Меню
Бесплатно
Главная  /  Малина  /  Дюнкеркская операция. На последнем берегу. Эвакуация союзников из Дюнкерка Почему военные оказались на пляже

Дюнкеркская операция. На последнем берегу. Эвакуация союзников из Дюнкерка Почему военные оказались на пляже

Немецкое наступление во Франции оказалось столь стремительным и мощным, что для противостоящей стороны это оказалось совершенно деморализующим сюрпризом. Британский экспедиционный корпус оказался не готов к войне нового типа, поэтому, невзирая на существенную численность и приличное техническое оснащение, он терпел поражение за поражением. Это не могло в итоге не привести к катастрофе - по мере продвижения немцев к Ла-Маншу панические настроения среди личного состава корпуса нарастали, и в конце мая 1940 года плотина рухнула. Британцы начали движение к спасительному проливу, за которым их ждали родные берега. Отступление было беспорядочным - дороги, забитые вперемешку беженцами и бегущими войсками, брошенный по обочинам транспорт. Офицеры, бросившие свои части, бежали первыми, невзирая на прямой приказ до последнего оставаться на посту. Стало понятно, что то, что нельзя остановить, придётся возглавить - и был отдан приказ об организации эвакуации британских военнослужащих и их союзников из зоны боевых действий. Сначала речь шла только о вывозе вспомогательного персонала, но быстро стало ясно, что эвакуировать придётся всех.

Отступление к побережью, май 1940 г.

Приготовления к эвакуации начались 20 мая. Командующим был назначен вице-адмирал Бертрам Рэмси (в некоторых источниках фамилию транскрибируют как Рамсей). Сама эвакуация получила название "операция «Динамо»" в честь генератора (динамо-машины) Дуврского замка - именно в генераторной Рэмси составил план операции и обсудил его с Черчиллем, оттуда же он ей и командовал.


Вице-адмирал Бертрам Рэмси на своём командном пункте в Дувре

Одной из загадок битвы при Дюнкерке остаётся приказ, отданный Гитлером - приказ об остановке наступления, который дал британцам время на проведение операции «Динамо». Не дойдя буквально нескольких километров, немецкие наземные войска остановились и заняли оборону, прижав остатки английских войск (совместно с некоторым количеством французских) к берегу в районе города Дюнкерк. Огромная масса солдат оказалась запертой в городе и на прилегающих к нему песчаных пляжах. Отдельные исследователи даже высказывают гипотезу о том, что фюрер специально приостановил карающий меч, чтобы не слишком настраивать против себя британцев - мол, цивилизованные белые люди же, не низшая раса. Однако вероятность справедливости подобной трактовки крайне мала. По крайней мере, жалеть англичан точно никто не собирался, так как окружённых на протяжении всей эвакуации непрерывно бомбили. В первый же день массированным налётом был уничтожен дюнкеркский порт. Значительная часть бомб попала и на город - число жертв среди мирных жителей, согласно некоторым источникам, достигало тысячи человек, около трети от всего оставшегося на тот момент в городе населения. Городской водопровод был повреждён бомбами, что сделало невозможным тушение пожаров, и Дюнкерк выгорел практически полностью. Скопившихся на пляжах солдат немцы бомбили и расстреливали из бортовых пулемётов. Британская авиация оказывала максимально возможную помощь - только за первый день прибывшей с противоположного берега «кавалерией» было сбито 38 немецких самолётов. Всего за время эвакуации британцы смогли уничтожить 145 вражеских самолётов ценой потери 156 своих, ещё 35 немецких самолётов было уничтожено зенитной артиллерией с кораблей.


Британские моряки наблюдают за пожарами на французском берегу

Наиболее вероятной причиной остановки немецких войск в настоящее время считается желание избежать лишних потерь. Загнанные в угол французы и британцы явно собирались отчаянно сопротивляться до последнего, Геринг же обещал расправиться с окруженцами исключительно при помощи ударов с воздуха, и эта перспектива показалась фюреру заманчивой. Впоследствии Гудериан и Манштейн считали приказ об остановке наступления одной из наиболее критичных ошибок Гитлера, а Рундштедт называл его «одним из ключевых моментов войны».


Бойцы в ожидании эвакуаци

Как бы то ни было, передышка оказалась для англичан спасительной. Эвакуацию начали 27 мая - для неё к побережью возле Дюнкерка было подведён британский лёгкий крейсер «Калькутта», восемь эсминцев и двадцать шесть транспортных судов. Проблема была в том, что берег в том месте пологий и песчаный, поэтому отмели простираются на большие расстояния под водой, делая невозможным подход крупных кораблей непосредственно к линии прибоя. Для перевозки людей с пляжей на корабли Адмиралтейство буквально прочесало все окрестные британские порты, отмобилизовав все малые суда, до каких только смогли дотянуться. Это был самый пёстрый и разнообразный флот, какой только можно себе представить - в него входили и прогулочные катера, и портовые буксиры, и рыболовецкие лодки, и даже личные парусные яхты. Впрочем, как быстро выяснилось, отмели не позволяли подойти к берегу даже этим небольшим судам.


Гражданские катера и яхты выдвигаются для оказания помощи в эвакуации

Солдатам приходилось несколько сот метров идти от линии прибоя вброд, иногда до штормтрапа катера они добирались по шею в воде. Для борьбы с подобными затруднениями офицеры на местах прибегали к различным ухищрениям. Например, во время отлива выгоняли на обнажившееся дно автомобили, выстраивая их в цепочку, направленную к морю, и укладывая на их крыши наспех сколоченные деревянные мостки. В порту Дюнкерка причалы были разрушены немецкими бомбардировщиками, но уцелели два бетонных мола, каждый из которых выдавался в море больше, чем на километр - их и стали использовать для погрузки.


