Меню
Бесплатно
Главная  /  Деревья  /  На что может обратить внимание инспекция труда в ходе проверки. Как Питерская ГИТ Дискредитирует Центральную Власть! Результаты проверок гит в году

На что может обратить внимание инспекция труда в ходе проверки. Как Питерская ГИТ Дискредитирует Центральную Власть! Результаты проверок гит в году

Проверки ГИТ нередко проходят с нарушениями. Как следствие — штрафы и предписания нельзя оспорить по формальным основаниям. Мы расскажем, как использовать ошибки ГИТ в свою пользу.

Отдельные элементы порядка проверок прописаны в законе нечетко. Это позволяет работодателям повернуть в свою пользу ситуацию, где инспектор вроде бы действовал в рамках закона. Например, в судебной практике есть позиция, согласно которой инспектор не имеет права сразу проводить выездную проверку. Сначала надо организовывать документарную. Если инспектор это правило нарушит, суды проверку отменяют.

  • Важная статья:

Без документарной проверки выездная незаконна

Проверки ГИТ бывают двух видов: плановые и внеплановые. О том, включена ли ваша компания в план проверок, можно узнать на сайте Генпрокуратуры РФ, Роструда или местной инспекции труда. Основания внеплановых проверок устанавливает ст. 360ТК РФ. Самое популярное — жалоба работника.

По формам проверки делятся на документарные и выездные. При документарной инспектор направляет на адрес компании распоряжение о проведении проверки. Если запланирована выездная проверка, то инспектор посетит компанию лично. Распоряжение он отдаст представителю работодателя на руки.

Закон не ограничивает инспектора в выборе формы проверки (ч. 4ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ; далее — Закон № 294-ФЗ). В зависимости от конкретных обстоятельств он может провести либо документарную, либо выездную проверку.

Выездные контрольные мероприятия обычно организуют, когда без этого нельзя установить факт нарушения. Например, инспектору необходимо проверить наличие специальных ограждений в местах, где трудятся работники.

Есть мнение, что инспектор не вправе проводить выездную проверку, если до этого не провел документарную. Сторонники этой точки зрения ссылаются на ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ. Норма устанавливает, что выездную проверку проводят, если во время документарной инспектор не смог:

  • убедиться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в документах работодателя, представленных в инспекцию, или
  • оценить соответствие деятельности работодателя требованиям закона.

Получается, что выездная проверка незаконна, если ей не предшествовала документарная. Есть пример решения, которое подтверждает этот вывод.

    Судебная практика

    Инспектор ГИТ проверял работодателя по заявлению работницы. Она посчитала, что ей недоплатили за последний месяц работы. Инспектор решил провести выездную проверку, но работодатель не пустил его на территорию. Затем представители работодателя обратились в суд и потребовали признать распоряжение на проверку незаконным.

    Суд удовлетворил требования работодателя. Инспектор не имел права сразу проводить выездную проверку. Сначала он должен был организовать документарные контрольные мероприятия (ч. 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ). Инспектор обжаловал решение. Он утверждал, что закон не ограничивает его в выборе формы проверки ГИТ. Коллегия нашла аргумент инспектора неубедительным. Работница жаловалась только на невыплату зарплаты. Чтобы проверить это обстоятельство, проводить выездную проверку было не обязательно (постановление 10ААС от 07.02.2017 по делу № А41-55897/16).

Получается, что у компании есть шанс оспорить выездную внеплановую проверку, если ей не предшествовала документарная. Но с плановыми проверками такой способ не сработает. Во-первых, форма проверки указывается в плане проверок, который утверждает Генеральная прокуратура РФ. Во-вторых, суды указывают, что плановая проверка сразу может быть выездной (определение ВАС РФ от 29.07.2014 по делу № А40-108344/2013, решение ВС Республики Карелия от 21.09.2015 по делу № 21-345/2015).

Проверку не засчитают, если инспектор не передаст распоряжение

Перед тем как начать контрольные мероприятия, трудовой инспектор вручает работодателю заверенную копию распоряжения на проверку (ч. 3 ст. 14 Закона № 294-ФЗ). Копию может получить директор или иное уполномоченное лицо.

При документарных проверках инспектор не обязан лично передавать распоряжение. Он вправе направить его почтой или иными способами. Например, по факсу или на е-маil компании. Оригинал распоряжения инспектор отдаст работодателю, когда тот посетит инспекцию. Такой способ не противоречит закону.

Также некоторые инспекторы до проверки ГИТ звонят работодателям. Они сообщают, какие документы надо подготовить и куда их принести. Распоряжение обещают отдать позже. Работодатель не обязан идти навстречу инспектору, пока не получит распоряжение. А если инспектор впоследствии забудет передать его работодателю, суд вовсе признает проверку незаконной.

