Меню
Бесплатно
Главная  /  Деревья  /  Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок. Отраслевые нормативные документы и материалы, методические рекомендации по проведению аудиторской проверки Проведение открывающего совещания

Методические рекомендации по проведению аудита в сфере закупок. Отраслевые нормативные документы и материалы, методические рекомендации по проведению аудиторской проверки Проведение открывающего совещания

В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней.

К первому уровню относится Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» №307-ФЗ, который призван регулировать аудиторскую деятельность в Российской Федерации. В нем содержится понятие и основные принципы аудита, порядок осуществления аудиторской деятельности, объекты и субъекты аудиторской проверки, порядок государственного регулирования, аттестации, лицензирования и стандартизации аудиторской деятельности, права, обязанности и ответственность аудиторов и их клиентов

К документам второго уровня относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации

В качестве документов третьего уровня можно рассматривать правила (стандарты) аудиторской деятельности, разрабатываемые с целью установления норм аудита.

Четвертый уровень охватывает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень -- внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, разрабатываемые аудиторскими организациями на базе практики аудита.

Нормативно-правовая база аудиторской деятельности в России прошла в своем развитии несколько этапов.

I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.

III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.

Концепция развития аудиторской деятельности в России, предлагает создание ряда авторитетных и представительных профессиональных объединений, формирование системы профессиональной аттестации бухгалтеров и аудиторов, присоединение к деятельности соответствующих международных профессиональных организаций (Международной федерации бухгалтеров и др.), разработку и широкое общественное признание норм профессиональной этики, организацию общественного контроля за профессиональной деятельностью и др.

Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства.

Новации аудита (из новостей)

доклад Леонида Зиновьевича Шнейдмана, директора Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России, на научно-практической конференции "Развитие системы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения в России" (Москва, 26 мая 2011 г.), организованной журналом "Налоговая политика и практика" кратко остановился на перспективах российского аудита. Предупредил, что в настоящее время по поручению Правительства РФ прорабатывается вопрос об административной ответственности за непроведение аудита.

В части взаимодействия аудитора и клиента будет предусматриваться обязательная ротация аудиторов. Эта новация направлена на снижение риска взаимозависимости сторон. Правда, как отметил докладчик, за рубежом преобладает негативное отношение к такой ротации. Но оно самими же аудиторами и "подогревается". Между тем у российских практиков мгновенно созрел ответный "обходной маневр" - для создания видимости ротации зарегистрировать несколько скрыто аффилированных аудиторских компаний.

В Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" готовится еще одно важное изменение - о взаимной передаче информации между аудитором и надзорным органом. Разглашение негативных сведений о заказчике в профессиональном сообществе традиционно не приветствуется. Однако Л.З. Шнейдман привел убедительную иллюстрацию социальной значимости такого законодательного решения: если аудитор информирует надзорный орган о неблагополучном положении банка, то клиенты последнего, вне всякого сомнения, только выиграют.

Оглавление

1. Область применения

Цель аудита бережливого производства – оценка соответствия текущего состояния подразделений ОАО «РЖД» требованиям бережливого производства в ОАО «РЖД» и определение возможностей к дальнейшему развитию.

Настоящие методические указания применимы в подразделениях, образующих полигон применения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД», и направлены на:

оценку уровня зрелости производственной системы подразделения;

выявление сильных сторон и приоритетных областей для улучшений;

разработку плана действий по совершенствованию деятельности.

Управление графиком аудита и процедурой проведения аудита происходит в соответствии с циклом непрерывного совершенствования Шухарта-Деминга PDCA (рис.1).

2. Нормативные ссылки

ISO 19011:2011 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества (ISO/PS 302, третья редакция от 15.12.2016) ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-2012

Глоссарий «Термины и определения СМК в ОАО «РЖД»

3. Принципы аудита

Методические указания основаны на принципах, представленных ниже. Принципы призваны сделать аудит результативным и надежным инструментом поддержки и развития бережливого производства. Соблюдение принципов - необходимое условие для формирования обоснованных заключений аудита, позволяющих аудиторам, работающим независимо друг от друга, делать схожие заключения в аналогичных обстоятельствах.

