Меню
Бесплатно
Главная  /  Деревья  /  Биография цинь шихуанди. Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая. Правление объединённым Китаем

Биография цинь шихуанди. Цинь Шихуанди — первый император объединенного Китая. Правление объединённым Китаем

В российских школьных учебниках по истории рассказывается не очень подробно. Навряд ли каждому понятно, что III столетие до н. э., когда Цинь Шихуанди — первый китайский император, объединил враждующие разобщенные царства, – это и время Пунических войн . И события, которые происходили на Востоке, ничуть не менее значимы, чем сотрясавшие Европу и ее ближайших соседей.

Цинь Шихуанди насаждал идеологию порядка и сильной центральной власти, что довольно актуально для современного человечества. Он желал жить вечно. В результате если не вечно, то очень долго живет его заупокойная пирамида, которая стала крупнейшей археологической сенсацией ХХ столетия. Там была обнаружена так называемая Терракотовая армия – уникальнейший памятник, который уже в XXI веке привозили в Москву и выставляли в Государственном историческом музее.

Цинь Шихуанди родился в 259 г. до н. э. в Ханьдине, в княжестве Чжао царства Цинь. Его отец Чжуансян-ван был правитель, это следует из его имени, потому как «ван» означает «князь» или «царь».

Мать была наложница. То есть Цинь Шихуанди – бастард (незаконнорожденный, внебрачный ребенок). Больше того, мать перешла к Чжуансян-вану от предыдущего господина, придворного Люй Бувэя. И ходили слухи, что сын в действительности – его. Люй Бувэй, кстати, всячески покровительствовал мальчику. Однако оказаться его сыном было не очень лестно, потому что он, в отличие от Чжуансян-вана, не был князем и даже занимался торговлей.

Происхождение может многое объяснить в характере Цинь Шихуанди. История знает немало примеров того, как отчаянно рвутся к власти именно незаконнорожденные, а следовательно, уязвленные. Об этом неоднократно писал великий . Есть такое особенное стремление – доказать всем, что ты хоть и не такой знатный, как другие, зато самый сильный.

Мальчика назвали Ин Чжэн, что означает «первый». Догадка гениальная! Ведь он в действительности стал первым китайским императором.

В результате сложных придворных интриг Люй Бувэй смог добиться того, чтобы в 13 лет Чжэн стал правителем государства Цинь – одного из семи китайских царств. Китай переживал в те времена период раздробленности, и каждое из княжеств имело относительную самостоятельность.

Китайская цивилизация – одна из древнейших в мире. Ее начало относят к XIV столетию до н. э. Она зародилась, как и некоторые другие древние культуры Востока, в долине двух великих рек – Хуанхэ и Янцзы. Речная цивилизация во многом зависит от ирригации. Воюя с соседями, возможно попросту разрушить ирригационную систему, которая обеспечивает поля водой. И засуха, и затопление могут стать причиной потери урожая, а это означает — голод.

В VIII–V веках до н. э. Китай переживал этап раздробленности и внутренних войн. Однако, даже несмотря на это, древним китайцам было свойственно осознание себя единой великой цивилизацией, Поднебесной – прекрасным миром, окруженным «злыми варварами» и поэтому вынужденным себя защищать. При этом китайцам в действительности было чем гордиться. У них уже появилась письменность, они освоили металлургию и смогли создать совершенную систему ирригации.


Следует заметить, что 7 китайских царств – это полулегендарное понятие. К примеру, Британия на островах в Средневековье также началась с так называемых 7-и англосаксонских королевств. Это своего рода символ раздробленности. Китайские княжества – это Янь (северо-восток), Джао (север), Вэй (северо-запад), Цинь (также северо-запад), Ци (восток), Хань (центр) и Чун (юг).

Важную роль в преодолении мозаичной разобщенности сыграло именно царство Цинь, находившееся на северо-западной границе, в предгорьях, в излучине Хуанхэ. Оно не было самое передовое в экономическом отношении, потому как основные его силы уходили на сдерживание варваров, наступавших с северо-запада, в том числе сюнну – будущих гуннов. Именно это заставило жителей царства Цинь создать военную организацию, в большей степени мощную, чем у соседей.

Исследователи сравнивают внутреннее устройство царства Цинь с военной организацией Спарты. Бывают такие государства – не самые передовые в экономическом плане, но самые вынужденно организованные. Строжайшая дисциплина, прекрасное владение оружием – это выдвигает их в первые ряды. Так и Цинь оказалось самое заметное среди 7-и китайских царств.

Первые 8 лет на престоле Чжэн реально не правил. Власть была в руках его покровителю Люй Бувэю, который назвал себя регентом и первым министром, получив также официальный титул «второго отца».

Юный Чжэн проникся новой идеологией, центром которой в те времена было княжество Цинь. Она получила название легизма, или школы права. Это была идеология тоталитарной власти. Безграничный деспотизм вообще свойствен для Древнего Востока. Вспомним древнеегипетских фараонов, осознававших себя богами среди людей. И правители Древней Ассирии говорили о себе: «Я царь, царь царей».

В Древнем Китае идеология легизма пришла на смену философии, которую разработал примерно за 300 лет до Шихуанди знаменитый мыслитель Конфуций (Учитель Кун, как его называют в документах). Он организовал и возглавил первую в Китае частную школу. В нее принимали всех, а не только детей аристократов, потому как главная идея Конфуция – нравственно перевоспитать общество через перевоспитание правителей и чиновников.

