Меню
Бесплатно
Главная  /  Малина  /  Реализация регионального компонента средствами дидактической игры. Дидактические игры для дошкольников по нрк Игры нрк детском саду татарстан

Реализация регионального компонента средствами дидактической игры. Дидактические игры для дошкольников по нрк Игры нрк детском саду татарстан

проект “Уйный- уйный үсәбез”

1. Рабочая программа группы на учебный год. (Образовательная область “Коммуникация” – Обучение детей татарскому языку по УМК “Татарча сөйләшәбез” – “Говорим по татарски”).

2. План воспитательно - образовательной работы группы на учебный год. (Коммуникация – Татарский язык: Тема; Словарная работа; Дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры)

3. Перспективный план распределения тем НОД по обучению детей татарскому языку по УМК на учебный год.


4. Отчет о проделанной работе по УМК.
5. Дидактические, сюжетно – ролевые, словесные игры для повторения пройденного материала по УМК.

6. Наглядно – демонстрационный, раздаточный материал по УМК.

7. Рабочие тетради для индивидуальной работы детей «Татарча сөйләшәбез» авторы: Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г.

8. Диагностический материал по УМК.

Информационный материал для родителей:

1. Информация о телевизионной передачи для детей дошкольного возраста на татарском языке « Әкият илендә» (в эфир выходит по воскресеньям в 9.30, на сайт размещается после трансляции по ТРК «Новый век».
2. Инструкция для входа и регистрации в систему он-лайн школы «Ана теле».

3. Словарный минимум для детей, обучающихся татарскому языку по учебно-методическому комплекту «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по татарски».

4.Гимн Республики Татарстан.

5. Информация «Новые подходы в обучении детей государственным языкам в ДОУ в РТ».


Картотека к национальному уголку «Туган җирем Татарстан» (НРК) старшая группа

Русская
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
6.Информационный материал о Татарстане, России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, перевод их произведений и татарские народные сказки.
9.Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами (4 игры), например: 1. «Составь узор» (на блюдце, чашке). 2. «Найди пару» (орнаменты домино). 3. «Найди и назови» (орнамент). 4. «Укрась тюбетейку и калфак».
10. Методическое пособие Бурганова Р. Г. «Татарский орнамент ИЗО детей от 3-х до 7 лет»
11. DVD диски с мультфильмами: - «Тукмар белән Чукмар»; - «Ике кыз»; - «Өч кыз»; - «Куян кызы»; - «Су анасы»; - «Кәҗә белән сарык әкияте»; - «Төлке белән каз»; - «Алтын бөртекләр»; - «Бүләк кемгә»; - «Агачлар да авырый»;
12. Художественная литература.

Картотека к национальному уголку «Туган җирем Татарстан» (НРК) старшая татарская группа


Татарская
1. Символика РФ и РТ (герб, флаг). Информационный и фотоматериал.
2.Куклы в татарской и русской национальной одежде (мальчик и девочка).
3. Информационный и наглядный материал о родном городе (альбом, книги, набор открыток, иллюстрации).
4.Информационный и фотоматериал о столице РТ г. Казани.
5.Информационный и наглядный материал о РТ (города-4, животный, растительный мир).
6.Информационный материал о России, Башкортостане, Чувашии: (образцы орнаментов для ИЗО деятельности, дидактические, подвижные игры народов РТ)
7. Портреты Г. Тукая, татарских писателей, их произведения (по программе), татарские народные сказки.
8. Образцы татарских национальных орнаментов 5 элементов: - тюльпан – лалә - лист – яфрак - колокольчик – кыңгырау - гвоздика – канәфер чәчәге - трехлистник - өч яфрак
9.Дидактические игры по ознакомлению с татарскими национальными орнаментами (4 игры).
10. DVD диски с мультфильмами: - «Тукмар белән Чукмар»; - «Ике кыз»; - «Өч кыз»; - «Куян кызы»; - «Су анасы»; - «Кәҗә белән сарык әкияте»; - «Төлке белән каз»; - «Алтын бөртекләр»; - «Бүләк кемгә»; - «Агачлар да авырый»;

В русле реализации Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности с детьми учет регионального компонента рассматривается нами, как условие вариативности дошкольного образования.

Национально-региональный компонент – это часть содержания образовательного процесса, отражающая национальное или региональное своеобразие культуры . Реализация регионального компонента предъявляет особые требования к организации, развивающей предметно - пространственной среды, одним из элементов которой выступают дидактические игры.