Открытость

Группа по аудиту должна обеспечивать открытый доступ или своевременно раскрывать соответствующую информацию в отношении процесса проведения аудита

Беспристрастность

Выводы, заключения аудита и отчет по аудиту должны точно и правдиво отражать ход аудита. Существенные затруднения и расхождения во мнениях должны быть отражены. Обмен информацией должен быть правдивым, точным, объективным, своевременным, ясным и полным

Компетентность

Компетентность и профессиональная осмотрительность аудиторов необходима для проведения аудита, заслуживающего доверия

Конфиденциальность

Информация по аудиту не должна использоваться ненадлежащим образом для получения личной выгоды или для нанесения ущерба законным интересам аудируемого подразделения

Независимость Независимость

Аудиторы должны быть независимы от аудируемой деятельности, где это возможно, и во всех случаях действовать таким образом, чтобы быть свободными от предвзятости и конфликта интересов

Подход, основанный на свидетельствах

Рациональный метод получения надежных и воспроизводимых заключений аудита в ходе систематического процесса аудита. Свидетельства аудита должны быть проверяемы

5. Проведение аудита

5.1.4. Подготовка рабочих документов

Рисунок 1 – Схема управления графиком и процедурой проведения аудита

4. Планирование аудита

4.1. Определение рисков и возможностей

При планировании аудита руководителю, управляющему развитием бережливого производства, и руководителю рабочей группы аудита следует учитывать различные риски и возможности, способные повлиять на достижение поставленных целей. Риски могут быть связаны с планированием, ресурсами, выбором группы по аудиту, реализацией (качество информирования, конфиденциальности), управлением документированной информацией, мониторингом, анализом и улучшением графика аудита, мониторингом результатов аудита.

Возможности могут включать в себя, совершенствование процессов, более эффективное использование ресурсов, расширение корпоративных знаний и компетентности аудиторов и повышение уровня информированности в организации за счет улучшения обмена информацией.

4.2. Формирование графика аудита

Ежегодно, до 1 февраля, службы технической политики железных дорог и функциональные филиалы (на центральном и региональном уровне) формируют график аудита в подразделениях (приложение 1).

Периодичность проведения аудитов бережливого производства - 1 раз в год. По решению руководства возможно проведение дополнительных аудитов.

Объем графика аудита должен зависеть от размера, характера аудируемого подразделения и от уровня зрелости бережливого производства.

Руководитель, управляющий развитием бережливого производства, обладает исключительным правом на утверждение графика аудита, несет ответственность за формирование и дальнейшую реализацию графика:

на центральном уровне – начальник Центра построения и развития бережливой производственной системы;

на уровне железных дорог – главный инженер железной дороги;

на уровне департаментов, центральных дирекций и управлений, региональных дирекций и служб – руководитель, ответственный за применение технологий бережливого производства.

Руководитель, управляющий развитием бережливого производства, должен довести до сведения соответствующих сторон относящийся график аудита и обеспечить:

координацию и определение других мероприятий, имеющих отношение к графику аудита;

определить цели, область и критерии каждого отдельного аудита;

обеспечить формирование групп по аудиту с необходимой компетентностью;

обеспечить необходимые ресурсы для групп по аудиту;

обеспечить проведение аудитов в соответствии с графиком аудита;

гарантировать, что мероприятия аудита документируются и записи должным образом управляются и поддерживаются.

Для каждого конкретного аудита должны быть установлены цели, область и критерии.

Цели аудита определяют, что должно быть достигнуто в рамках аудита:

определение степени выполнения требований бережливого производства;

определение степени выполнения корректирующих действий;

оценка способности гарантировать соблюдение законодательных и других требований, которым подразделение обязалось соответствовать;

оценка результативности бережливого производства в достижении установленных целей;

выявление областей возможного улучшения деятельности подразделения.

Область аудита должна соответствовать графику и целям аудита и включать: расположение, функции, виды деятельности и процессы, подлежащие аудиту, а также период времени, в который проводится аудит.

Критерии аудита используются в качестве эталона и содержат: процессы, процедуры, стандарты, законодательные требования, требования стандартов на системы менеджмента, контрактные требования, отраслевые своды правил или другие запланированные мероприятия.

4.2.2 Выбор методов аудита

Выполнение аудита подразумевает взаимодействие между отдельными лицами и системой менеджмента аудируемого подразделения и технологии, используемые для проведения аудита. Руководитель, управляющий развитием бережливого производства, должен выбрать и определить методы для результативного проведения аудита в зависимости от целей аудита, области и критериев. Методы могут быть использованы по отдельности и в комбинации:

Характер взаимодействия

аудитора с подразделением

Местонахождение аудитора

«На месте»

Дистанционно

С участием работников

проведение интервью

заполнение чек-листов и с участием аудируемого подразделения

анализ документов с участием аудируемого подразделения

выборка проектов

С помощью интерактивных

средств общения:

проведение интервью

наблюдение за работой в

присутствии удаленного

представителя

заполнение чек-листов

анализ документов

Без участия работников

анализ документов (записей, данных)

наблюдение за выполнением

работы

посещение рабочих мест

заполнение чек-листов выборка проектов

анализ документов

(записей, данных)

наблюдение за выполнением

работы средствами контроля с соблюдением социальных и

законодательных требований анализ данных

*Мероприятия аудита категории «на месте» выполняются по месту нахождения аудируемого подразделения. Мероприятия дистанционного аудита выполняются в любом месте, за исключением местонахождения аудируемого подразделения и предполагают работу только с оборудованием и документацией.