Это во многом близко, к примеру, взглядам древнегреческого философа Платона, который в V–IV веках до н. э., приблизительно спустя столетие после Конфуция, также говорил о необходимости перевоспитания правителей и даже пробовал перейти к практической деятельности. Платон, как известно, до такой степени раздражал одного из тиранов, что тот продал его в рабство.

Конфуций, как сообщает известнейший историк Древнего Китая Сыма Цянь, предложил свои услуги 70-ти правителям, говоря: «Если кто-то использует мои идеи, я смогу сделать нечто полезное всего за один год». Но никто не откликнулся.

Идеи Конфуция предвосхищают философию гуманизма. У него трудящийся народ должен быть подчиненным и работящим, но государство обязано заботиться о нем и защищать его – тогда в обществе будет порядок. Именно Конфуций учил: «Должность не всегда делает человека мудрецом». А мечтой его был мудрец на высокой должности.

Как писал Сыма Цянь, Конфуций был недоволен современным ему обществом, опечален тем, что путь древних правителей заброшен. Он собрал и обработал древние гимны, стихи о единстве народа и власти, о необходимости подчиняться правителю, который должен быть добр к народу. Он видел общественное устройство как дружную семью. Поэтом Конфуцию приписали авторство, но, видимо, он в действительности лишь собрал эти произведения.

По мнению же молодого Чжэна, увлеченного идеями легизма, закон это высшая власть, идущая от неба, высший же правитель – носитель этой высшей власти.

238 год до н. э. — Чжэн стал править самостоятельно. Люй Бувэя он сослал, заподозрив – возможно, не беспочвенно – в подготовке мятежа. После его принудили . Остальных заговорщиков жестоко казнили. Среди прочих – и новый любовник матери Чжэна, ставленник Люй Бувея Лао Ай. Начиналась эпоха великих казней.

Цинь Шихуанди сделался полновластным хозяином небольшого, но довольно воинственного княжества. Первые 17 лет своего самостоятельного правления он постоянно воевал. Его правой рукой сделался некто Ли Сы. Это был страшный человек. Выходец из низов, из глухой деревни, он оказался весьма хитроумным и очень воинственным. Ли Сы горячо разделял идеологию легизма, придав ей определенную жестокую направленность: он уверял, что закон и обеспечивающее его наказание, а значит, жесткость и страх есть основа счастья всего народа.

К 221 г. до н. э. правитель Цинь смог покорить шесть остальных китайских царств. На пути к намеченной цели он пользовался и подкупом, и интригами, но более часто – военной силой. Подчинив себе всех, Чжэн объявил себя императором. Именно с этого времени он звался Шихуанди – «император-основоположник» (аналогично древнеримскому обозначению «император Август»). Первый император Цинь Шихуанди заявил, что править будут десятки поколений его потомков. Он жестоко ошибался. Но пока казалось, что этот род в действительности непобедимый.

Армия Цинь Шихуанди была огромной (ее ядро составляло 300 тыс. человек) и располагала все более совершенным железным оружием. Когда она двинулась в поход против сюнну, варвары были отброшены, а китайская территория на северо-западе в значительной мере расширена. Чтобы обеспечить защиту от враждебного окружения, первый китайский император приказал соединить былые укрепления шести царств новыми крепостными сооружениями.

Этим было положено начало строительству Великой Китайской стены. Возводилась она, так сказать, всем миром, но не добровольно, а принудительно. Основной строительной силой были солдаты. Вместе с ними работали сотни тысяч заключенных.

Укрепляя внутренний порядок, Цинь Шихуанди не переставал отгораживаться от внешнего варварского мира. Мобилизованное население неустанно строило Великую стену. Оставался китайский император и завоевателем. Он затеял войны в Южном Китае, на землях, которые не входили в число 7-и царств. Расширив свои владения на юге, Цинь Шихуанди выдвинулся дальше и покорил древнейшие государства Вьетнама, которые назывались Намвьет и Аулак. Туда он стал насильственно переселять колонистов из Китая, что вело к частичному смешению этносов.

Цинь Шихуанди основательно занялся внутренними делами государства. Ему приписывают такой лозунг: «Все колесницы с осью единой длины, все иероглифы стандартного написания». Это значило принцип единообразия буквально во всем. Как известно, к стандартизации, в частности мер и весов, стремились и древние римляне. И это было очень правильно, потому как способствовало развитию торговли. Однако в Риме, при всей тяге к порядку и дисциплине, сохранялись и элементы демократии: Сенат, выборные государственные должности и т. п.

В Китае же единообразие поддерживало прежде всего ничем не ограниченную центральную власть. Императора объявили сыном неба. Возникло даже выражение «мандат неба» – мандат от высших сил на абсолютную власть над каждым человеком.

Заботясь о единообразии, Цинь Шихуанди создал целостную сеть дорог. В 212-м до н. э. он велел провести дорогу с севера на восток, а потом прямо на юг, в столицу. При этом проложить ее было приказано прямо. Выполняя повеление императора, строителям приходилось прорубать горы и перебрасывали мосты через реки. Это была грандиозная работа, посильная лишь для мобилизованного населения тоталитарного государства.

Первый китайский император Цинь Шихуанди, ввел единую систему написания иероглифов (в покоренных царствах письменность несколько отличалась) и общую систему мер и весов. Но наряду с этими благими деяниями была и организация единой системы наказаний. Легисты утверждали: «Разуму народа возможно доверять настолько же, насколько и разуму ребенка. Ребенок не понимает, что страдание от малого наказания – это средство получить большую пользу».

Новой столицей Шихуанди сделал город Сяньян, неподалеку от современного Сианя, к юго-западу от Пекина, в центре современного Китая. Туда переселили высшую знать из всех шести царств – 120 тыс. семей. Всего в столице проживало около миллиона человек.