С целью реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования МДОАУ № 96 г. Орска нами разработаны дидактические игры, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических, национальных особенностей города.

Учитывая принцип «от близкого к далекому», первые знания дети получают о родном дошкольном учреждении. Для знакомства с помещениями детского сада, их назначением нами разработана в виде паззла «Мой детский сад».

Цель: познакомить детей 4-6 лет с основными помещениями дошкольного учреждения, их назначением, профессиями персонала в детском саду.

Материал: реальные фото помещений дошкольного учреждения (спортивный зал, музыкальный зал, кухня, прачечная и др.), разрезанные на части в виде паззла

Дидактическая задача: собрать паззл, назвать помещение и его назначение.

Не менее интересным пособием является для детей 5-6 лет «Составь картинку из кубиков».

Цель игры: Знакомить детей с достопримечательностями города Орска.

Игровая задача : составить из кубиков картинку по образцу.

Дидактические задачи: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закрепить знания детей о городе Орске; воспитывать любовь и уважение к родному городу. Развивать внимание, память, мышление, усидчивость.

Ход игры.

Воспитатель с ребенком рассматривают образцы – картинки с достопримечательностями города Орска. Ребенок называет, какие интересные (архитектурные) здания изображены на них, при затруднении воспитатель помогает.

Ребенок выбирает картинку, по которой будет собирать кубики. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть кубики, подобрать элементы на их сторонах. Ребенок при помощи воспитателя собирает картинку. Если ребенок самостоятельно пытается собрать картинку, это поощряется похвалой. После того, как картинка собрана, воспитатель спрашивает, что собрал ребенок. Один ребенок может собрать все 6 картинок или каждую картинку собирают по очереди.

Формированию представлений об архитектурных строениях города, зданиях и их назначении, памятниках и их месторасположении способствует дидактическая игра «Заколдованный город».

Цель: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.

Материал: карточки с контурными изображениями зданий и других сооружений города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.

Дидактическая задача: «расколдовать» город, т. е. соотнести силуэт здания с его изображением.

Ход игры:

Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

Как называется наша страна?

Как называется город, в котором вы живёте?

Как давно был основан наш город?

Какие улицы города вы знаете?

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Какие памятники нашего города вы знаете?

Какие памятники старины есть в нашем городе?

Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть карточки с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например, контур здания театра - фотография здания театра.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно с опорой на личные знания и опыт детей).

Продолжением темы знакомства с культурным и архитектурным своеобразием города Орска является дидактическая игра-лото «Мой город».

Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: продолжить знакомство с архитектурными сооружениями, памятниками и достопримечательностями города Орска. Обогатить представления о промышленных культурных объектах города, этническом составе населения территории.

Материал: 9 больших карт с изображением различных мест города Орска и 27 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит, какие рисунки на карточке изображены. В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник закрывает данное место на большой карте.

Знакомство с региональным компонентом предполагает формирование представлений о природе (флоре и фауне) Оренбуржья. В рамках ознакомления с животным миром Оренбургской области мы разработали дидактическую игру-лото «Животный мир Оренбуржья» . Игра предназначена для детей 4-6 лет.

Цель игры: познакомить детей с фауной Оренбуржья, упражнять в классификации животных, воспитывать заботливое отношение к природе родного края.

Материал: 9 больших карт с изображением различных животных Оренбуржья и 36 маленьких карт-изображений.

Игровые действия и правила : заполнить карточками большую карту. игрок, у кого быстрее всех будут закрыты все рисунки на большой картинке, считается победителем. Когда играют больше двух игроков, то игра не прекращается до тех пор, пока не выяснят, кто проиграл.

Ход игры: группа играющих разделяется на ведущих и непосредственных участников. Играющим предоставляют карты больших размеров, а ведущему дают коробку с маленькими картинками. Он достает эти картинки, вслух громко произносит «У кого такая картинка?». В это время группа игроков должна следить за своими картинками. Если оказывается, что называемый рисунок и рисунок на картинке совпадают, то этот участник рассказывает, кто изображен на маленькой карточке и затем закрывает ей такую же картинку на игровом поле.

Разработанные нами дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально-региональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они развивают интерес к настоящему и прошлому малой родины, знакомят с культурным наследием региона, традициями и обычаями, его национальным, природным своеобразием, развивают чувство патриотизма, расширяют социальные представления.