Погрузка на катер

Ото дня ко дню количество задействованных в операции кораблей и судов росло - всего в «Динамо» приняли участие 693 британских плавсредства. В это число входили упомянутый ранее крейсер «Калькутта», 39 эсминцев, 36 тральщиков, 13 торпедных катеров и охотников, 9 канонерских лодок. Малых судов (без учёта шлюпок и катеров, принадлежащих большим кораблям и судам) было 311. Помимо этого, помощь в эвакуации оказывали и корабли иных союзников (в основном французские) - их насчитывалось 168, в том числе 49 боевых. Занимать внутренние помещения на кораблях солдаты по большей части отказывались из страха не успеть выбраться, если корабль начнёт тонуть, поэтому занимали палубы и надстройки, набиваясь, в самом буквальном смысле, как сельди в бочку. Там, где солдаты добирались до кораблей на лодках, они нередко бросали лодку, достигнув цели. Никто не хотел возвращаться на берег даже ненадолго - поэтому оставшимся на пляже приходилось ждать, пока пустую лодку прибьёт к берегу ветром. Из-за описанных выше затруднений с погрузкой практически всё тяжёлое имущество было оставлено на берегу. Фактически, солдаты не брали с собой ничего, кроме одежды - многие бросали даже оружие и ранцы с личными вещами. Всего британцами было оставлено 455 танков, более 80 тысяч автомобилей, мотоциклов и другой техники, две с половиной тысячи пушек, 68 тысяч тонн боеприпасов, 147 тысяч тонн горючего и 377 тысяч тонн прочих припасов.


Британские солдаты ведут огонь по немецким самолётам, бомбящим пляж

Загруженные корабли, покидавшие Дюнкерк, шли к Британским островам тремя маршрутами, носившими условные обозначения «X», «Y» и «Z». Самым коротким был маршрут «Z» (всего 72 км), корабли преодолевали его в среднем за два часа, но он пролегал вдоль французского берега, и следовавшие им корабли на протяжении значительной части пути подвергались обстрелу немецкой артиллерии с суши. Маршрут «X» был самым безопасным, хотя и заметно длиннее (105 км), однако он пролегал в непосредственной близости от ряда мелей и минных полей, из-за чего не мог использоваться ночью. Маршрут «Y» был самым длинным (161 км, четыре часа пути) - он проходил в стороне от мин и пушек, но следовавшие им корабли постоянно подвергались атакам немецкого флота и авиации. Всего было потеряно более четверти кораблей из участвовавших в эвакуации - 243 из 861.


Французский эсминец Borrasque тонет, подорвавшись на мине. На палубе видны эвакуируемые солдаты

Первоначально предполагалось, что затишье в немецком наступлении продлится не более сорока восьми часов. За это время планировалось спасти 45 тысяч человек. Фактически план был сорван (в первый день было вывезено чуть более семи с половиной тысяч человек, во второй - немногим менее восемнадцати тысяч, то есть суммарно около 25 тысяч вместо запланированных сорока пяти), но немцы продолжали стоять на месте, атакуя союзников лишь с воздуха, и эвакуация постепенно набрала обороты - 29 мая было вывезено более 47 тысяч человек за один день, за последующие два дня эвакуировались более 120 тысяч человек.

Британские солдаты грузятся на корабль


Эвакуация

31 мая немцы нажали, и «дюнкеркский карман» существенно сжался. 1 июня было эвакуировано 64 тысячи человек. 2 июня отбыли британские силы прикрытия, оборонявшие Дюнкерк. На континенте остались лишь французы - их тоже вывозили, но не в первую очередь. 3 июня воздушные налёты стали гораздо интенсивнее, и дневные рейсы пришлось прекратить. В ночь с третьего на четвёртое удалось эвакуировать около 53 тысяч союзных бойцов, но четвёртого немцы, наконец, пошли в наступление, и операцию пришлось завершить. Последний корабль, британский эсминец «Сикарий», покинул французский берег в 3:40 утра 4 июня с приблизительно девятью сотнями эвакуированных на борту. Две французских дивизии, оставленные прикрывать периметр, были брошены на произвол судьбы и вынуждены были сдаться.

Итогом операции «Динамо» стало спасение более чем трети миллиона солдат и офицеров – то есть, фактически, всего Британского экспедиционного корпуса во Франции (его общая численность составляла около 400 тысяч человек). Утрата практически всей техники и значительного числа вооружения, конечно, сильно ударила по боеспособности британской армии, но сохранение большой массы личного состава – кадрового, обученного, слаженного и, самое главное, обладающего реальным боевым опытом – практически полностью это компенсировало. Вдобавок, не стоит и упоминать о том, какое мощное воздействие было оказано на моральное состояние населения Великобритании. Парни вернулись домой целыми и невредимыми, а не сгинули бесславно на чужой стороне – на этом фоне и потеря танков с пушками воспринималась как досадная мелочь. Танков, мол, можно и новых наделать. Поскольку предшествующие эвакуации разгром и паническое бегство британскими СМИ, по понятным причинам, не освещались, произошедшее имело в глазах гражданских героический оттенок. Дескать, пострадали от врага, но не дали себя убить и в плен не сдались, так что позже смогут вернуться и как следует отомстить. В оборот английского разговорного языка даже вошло выражение «дюнкеркские настроения» («Dunkirk spirit»), обозначающее единодушное сплочение народа перед лицом страшной угрозы. Неизвестно, возникло ли оно естественным образом или было привнесено пропагандой, но в словарях значится.