Вся территория государства была поделена на 36 административных округов, чтобы прежние границы царств были забыты. Новое деление никак не соотносилось ни с былыми границами, ни с этническими особенностями населения. Все держалось исключительно на насилии.

Ни один человек в империи не мог иметь личного оружие. Его у населения отобрали, а из полученного металла отлили колокола и 12 гигантских статуй.

213 год до н. э. – приняли закон об уничтожении книг. Его энтузиастом был Ли Сы. Он считал важным, чтобы люди позабыли об учености и никогда не вспоминали о прошлом, чтобы избежать дискредитации настоящего. Историк Сыма Цянь привел текст обращения Ли Сы к императору.

Придворный с возмущением сообщает: «Услышав об издании указа про книги, эти люди тут же начинают обсуждать его исходя из своих собственных идей! В душе они его отрицают и занимаются пересудами в переулках! Они делают себе имя, понося начальство». Все это считали недопустимым. У народа не должно быть никаких собственных идей, а решения властей не подлежали обсуждению.

Выводы Ли Сы таковы: мириться с таким положением невозможно, так как оно чревато ослаблением правителя. Необходимо сжечь все книги, хранящиеся в императорских архивах, кроме хроники династии Цинь. Следует изъять тексты Шицзин и Шу-цзин – древние гимны и исторические документы, объединение которых приписывают Конфуцию, – и сжечь все без разбора. Уничтожению не подлежали лишь книги, посвященные медицине и гаданию. «Тот же, кто пожелает учиться, – пишет Ли Сы, – пусть берет в наставники чиновников».

И разумеется надо казнить любого, осмелившегося говорить о Шицзин и Шу-цзин, а тела казненных выставлять на торговых площадях. Если же кто-то станет критиковать настоящее, ссылаясь на прошлое, и хранить запрещенные книги, его следует казнить вместе со всей семьей, при этом уничтожить три поколения, связанные с этим человеком.

Примерно спустя 50 лет после смерти императора в стене одного из старых домов обнаружили замурованные книги. Погибая, ученые прятали их, в надежде сохранить знание. Так неоднократно бывало в истории: правитель истреблял ученых, но культура в последствии возрождалась. И Китай при династии Хань, утвердившейся на престоле после преемников Шихуанди, возвратился к идеям Конфуция. Хотя, великий мудрец вряд ли смог узнать себя в новых пересказах.

Его философия была во многом основана на патриархальных мечтах о справедливости, равенстве, на вере в возможность перевоспитать правителя. После господства легизма неоконфуцианство впитало идею незыблемости порядка, естественного деления людей на высших и низших и необходимости сильной центральной власти.

Чтобы провести в жизнь свои законы, император Цинь Шихуанди создал целую систему жесточайших наказаний. Виды казни для порядка даже пронумеровали. При этом убить человека ударом палки или проткнуть копьем – это легкие способы казни. Во многих случаях необходимы другие, более изощренные. Шихуанди постоянно ездил по стране, лично следя за исполнением своих приказов.

Повсюду возводились стелы с надписями такого, к примеру, содержания: «Великий принцип управления страной прекрасен и ясен. Его можно передать потомкам, и они будут следовать ему, не внося никаких изменений». На другой стеле появились такие слова: «Надо, чтобы повсюду теперь люди знали, что нельзя делать». Стелы этого императора – квинтэссенция деспотизма, основанного на запретительно-карательной системе тотального контроля.

Цинь Шихуанди построил для себя гигантские дворцы и повелел соединить их запутанными дорогами. Никто не должен был знать, где на данный момент находится император. Он всегда и везде появлялся неожиданно. У него были основания бояться за свою жизнь. Незадолго до его смерти были один за другим разоблачены три заговора.

А умирать Шихуанди не хотелось. Он верил, в возможность отыскать эликсир бессмертия. Чтобы добыть его, снаряжались многочисленные экспедиции, в том числе к островам Восточного моря, вероятно в Японию. Об этой далекой и труднодоступной земле в древности ходила всяческая молва. Потому было нетрудным поверить, что эликсир бессмертия хранится именно там.

Узнав о поисках эликсира, уцелевшие ученые-конфуцианцы заявили, что это суеверие, такого средства не может существовать. За такое сомнения 400 или 460 конфуцианцев были по приказу императора живыми закопаны в землю.

Так и не раздобыв вожделенного эликсира, Цинь Шихуанди сосредоточил основное внимание на своей гробнице. Трудно сказать, была ли у него на самом деле идея, чтобы вместе с ним была похоронена его гигантская армия, и не пришлось ли уговаривать императора заменить живых воинов терракотовыми.

Шихуанди умер в 210 г. до н. э., при очередном объезде владений. Его уверенность в том, что установленный порядок незыблем, не оправдалась. Крах системы наступил довольно скоро после его смерти. Ли Сы обеспечил самоубийство прямого наследника – старшего сына императора Фу Су, а после добился того, чтобы все сыновья и дочери первого китайского императора Цинь Шихуанди были уничтожены один за другим. С ними было покончено к 206 году. Жив остался только его ставленник Ли Сы, младший сын Шихуанди Эр Шихуанди, которого Ли Сы считал марионеткой, игрушкой в своих руках.

Но главный евнух дворца смог расправиться с самим Ли Сы. Бывшего всесильного придворного предали казни по всем тем правилам, которые он пропагандировал и насаждал, при этом по четвертому, самому чудовищному варианту. Весьма поучительная история для злодеев…

206 год до н. э. – убили и второго императора Эр Шихуанди. В стране развернулось мощное движение социального протеста. Ведь население уже много лет страдало от жестоких порядков и роста податей. Дошло до того, что у каждого человека изымали около половины доходов. Начались народные восстания, одно из них, как ни удивительно, было успешное. Династия Хань, последовавшая за династией Цинь, – это потомки одного из победителей, возглавившего грандиозное народное движение.