Список используемых Интернет-источников:

  1. Национально-региональный компонент учебного плана http://sociolinguistics.academic.ru/425/
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htm

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

города Буинска Буинского муниципального района Республики Татарстан»

Дидактические игры

по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста

с культурой народов Поволжья

Сагитова Гульнара Ансаровна,

воспитатель высший квалификаций категории

Абдуллина Гулия Гаравдиновна,

старший воспитатель высшей квалификационной категории

1. « Ә биемне ң сандыгы» «Бабушкин сундучок»

Цель : придумать проект и оформить комнату (домик) куклы Фатимы.

Оборудование и материалы : комната куклы Фатимы, построенная из детских стульчиков и других подсобных материалов; сундучок с бабушкиными изделиями, старинная утварь местного производства.

Ход : Воспитатель предлагает ребятам стать дизайнером по интерьеру и украсить комнату для куклы Фатимы так, чтобы она была уютной и красивой. При этом обращает внимание детей на то, что татары издавна использовали для жилищ кружева, изделия из дерева, вышивку... Они знали секреты украшения и бережно передавали их из поколения в поколение. Эти тайны до сих пор живут в бабушкином сундучке. Воспитатель предлагает юным дизайнерам заглянуть в такой сундучок и выбрать предметы, которые могут украсить комнату куклы. Дети предлагают свои варианты оформления помещения, украшают домик вышитыми полотенцами, скатертями, лоскутными яркими покрывалами, домоткаными дорожками, расставляют кухонную утварь и расписную посуду. Подводится итог: комната стала красивой и сделать её такой помогли секреты бабушкиного сундучка. Теперь кукла Фатима с удовольствием пригласит к себе гостей (игра продолжается).

2. « С ө рле тартма »

Цель : учить детей узнавать и называть детали народных костюмов народов Поволжья (Татарского, русского и чувашского).

Материал к игре : Сундучки с приданым трех национальностей, с костюмами и деталями одежды с украшениями к ним.

Ход : Детям предлагаются национальные наряды для праздников и будней. А также наряды разных сословий и предлагают одеть крестьянку или горожанку. И сравнить, почему так одевались крестьяне .

3 . «Г а йл ә »

Цель : Продолжать знакомить детей с бытом и историей Волжских татар, с укладом их жизни. Закрепить знание членов семьи на татарском языке.

Материал к игре: Миниатюрный домик в национальном стиле со всеми членами семьи.

Ход: Игра проводится в форме сюжетно-ролевой игры.

4. «Чытлы Бикя»

Цель : продолжать знакомить детей с элементами старинных национальных нарядов и украшений народов Поволжья. Развитие эстетических вкусов, патриотических чувств и толерантности у детей дошкольного возраста.

Материал к игре : Куклы с национальными костюмами и деталями к ним.

Ход : Игру можно провести в свободной форме. Просто предложить из одежды выбрать одежду для Маши, Амины и Арины, одеть всех девочек в определенный национальный наряд, либо разложить детали одежды по сундучкам для каждой куклы отдельно.

5. «Д әү ә ни»

Цель : знакомство детей с одеждой татарских девушек, названиями деталей одежды и украшений, которые они носили, а также укладом быта и жизни татарских женщин. Воспитание любви и интереса к культуре своего народа.

Материал к игре: Карточки, изготовленные из картона сложенного пополам. Верхней половине рисуется силуэт девушки в национальном костюме и определенная деталь вырезается таким образом, чтобы можно было сделать различные тканевые вкладки, как при игре в «Ателье».

Ход: Воспитатель начинает рассказ о том, какая у меня была Д әү ә ни.

Моя бабушка жила в татарской деревне и была она первой красавицей, умницей и умелицей. Она умела все на свете. И работать и петь, и на курае играть, и танцевать, наряжаться и красиво одеваться. Вот посмотрите:…

Далее воспитатель показывает, какие платья она одевала, из каких они были тканей и какие цвета и узоры предпочитали татары. Воспитатель называет все виды одежды (Камзул, жикет, читек, яулык, калфак…). Предлагает рассмотреть ткань для платья, которую носили на работу, на выход, на праздники и предлагает детям подумать, почему такой выбор (Шелк, бархат, ситец, лен…).

Но самое главное, что моя бабушка все умела. Она и пряла, и вязала, и вышивала, и штопала, и очень вкусно готовила и даже хлеб для стола растила сама…

Дети совместно с педагогом рассматривают, что делает девушка в каждом случае. Также можно рассмотреть украшения бабушки (Алка, белязек, чулпы…).