Возможность дистанционного аудита может зависеть от уровня доверия между аудитором и работниками аудируемого подразделения.

4.2.3. Выбор руководителя и членов группы аудита

Руководитель, управляющий развитием бережливого производства, должен назначить руководителя и членов группы по аудиту.

Назначение должно быть сделано с достаточным запасом времени до намеченной даты проведения аудита, чтобы обеспечить действенное планирование аудита. Ответственность за проведение аудита сохраняется за руководителем группы по аудиту до тех пор, пока аудит не будет завершен.

Группа по аудиту формируется с учетом компетентности, необходимой для достижения целей конкретного аудита. Если есть только один аудитор, то он выполняет все надлежащие обязанности руководителя группы по аудиту.

При определении размера и состава группы по аудиту необходимо обратить внимание на сложность и выбранные методы аудита, обеспечение объективности и беспристрастности процесса аудита, способность группы по аудиту результативно взаимодействовать с представителями аудируемой организации и работать совместно.

Для обеспечения общей компетентности группы по аудиту следует:

определить знания и навыки, необходимые для достижения целей аудита;

подобрать членов группы по аудиту таким образом, чтобы необходимые знания и навыки в группе по аудиту были представлены;

(при необходимости) включить в группу технических экспертов, которые работают под руководством аудитора, но не выступают в качестве аудиторов.

В группу включаются аудиторы, отвечающие следующим требованиям:

наличие подтверждения об обучении основам бережливого производства;

наличие опыта проведения подобных аудитов (возможно - стажер);

знание актуальных требований бережливого производства в ОАО «РЖД»;

знание специфики деятельности аудируемого подразделения (или одной из областей аудита подразделения);

знание и соблюдение Кодекса аудитора.

Аудиторы-стажеры могут быть включены в группу по аудиту, но должны участвовать под руководством и надзором аудитора.

В случае возникновения конфликта интересов или компетентности возможна корректировка размера и состава группы по аудиту. Перед корректировкой ситуация обсуждается с руководителем аудиторской группы, руководителем, управляющим графиком аудита, аудируемым подразделением.

Кодекс аудитора

Аудитор должен

Быть компетентным - знать предмет аудита

Знать как можно больше об аудируемом подразделении

Управлять аудитом

Помогать в случаях возникновения недопонимания или ошибочного толкования

Демонстрировать хорошие манеры и позитивное отношение

Позаботиться , чтобы о его приходе на объект сотрудники были уведомлены

Соблюдать профессиональную этику аудитора

Быть пунктуальным: предупреждать возможные опоздания и о возможных опозданиях

Слушать все, что говорит аудируемая сторона, а то, что аудитору хочется услышать

Собрать свидетельства аудита

Быть вежливым по отношению к аудируемой стороне

Быть кратким: говорить мало и по существу

Аудитор НЕ должен

Критиковать: записывайте обнаруженные несоответствия и замечания, не сопровождая их устной критикой

Отклоняться в сторону: следуйте намеченному пути и не позволяйте другим событиям увлечь себя в ином направлении

Спорить: работа аудитора заключается в сборе и регистрации свидетельств аудита, а не в том, чтобы обсуждать плюсы и минусы существующей ситуации

Грубить: помимо того, что это дает благодатную почву для ваших критиков, это не этично

Опаздывать: будьте пунктуальны (см. выше)

Сравнивать: никому не понравится, что его будут сравнивать с коллегами, работающими лучше

Высказывать собственное мнение, а тем более навязывать его аудируемым

Искать виновных: это не входит в функции аудита

5. Проведение конкретного аудита

Последовательность шагов проведения типового аудита бережливого производства представлена на рис.1, но может отличаться в зависимости от процессов аудируемого подразделения и обстоятельств аудита.