    Судебная практика

    Инспектор позвонил в компанию и сообщил, что будет проверка по жалобе работника. Затем попросил представить документы по списку и принести их в этот же день. Компания просьбу исполнила. Но инспектор не отдал представителю компании распоряжение на проверку. Не отправил он документ и по почте. Компания оспорила проверку в судебном порядке и выиграла дело. Суд указал, что инспектор не имел право проводить проверку, так как не передал компании распоряжение (решение Московского городского суда от 12.12.2016 по делу № 33-25385/2016).

Таким образом, проверка ГИТ незаконна, если инспектор не передал работодателю распоряжение. Факт передачи распоряжения инспектор может подтвердить несколькими способами. Они зависят от варианта доставки. Если он лично передал распоряжение, то достаточно подписи представителя работодателя на экземпляре инспектора. Если же распоряжение направлялось по почте, то факт доставки подтвердит карточка-уведомление о вручении письма.

Споры по зарплате вне компетенции ГИТ

Пока работники состоят в трудовых отношениях, они редко жалуются в трудовую инспекцию. Мало кто хочет портить отношения с работодателем. Поэтому работники ждут увольнения, и уже потом подают жалобы.

Возникает вопрос, вправе ли бывший работник жаловаться в ГИТ? Ведь в трудовых отношениях он уже не состоит. При этом вопросы о законности увольнения и выплате расчета суды повсеместно относят к индивидуальным трудовым спорам (ст. 391 ТК РФ). Их инспекция рассматривать не вправе. Если инспекция все же вмешается в конфликт, где речь идет об увольнении или деньгах, суд с большой долей вероятности признает предписание ГИТ незаконным.

Тем не менее работник может пожаловаться в ГИТ на иные нарушения. В этом случае инспекция имеет право прореагировать на обращение и провести проверку. Предписание и штрафы гарантированы работодателю, если инспектор найдет очевидные нарушения.

    Судебная практика

    После увольнения работник пожаловался в трудовую инспекцию на нарушение своих прав. Инспектор подтвердил факт нарушений в ходе проверки ГИТ и оштрафовал компанию по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Компания обжаловала штраф в суд. Она утверждала, что бывший работник хотел ее оговорить. Суд отказал компании в удовлетворении требований. Во-первых, закон не запрещает бывшему работнику пожаловаться в ГИТ. Во-вторых, нарушения, на которые указал работник, подтвердились (решение Московского городского суда от 02.12.2016 по делу № 7-15403/16).

Следовательно, ГИТ вправе проверять работодателей на основании жалоб любых работников: действующих или уволенных.

Когда на работу приходит трудовой инспектор, то это не вызывает никакого восторга у работодателя. Как правило, подобная проверка не заканчивается ничем хорошим. В этой статье Евгений Полубояров, эксперт по кадровому аудиту, соучредитель компании « Кадриум », подробно рассказывает, каким образом сегодня проходят проверки ГИТ

Риск-ориентированный подход

Работодатели, у которых нет никаких задолженностей по выдаче зарплаты сотрудникам, у которых не случалось несчастных случаев на работе, а также у тех, чьи документы в полном порядке, могут спокойно вздохнуть. Однако, это все в теории.

Теперь поговорим немного о практике. Работодателей разделили на пять категорий риска. У каждого вида есть свои собственные сроки проведения плановых проверок:

  • Высокий риск. Проверки проходят 1 раз в 2 года;
  • Значительный риск. Проверки проходят 1 раз в 3 года;
  • Средний риск. Проверки проходят 1 раз в 5 лет или реже;
  • Умеренный риск. Проверки проходят 1 раз в 6 лет или реже;
  • Низкий риск. Плановых проверок нет.

Чтобы фирму отнесли к категории высокого риска, решение должен принимать главный государственный инспектор РФ. Для присвоения меньшего риска достаточно решения регионального руководителя ГИТ.

Если вас не устраивает та категория, которая присвоена вашей компании, вы имеете право направить в соответствующую присвоенной группе риска инспекцию требование обосновать присвоение данной категории риска. После рассмотрения данного запроса вы сможете снизить категорию риска, если она не соответствует действительности.

Стоит отметить, что в план проверок на следующий год автоматически попадают компании, у которых в нынешнем году есть подтвержденная жалоба о том, что сотрудники не получают зарплату или случались несчастные случаи на территории фирмы.

Плановые проверки

Инспектор в обязательном порядке должен сообщить главе фирмы о будущей проверке не позже, чем за три дня до ее начала. Подобные проверки в большинстве случаев имеют выездной тип проведения. В ходе проверки глава организации или назначенное лицо должны показать инспектору все документы, которые он потребует. Также должен быть предоставлен доступ во все здания компании, к технике, транспорту и прочему. Инспектор не может выполнять проверку, если отсутствует руководитель компании или его уполномоченное лицо. Если работодатель откажется выполнять требования инспектора, то он может получить крупный штраф.

