмени, зонт, тюбики, кисель, удочка, деньги, продукты, посуда, чай

- в словах: (Слайд 4) Тёма и Тома собираются в путешествие на воздушных шарах. Помогите им собрать вещи в дорогу: в корзину для Томы перетащите слова со всеми твердыми согласными, в корзину для Тёмы – со всеми мягкими согласными.

Какие вещи не взяли Тома и Тёма, почему?

6. Физминутка для глаз ( Слайд 5)

Дети следят за движущимися предметами на мониторе.

Крепко зажмуриваем глазки. Надавливаем слегка на глазки указательными пальчиками, смотрим звёздочки.

7. Закрепление материала. Самостоятельная работа. Работа на слух.

Поделимся на 2 команды – подруги Томы и друзья Тёмы.

Девочки записывают слоги, в которых согласный твердый, а мальчики - слоги, в которых согласный звучит мягко: са, ва, ма, тю, ре, ли, гы, плё, кря, слы, ста, бли, пли.

Прочитайте слоги, которые вы выписали.

Контроль полученных умений и навыков. Индивидуальная работа по карточкам.

Тома и Тёма прислали телеграмму, где рассказали, как они путешествуют. Внимательно прочитайте словосочетания. Все ли вам понятно? (Нет.) Почему? (Неправильно подобраны гласные на письме.) Запишите словосочетания правильно.

Плывом пo реке. Видим большой посолок. Лубуемса закатом. Сушим восла.

По окончании работы дети делятся на пары и совершают взаимопроверку.

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Логопед: Итак, ребята, н аше занятие подошло к концу. Тома и Тёма вернулись к нам. Напомните, какова тема нашего занятия. Поделитесь с ними, что вы узнали, закрепили на нашем занятии. ( Мы повторили, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими. Учились различать твердые и мягкие согласные на слух. Вспомнили какими гласными обозначают мягкие согласные на письме.) Ребята спрашивают, все ли вам было понятно, остались ли вопросы? Какую оценку вы бы себе поставили? (самооценка по карте эмоционального состояния «Лесенка»).


Список использованных источников.

1.Е.В. Мазанова. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М. Издательство «ГНОМ и Д», 2007г.

2.И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М: ВЛАДОС, 1997.

3.Е.В. Мазанова. Учусь работать с текстом. Альбом упражнений по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. М: Издательство «Гном и Д», 2007

4. Электронное пособие «Развивающие задания для детей 5-6; 6-7; 7-9 лет» под изданием Психологического центра «Адалин».

«Лесенка успеха»

Нарисуй на одной из ступенек человечка – себя. Если ты считаешь, что был внимательным, старательным и сдаешь работу без ошибок, то нарисуй себя на верхней ступеньке.