1974 год — китайский крестьянин обнаружил в одной из деревень в районе города Сиань, недалеко от бывшей столицы Шихуанди, фрагмент глиняной скульптуры (видео в конце статьи). Начали проводить раскопки – и было обнаружено 8 тыс. терракотовых солдат, каждый высотой примерно 180 см, то есть нормального человеческого роста. Это была Терракотовая армия, сопровождавшая первого императора в последний путь. Захоронение самого Цинь Шихуанди пока не вскрыто. Но археологи считают, что оно находится там же.

Первый император Китая стал героем многочисленных книг и фильмов. Следует отметить, что он очень полюбился фашистам, которые по сей день лепят из него свой идеал, забывая, как дорого обошелся стране созданный им порядок и насколько недолговечным он оказался.

Н.Басовская

Первый император Цинь, Ши-хуанди, был сыном циньского Чжуан-сян-вана () от его любимой наложницы. При рождении он получил имя Чжэн («первый»). Ему исполнилось 13 лет, когда в 246 г. до Р.Х. умер его отец, и Чжэн стал у власти, сделавшись правителем Цинь. К этому времени царство Цинь уже было одним из крупнейших и сильнейших китайских государств. Чжэн-вану оставалось сделать последнее усилие для того, чтобы объединить под своей властью всю страну. Политическая ситуация в Поднебесной тогда была следующей - на востоке циньцам противостояли пять царств: Чу (), Хань (), Вэй (), Чжао () и Янь (); за ними на берегу океана располагалось Ци (), в котором все они искали опоры. Каждое из шести восточных царств в отдельности было намного слабее Цинь, но вместе они представляли серьезную силу. Дабы разрушить их союз, Чжэн-ван истратил огромное количество золота на подкуп высших сановников Ци. В результате большая часть их стала агентами Цинь и проводила его политику. Советники уговорили цийского Цзянь-вана заключить союз с Цинь и отказаться от поддержки своих западных соседей. В результате циньцы получили возможность разгромить их всех поодиночке. В 234 г. до Р.Х. циньский полководец Хуань Ци разбил под Пинъяном армию Чжао, казнил 100 тыс. человек и овладел этим городом. В 230 г. до Р.Х. циньцы взяли в плен ханьского вана Аня, заняли все принадлежавшие ему земли и ликвидировали царство Хань. В 229 г. до Р.Х. Чжэн-ван вновь двинул крупные силы против Чжао. В следующем году чжаоский Ю-мяо-ван сдался циньским военачальникам Ван Цзяню и Цян Хую. Но его брат Дай-ван Цзя еще шесть лет правил в Дае. В 227 г. до Р.Х. циньская армия напала на царство Янь. В 226 г. до Р.Х. она заняла яньский Цзичэн. Яньский ван бежал на восток, в Ляодун и стал править там. В 225 г. до Р.Х. циньский полководец Ван Бэнь напал на княжество Вэй. Он провел от Хуанхэ канал и затопил Далян водой. Стены города рухнули, и вэйский ван сдался. После этого Цинь полностью овладело землями Вэй. В 224 г. до Р.Х. Ван Цзянь напал на Чу и дошел до Пинъюя. В 223 г. до Р.Х. чуский ван Фу-чу был взят в плен, а все его владения присоединены к Цинь. В 222 г. до Р.Х. Чжэн-ван послал большую армию во главе с Вань Бэнем против яньского Ляодуна. Яньский ван Си был взят в плен. На обратном пути Вань Бэнь напал на Дай и взял в плен дайского вана Цзя. После всех этих побед царство Ци оказалось с трех сторон охвачено владениями Цинь. В 221 г. до Р.Х. последний циский ван Цзянь без боя сдался Ван Бэню. Объединение Китая было завершено. Чжэн-ван принял титул Ши-хуанди (буквально «первый властитель-император»).

Жители шести восточных царств стали подданными Цинь. Для них это означало не просто смену властелина, но и во многом перемену всего образа их жизни. Основной идеологией в Цинь, в отличие от других царств, где распространилось конфуцианство (), было учение фацзя, или легизм (). Логика закона служила для Ши-хуанди и его сановников основным руководством в их политической деятельности. В связи с этим всякое отступление от закона по мотивам доброты или гуманности считалось недозволенной слабостью. Суровая справедливость напрямую отождествлялась с волей Неба и служение ей, по понятиям Ши-хуанди, составляло главную добродетель государя. Он был человек железной воли и не терпел никакого сопротивления. Вскоре все население Поднебесной почувствовало жесткую руку нового императора. Сыма Цянь так характеризует порядки, установившиеся в империи Цинь: «Преобладали твердость, решительность и крайняя суровость, все дела решались на основании законов; считалось, что только жестокость и угнетение без проявления человеколюбия, милосердия, доброты и справедливости могут соответствовать пяти добродетельным силам. До крайности усердствовали в применении законов и долго никого не миловали».