Существуют максимальные сроки для проведения проверок:

  1. Для микропредприятий сроки проведения составляют не более 15 часов;
  2. Для малых предприятий сроки проведения составляют не более 60 часов;
  3. Для работодателей, которые не попадают под критерии малого предпринимательства, до 20 суток. Если есть филиалы в других районах, то максимальный срок увеличивается до 60 рабочих дней. Если нужно провести длительные расследования, то сроки могут быть увеличены в два раза.

Внеплановые проверки

О данном типе проверки работодателя должны известить не меньше, чем за 24 часа до ее начала. Бывают ситуации, когда ТК РФ разрешает не согласовывать приезд инспектора с прокуратурой, а, следовательно, и не сообщать о нем компании, которая попала под проверку. В большинстве случаев это касается ситуаций, когда поступают жалобы от сотрудников компании, касающиеся полной или частичной невыплаты зарплаты.

Есть несколько видов внеплановых проверок:

Целевые документальные проверки . Этот вид в большинстве случаев инициируется, если поступают жалобы от сотрудников компании. В данном случае инспектор не едет на место, а запрашивает определенные документы. Стоит отметить, что инспектор обязан проводить проверку строго по полученным жалобам. Он не может требовать информацию по другим вопросам. Подавая жалобу, сотрудник компании может указать, чтобы его персональные данные не разглашались. Если это было указано, то инспектор будет проверять нарушение не по определенному человеку, а расследовать проблему целиком по компании.

Выездные проверки . Этот вид проверки осуществляется, если нет возможности проверить, есть ли нарушение, изучение происходит только по документам.

Комплексные проверки . Это самый настоящий кошмар для кадровика. В этом случае инспектор проверяет абсолютно все, начиная с персональных данных и заканчивая охраной труда.

Использование проверочных листов

С 1 июля 2018 года вступил в силу закон о том, что теперь проверочные листы применимы ко всем работодателям. На данный момент официально утверждены формы 107 проверочных листов. Данные листы проверяют, все ли условия соблюдаются. Это касается приема на работу, выплаты зарплаты и многих других важных вопросов. В проверочном листе также пишется категория риска, под которую попадает компания, причина проведения данной проверки, а также данные о главе компании и инспекторе. В обязательном порядке должны быть указаны: место, где проводится проверка, учетный номер проверки, а также число, когда был присвоен учетный номер.

Проверочные листы можно использовать компаниям для самостоятельной проверки своего состояния, а также для подготовки к предстоящему визиту инспектора. Таким образом, можно минимизировать или полностью устранить все недочеты, избежав при этом ненужного штрафа.

Порядок проверки организаций и предпринимателей Государственной инспекцией труда (ГИТ) регламентирован ст. 360 ТК РФ. В статье разберем, как проводится проверка работодателя трудовой инспекцией, каков порядок уведомления организации о плановой проверке, уведомляет ли ГИТ работодателя о внеплановой проверке по жалобе работника.

Проверка работодателя трудовой инспекцией: общие положения

На основании ст. 360 ТК РФ ГИТ уполномочена осуществлять проверку организаций ИП с наемными работниками с целью контроля за соблюдением работодателями норм трудового законодательства. Проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке.

Когда проводится плановая проверка ГИТ

ГИТ проводит плановые проверки на основании категории риска, который присваивается организации в порядке, установленном ФЗ-294 от 26.12.2008 года (с учетом внесенных изменений):

  • категория высокого риска – 1 раз в 2 года;
  • категория значительного риска – 1 раз в 3 года;
  • категория среднего риска – 1 раз в 5 лет;
  • категория умеренного риска – 1 раз в 6 лет;
  • для работодателей, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не предусмотрены.

Присвоение организации определенной категории риска осуществляется на основании оценки работодателя, проведенной ГИТ с учетом следующих показателей:

  • наличие жалоб в ГИТ на работодателя за последние несколько лет;
  • наличие предписаний ГИТ о нарушении трудового законодательства;
  • задолженности работодателя по оплате налогов, сборов;
  • прочие случаи нарушения работодателем действующего законодательства, зафиксированные контролирующими органами.

После присвоения категории риска организации ГИТ включает работодателя в график плановых проверок. На официальном сайте Роструда работодатель может найти информацию о сроках проверок, установленных для организаций категорий значительного и высокого риска (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/).

Для того, чтобы выяснить, грозят ли организации проверки ГИТ в ближайшее время, работодателю необходимо:

  • зайти на официальный сайт Роструда (rostrud.ru);
  • перейти по ссылке на план проверок (https://www.rostrud.ru/control/plani_proverok/);
  • выбрать одну из категорий риска;
  • выбрать регион;
  • проверить, включена ли организация в график проверок.

Основания для внеплановых проверок ГИТ

Статьей 360 ТК РФ содержат закрытый список оснований, в соответствие с которыми трудовая инспекция вправе провести внеплановую проверку работодателя. Виды внеплановых проверок можно условно разделить на 3 группы.