Эвакуировавшихся солдат встречают на родине

Об эвакуации британцы помнят до сих пор, именуя её «Чудом при Дюнкерке». В её память был учреждён специальный «дюнкеркский» флаг, право поднимать который имеют только гражданские суда, участвовавшие в операции «Динамо». Таковых до сегодняшнего дня дожило несколько десятков, они регулярно принимают участие в торжествах, посвящённых годовщинам эвакуации.


"Дюнкеркский флаг"

Миф Дюнкерка

Главный миф, связанный с эвакуацией британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в конце мая - начале июня 1940 года, состоит в утверждении, будто Гитлер сознательно дал возможность англичанам уйти, остановив преследующие их танковые дивизии. Таким образом, он рассчитывал, что Англия, не испытав унижения в виде пленения ее экспедиционного корпуса, охотнее пойдет на заключение мира с Германией, что позволило бы бросить все германские силы против Советского Союза. При этом почему-то упускается из виду то обстоятельство, что, лишившись экспедиционного корпуса, Англия стала бы гораздо сговорчивее в принятии германских мирных предложений.

На самом деле знаменитый «стоп-приказ» Гитлера вызывался чисто военными соображениями. Более того, он никак не повлиял на ход эвакуации британских войск из Дюнкерка.

10 мая 1940 года началось германское наступление во Франции, а уже 15 мая капитулировала Голландия, ряд стратегических пунктов которой был захвачен неприятельскими воздушными десантами. На следующий день пал Брюссель. 20 мая танковая группа генерала Эвальда фон Клейста вышла к Ла-Маншу, а 28 мая капитулировала бельгийская армия. Основные силы французской армии оказались в окружении в Бельгии и Северной Франции и к концу мая прекратили сопротивление. Английская экспедиционная армия под командованием лорда Горта, сознававшего безнадежность продолжения борьбы на континенте, начала отход к порту Дюнкерк для последующей эвакуации на Британские острова. Англичане к тому времени уже раскрыли секрет германских шифровальных машин и читали переговоры германских штабов на Западе. Это помогло английскому командованию принять правильное решение.

21 мая британская оперативная группа Франклина в составе 5-й и 50-й дивизий с 74 танками из 1-й армейской танковой бригады при поддержке частей 3-й французской мехдивизии нанесла контрудар, который пришелся по тылам 7-й танковой дивизии и моторизованной дивизии СС «Мертвая голова» в районе Арраса. Утром 23 мая 1-я французская армия также нанесла контрудар по направлению Арраса, что грозило танковой группе Клейста окружением. Клейст доложил Гальдеру вечером 23-го, что уже потерял половину танков и не сможет двигаться к Дюнкерку, пока не ликвидирует кризис у Арраса. Кроме того, он сообщил, что танки впервые подверглись чувствительным налетам. После этого вечером 23 мая командующий группой армий «А» генерал Герд фон Рундштедт отдал приказ 24 мая приостановить наступление танковых групп Гота и Клейста для подтягивания сил и выяснения обстановки. Утром 24 мая штаб Рундштедта посетил Гитлер. Командующий группой армий убедил фюрера приостановить продвижение танковых дивизий для их пополнения и перегруппировки. Требовалось дождаться отставших пехотных дивизий, которые должны были вести бои в городах, для чего танки были мало пригодны. При этом «стоп-приказ» (директива № 13) подтверждал, что «ближайшей целью операций является уничтожение франко-англо-бельгийских войск, окруженных в Артуа и Фландрии, посредством концентрического наступления нашего северного крыла, а также быстрое занятие и охрана побережья моря. При этом задача авиации состоит в том, чтобы сломить всякое сопротивление окруженных частей противника, воспрепятствовать эвакуации английских войск через пролив и обеспечить южный фланг группы армий „А“»…

Контратака двух английских танковых батальонов у Арраса так напугала командующего группой армий «Юг» Рундштедта, что он добился от Гитлера получения 24 мая приказа на остановку наступления германских танков у Ла-Манша по линии Ланс - Гравелин в 16 км от Дюнкерка. «Стоп-приказ» объяснялся тем, что германское командование не было уверено, что английский экспедиционный корпус будет немедленно эвакуирован на Британские острова, а не попытается вместе с французскими войсками удержать дюнкеркский плацдарм в течение более или менее длительного времени, как на том, кстати сказать, настаивало французское командование. В случае если бы верным оказался второй сценарий, танковые дивизии стоило перегруппировать, чтобы ударить по более слабым и значительно более британских деморализованным французским войскам. Контратака свежих британских танковых частей навела Рундштедта на мысль, что принято решение удерживать дюнкеркский плацдарм. Поэтому и был отдан «стоп-приказ», чтобы понять намерения противника и в зависимости от них использовать танковые дивизии Клейста, которые в боях с британскими бронетанковыми частями понесли существенные потери. Даже если бы германские танки и вошли бы в Дюнкерк, без поддержки пехоты они были бы уничтожены подходившей к городу основной массой британских экспедиционных сил. Ближайшие два дня показали, что сопротивление французских войск, отступающих к побережью, значительно ослабло, были взяты порты Булонь и Кале. Стало ясно, что противник не способен к масштабному контрудару. В то же время выяснилось, что пехотные части наступают слишком медленно. Поэтому существовала угроза, что союзники создадут на побережье плацдармы для длительного сопротивления. 26 мая штаб группы армий «Б» генерала риттера Вильгельма фон Лееба высказал опасение, что возникнут «три крупных центра сопротивления - у Брюгге, в районе Лиль, Ипр и под Дюнкерком, ликвидация которых потребует много времени и сил». Чтобы не допустить этого, наступление германских танковых групп возобновилось. Таким образом, германское командование больше опасалось не эвакуации, а длительного сопротивления союзных войск на побережье Ла-Манша.