Своей внутренней организацией Цинь также не походила ни на одно из чжоуских царств. Вместо иерархии феодальных владетелей здесь строго проводилась идея централизации. Вскоре после присоединения Ци возник вопрос о том, как быть с завоеванными царствами. Некоторые сановники советовали Ши-хуанди отправить туда правителями своих сыновей. Однако глава судебного приказа Ли Сы не согласился с таким решением и, ссылаясь на печальный пример династии Чжоу (), заявил: «Чжоуские Вэнь-ван и У-ван жаловали владения во множестве сыновьям, младшим братьям и членам своей фамилии, но впоследствии их потомки стали отчужденными и сражались друг с другом как заклятые враги, владетельные князья все чаще нападали и убивали друг друга, а чжоуский Сын Неба не был в состоянии прекратить эти междоусобицы. Ныне, благодаря вашим необыкновенным дарованиям, вся земля среди морей объединена в одно целое и разделена на области и уезды. Если теперь всех сыновей ваших и заслуженных чиновников щедро одарить доходами от поступающих податей, то этого будет вполне достаточно, и Поднебесной станет легче управлять. Отсутствие различных мнений о Поднебесной - вот средство к установлению спокойствия и мира. Если же снова поставить в княжествах владетельных князей, будет плохо». Ши-хуанди последовал этому совету. Он разделил империю на 36 областей, в каждой области поставил начальника – шоу, воеводу – вэя и инспектора – цзяня. Области делились на уезды, уезды – на районы, а районы – на волости. Для прекращения распрей, междоусобий и мятежей всему гражданскому населению было предписано сдать оружие. (В Сяньяне из него выплавили колокола, а также 12 металлических статуй, весом в 1000 дань каждая (около 30 т)). Для пресечения всякого сепаратизма знать бывших княжеств в количестве 120 тыс. человек была насильно переселена в столицу Цинь Сяньян. Во всех завоеванных царствах Ши-хуанди велел разрушить городские стены, срыть оборонительные дамбы на реках и устранить все препятствия и преграды для свободного передвижения. Повсюду развернулось строительство новых дорог, которые необходимы были для налаживания быстрого сообщения между различными частями империи. В 212 г. до Р.Х. началось сооружение стратегической дороги длиной 1800 ли (около 900 км), которая должна была соединить Цзююань и Юнъань. Император ввел единую систему законов и измерений, мер веса емкости и длины. Для всех повозок была установлена единая длина оси, а в письме введено единое начертание иероглифов.

В то же время, умиротворив Поднебесную, Ши-хуанди развернул наступление на окрестных варваров. В 215 г. до Р.Х. он послал 300 тыс. армию на север против племени ху и захватил земли Хэнани (северную излучину Хуанхэ в нынешнем Автономном районе Внутренняя Монголия). (Сыма Цянь пишет, что этот грандиозный поход был предпринят из-за того, что Ши-хуанди стало известно древнее пророчество о том, что «Цинь погубят хусцы»). Одновременно шла усиленная колонизация южных районов, заселенных варварскими племенами юэ. Здесь были образованы четыре новые области, куда Ши-хуанди велел ссылать всякого рода правонарушителей и преступников, а также людей, бежавших от наказаний, укрывавшихся от уплаты повинностей, или отданных за долги в чужие дома. На северо-востоке император начал борьбу с воинственными сюну (хунну). От Юйчжуна вдоль реки Хуанхэ и на восток вплоть до гор Иньшань он учредил 34 новых уезда и велел построить стену вдоль Хуанхэ в качестве заслона от кочевников. Насильно переселяя и ссылая, он заполнил населением вновь учрежденные уезды.

Жестокие порядки, установившиеся в Циньской империи, встретили порицание со стороны конфуцианцев. Поскольку примеры для своих проповедей те прежде всего искали в прошлом и потому старались идеализировать старину, Ши-хуанди в 213 г. до Р.Х. издал указ о сожжении всех старинных хроник за исключением циньских анналов. Всем частным лицам было приказано сдать и уничтожить хранившиеся у них списки "Ши цзин" и "Шу цзин" ("Книгу песен" и "Книгу истории" - входили в состав классического конфуцианского Пятикнижия) , а также сочинения школ нелегистского толка (прежде всего конфуцианцев). Было приказано подвергать публичной казни всех тех, кто на примерах древности осмелится порицать современность. Всех, у кого обнаруживали запрещенные книги, предписывалось отправлять на принудительные работы по постройке Великой стены. На основании этого указа только в столице было казнено 460 видных конфуцианцев. Еще большее их число было сослано на каторжные работы.

Имея вследствие жестокого законодательства большое число каторжников, Ши-хуанди развернул широкомасштабное строительство. Помимо значительной части Великой китайской стены и новых дорог в его царствование было построено множество дворцов. Символизировать мощь империи Цинь должен был новый императорский дворец Эпан, сооружение которого началось неподалеку от Сяньяна. Предполагалось, что он будет иметь размеры 170 на 800 м и превзойдет величиной все остальные сооружения в Поднебесной. На эту грандиозную стройку было пригнано, по словам Сыма Цяня, более 700 тысяч преступников, осужденных на кастрацию и каторжные работы. Помимо Эпана в окрестностях Сяньяна было построено 270 небольших дворцов. Все комнаты в них были украшены занавесками и пологами, и всюду жили красивые наложницы. Никто, кроме ближайших к императору людей, не знал в каком из дворцов находится в данный момент Ши-хуанди. (Вообще, все касающееся частной жизни императора, хранилось в строгой тайне. Он очень не любил болтунов и сурово карал любого, заподозренного в этой слабости. Сыма Цянь пишет, что как-то Ши-хуанди находился во дворце Ляншань и с горы увидел, что его первого советника сопровождает множество колесниц и всадников. Это ему не понравилось. Кто-то из свиты поведал о недовольстве императора первому советнику, и тот сократил число сопровождающих. Ши-хуанди разгневался и сказал: «Кто-то из окружающих разгласил мои слова!» Устроили допрос, но никто не признался. Тогда император приказал казнить всех, кто находился в тот момент около него).