Должна быть определена возможность проведения аудита, чтобы обеспечить обоснованную уверенность в том, что цели аудита могут быть достигнуты (наличие ресурсов для аудита, достаточность информации, надлежащее сотрудничество с аудируемым подразделением). Если проведение аудита не представляется возможным, заказчику аудита должна быть предложена альтернатива, согласованная с аудируемым подразделением.

5.1. Подготовка к процедуре аудита

5.1.1. Анализ документированной информации

Руководитель группы по аудиту определяет порядок анализа документированной информации: дистанционно или во время аудита на месте. Анализ необходим для понимания деятельности подразделения, степени подготовки, определения возможных соответствий и выявления проблемных областей.

5.1.2. План аудита

Руководитель группы по аудиту составляет план аудита (приложение 2) на основе графика аудита и документированной информации, предоставленной аудируемым подразделением.

В плане аудита следует указать непосредственно или ссылками:

цели аудита, область и критерии аудита;

местонахождение, даты, время и продолжительность мероприятий;

методы аудита, включая объем выборки для свидетельств аудита;

роли и обязанности членов группы по аудиту;

выделение соответствующих ресурсов для критических областей аудита.

В зависимости от обстоятельств план аудита может включать:

определение представителя аудируемого подразделения для аудита;

меры по техническому обеспечению и коммуникациям, в том числе конкретные мероприятия, связанные с площадками, подлежащими аудиту;

меры для устранения возникающих в ходе аудита рисков;

вопросы, связанные с информационной безопасностью;

последующие действия, вытекающие из предыдущего аудита или другого источника.

Результаты планирования аудита должны быть представлены аудируемому подразделению. Возражения со стороны аудируемого подразделения по результатам планирования аудита должны быть улажены.

5.1.3. Распределение заданий в группе по аудиту

Руководитель группы по аудиту, советуясь с группой, распределяет ответственность за аудит конкретных процессов, задач, функций или площадок с учетом обеспечения независимости и компетентности аудиторов, результативного использования ресурсов, а также различных ролей и обязанностей. В ходе аудита рабочие задания могут изменены.

Сопровождающие и наблюдатели могут сопровождать группу по аудиту (по согласованию) и не должны влиять или вмешиваться в проведение аудита.

Сопровождающие, назначенные аудируемым подразделением, должны:

оказывать содействие в определении лиц для участия в интервью и подтверждения графика и мест их проведения;

обеспечивать доступ к конкретным участкам аудируемого подразделения;

предоставлять разъяснения или оказывать помощь в сборе информации.

5.1.4. Подготовка рабочих документов

Члены группы по аудиту должны собирать и анализировать информацию, относящуюся к их заданию по аудиту, и готовить в объеме, предусмотренном планом аудита, рабочие документы для ссылки на свидетельства аудита.

Рабочие документы для аудита бережливого производства:

чек-лист оценки развития бережливого производства (приложение 3);

чек-лист оценки состояния рабочего места (5С);

формы для фиксации информации, подтверждающих свидетельств, выводов аудита и записей.

Использование чек-листов и форм не ограничивает объем действий, который может меняться в результате собранной в ходе аудита информации.

Рабочие документы и записи должны сохраняться до завершения аудита или в соответствии с графиком аудита. Члены группы по аудиту должны принять соответствующие меры по защите документированной информации, создаваемой в процессе аудита.

5.2. Процедура аудита

При проведении аудита обязательным условием является присутствие руководства аудируемого подразделения. Во время аудита в структурном подразделении необходимо присутствие представителя проектного офиса региональной дирекции.

5.2.1. Проведение открывающего совещания

Открывающее совещание проводится руководителем группы по аудиту при участии руководства аудируемого подразделения и лиц, ответственных за функции или процессы, подлежащих аудиту. В ходе совещания подтверждается согласие всех сторон в отношении целей аудита и гарантия выполнения плана аудита, руководитель рабочей группы представляет группу по аудиту. Также должна быть предоставлена возможность задать вопросы. Оптимальная продолжительность совещания от 5 до 20 минут.

5.2.2. Сбор информации и ее оценка

В ходе аудита с помощью выбранных рабочих документов аудиторы осуществляют сбор информации следующими методами:

Интервью

Проводится на рабочем месте сотрудника, в рабочее время.

Основные правила:

    задавать более 1 вопроса за один раз

записывать имена собеседников

    вступать в дискуссию

    делать поспешных выводов, но и не затягивать процесс интервью

    • получения устной информации следует попросить вещественные/документированные доказательства

подытожить основную информацию по результатам интервью

Наблюдение

Наблюдение за производственной средой, поведением работников, осуществлением деятельности и т.д.

Анализ

Анализ деятельности аудируемого подразделения.