Группа 1 – Внеплановая проверка по истечению срока действия предписания ГИТ

При нарушении работодателем положений трудового законодательства ГИТ вправе выдать организации предписание об устранении выявленных нарушений. В срок, установленный предписанием, работодатель обязан предпринять меры по устранению нарушений и уведомить об этом ГИТ в письменном виде. В случае если по истечению срока действия предписания ответа от работодателя не поступило, ли сотрудниками трудовой инспекции необходимо на месте убедиться в факту устранения нарушений, ГИТ назначает внеплановую проверку.

Группа 2 – Внеплановая проверка по жалобе работника

Трудовое законодательство гарантирует гражданам соблюдение трудовых прав на рабочем месте. В случае нарушения работодателем положений ТК, сотрудник вправе подать жалобу в ГИТ.

Трудовая инспекция назначает внеплановую проверку в случае, если в адрес ГИТ поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем:

  • порядка оплаты труда (задержка выплаты заработной платы, неоплата переработок, т.п.);
  • обязательств по обеспечению безопасных условий труда (сотрудник работает в условиях, которые содержат угрозу жизни, здоровью, работодатель не обеспечил работника СИЗ в установленном порядке);
  • правил трудового распорядка (привлечение работника к сверхурочное работе без его согласия);
  • обязательств по обеспечению отдыха (отказ в предоставлении дней отпуска);
  • прочих условий, предусмотренных трудовым законодательством.

Кроме того, в 2018 году расширен список основании, в соответствие с которыми ГИТ может назначить внеплановую проверку. Речь идет о следующих нарушениях:

  • уклонение от заключения трудового договора;
  • ненадлежащее заключение трудового договора;
  • заключение договора ГПХ в случае, когда между работником и работодателем установлены трудовые отношения.

Если в трудовую инспекцию поступила жалоба от работника в отношении нарушения работодателем правил заключения трудового договора, то внеплановая проверка в ГИТ в таком случае производится незамедлительно, без предварительного уведомления работодателя.

Группа 3 – Внеплановая проверка по инициативе прокуратуры

Основанием для внеплановой проверки также может выступать приказ, подписанный руководителем органа ГИТ и составленный на основании требований прокуратуры, Правительства или Президента РФ.

Как проводится плановая проверка ГИТ

Плановая проверка ГИТ проводится в соответствие со следующими этапами:

  1. После присвоения организации определенной категории риска, ГИТ включает работодателя в график плановых проверок и публикует информацию на официальном сайте Роструда.
  2. Работодатель может в любое время ознакомиться с графиком плановых проверок ГИТ на сайте. Дополнительное письменное уведомление о предстоящей плановой проверке трудовая инспекция не направляет.
  3. Перед началом проверки орган ГИТ составляет приказ, в котором указывает цели и задачи проверки, а также период, в течение которого трудовая инспекция будет проверять работодателя. Бланк приказа можно скачать здесь ⇒ .
  4. Во время проверки ГИТ вправе запрашивать у работодателя необходимые документы, а также проводить осмотр производственных помещений, беседовать с сотрудниками, т.п.
  5. По окончанию проверки ГИТ оформляет акт, в котором описывает результаты проведенных мероприятий (бланк акта можно скачать здесь ⇒ ). В случае выявления нарушений, ГИТ выдает работодателю предписание о необходимости их устранений.

Проверка работодателя трудовой инспекцией по жалобе работника

При нарушении трудовых прав работник вправе оформить жалобу на работодателя в ГИТ, на основании которой трудовая инспекция назначает и проводит внеплановую проверку организации-работодателя.

Этап-1. Подача жалобы в ГИТ

Действующим законодательством не установлена форма, согласно которой работник обязан подать жалобу в ГИТ, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием:

  • наименования органа ГИТ, в который подается заявление;
  • информации о заявителе (ФИО, адрес, контактный телефон);
  • даты составления обращения.

При составлении жалобы работник должен.

  • указать место работы (должность, структурное подразделение, полное наименование работодателя), основания трудовых отношений (трудовой договор №___ от ____ года );
  • изложить суть претензии, опираясь на конкретные факты (например, зарплата за май 2018 выплачена с задержкой 20 дней ) и ссылаясь на нормативные документы (ТК, НК, ГК, т.п.);
  • приложить документальные основания, подтверждающие нарушение работодателя трудовых прав работника (например, банковская выписка с информацией о выплате зарплаты позже установленного трудовым договором срока ).

Для признания жалобы действительной обязательно наличие на документе собственноручной подписи работника.

Работник может подать жалобу, лично отправившись в территориальный орган ГИТ, либо оформив электронную заявку на сайте трудовой инспекции (https://онлайнинспекция.рф).