Впрочем, не смотря на все вышесказанное, нельзя рисовать правление Ши-хуанди только черными красками. Он много сделал для развития земледелия, так как понимал, что богатое, лояльное к власти крестьянство есть главный залог процветания его империи. Современники пишут, что все свое время без остатка Ши-хуанди посвящал делам. За свое недолгое правление он успел объехать всю империю вдоль и поперек и вникал буквально во все мелочи управления. (Как говорилось в одной из официальных надписей, «Наш властитель-император… одновременно решает тысячи дел, поэтому далекое и близкое – все становится до конца ясным»). Каждый день он отвешивал на весах 1 дань поступивших к нему донесений (то есть около 30 кг бамбуковых дощечек) и не позволял себе отдыхать, пока не просматривал их все и не отдавал соответствующих распоряжений.

Но как это обычно бывает, положительную сторону проведенных им глубоких преобразований население страны сумело оценить гораздо позже, в то время как отрицательная сразу бросалась в глаза. В воспоминаниях потомках первый император династии Цинь остался прежде всего как жестокий и самовлюбленный деспот, безжалостно угнетавший свой народ. Действительно, надписи Ши-хуанди свидетельствуют о том, что он имел колоссальное самомнение и в какой-то мере считал себя даже причастным к божественным силам. (Например, в надписи на горе Гуйцзи кроме всего прочего говорилось: «Император распутывает законы, присущие всему сущему, проверяет и испытывает суть всех дел… Исправляя ошибки людей, он осуществляет справедливость… Потомки с почтением воспримут его законы, неизменное управление будет вечным, и ничто – не колесницы, ни лодки – не опрокинется»). Официально провозглашалось, что миропорядок, установленный Ши-хуанди, просуществует «десять тысяч поколений». Казалось вполне естественным, что «вечная империя» должна иметь и вечного властелина. Император израсходовал огромные средства на поиски снадобья, дарующего бессмертие, но так и не смог его найти. Видимо, сама мысль о том, что, не смотря на все свое величие и безграничное могущество, он также, как и последний из его подданных, подвластен смерти, была оскорбительна для него. Сыма Цянь пишет, что Ши-хуанди не переносил разговоров о смерти, и никто из приближенных не смел даже затрагивать эту тему. Поэтому в 210 г. до Р.Х., когда Ши-хуанди тяжело заболел во время объезда восточных, приморских, областей, никаких приготовлений к похоронам не делалось. Он сам, осознав наконец, что дни его сочтены, отправил к старшему сыну Фу Су короткую записку следующего содержания: «Встречай траурную колесницу в Сяньяне и похорони меня». Это было его последнее повеление.

Когда Ши-хуанди умер, приближенные, опасаясь волнений, скрыли его смерть. Только после того, как его тело прибыло в столицу, был объявлен официальный траур. Еще задолго до своей кончины Ши-хуанди стал сооружать в горе Лишань огромный склеп. Сыма Цянь пишет: «Склеп наполнили привезенные и спущенные туда копии дворцов, фигуры чиновников всех рангов, редкие вещи и необыкновенные драгоценности. Мастерам приказали сделать луки-самострелы, чтобы установленные там, они стреляли в тех, кто попытается прорыть ход и пробраться в усыпальницу. Из ртути сделали большие и малые реки и моря, причем ртуть самопроизвольно переливалась в них. На потолке изобразили картину неба, на полу – очертания земли. Светильники наполнили жиром жэнь-юев в расчете, что огонь долго не потухнет. Во время похорон принявший власть наследник Эр-ши сказал: «Всех бездетных обитательниц задних покоев дворца покойного императора прогонять не должно», и приказал всех их захоронить вместе с покойником. Погибших было множество. Когда гроб императора уже опустили вниз, кто-то сказал, что мастера, делавшие все устройство и прятавшие ценности, знают все и могут проболтаться о скрытых сокровищах. Поэтому, когда церемония похорон завершилась, и все было укрыто, заложили среднюю дверь прохода. После чего, опустив наружную дверь, наглухо замуровали всех мастеровых и тех, кто наполнял могилу ценностями, так что никто оттуда не вышел. Сверху посадили траву и деревья, чтобы могила приняла вид обычной горы».

Китай и Великая степь

Things do not happen out of nothing. Everything has its background, context and purposes - often cross purposes. Features combine numerous articles on a topic or event to bring you not only information but a deeper understanding of what is going on - the whys and whats of the matter.

How do we make recommendations?

Our recommendations are based on many factors. We look at the metadata of for example an article that is open and find other articles that have similar metadata. Metadata consists mainly of tags that our writers add to their work. We also take a look at what other articles other visitors who have viewed the same article have viewed. In addition, we can also consider some other factors. For example, when it come to features, we also consider the metadata of the articles in the feature and look for other features that comprise of articles with similar metadata. In effect, we look at the use of the content and the information that the content creators themselves add to the content to bring you the kind of content that is likely to interest you.


Участие в войнах: Подчинение царств Хань, Вэй, Чу, Ци, Чжао и Янь. Войны во Вьетнаме.
Участие в сражениях:

(Qin Shi Huang) Правитель царства Цинь (246—221 до н. э.), император Китая (221—210 до н. э.)