В ходе аудита необходимо:

    свое положительное отношение и желание помочь аудируемому подразделению

    применять непонятную собеседнику терминологию

    выражений «я считаю», «по моему мнению» и т.п.

Информация должна быть проанализирована для определения степени соответствия бережливого производства критериям аудита, обеспечения реализации мероприятий аудита. Только информацию, которую можно проверить, следует принимать в качестве свидетельств аудита. Свидетельства аудита, отражаемые в выводах аудита, должны быть зафиксированы

Аудитор должен обращать внимание на необычные вещи.

Наблюдение должно вестись не только за недостатками, но и за успехами. Если выявлено несоответствие, аудитору следует расширить область аудита с целью определения закономерности или случайности несоответствия.

Ведение записей в ходе аудита является обязательным условием. Применение диктофона и видеосъемки возможно только по согласованию с аудируемым подразделением.

В ходе аудита аудиторы должны учитывать уловки аудируемых:

длинный обходной путь к месту проведения аудита;

осмотр достопримечательностей;

закрытое помещение;

опоздания руководителя подразделения;

длительный обеденный перерыв.

Общий вид процесса от сбора информации до формирования заключений аудита представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 - Обзор процесса сбора и проверки информации

Если информация не может быть предоставлена в сроки, указанные при планировании аудита, руководитель группы по аудиту должен информировать об этом аудируемое подразделение. В зависимости от целей и области аудита, должно быть принято решение: следует ли аудит продолжать или приостановить до момента предоставления документированной информации.

5.2.3. Обмен информацией в ходе аудита

Группа по аудиту должна периодически обмениваться информацией, оценивать степень выполнения мероприятий аудита.

Во время аудита руководитель группы по аудиту должен периодически информировать о ходе аудита и любых затруднениях аудируемое подразделение. Свидетельства, собранные в ходе аудита, которые указывают на возможность непосредственного и значительного риска, должны быть немедленно доведены до сведения аудируемого подразделения.

В случае, если свидетельства аудита указывают на то, что цели аудита недостижимы, руководитель группы по аудиту должен сообщить причины этого руководству аудируемого подразделения, чтобы определить соответствующие действия: внесение изменений в план аудита, цели, область аудита или прекращение аудита.

5.2.4. Формирование выводов и подготовка заключений аудита

Выводы аудита должны включать в себя оценку соответствия с приложением подтверждающих свидетельств, описанием возможностей для улучшения, а также любые рекомендации аудируемому подразделению.

Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть зафиксированы группой по аудиту, и проанализированы аудируемым подразделением для получения подтверждения точности свидетельства аудита, и того, что несоответствия понятны. Разногласия относительно свидетельств аудита или выводов должны быть разрешены, а нерешенные - зафиксированы.

Группа по аудиту должна провести встречу до заключительного совещания, чтобы:

рассмотреть выводы с точки зрения целей аудита;

согласовать заключения аудита;

Заключения аудита могут касаться таких вопросов, как:

степень соответствия критериям аудита и устойчивости развития бережливого производства;

совершенствование бережливого производства;

достижение целей, охвата области и выполнения критериев аудита;

аналогичные выводы, сделанные на предыдущем аудите с целью выявления тенденций.

5.3. Проведение заключительного совещания

Заключительное совещание проходит при участии руководителя группы по аудиту в формате заседания проектного офиса аудируемого полигона железной дороги или региональной дирекции. По результатам заключительного совещания формируется протокол.

На совещании должны быть даны следующие пояснения:

свидетельства аудита основаны на выборке из имеющейся информации;

работы с выводами аудита и возможные последствия;

представление выводов и заключений аудита понятным образом, чтобы они признавались руководством аудируемого подразделения;

все, что связано с действиями после аудита.

5.4. Формирование и рассылка отчета об аудите

Форма отчета о проведении аудита - протокол по результатам заключительного совещания. Руководитель группы по аудиту представляет отчет о результатах аудита в течение двух недель с момента завершения аудита.

Отчет об аудите также может включать в себя или ссылаться на:

график и план проведения аудита;

краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия, которые могли снизить надежность заключений аудита;

подтверждение того, что цели аудита были достигнуты;

все, что не было охвачено аудитом, но было включено в область аудита;

краткое пояснение заключений аудита и основные выводы аудита;

неразрешенные разногласия между группой по аудиту и подразделением;

выявленные лучшие практики;

согласованные планы последующих действий;

заявление о конфиденциальном характере содержания;

любые последствия для программы аудита или последующих аудитов.