Через два дня наступление возобновилось, но англичане сумели удержать подступы к Дюнкерку. 28 и 29 мая войска союзников отошли на небольшой плацдарм у Дюнкерка. К 4 июня были эвакуированы 215 тыс. британских солдат, 114 тыс. французских и 9 тыс. бельгийских. Всего в эвакуации участвовало 861 судно, в том числе около 300 французских, польских, голландских, норвежских. Было потоплено около 240 судов, включая 6 эсминцев. 40 тыс. французов попало в плен. Люфтваффе, вопреки обещанию Геринга, не смогли воспрепятствовать эвакуации. Немецкие атаки были отбиты британскими истребителями, сбившими 130 немецких самолетов и потерявшими 106 своих. Британцам помогла также облачная и дождливая погода, мешавшая Люфтваффе бомбить Дюнкерк. Потери британского корпуса составили 68 тыс. убитых, раненых и пленных. Он лишился всей артиллерии (2,5 тыс. орудий), более 300 танков и 64 тыс. автомашин, но сумел эвакуировать танки.

То, что «стоп-приказ» на самом деле никак не повлиял на исход эвакуации британских войск, доказывается следующими фактами. После того как немцы остановились, Горт тоже не сразу получил приказ на отступление. В Лондоне решали, есть ли еще шансы на продолжение борьбы, устоят ли французы, стоит ли оставлять английскую армию во Франции. Только вечером 26 мая, накануне возобновления германского наступления, Горту наконец приказали начать отход к Дюнкерку с целью последующей эвакуации. При этом окончательное согласие на эвакуацию было передано ему только 27 мая в час дня. Вот что сообщает по этому поводу известный британский теоретик Джон Фуллер, близкий к Министерству обороны: «Быстрое наступление с юга вместе с неуклонным давлением с востока заставило все левое крыло союзных армий собраться в равностороннем треугольнике, основанием которого служила линия Гравелин, Тернеуцен, а вершина располагалась немного севернее Камбре. Северная половина восточной стороны треугольника удерживалась бельгийской армией, которая 24 мая подверглась ожесточенной бомбардировке. 25 мая она начала поддаваться. На следующий день, когда исчезла всякая надежда, что французские армии, находившиеся южнее Соммы, будут наступать на север, лорд Горт получил приказ: отступлением к побережью спасти все, что еще можно спасти от его армии». Можно не сомневаться, что, если бы германские танковые группы продолжали 24-го безостановочное движение к Дюнкерку, отступление англичан началось бы соответственно двумя днями раньше, а не утром 27 мая, одновременно с возобновлением германского наступления. Дело было не в каких-то задержках или ошибках, а в совершенно объективных вещах. Британская армия, в отличие от французской или бельгийской, не потеряла присутствия духа. Тех сил, которыми располагал Горт, включая 3 танковые бригады (последняя, 3-я, высадилась во Франции 25 мая, уже только затем, чтобы прикрыть эвакуацию), вооруженных тяжелыми танками с сильной броней, было вполне достаточно для того, чтобы удерживать небольшой дюнкерский плацдарм, где линия фронта была мала, а плотность боевых порядков максимальна, в течение 10 дней, необходимых для подготовки и проведения эвакуации. Англичанам помогла и тихая, ясная погода. Волнения на море не было, и для эвакуации удалось использовать все суда, включая малотоннажные шхуны, яхты и катера. Кроме того, британская авиация не уступила Люфтваффе господство в воздухе над Ла-Маншем. «Харрикейны» и «спитфайеры» не уступали «мессершмиттам», а британские летчики дрались не хуже асов Германа Геринга. Немцы не смогли предотвратить эвакуацию из Дюнкерка прежде всего из-за слабости своего надводного и подводного флота, у которого не было достаточно сил, чтобы атаковать конвои с эвакуируемыми британскими войсками.

Из книги Сокрушение империи автора Махов Сергей Петрович

Крейсерские операции в Европе, 1635–1646 годы. Взятие Дюнкерка После вступления в войну Франции (на стороне Голландии) корсары Дюнкерка получили в качестве противника флот, который был еще слишком неопытен в деле защиты своей торговли. Корсары Дюнкерка продолжали наносить

Из книги Атлантический вал Гитлера автора Широкорад Александр Борисович

Глава 3 От Дюнкерка до Булони Район французского побережья от Дюнкерка до Булони расположен ближе всего к Англии. В самом узком месте пролив Ла-Манш, а точнее, его часть, именуемая Па-де-Кале или Дуврским проливом, имеет ширину 34 км. Установка там немцами береговых орудий

Из книги Борьба за господство на море. Аугсбургская лига автора Махов Сергей Петрович

8.1. Блокада Дюнкерка Впервые англичане озаботились блокадой главного корсарского пристанища в 1691 г. Первым предложил этот метод борьбы с рейдерами статс-секретарь Ноттингем. Такая мера имела две основные цели: не выпускать корсаров в море и не дать крупным кораблям

Из книги Все мифы о Второй мировой. «Неизвестная война» автора Соколов Борис Вадимович