Цинь Шихуанди был одним из наиболее прославленных правителей царства Цинь, на практике использовавший идеи легизма. В 238 году до н. э. на циньский трон взошел молодой правитель Ин Чжэн, которому за семнадцать лет непрерывных войн удалось одержать победу над всеми своими соперников и объединить разрозненные китайские государства. В 221 году Цинь покорило последнее независимое царство — Ци на Шаньдунском полуострове, а Ин Чжэн стал властелином объединенного Китая. После этого он принимает новый титул — хуанди («император»), став Цинь Шихуанди («первым императором династии Цинь»). Прежняя столица царства Цинь, город Сяньян на реке Вэйхэ (нынешний Сиань), была объявлена имперской столицей.

Цинь Шихуанди не ограничился завоеванием соседних царств и продолжил экспансию на север и юг. Грандиозная регулярная армия Цинь Шихуанди была вооружена железным оружием и усилена мощнейшей кавалерией. К этому времени на северной границе империи складывался могучий племенной союз хунну (гуннов), их регулярные набеги на Китай сопровождались угоном тысяч пленников. Против хунну выступила трехсоттысячное циньское войско, нанесшее им поражение и оттеснившее их кочевья за излучину реки Хуанхэ. Для обороны северных рубежей от набегов кочевников-хунну в 214 году до н.э. Цинь Шихуанди начал возведение Великой Китайской стены (на месте старых укреплений). В строительстве должно было принимать участие все население от 23 до 55 лет, в том числе рабы и осужденные. Великая Китайская стена протяженностью почти в четыре тысячи километров была сооружена из каменных глыб и утрамбованной земли.

Цинь Шихуанди вел регулярные войны в Северо-Восточном Вьетнаме и Южном Китае. Ценой больших потерь его войскам удалось добиться повиновения древневьетнамских государств Аулак и Намвьет. Под властью империи Цинь оказалась значительная территория, охватывавшая разные по уровню общественного развития и этническому составу регионы. Цинь Шихуанди распространил по всей стране установления Шан Яна , создав сильную военно-бюрократическую централизованную империю во главе с абсолютным монархом. Завоеватели-циньцы заняли в ней привилегированное положение, им принадлежали все руководящие посты в государстве. Законы царства Цинь были дополнены суровыми уголовными статьями. Унификация весов и мер, а также монетная реформа, исключившая все средства обращения, кроме циньских бронзовых денег, привели к стремительному росту товарно-денежных отношений. Упрощена и унифицирована была старая иероглифическая письменность, введены всеобщие правила делопроизводства.

Цинь Шихуанди провел важнейшую административную реформу: разделил территорию страны на административные округа, управляемые особыми чиновниками, назначенными лично императором. Империя была поделена на сорок территориально - административных областей, а области - на сяни (округа) без учета прежних этнических и политических границ. Населению воспрещалось называть себя яньцами, вэйцами, цинцами и прочими. Законом было утверждено одно-единственное для всех свободных полноправных граждан название цяньшоу (черноголовые). Были введены единая система чиновничества, единое писаное законодательство, установлен надзор за деятельностью всего чиновничьего аппарата сверху донизу (плоть до императора). Чтобы предотвратить опасность сосредоточивания власти в руках местных князьков, им было велено строго-настрого жить в столице, вдали от своих личных владений. Таким образом, легизм с его разработанной теорией централизованного административно-территориального управления, по сути, стал официальной идеологией Циньской империи.

В 216 году император Цинь Шихуанди издал приказ, повелевавший всем цяньщоу срочно сообщить о наличной земельной собственности, и ввел необычайно тяжелый поземельный налог, достигавший 2/3 дохода земледельцев. Укрывавшихся от повинностей и налогов разыскивали и ссылали на окраины колонизовать завоеванные земли. Представители аристократии неоднократно предпринимали попытки покушения на Цинь Шихуанди. После чего император, погрузившись в себя и подозревая всех и всякого, построил тридцать семь сообщающихся дворцов, чтобы никто не знал, где именно он расположился в данную ночь. Однако в 210 году в возрасте сорока восьми лет Цинь Шихуанди умер.

Китайская культура славится своими многочисленными артефактами, которые являются гордостью страны. Сегодня мы расскажем об одном из этих знаменитых артефактов – Терракотовой армии китайского императора Цинь Ши Хуан Ди.

Это великое «чудо света» находится в китайской провинции Шэньси, на восток от города Сиань, и представляет из себя воинский глиняный гарнизон, состоящий из, не менее восьми тысяч девяносто девяти статуй китайских воинов, лошадей, деревянных колесниц – это «Терракотовая армия императора Цинь Ши Хуан Ди». Это войско было погребено вместе с китайским императором Цинь Ши Хуан Ди, в 201 году до нашей эры.

Но потомки узнали об этом много веков спустя, причем совершенно случайно. Долгие годы, китайские земледельцы при работах в поле натыкались на глиняные черепки, но не обращали на это внимания и не трогали их, так как суеверно предполагали, что это чьи-то магические амулеты. Но что это такое, стало достоверно известно только в 1974 году, когда земледелец Янь Джи Ван начал рыть на своем земельном участке яму под колодец, но наткнулся не на воду, а на нечто совершенно невероятное: на фигуру из глины в человеческий рост, изображавшую древнего воина, и расположенную на глубине в пять метров. Когда на место прибыли археологи и принялись за работу, они были еще более изумлены, так как воин здесь оказался не один: их было несколько тысяч. Начались научные изыскания, показавшие, что эти фигуры относятся к периоду гибели знаменитого императора, объединившего Китай – Цинь Ши Хуан Ди, настоящее имя которого было Ин Чжен, и им уже больше двух тысяч лет.