Отчет о результатах аудита должен быть направлен в адрес получателей в течение трех дней с момента подписания протокола.

5.5. Завершение аудита

Аудит завершается, когда все запланированные мероприятия по аудиту выполнены, или когда аудит нельзя завершить по плану.

Документированную информацию, имеющую отношение к аудиту, следует сохранять в бумажном виде и электронном виде в течение трех лет.

Уроки, извлеченные из аудита, должны указывать риски и возможности для дальнейшего развития бережливого производства.

5.6. Выполнение последующих действий

По результатам аудита аудируемое подразделение принимает решение о коррекции или корректирующих действиях, формирует и предоставляет группе аудиторов программу мероприятий (приложение 5). В дальнейшем аудируемое подразделение должно информировать руководителя, управляющего графиком аудита, и группу по аудиту о состоянии этих действий. Завершение и результативность программы мероприятий должны быть проверены при последующем аудите.

Руководитель группы по аудиту на основе программы мероприятий и отчете об аудите принимает решение (при необходимости) о корректировке графика или совершенствовании процедуры последующих аудитов.

Приложение №1

График проведения аудита развития бережливого производства ___(наименование филиала/подразделения)__ на 20__ год

Месяц, декада

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Подразделение

Соблюдения требований, предъявляемых к порядку хранения имущества, составляющего Фонд, и документов, удостоверяющих права на имущество, составляющее Фонд;

Полное наименование

Сокращенное наименование

РФ от 30.12.2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" ФЗ "Об аудиторской деятельности" РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" ФЗ "Об инвестиционных фондах" Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД) Правительства РФ от 25.07.2002 г. N 564 "О типовых правилах доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 564 Правительства РФ от 27.08.2002 г. N 633 "О типовых правилах доверительного управления открытым паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 633 Правительства РФ от 18.09.2002 г. N 684 "О типовых правилах доверительного управления интервальным паевым инвестиционным фондом" Постановление Правительства РФ N 684 ФКЦБ России от 22.10.2003 г. N 03-41/ПС "Об отчетности акционерного инвестиционного фонда и отчетности управляющей компании паевого инвестиционного фонда" Постановление ФКЦБ России N 03-41/ПС Приказ ФСФР РФ от 08.02.2007 г. N 07-13/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-13/пз-н Приказ ФСФР РФ от 15.06.2005 г. N 05-21/пз-н "Об утверждении положения о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию" Приказ ФСФР РФ N 05-21/пз-н ФСФР РФ от 20.05.2008 г. N 08-19/пз-н "Об утверждении положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-19/пз-н Приказ ФСФР РФ от 05.03.2009 г. N 09-7/пз-н "О порядке выплаты денежной компенсации владельцам инвестиционных паев открытого или интервального паевого инвестиционного фонда при их погашении" Приказ ФСФР РФ N 09-7/пз-н ФСФР РФ от 09.12.2008 г. N 08-56/пз-н "О передаче имущества в оплату инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного и сроках формирования закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-56/пз-н Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 г. N 07-50/пз-н "Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов" Приказ ФСФР РФ N 07-50/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-30/пз-н "О порядке расчета стоимости одного инвестиционного пая при погашении инвестиционных паев лицу, не исполнившему обязанность оплатить неоплаченные части инвестиционных паев" Приказ ФСФР РФ N 08-30/пз-н ФСФР РФ от 29.07.2008 г. N 08-31/пз-н "О требованиях к порядку определения размера вознаграждения управляющей компании акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте" Приказ ФСФР РФ N 08-31/пз-н ФСФР РФ от 03.07.2008 г. N 08-27/пз-н "Об утверждении положения о порядке передачи имущества для включения его в состав паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-27/пз-н Приказ ФСФР РФ от 22.06.2005 г. N 05-23/пз-н "Об утверждении положения о требованиях к порядку и срокам раскрытия информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации" Приказ ФСФР РФ N 05-23/пз-н ФСФР РФ от 22.05.2008 г. N 08-20/пз-н "О требованиях к срокам приема заявок на приобретение и погашение инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда и порядке выплаты денежной компенсации при погашении инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-20/пз-н ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-18/пз-н "Об утверждении положения о порядке учета имущества, переданного в оплату инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-18/пз-н Приказ ФСФР РФ от 20.03.2008 г. N 08-14/пз-н "Об утверждении положений о регистрации правил организации и осуществления внутреннего контроля управляющей компании, правил организации и осуществления внутреннего контроля в специализированном депозитарии и изменений в них и правил организации и осуществления внутреннего контроля в негосударственном пенсионном фонде и изменений и дополнений в них" Приказ ФСФР РФ N 08-14/пз-н ФСФР РФ от 28.02.2008 г. N 08-7/пз-н "Об утверждении перечня расходов, связанных с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд" Приказ ФСФР РФ N 08-7/пз-н ФСФР РФ от 07.02.2008 г. N 08-5/пз-н "Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания владельцев инвестиционных паев закрытого паевого инвестиционного фонда" Приказ ФСФР РФ N 08-5/пз-н Приказ Росрегистрации от 25.07.2007 г. N 157 "Об утверждении методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, и сделок с ним" Приказ Росрегистрации N 157 ФСФР РФ от 02.11.2006 г. N 06-125/пз-н "О минимальной стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, по достижении которой паевой инвестиционный фонд является сформированным" Приказ ФСФР РФ N 06-125/пз-н Постановление ФКЦБ России от 18.02.2004 г. N 04-5/ПС "О регулировании деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов". Постановление ФКЦБ России N 04-5/ПС ФКЦБ России от 11.09.2002 г. N 37/пс "Об утверждении положения о порядке передачи управляющей компанией своих прав и обязанностей по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании" Постановление ФКЦБ России N 37/пс ФКЦБ России от 03.07.2002 г. N 22/пс "О приостановлении выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов" Постановление ФКЦБ России N 22/пс Приказ ФСФР РФ от 15.04.2008 г. N 08-17/пз-н "Об учете прав на инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов" Приказ ФСФР РФ N 08-17/пз-н