Миф Дюнкерка Главный миф, связанный с эвакуацией британского экспедиционного корпуса из Дюнкерка в конце мая - начале июня 1940 года, состоит в утверждении, будто Гитлер сознательно дал возможность англичанам уйти, остановив преследующие их танковые дивизии. Таким

Из книги Военные дневники люфтваффе. Хроника боевых действий германских ВВС во Второй мировой войне автора Беккер Кайюс

Из книги Секретные операции ХХ века: Из истории спецслужб автора Бирюк Владимир Сергеевич

Эвакуация из Дюнкерка За восемь месяцев до того, как вспыхнула война между Германией и Францией, основная мощь германских сухопутных и воздушных сил была сконцентрирована на границе с Польшей для вторжения в эту страну и ее завоевания. Вдоль всего Западного фронта - от

Из книги Нацизм. От триумфа до эшафота автора Бачо Янош

Что случилось у Дюнкерка Хотя английская дипломатия действительно сделала все от нее зависящее, чтобы повернуть нацистов против Советского Союза, Гитлер после долгих колебаний все-таки решил сначала пробиться на Запад. Он думал поставить на колени Францию и Англию, а

Из книги Третьего тысячелетия не будет. Русская история игры с человечеством автора Павловский Глеб Олегович

129. После Дюнкерка. Гитлер или Сталин - кто был опасней для СССР? - В моей жизни 1940 год - очень глубокий рубеж. Я был очень тогда ортодоксален, очень. Трещинки, которые появлялись, имели глубоко запрятанный, как будто побочный характер. Но договор с Гитлером 1939 года был для

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Из книги Тайные смыслы Второй мировой автора Кофанов Алексей Николаевич

Чудо Дюнкерка 21 мая немцы достигли Ла-Манша, прижав к проливу войска союзников. Вермахт мог их испепелить, но внезапно (24 числа) получил приказ остановиться возле реки с удивительным названием А. Союзники же оказались точнехонько в порту Дюнкерк. И начали драпать


Дюнкеркская операция (Операция «Динамо», Дюнкеркская эвакуация) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных, после Дюнкеркской битвы, немецкими войсками у города Дюнкерк.


После прорыва линии Мажино 10 мая 1940 года и капитуляции Нидерландов 14 мая, немецкое командование развило свой успех. Части Британских Экспедиционных Сил под командованием лорда Джона Горта, французские части и соединения, входившие в 16-й корпус, и остатки бельгийских войск оказались блокированными в районе города Дюнкерк.


18 мая 1940 года командующий британскими войсками лорд Горт впервые открыто предложил рассмотреть вопрос о эвакуации британских войск на Британские острова.

После того, как 20 мая 1940 года немецкие танковые соединения прорвались к Абвилю, войска 1-й группы армий союзников (в общей сложности, 10 английских, 18 французских и 12 бельгийских дивизий) оказались отрезаны и прижаты к морю в районе Гравлин, Аррас, Брюгге. С юга и юго-запада против них действовали войска немецкой группы армий «А» под командованием генерал-полковника Герда фон Рундштедта (танковая группа Э. Клейста, танковая группа Г. Гота и 4-я армия вермахта), с востока и юго-востока — войска немецкой группы армий «Б» под командованием генерал-полковника В. Лееба (части 18-й и 6-й армий).

Кабинет Черчилля и Британское Адмиралтейство решили эвакуировать части британского экспедиционного корпуса на Британские острова.



20 мая британское правительство начало собирать корабли и суда, которые были способны принять участие в эвакуации. Для эвакуации командование союзников мобилизовало все имевшиеся в наличии корабли военно-морского и торгового флота: 693 английских и около 250 французских. Планировал и руководил операцией контр-адмирал Бертрам Рамсей.

21 мая 1940 года 19-й корпус вермахта получил приказ перейти в наступление с целью овладеть портами на Ла-Манше. В этот же день, во второй половине дня британские войска предприняли контратаку немецких частей в районе к югу от Арраса, в контратаке участвовали ограниченные силы (один пехотный полк и два танковых батальона). Подразделения 4-й армии вермахта при поддержке штурмовой авиации ликвидировали угрозу, однако немецкие войска были отброшены на несколько километров к югу.

В ночь на 22 мая 1940 в контратаку перешли две французские дивизии, но из-за отсутствия координации действий между союзниками, к этому времени английское командование уже остановило продвижение и дало приказ своим войскам отойти. Контратака, получившая название «Кризис под Аррасом», вызвала переполох у немецкого командования. В 1945 году Рундштедт писал: «Критический момент наступления возник как раз в то время, когда мои войска достигли Ла-Манша. Это был контрудар английских войск, нанесенный 21 мая к югу от Арраса. В течение короткого времени мы опасались, что наши танковые дивизии будут отрезаны, прежде чем успеют подойти на помощь пехотные дивизии. Ни одна из французских контратак не представляла такой серьезной угрозы, как эта».

22 мая 1940 года части танковой группы Клейста заняли Булонь. В этот же день английское военно-морское министерство реквизировало 40 голландских шхун, находившихся в английских портах с целью использовать их для эвакуации войск с континента.




Как отмечал в воспоминаниях командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан, в течение этого дня в боях под Девром, Саме и южнее Булони военнослужащие корпуса сталкивались не только с англо-французскими войсками, но и с подразделениями бельгийских и голландских войск.