Дальнейшие исследования приоткрыли общественности следующие факты: строить китайскую терракотовую армию начали в 247 году до нашей эры, к этому грандиозному плану было привлечено более семисот тысяч ремесленников и рабочих в разных частях страны. Стройка шла в течение тридцати восьми лет. Лошадей изготавливали у горы Лишан, каждая такая фигура весит – двести килограммов. Фигуры терракотовых воинов полегче – сто тридцать пять килограммов. Для того, чтобы защитить продолжающиеся более сорока лет раскопки от воздействия непогоды, были возведены три огромных павильона. Но, археологи не хотят останавливаться на достигнутом: тут их ожидает еще много находок.

Терракотовая армия Цинь Шихуанди в Китае , нужна была для того, чтобы защищать своего императора и после смерти. Тысячи глиняных солдат стоят в позе полной боевой готовности, по рангу. И, несмотря на то, что на момент обнаружения статуи были блекло-серого цвета, на них еще можно увидеть места с сохранившимися пятнами краски, что дает основания полагать, что во время захоронения они были раскрашены, и выглядели весьма реалистично. При раскопках было найдено древнее оружие: мечи, наконечники стрел и так далее – в основном, они хорошо сохранились. Солдаты стоят в окопах-коридорах, в других коридорах находятся, выстроенные в четыре ряда кони, с прикрепленными сзади деревянными колесницами. Терракотовая армия – лишь малая часть огромного мавзолея великого императора, представляющего важную веху китайской истории. Ин Чжен занял трон в тринадцать лет, в 246 году до нашей эры, и уже к 221 году смог объединить несколько воюющих друг с другом царств, после этого он взял себе псевдоним - Цинь Ши Хуан Ди, так как стал первым императором династии Цинь. Он вел мудрую политику: подогнал под единый стандарт монеты, меры веса, единицы расстояния, строил дороги, каналы, начал создавать самую первую версию Великой китайской стены, чтобы защитить своих людей от набегов кочевников. Но, честолюбивый император мечтал о бессмертие и пытался принимать для этого таблетки со ртутью, что и привело его к быстрой смерти в самом расцвете сил.

Ученые пришли к выводу, что проект терракотовой армии не был завершен до конца, вследствие стихийных восстаний, вспыхивавших после смерти императора. На сегодняшний день, частично раскопано четыре ямы, и только три заполнены терракотовыми войнами, лошадьми, колесницами и оружием, а четвертая – пустая. До сих пор не начались раскопки самой гробницы императора Цинь Ши Хуан Ди, в которой, согласно, отчетам его придворного писца Сиям Цяня, хранятся неисчислимые богатства: модели китайских дворцов, шатров, штабов, судов, россыпи драгоценных камней, редкие изделия. Китайские археологи совсем недавно брали пробы из кургана, используя метод дистанционного зондирования, ими была обнаружена громадная подземная палата, с четырьмя лестницами. Археологи вырыли экспериментальные ямы вокруг захоронения, и отыскали фигуры танцоров, музыкантов, акробатов, запечатленных в момент движения.

Но, вместе с этими удивительными находками, у ученых появилось еще больше вопросов. Во-первых, загадкой для археологов остается то, каким образом огромные по весу и росту фигуры обжигали в печах, так как до сих пор, печей таких размеров обнаружено не было. Часть исследователей предположила, что обжиг происходил с помощью специального покрытия, распадавшегося, достигнув температуры в пятьсот градусов Цельсия, открывая во всей красе готовую статую. Тем не менее, чтобы изготовить так много терракотовых солдат, столь высокого качества, предполагается определенная высокая степень индустриализации, которой Китай достиг лишь к восемнадцатому веку, но никак не в период создания терракотовой армии императора. Еще один вопрос и загадка, волнующая ученых – индивидуальность каждой терракотовой фигуры: выражение лица, мимика, взгляд, национальность, создается ощущение, что для статуй позировали реальные люди, и это не выдумка талантливых мастеров. Кроме того, встал вопрос: как могло так долго сохраняться острым и блестящим бронзовое оружие? Ведь прошло больше двух тысяч лет, а более десяти тысяч бронзовых экземпляров вооружения, как новенькое. То есть, возникает мысль, что на тот момент в Древнем Китае, металлургия и производство оружия имели высочайшую развитости, но почему мы об этом ничего не знаем? Особое удивление вызывают две бронзовые колесницы императора, изготовленные для его передвижения в загробном мире: они состоят из трех тысяч отдельных, кропотливо изготовленных деталей, тщательно отлитых, украшенных золотыми и серебряными вставками, декорированные классическими китайскими мотивами, воспевающими тигра, дракона, феникса. Колесницы - самое мастерское произведение бронзовой технологии , на сегодняшний день.

Понятно, что ученых ожидает еще много сенсаций при обследовании гробницы императора, но на сегодняшний день раскопки приостановлены. Дело в том, что существуют две древние легенды об этом таинственном месте, одна из них рассказывает о том, что мавзолей императора занимает огромную площадь, которая по подсчетам ученых в четыре раза больше, чем откопано сегодня, другая легенда рассказывает, что в захоронении были воспроизведены реки Китая, но вместо воды в них находится жидкая ртуть. Пробы на ртуть, взятые из земли гробницы – дали положительный результат. Поэтому, чтобы избежать отравления или повреждения бесценных произведений искусства своими поспешными и непродуманными действиями, ученые приостановили свою работу на некоторое время. Но, возможно, исследования продолжатся уже вскоре, и мы стоим на пороге других великих открытий, связанных с Терракотовой армией императора Китая Цинь Ши Хуан Ди и его мавзолеем. А пока, туристы имеют уникальный шанс, посетить это захоронение и своими глазами увидеть настоящее чудо света, созданное больше двух тысяч лет назад, но захватывающее дух грандиозностью своего замысла и по сей день.