Срок подачи жалобы в ГИТ – не позже истечения 3-месячного срока с момента, когда работник узнал о нарушении собственных трудовых прав.

Этап-2. Назначение внеплановой проверки

ГИТ рассматривает заявление от работника в течение 30-ти календарных дней с момента обращения (жалобы о незаконном увольнении – в течение 10-ти дней).

По истечении установленного срока ГИТ назначает внеплановую проверку работодателя, а работнику направляет письменный ответ о мероприятии, предпринятом в отношении поступившей жалобы.

В общем порядке ГИТ обязана уведомить работодателя о внеплановой проверке не позже чем за 24 часа до ее начала. При этом трудовая инспекция может не уведомлять работодателя, если внеплановая проверка назначена в связи с:

  • причинением работнику вреда здоровью по вине работодателя;
  • уклонением работодателя от оформления трудового договора, ненадлежащее оформление трудовых отношений, т.п.

Данный порядок закреплен в ст. 360 ТК РФ.

Как проходят плановые проверки ГИТ в 2019 году, что проверяют инспекторы, а также о штрафах, налагаемых на работодателя при выявлении нарушений – расскажем в статье.

Читайте в статье:

Проверки ГИТ в 2019 году: что проверяют

В 2019 году Роструд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с базой ФГИС.

Предприятиям, которые не провели СОУТ, направят предостережение о недопустимости нарушения законодательства и дадут полгода на проведение спецоценки. Но такую отсрочку получат только те предприятия, нарушения в которых будут выявлены с помощью автоматизированной проверки. Организации, которые по истечении срока не проведут СОУТ, как и те, кого будут проверять в общем порядке, получат штраф по части 2 статьи 5.27.1 КоАП

Если вашей организации в 2019 году предстоит проверка ГИТ, к ней стоит подготовиться заранее: выявить и устранить все недочеты.

Служба ОТ должна быть на предприятии при количестве работающих свыше 50 человек (). Соответственно, должны быть оформлены и положение о службе охраны труда. Специалисты по ОТ должны соответствовать критериям профстандарта " ", утвержденного , и иметь действующее удостоверение.

Если численность штата компании менее 50 человек, руководитель вправе возложить обязанности ответственного по ОТ на себя или на одного из работников. В этом случае необходим приказ о возложении обязанностей.

В соответствии с нормами законодательства и в предусмотренных им ситуациях сотрудники должны направляться на медосмотры. Для подтверждения требуется копия заключения медицинской организации о состоянии здоровья каждого работника, справка о прохождении психиатрического освидетельствования и заключительный акт по итогам медосмотра.

Также в компании должны иметься:

  • договор с медицинской организацией на проведение медосмотров;
  • направления работников на медицинские осмотры;
  • календарный план прохождения работниками медосмотров;
  • список контингента и поименный список работников, подлежащих медосмотрам, который в 10-дневный срок после утверждения следует направить в Роспотребнадзор ().

Нередко именно отсутствие списка контингента становится поводом для наказания компании.

Обеспечение работников сертифицированными и декларированными СИЗ является обязанностью работодателя. в соответствии с типовыми нормами и по результатам СОУТ. Уход и хранение следует осуществлять по правилам, установленным нормативными актами. Нужно быть готовым представить испектору всю информацию по учету выдачи, хранения и уходу за СИЗ.

При проведении СОУТ важно правильно оформить всю требуемую законодательством документацию: отчет о проведении, карты СОУТ и т.д.

В организации надлежит вести . Все НС на производстве должны быть расследованы, разработаны мероприятия по устранению их причин, итоги расследования должны быть оформлены документально. Самый важный процесс по результатам расследования – проведение внеочередного тестирования знаний по ОТ руководителей и специалистов.

Риск-ориентированный подход при проверке трудовой инспекции

Концепция риск-ориентированного подхода была разработана с тем, чтобы освободить от излишних нагрузок предприятия, чья деятельность не представляет опасности для окружающей среды и людей, и усилить контроль за теми работодателями, чьи нарушения трудового права и правил производственной безопасности могут иметь серьезные последствия.

При этом учитываются два критерия:

1. Тяжесть негативных последствий в случае нарушения компанией нормативных требований.

2. Вероятность того, что нарушение будет допущено компанией.

При определении только класса опасности рассматривается лишь первый критерий.

С 1 июля 2018 года плановые проверки проводятся по чек-листам для всех предприятий, независимо от категории риска. За нарушение, выявленное по проверочному листу, инспектор выпишет уже не предупреждение, а предписание и штраф. Чтобы избежать таких последствий, следует хорошо подготовиться к к визиту инспектора. Для этого в разработан новый удобный сервис самопроверки, в котором собраны все чек-листы ГИТ К каждому чек-листу приложены шаблоны и образцы документов, которые должны быть в наличии в вашей организации. и воспользуйтесь этой возможностью.