Разработка структуры внутрифирменного стандарта осуществляется аудиторскими организациями самостоятельно и может включать в себя следующие разделы:

1. Цель, задачи аудита денежных средств:

Настоящая рекомендация определяет целью аудита движение денежных средств, проверку соответствия установленных предприятием методики учета операций по движению денежных средств нормативным документам для установления достоверности отчетов о движении денежных средств.

Задачи аудита движения денежных средств:

  • -проверка правильности аналитического и синтетического учетов денежных средств, а также соответствие их данных;
  • -проверка соответствия наличия и оформления первичных документов по движению денежных средств требованиям законодательных нормативных актов;
  • -проверка правильности отражения денежных средств в кассе предприятия;
  • -проверка правильности отражения денежных средств на счетах в банке;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по валютным операциям;
  • -проверка правильности отражения денежных средств по прочим операциям.
  • 2. Источники информации при аудите движения денежных средств:
    • а) организационно-распорядительные документы:
      • -учредительные документы (информация о виде деятельности, способе распределения прибыли);
      • -протоколы собраний учредителей;
      • -учетная политика;
    • б) первичная документация:

документы, служащие основанием для отражения в учете операций с денежными средствами и другие первичные документы, служащие основанием для одобрения и отражения в учете хозяйственных операций движения денежных средств;

  • в) кассовая книга:
    • -выписка из банка;
  • г) отчётность:
    • -бухгалтерский баланс;
    • -отчёт о прибыли и убытках;
    • -отчёт о движении денежных средств.
    • 3. Оценка систем бухгалтерского учёта внутреннего контроля.

Данные аудита существующей системы внутреннего контроля способны повлиять на:

  • -объём контролируемых процедур;
  • -объём выборочной совокупности;
  • -временные затраты на проведение процедур контроля.

Результаты произведённой аудитором проверки бухгалтерского учёта и системы внутреннего контроля отражаются в соответствующих формах:

  • -ДенБу-1;
  • -ДенВк-2.
  • 2. План программы аудита денежных средств.
  • 3. Рекомендации по выполнению работ по направлению аудит.

1 этап: Аудит денежных средств в кассе предприятия.

Аудит кассовых операций должен проводиться в соответствии с разработанной программой по следующим направлениям:

  • а) проверка правильности документального оформления операций по кассе;
  • б) оценка полноты и своевременность оприходования денежных средств;
  • в) анализ правильности списания денежных средств в расход;
  • г) проверка соблюдения кассовой дисциплины;
  • д) выяснение правильности кассовых операций в учёте;
  • е) проверка соответствия данных синтетического и аналитического учётов по счёту 50;
  • ж) проверка наличия первичных документов: приходный кассовый ордер, расходный кассовый ордер, кассовая книга, ведомости по выдаче заработной платы сотрудникам и т.д.

Здесь осуществляется выборочная проверка первичных документов на правильность оформления, наличие всех подписей и печатей.