В ночь с 23 на 24 мая 1940 года 9-я рота полка "Der Führer" 2-й танковой дивизии СС, выдвинувшаяся в район Байёля для охраны переправ была атакована силами противника численностью до батальона пехоты при поддержке танков, которые прорвались через оборонительные позиции роты. Одновременно, французские танки атаковали позиции 7-й роты полка. На помощь 9-й роте в бой под Сент-Илером были брошены резервы 9-й роты, а также один пулемётный взвод из состава 12-й роты и один противотанковый взвод из состава 14-й роты полка "Der Führer".


24 мая Гитлер отдал приказ немецким танковым дивизиям, наступавшим вдоль побережья Ла-Манша остановить наступление на рубеже канала Аа и отвести назад части, продвинувшиеся на Азбрук. Дальнейшее продвижение разрешалось только частям, выполнявшим задачи по разведке и охранению. В результате, немецкие части остановились на рубеже Бетюн, Сент-Омер, Гравлин. Гитлер приказал «не приближаться к Дюнкерку ближе, чем на 10 км» и не использовать против блокированной группировки танки, поэтому Рундштедт, стараясь воспрепятствовать эвакуации, но не нарушить полученный приказ фюрера, отдал немецким войскам приказ использовать для обстрела позиций противника артиллерию среднего калибра. В этот же день, в 11 часов 42 минуты, незашифрованное сообщение, в котором немецкое военное командование приказало войскам остановиться на линии Дюнкерк — Азбрук — Мервилль, было перехвачено английской службой радиоперехвата.

Тем не менее, 24 мая по приказу командира дивизии СС "Адольф Гитлер", военнослужащие дивизии переправились через канал Аа и взяли высоту Монваттан на противоположном берегу, которая обеспечивала господство над равнинной местностью (развалины средневекового замка на вершине позволяли превратить её в опорный пункт).

Вечером 26 мая британский экспедиционный корпус получил приказ о эвакуации. Непосредственно перед началом операции, правительство Великобритании обратилось ко всем владельцам частных кораблей, катеров и иных судов с призывом принять участие в эвакуации войск.

27-28 мая полк "Der Führer" 2-й танковой дивизии СС вёл бои с подразделениями английских войск в районе леса Ньеп за переправу через реку Лис. Боевые действия носили ожесточённый характер и доходили до рукопашных схваток, лесной массив Ньеп был занят немцами только к вечеру 28 мая.

28 мая 1940 года бельгийский король Леопольд III подписал акт о капитуляции Бельгии. Капитуляция бельгийских войск высвободила немецкие воинские части и осложнила положение англо-французских войск, блокированных в районе Дюнкерка.






Эвакуация из района Дюнкерка проходила рассредоточенно, под непрерывным огнем артиллерии и постоянными бомбардировками противника, начинавшему особо массированные налёты после отхода на перезаправку прикрывавших побережье английских истребителей, а также при сужении кольца окружения и из стрелкового оружия в первую очередь из пулемётов. Погрузка войск на крупные корабли британского военно-морского и торгового флота проходила в порту Дюнкерка, однако войска на побережье создали нескольких импровизированных причалов из загнанных в воду колонн автомашин, к которым могли швартоваться небольшие корабли британского вспомогательного флота. Кроме того, под прикрытием кораблей британского военно-морского флота мелкие корабли и катера подходили к побережью, и солдаты добирались до них на лодках, спасательных шлюпках и самостоятельно изготовленных плавсредствах.

Боевые действия велись в условиях сильно пересечённой местности среди многочисленных каналов, английские войска удерживали восточную часть фронта, французские западную, по мере эвакуации войск, передовые части выходили из соприкосновения с противником и отправлялись на берег для погрузки, на следующем рубеже обороны противника встречали новые части арьергарда. Немцы постоянно атаковали, но несли тяжёлые потери и продвигались чрезвычайно медленно. Иногда союзные войска контратаковали и отбрасывали их на исходные позиции.

Самолёты немецких военно-воздушных сил не сумели достичь превосходства в воздухе и сорвать эвакуацию войск союзников по ряду причин, среди которых:

  • переоценка командованием люфтваффе сил и возможностей немецкой авиации (генерал А. Кессельринг отмечал, что при постановке задачи Геринг не учитывал степень усталости и утомления лётчиков люфтваффе, которые в течение почти трёх недель участвовали в боевых действиях), а также недостаточный учёт местных особенностей театра военных действий:
  • так, при бомбардировке побережья поражающее действие немецких авиабомб оказалось снижено в результате низкой плотности морского песка;
  • активное противодействие со стороны истребительной авиации противника в период проведения операции (только самолёты английских военно-воздушных сил выполнили 2739 самолёто-вылетов над зоной эвакуации);
  • в частности, активные действия английских истребителей Supermarine Spitfire, затруднившие люфтваффе выполнение поставленных перед ними задач
  • сохранявшаяся в течение нескольких дней плохая погода, которая не препятствовала эвакуации, но затрудняла действия авиации.
По официальным данным военно-морского министерства Великобритании, в общей сложности, в период с 26 мая по 4 июня 1940 года в ходе операции «Динамо» с французского побережья в районе Дюнкерка было эвакуировано 338 226 военнослужащих союзников. Из этого количества, до начала операции "Динамо" из района Дюнкерка на Британские острова было эвакуировано 59,3 тыс. британских военнослужащих, в ходе операции "Динамо" были вывезены ещё 139,8 тыс. англичан и 139 тыс. военнослужащих стран-союзников (около 90 тыс. французов, а также бельгийцы и военнослужащие других союзных стран).

Некоторое количество военнослужащих погибло в ходе транспортировки.