Плановая проверка трудовой инспекции на 2019 год: порядок проведения

Порядок проведения проверок предприятий установлен федеральным законом №294-ФЗ от 26.12.2008 г., а также административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России №354н от 30.10.2012 г.

Перед началом мероприятия начальник подразделения трудовой инспекции, ведущего плановую проверку, издает по форме, утвержденной Распоряжение содержит информацию о разновидности проверки, цели и сроках. Проинформировать руководство компании инспектор обязан не позже, чем за 3 дня до начала. Плановые по большей части бывают выездными.

Копии всех затребованных документов, с печатью и подписью руководителя компании или уполномоченного им представителя, необходимо отправить в трудовую инспекцию в течении 10 дней с момента получения запроса (). Допускается предоставление в электронном виде, если у руководителя имеется квалифицированная .

В случае, когда инспектор увидит какие-либо несоответствия или ошибки в представленных материалах, он потребует предъявить пояснения в письменном виде, на это отводится 10 рабочих дней. Если предоставленные дополнительные данные не удовлетворят инспектора, он назначит выездную проверку, выпустив соответствующий приказ. Такой порядок устанавливает Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и пункты , утвержденного приказом Минтруда России № 354н. В случае непредоставления запрошенных трудовым инспектором данных работодатель понесет .

При выездной форме прежде всего инспектор должен предъявить руководству компании служебное удостоверение и распоряжение о проведении данного мероприятия. Инспектор вправе привлечь экспертов, но при условии, что у них нет трудовых или гражданско-правовых взаимоотношений с проверяемой организацией. Работодатель должен предоставить инспектору все необходимые материалы и доступ во все здания, помещения, к оборудованию, транспортным средствам и т.п.

Инспектор не имеет права осуществлять проверочные мероприятия, когда руководителя предприятия или его уполномоченного нет на месте. Работодатель же должен обеспечить присутствие при всех мероприятиях руководителя. В случае неисполнения этой обязанности он привлекается к ответственности по КоАП РФ.

Сроки проведения проверки Рострудом 2019

Общий срок

Продление срока

Вид проверки, при проведении которой возможно продление срока

Допустимый срок продления

Основание продления сроков

Порядок продления

Микропредприятие

не более 15 часов в год

Плановая выездная

не более чем на 15 часов

Необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований

Мотивированное предложение, подготовленное инспектором, проводящим проверку, подается руководителю трудовой инспекции, который принимает решение о продлении срока проверки.

Малое предприятие

не более 50 часов в год

не более чем на 50 часов

Работодатели, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

не более 20 рабочих дней

не более чем 20 рабочих дней

Работодатели, осуществляющие свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации

не более 60 рабочих дней

Устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению

Права и обязанности работодателя и инспектора

Права и обязанности

Основание

Права работодателя

– Присутствовать при проведении проверки;

– давать объяснения по вопросам, относящимся к её предмету;

– получать от инспектора информацию, которая относится к предмету;

– знакомиться с результатами;

– подтверждать в акте факт своего ознакомления с результатами и согласие (несогласие) с ними;

– отражать в акте свое согласие (несогласие) с действиями инспектора;

– обжаловать его действия (бездействие) в административном или судебном порядке;

– привлекать к участию федерального или регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Обязанности инспектора

– Соблюдать законодательство РФ, права и законные интересы работодателей;

– хранить государственную (служебную, коммерческую и т. п.) тайну, которая стала известна в ходе проверочных мероприятий (в т. ч. после увольнения);

– сохранять конфиденциальность источника жалобы на недостатки или нарушения трудового законодательства;

– воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе (если заявитель возражает против такого сообщения);

– своевременно предупреждать, выявлять и пресекать нарушения обязательных требований, установленных законодательством;

– проводить проверку на основании распоряжения (приказа) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;

– проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей;

– проводить выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения (приказа) о её проведении, копии документа о согласовании с прокуратурой (если такое согласование необходимо);

– не препятствовать работодателю присутствовать при всех мероприятих и давать разъяснения по его вопросам;

– предоставлять работодателю всю информацию и документацию, которые относятся к проверяемой теме;

– знакомить работодателя с результатами;

– учитывать, что мера ответственности должна соответствовать тяжести нарушения в зависимости от его потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, для животных, растений, окружающей среды, безопасности государства, для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

– не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов граждан и работодателей;

– доказывать обоснованность своих действий при обжаловании их работодателем;

– соблюдать сроки проверочных мероприятий;

– не требовать от работодателя материалы, представление которых не предусмотрено законодательством;

– перед началом проведения выездного мероприятия по просьбе работодателя ознакомить его с административным регламентом (при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;

– вносить в журнал учета проверок запись о проведенной.