При проверке следует установить, соблюдает ли предприятие установленный лимит хранения наличных денег, так как в кассе можно хранить лишь небольшие денежные суммы для оплаты мелких хозяйственных расчетов.

Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течении 5-ти рабочих дней в период выплаты заработной платы.

2 этап: Аудит движения денежных средств на расчетных счетах.

Прежде всего, аудитор устанавливает, сколько на предприятии имеется расчетных счетов, и при наличии нескольких таких счетов, необходимо проверить, как ведутся аналитический и синтетический учёты по каждому из них.

Основная информация по расчетным счетам содержится в банковских выписках и приложенных к ним первичных документах. Аудитор должен проверить, подтверждена ли каждая операция, отражённая в выписке, соответствующими первичными документами.

При аудите операций по расчётному счёту необходимо обратить внимание на следующее:

  • а) соответствие сумм в выписках банка суммам, указанных в приложенных к ним первичных документах;
  • б) правильность и полноту зачисления денег, сданных в банк наличными;
  • в) наличие штампа банка на первичных документах, приложенных к выписке (в случаях выявления документов без штампов банка, проводится проверка банков);
  • г) обоснованность перечисления денежных средств акцептованными платёжными поручениями через почтовое отделение связи, а также достоверность почтовых адресов получателей (депонированная заработная плата, алименты);
  • д) правильность составления бухгалтерских проводок по операциям в банках;
  • е) полноту и достоверность банковских выписок и документов, приложенных к ним (остаток средств на конец периода предыдущей выписке банка по счёту должен равняться остатку средств на начало периода в следующей выписке).

Если в выписке будут обнаружены подчистки и неоговоренные в письменном виде исправления, нужно провести встречную проверку в учреждении банка.

3 этап: Аудит движения денежных средств в валюте.

Для учёта операций в валюте предусмотрен счёт 52 (валютный счёт), записи операций, на котором ведётся в валюте платежа (доллар США, евро и т.д.) и в её рублёвом эквиваленте по курсу ЦБ РФ, действующему на дату поступления (списания) средств.

При этом к счёту 52 могут быть открыты следующие субсчета:

  • 52.1 -валютные счета внутри страны;
  • 52.2 -валютные счета за рубежом.

В соответствии с действующим законодательством, основными формами расчётов по внешнеэкономической деятельности являются:

  • -предоплата;
  • -инкасса;
  • -расчёты через аккредетив;
  • -открытый счёт.

Аудитору необходимо обратить внимание на следующее:

  • -как зачислилась валютная выручка от реализации и других валютных операций при внешнеэкономической деятельности;
  • -законно ли открыты валютные счета;
  • -соответствуют ли суммы по выпискам банка суммам, отражённым в первичных документах;
  • -правильно ли применялись формы расчётов по внешнеэкономической деятельности и т.д.
  • 4 этап: Аудит денежных средств по прочим операциям.

Бухгалтерский учёт операций, связанный с расчётами по аккредетиву, по чекам, иным платёжным документам ведётся на счёте 55.

К нему могут быть открыты следующие субсчета:

55.1 -аккредетивы; 55.2-чековые книжки; 55.3-депозитные счета.

Если на предприятии ведутся подобные расчёты, то аудитору необходимо проверить:

  • -правильность и законность применения аккредетивной формы расчёта;
  • -правильность документного оформления операций, оплачиваемых чеками;
  • -наличие депозитных сертификатов, приобретённых у банка (если такие операции были);
  • -полноту и правильность документного оформления операций по движению средств целевого финансирования, поступивших от родителей и из прочих источников на содержание социальных учреждений (детские сады, ясли и т.д.);
  • -предоставлены ли балансы и другие необходимые документы от структурных подразделений, выделенных на самостоятельный баланс;
  • -правильность составления бухгалтерских проводок;
  • -соответствие записей в выписках банка по операциям счёта 55 (сверяются с главной книгой и журналом-ордером № 3).
  • 6. Анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияние на достоверность бухгалтерской отчётности.

На заключительном этапе аудита движения денежных средств, аудитор формирует отчётные документы, отражающие результаты произведённой проверки, а также выявляющие нарушения в области движения денежных средств.

Данная ведомость заполняется с учётом списка типичных ошибок, выявляемых при аудите движения денежных средств.

Предлагаемая нами методика внутреннего аудита движения денежных средств может способствовать регулированию практической деятельности ООО «Куликовское», она формирует единые базовые требования к порядку проведения аудита, качеству и надёжности аудита и тем самым создает дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. По данным этого документа составляется вывод по результатам аудита денежных средств.