На Британские острова из Франции прибыло 337 131 человек. Дюнкеркская операция позволила сохранить кадровую британскую армию, получившую при этом бесценный боевой опыт, хотя армия и лишилась практически всего тяжёлого вооружения. Был сохранен весь личный состав, ставший в дальнейшем основой войск союзников. Английское командование перед началом эвакуации рассчитывало, что сможет спасти всего около 45 тыс. человек, но в ходе упорных боев Британские вооруженные силы продемонстрировали высокий боевой дух и профессионализм. Английский народ показал свою решимость продолжать борьбу и готовность к самопожертвованию, около половины войск были спасены гражданским населением, рыбаками, паромщиками, владельцами яхт, катеров и другими, откликнувшимися на призыв британских властей. Наравне с англичанами также действовали многие французы, бельгийцы и другие союзники, те, кто не поддался панике и не был заражен пораженческими настроениями. Многие из них в дальнейшем продолжили сражаться в составе как Британских вооруженных сил так и в военных формированиях, таких как «Свободная Франция», решившим, несмотря на капитуляцию своих правительств, продолжать борьбу.

При эвакуации личного состава английских, французских и бельгийских войск в районе Дюнкерка было брошено практически всё тяжёлое вооружение, техника и снаряжение. В общей сложности, было оставлено 2472 артиллерийских орудий, почти 65 тыс. автомашин, 20 тыс. мотоциклов, 68 тыс. тонн боеприпасов, 147 тыс. тонн топлива и 377 тыс. тонн снаряжения и военного имущества, 8 тыс. пулемётов и около 90 тыс. винтовок, в том числе всё тяжёлое вооружение и транспорт 9 английских дивизий. Потери королевских военно-воздушных сил, прикрывавших эвакуацию, составили 106 самолетов. В ходе операции и при транспортировке в Англию, погибло и пропало без вести около 2 тыс. солдат и моряков союзников..

В общей сложности, в ходе боёв с немецкими войсками во время проведения операции "Динамо" и после её окончания в районе Дюнкерка были пленены 50 тыс. военнослужащих французской армии. Из этого количества, около 15 тыс. из 40 тыс. прикрывавших последний этап эвакуации, военнослужащих французской армии попали в плен к немцам, будучи в арьергарде эвакуировавшихся войск союзников, несмотря на то что английский военно-морской флот до последней возможности не прекращал эвакуацию и успел вывезти более 26 тысяч французов (впоследствии, немецкая пропаганда использовала этот эпизод для разжигания антибританских настроений среди французов).

Также, в ходе операции были потеряны более четверти участвовавших в эвакуации кораблей и судов (224 английских и около 60 французских судов), в том числе 6 эсминцев английского военно-морского флота и 3 французских ВМС, значительное количество кораблей (в том числе, 19 или 23 корабля английского военно-морского флота) получили повреждения.

Немцы потеряли 140 самолётов в воздушных боях и от огня зенитной артиллерии. Среди людей потери составили 8,2 тыс. человек.

Об истинных причинах остановки немецкого наступления по приказу Гитлера военные историки спорят и по сей день. Были выдвинуты предположения, объясняющие это решение:

  • отмечается, что Гитлер стремился избежать дополнительных потерь в танковых частях, которые должны были вновь вступить в бои против французских войск во второй фазе Французской кампании. При этом, командующий 19-м армейским корпусом генерал Г. Гудериан (непосредственно участвовавший в операции по окружению англо-французских войск в районе Дюнкерка) считал, что "нервозность" Гитлера по этому вопросу являлась необоснованной, и что немецкие войска могли бы уничтожить блокированную группировку
  • начальник генерального штаба сухопутных войск Ф. Гальдер не рекомендовал атаковать плацдарм, предупреждая о опасности возможной контратаки французских войск из района Парижа.
  • переоценка возможностей ВВС. Шеф люфтваффе Геринг обещал своему фюреру, что сможет легко предотвратить эвакуацию с помощью ВВС, а танкам необходимо повернуть на юг и завершить кампанию против Франции.
  • предположение что Гитлер хотел заключить с Британией мир на выгодных условиях и намеренно помешал ликвидации войск, что, по его мнению, облегчало эту задачу.
  • Также существует версия, что Гитлер или представители немецкого военного командования вермахта опасались увеличения потерь в случае наступления на позиции противника в сочетании с возможностью перехода в наступление французских войск на других участках фронта.
Объективно стоит отметить, что после войны многие немецкие генералы стремились переложить всю ответственность при своих неудачах на Гитлера, однако по всей имеющейся информации можно сделать вывод, что генеральный штаб и большинство участвовавших в компании военачальников, опасались контрнаступления французской армии из района Парижа и встречного удара с побережья Британских экспедиционных сил. Также наступление было остановлено из за потерь в танках и пехоте, достигших к этому моменту от 30 до 50%, и опасения, что танковые войска могут быть полностью уничтожены при попытке атаковать отрезанные войска союзников, и дальнейшее продолжение войны на континенте, против на тот момент еще далеко не обескровленной французской армии, станет невозможным. Только после того, как были приняты меры по усилению частей и подтягивании пехоты и артиллерии, а также стало окончательно ясно о дезорганизации французской армии, наступление было возобновлено.

В любом случае, приказ о ликвидации окружённой группировки был отдан поздно, союзные войска успели укрепить свои позиции и провести эвакуацию, силы люфтваффе не справились с задачей им помешать, а англичане воспрянули духом благодаря «чуду Дюнкерка» и только укрепились в решимости продолжать войну.