Вероятно, каждому работодателю приходилось пережить такое малоприятное событие как инспекционная проверка, а тем, кто еще не знает всех нюансов, рано или поздно это предстоит. В помощь руководителям и HR-специалистам - консультация-памятка от Александра Южалина, консультанта Департамента трудового права «IPK Group».

Проверки органов государственного контроля могут быть инициированы по разным обстоятельствам, но требования и регламент всегда едины, и они установлены законодательством РФ.

Соответственно, результат проверки во многом зависит от того, насколько работодатель осведомлен о своих правах, насколько хорошо он владеет информацией о правилах, которые обязан соблюдать уполномоченный инспекционный орган.

В этой статье мы рассмотрим порядок прохождения проверки Государственной инспекции труда Российской Федерации (далее - ГИТ). Для начала определим ключевые требования, которые закон предъявляет к процедуре проверки организаций и инливидуальных предпринимателей государственными надзорными органами.

Вопросы, связанные с проверками трудовой инспекции регламентируются двумя основными нормативно-правовыми актами:

  • Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • Приказ Минтруда России от 30.10.2012 N 354н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Как известно, законодательство выделяет два вида проверок: плановая и внеплановая.

Плановая проверка

Такая проверка проводится в обязательном порядке государственными надзорными органами (в том числе ГИТ) с определенной периодичностью. Цель ее - выявить у юридического лица нарушения тех или иных требований закона. В рассматриваемом случае - несоблюдение норм трудового права.

Плановая проверка может быть как выездной, так и документарной. При документарной проверке организация или ИП должна направить проверяющему органу необходимый пакет документов по соответствующему распоряжению. Как правило, государственный орган ограничивается документарной проверкой.

Однако законом выделяются случаи, когда может быть инициирована выездная проверка. Так, согласно статье 12 Федерального закона N 294-ФЗ, выездная плановая проверка проводится в случаях, если при документарной проверке не представляется возможным:

  • удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и других документах юридического лица (индивидуального предпринимателя);
  • оценить соответствие деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя) обязательным требованиям закона без подтверждения на месте.

В отличие от документарной проверки, выездная проверка - как плановая, так и внеплановая - проводится по месту нахождения юридического лица (ИП) и/или по месту их фактической деятельности.

Узнать, будут ли проверять вашу организацию в этом году, можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ. Ежегодный сводный план плановых проверок утверждается Генпрокуратурой и публикуется в открытом доступе в срок до 31 декабря текущего календарного года. Чтобы найти свою компанию в едином реестре, достаточно набрать в поисковой форме ИНН, ОГРН или название (фамилию ИП).

Можно ли уйти от надзора

Необходимо помнить, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года (за исключением отдельных случаев - например, проверки в сфере здравоохранения).

Однако мало кто из работодателей знает: даже если организация включена в ежегодный план контрольных мероприятий, обязательной проверки можно избежать. Такая льгота установлена статьей 26.1 Федерального закона N 294-ФЗ. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не проводятся плановые проверки в отношении юридических лиц (ИП), отнесенных к субъектам малого предпринимательства в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Исключения составляют лишь частные случаи. Например, если ранее в отношении компании было вынесено и вступило в законную силу постановление об административном наказании за грубое нарушение.

В остальных случаях, обнаружив себя в едином реестре Генпрокуратуры, субъекты малого или среднего предпринимательства вправе подать в надзорный орган заявление с обоснованным требованием исключить компанию из плана проверок.

Внеплановые проверки

В отношении внеплановых проверок дела обстоят совсем иначе. Законным поводом для внеплановой проверки ГИТ могут стать практически любые выявленные факты несоблюдения работодателями положений трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе - нарушения требований по охране труда, повлекшие возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

Трудовая инспекция принимает во внимание:

  • сведения от органов государственной власти;
  • данные из средств массовой информации;
  • обращения и заявления граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
  • запросы работников о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте.

Кроме того, обоснованием считаются:

  • приказы (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданные в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законодательных норм по материалам и обращениям, поступившим в органы прокуратуры.

Как подтверждает практика, одним из самых распространённых поводов для внезапного визита трудовых инспекторов является жалоба работника о нарушении его трудовых прав. То есть, любое заявление работника, считающего, что его права были нарушены, поданное в соответствии с требованиями трудового законодательства, признается основанием для внеплановой проверки работодателя.

При этом необходимо учитывать, что анонимные заявления и обращения граждан не могут служить основанием для внеплановой проверки.

Полномочия инспекторов не безграничны

Важно знать об ограничениях и требованиях, которые закон устанавливает для надзорного органа при проведении всех видов проверок - как плановых, так и внеплановых.

Ограничения по продолжительности мероприятий. Любая проверка не может длиться больше 20 рабочих дней. В течение одного года общий срок проведения плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.