20 мая 1940 года британское правительство приняло решение о проведении беспрецедентной операции по эвакуации британского экспедиционного корпуса с территории Франции. Операция получила кодовое название «Динамо». На момент принятия решения на вытянутом участке суши длиной 50 км и шириной 20 км в районе французского города Дюнкерк десять английских дивизий оказались заблокированы немецкими войсками. Кроме них в котёл угодило 18 французских и 12 бельгийских дивизий. Всего прижатыми к морю оказались около полумиллиона человек.

Плачевное положение союзнических войск было результатом молниеносной войны, развязанной немцами с целью захвата европейских государств. В результате немецкого «блицкрига» немцы смогли в кратчайшие сроки оккупировать Норвегию, Данию, Бельгию, Нидерланды, Францию и Люксембург. Германские танковые армии внезапными концентрированными ударами взламывали оборону противника и выходили на оперативный простор, разрушая систему управления, связь и снабжение, сея панику и смерть.

Командование союзнической армии оказалось не готово к новым методам ведения войны. 1300 танков генерал-полковника Гудериана и командующего танковой армией Пауля Людвига Эвальда фон Клейста, прорвав оборону французов, как нож в масло вошли клиньями в оборону французов и вышли 20 мая 1940 года к проливу Ла-Манш. Деморализованные союзнические войска колоннами отступали к побережью, оставляя противнику в качестве трофеев тяжелую технику.

Положение союзников усугубила капитуляция бельгийской армии под командованием короля Леопольда, подписанная 28 мая. Размер удерживаемого плацдарма неуклонно уменьшался. Казалось, что окруженные войска обречены на истребление и позорный плен. Перелом в трагическую ситуацию внес приказ Гитлера, остановивший наступление танковых дивизий на рубеже канала Аа – фактически немецким войскам было запрещено приближаться к Дюнкерку ближе чем на 10 км. Причина отдачи Гитлером столь странного распоряжения до сих пор не установлена. Можно только констатировать, что этот приказ позволил англичанам закрепиться в Дюнкерке и, в итоге, эвакуировать морем сотни тысяч военнослужащих. Наступление немецких танковых дивизий было возобновлено лишь 27 мая.

Приказ об эвакуации британский корпус получил 26 мая. Первоначально британское командование рассчитывало, что сможет спасти не более 45 тысяч окруженных и что отведено ему на это не более двух суток. В действительности операция растянулась до 4 июня, и эвакуировано было более 300 тысяч человек.

Эвакуация осуществлялась рассредоточенно, в условиях постоянно атакующей авиации противника и артиллерийских обстрелов. Эвакуировать приходилось в условиях постоянного боеконтакта арьергарда союзников с частями вермахта. Теснимые немцами, союзнические части ожесточенно сражались, изредка совершая контратаки и даже отбрасывая противника назад. Постепенно части, находящиеся в соприкосновении с противником, отправлялись на берег для эвакуации, а немцы накатывались на следующий рубеж обороны.

Отправка на берег отнюдь не означала попадания в спокойный тыл – тысячи солдат на пляже подвергались непрерывному артиллерийскому и миномётному обстрелу. Немецкие пилоты как в тире, заход за заходом, расстреливали союзнических солдат из пулеметов. Противопоставить им было нечего – вся зенитная артиллерия была брошена при отступлении. Огонь по самолетам вели из винтовок и ручных пулеметов. Летчики королевских военно-воздушных сил прилагали нечеловеческие усилия для спасения своих соотечественников – было совершено 2739 самолетовылетов, сбито более ста немецких самолетов.

Погрузка войск на суда осуществлялась как в порту Дюнкерка, так и с нескольких импровизированных причалов, сооруженных на побережье из колонн автомашин, загнанных в воду. Кроме того, солдаты добирались до мелких кораблей и катеров, подходивших к побережью на лодках, спасательных шлюпках и самодельных плавсредствах.

Всего в дюнкеркской операции принимало участие 860 судов различного водоизмещения – как гражданских, так и военных. В том числе в операции участвовали сотни кораблей, катеров и иных судов, предоставленных частными лицами и компаниями в ответ на призыв британского правительства принять участие в эвакуации войск.

2 июня последние британские части были погружены на эвакуационные суда. В ночь с 3 на 4 июня на берегу собралась огромная толпа французских военных, надеявшихся любой ценой попасть на борт последних судов, уходящих в Англию. Эвакуировать удалось 56 тысяч. А уже 4 июня немцы прорвались на пляж и стали расстреливать корабли прямой наводкой. Продолжение операции было невозможно. Эсминец «Шикари», последним покидавший Дюнкерк, провожали глазами десятки тысяч оставленных на берегу французских солдат. Дюнкерк пал.

В ходе операции «Динамо» было потеряно около четверти кораблей и судов, участвовавших в эвакуации. Большинство уцелевших судов было повреждено. В плен попало около 50 тысяч французских военных, в том числе 15 тысяч французов, до последнего прикрывавших эвакуацию. Погибло и пропало без вести около 2 тысяч солдат и моряков союзников. Более 60 тысяч человек из состава четырехсоттысячного британского экспедиционного корпуса были потеряны убитыми и пленными. Немцам досталось практически всё тяжелое вооружение, техника и снаряжение корпуса.

Однако, несмотря на чудовищные потери, была достигнута главная цель – удалось сохранить жизни большинства солдат корпуса, ставших в дальнейшем основой союзнических войск.

История Дюнкеркской катастрофы была не раз экранизирована. Последняя экранизация – фильм «Дюнкерк» - вышла на экраны в 2017 году.