Ограничения по срокам извещения о начале проверки . Орган муниципального контроля должен уведомить юридическое лицо или индивидуального предпринимателя о предстоящей плановой проверке не позднее, чем за 3 рабочих дня до ее начала. Копия распоряжения или приказа руководителя направляется заказным почтовым отправлением с обязательным уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой выездной проверки надзорные органы обязаны предупреждать не менее чем за 24 часа до ее начала, уведомление вручается любым доступным способом.

Проверяющий инспектор непременно запросит документы для анализа, по результатам которого будет сделан вывод, нарушает ли работодатель какие-либо нормы закона. При запросе тех или иных документов необходимо удостовериться, относятся ли они к предмету проверки. Закрытый перечень документов, которые инспектора имеют право запрашивать у работодателя, законом не установлен.

Что проверяют в первую очередь

На практике можно выделить основные документы, которые с большей долей вероятности запросит инспектор. Прежде всего, к ним относятся:

  • трудовые договоры и соглашения к ним;
  • трудовые книжки;
  • штатное расписание;
  • графики отпусков;
  • личные карточки работников;
  • книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • табели учета рабочего времени;
  • локальные нормативные акты (в первую очередь - Правила внутреннего трудового распорядка, локальный акт по оплате труда);
  • приказы по основной деятельности и по личному составу.

Но, как отмечалось ранее, данный перечень документов открыт. Это означает, что инспектор вправе потребовать и другой документ, относящийся к предмету проверки. Тем не менее, для минимизации рисков первым делом надо привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вышеуказанные кадровые документы.

Как действовать во время проверки

Итак, вернемся непосредственно к самой процедуре проверки. Работодателю рекомендуется:

1) потребовать предъявления служебного удостоверения должностных лиц, которые прибыли с проверкой, и убедиться, что эти специалисты имеют право действовать от имени государственной трудовой инспекции;

2) получить заверенную печатью копию распоряжения (приказа) руководителя (заместителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки*.

*Напомним, что распоряжение (приказ) руководителя проверяющего государственного надзорного органа, является основанием к проведению проверки.

При предъявлении копии данного документа работодателю следует внимательно ознакомиться с его содержанием. В частности, важно изучить:

  • правовое обоснование самой проверки;
  • список непосредственных участников проверяющей бригады;
  • срок, в течение которого проводится проверка;
  • документы, которые будут анализироваться в процессе проверки.

Следует помнить, что проверка, инициированная в целях исполнения государственной функции, не может проводиться, а уже начатая должна быть прекращена, если установлено:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • предмет проверки не соответствует полномочиям Роструда и его территориальных органов.

3) непосредственно присутствовать во время проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к ее предмету;

4) знакомиться с результатами и подтверждать свою осведомленность в акте проверки: в частности, выражать согласие или несогласие с выводами инспектора и отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля;

5) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора) в административном и/или судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.

Проверка завершается: что важно помнить?

Не менее внимательно следует подойти к вопросу оформления документов по окончании проверки.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место его составления;

2) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

3) дата и номер распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля;

4) фамилии, имена, отчества и должности специалистов, проводивших проверку;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица;

6) дата, время, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, о наличии их подписей или об отказе от подписи;

9) сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;

9) подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

Разумеется, контролируя составление итогового акта, крайне важно проявить предельную ответственность, и если возникнут замечания и возражения - непременно сделать отметку.

Где «спотыкаются» трудовые инспекторы

Проверяющие органы чаще всего допускают такие оплошности:

  • отсутствуют основания для проведения проверки;
  • нарушаются сроки начала или окончания проверки;
  • уведомление о начале проверки не поступает в установленный срок;
  • проверка начинается без распоряжения или приказа руководителя контролирующего органа;
  • запрашиваются документы, не относящиеся к предмету проверки;
  • не предоставляется для ознакомления акт проверки;
  • инициируется плановая проверка юридического лица (ИП), не включенного в ежегодный план.

Любая из вышеперечисленных ошибок инспектора будет основанием для того, чтобы признать недействительными результаты проверки.

Итак, учитывая судебную и инспекционную практику, можно сделать однозначный вывод. Результат каждой проверки в очень большой степени зависит от грамотного подхода проверяющего органа и корректного оформления всех необходимых документов. По большому счету, этот результат выражается в том, будет ли работодатель привлечен к административной ответственности или нет.

Соответственно, знание своих прав, тщательный контроль действий должностных лиц, правильное оформление документов многократно увеличивает шансы работодателя выйти победителем по окончании проверки. Ведь любое отступление проверяющего органа от буквы закона может сыграть ключевую роль в вопросе привлечения к административной ответственности - особенно если учесть, что в последнее время государственная инспекция по труду привлекает работодателей к ответственности за каждый отдельный случай нарушения трудового законодательства. Таким образом, возможность обжаловать действия инспектора, который сам не соблюдает требования закона, может помочь сэкономить сотни тысяч рублей.

Александр Южалин, консультант Департамента трудового права « IPK Group », специалист по вопросам трудового законодательства